Роль ударения
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Презентация к уроку-путешествию по обучению грамоте в 1 классе на тему "Смыслоразличительная роль ударения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_11_sent.docx | 82.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»
Цель:
Создать условия для формирования представления об ударении, ударном и безударном слогах, развития умение находить в слове ударный слог. | |
Задачи: 1. познакомить учащихся с понятием «ударение », «ударный слог»; 2. рассмотреть смыслоразличительную роль ударения; 3. закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; 4. развивать фонематический слух, память, внимание; |
5. содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
6. актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Ход урока
- Организационный момент
Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Дыхательная, артикуляционная и фонематическая разминка
- Дыхательное упражнение «Свеча» Слайд 2
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
- Сообщение темы, цели урока Слайд 3
- Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведет меня в этом путешествии. А поплывем мы вот на этом кораблике.
Вот он кораблик из легкой коры –
Для трудных походов, нелегкой игры.
На этом кораблике под парусами,
Мы в дальние дали отправимся с вами.
Мы всех, кто захочет, с собою возьмем.
Ну, что же согласны? Решили? Плывем!
Слайд 4
- Итак, нам предстоит путешествие по морю Слов, на удивительный, таинственный остров, правит которым добрый Волшебник. Чтобы узнать имя этого волшебника, выполним задание: отгадаем загадки и узнаем, из каких букв состоит его имя.
Загадка 1: Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь букву..У
Загадка 2: Дельфин, весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву..Д
Загадка 3: Буква первая, друзья,
В алфавите — это... А
Загадка 4: Рак — речной усатый рак.
Учится он кое-как.
Не бери с него пример,
А запомни букву... Р
Загадка 5: Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву... Е
Загадка 6: Носорог нашёл носок,
Но надеть его не смог.
Он к носку попался в плен
На картинке с буквой ...Н
Загадка 7: Индюки и индюшата
Интересные ребята.
На индюшек посмотри
И запомни букву...И
Загадка 8: Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву...Е
Слайд 5
- Теперь вы знаете, что цель нашего путешествия – остров, на котором мы познакомимся с Волшебником Ударение и попытаемся узнать его главные секреты.
4. Актуализация опорных знаний
- Для того, чтобы отправиться в путь, необходимо получить пропуск на корабль.
Помогите мне закончить фразы:
- Наша речь состоит из … (предложений).
- Речь бывает… (устной и письменной).
- Слова делятся на…(слоги).
- Предложения состоят из … (слов).
Задание: составить предложение со словом корабль, чтобы оно соответствовало схеме. Слайд 6
.
Задание: посчитайте количество слов в предложении.
Наш корабль готов отплыть.
Составьте его схему. Как обозначить начало предложения? Как показать, что мысль закончена? (Работа с раздаточным материалом).
- А из чего состоят слова? (Из слогов)
Задание: слово, изображенное на картинке, разделить на слоги; показать цифру, соответствующую количеству слогов. (работа с раздаточным материалом)
Слайд 7
Море, парусник, капитан, штурвал, чайка, шторм, якорь.
Вот отчалили мы от причала,
Наш корабль волна закачала,
И задул ветерок в паруса.
Обещая в пути чудеса.
- Изучение нового материала
Слайд 8,9
- Вот мы с вами и на таинственном острове Волшебника Ударение. Посмотрите, в каком большом и красивом замке он живет. Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но, что это такое, ворота замка закрыты ! Открыть их можно только разгадав тайну.
ЗАМОК ЗАМОК
- Давайте попробуем прочитать эти слова. Что можете сказать про эти слова? Давайте разделим эти слова на слоги. Составим схему каждого слова.
Что вы заметили?
Слайд 10
- Как вам кажется, это одинаковые слова? А предметы? А что же нам поможет не спутать эти похожие слова? Сейчас попробуем открыть тайну.
Наблюдение за ударением ( демонстрация опыта со свечой) Слайд 11
- Ребята, сейчас вам нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас я буду произносить слова, а вы следите за огоньком свечи. Наблюдайте, сколько раз в каждом слове оно качнется.
Учитель произносит слова: ДОМ, ШКО-ЛА, МА-ЛИ-НА (четко произносить по слогам, огонек должен реагировать на каждый слог)
- Кто из вас оказался самым внимательным, сможет мне сказать, сколько же раз колыхнулось пламя свечи в первом (втором, третьем) слове?
- Почему пламя мигало по-разному ?
- А сейчас снова внимательно следите за огоньком.( учитель произносит слово маЛИна четко выделяя только ударный слог, огонь должен погаснуть)
- Как вы думаете, почему пламя погасло, хотя слово я не успела договорить? ( Выдохнула больше воздуха, произнесла с большей силой, т.е с ударением)
- Что же такое ударение? ( Часть слова, которая произносится с большей силой голоса)
- Итак, мы узнали , что такое ударение. Но главные ворота замка до сих пор закрыты.
Физкультминутка.
На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)
Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)
Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)
Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)
Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)
И открыли! (разомкнуть руки)
Слайд 12
Давайте снова посмотрим на наши картинки , слова и схемы. Помните, мы сказали, что эти два слова очень похожи, но предметы они обозначают совершенно разные. Что же нам помогает не спутать эти слова?
Давайте попробуем определить ударение в словах. ЗАМОК, ЗАМОК.
Учитель предлагает детям попробовать слова «позвать» к себе, произнося нараспев.
- Какой слог выделяли голосом в первом слове? Во втором слове?
- Какой вывод можем с вами сделать? (Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением.)
- Ребята , а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении? Правильно, его называют ударным. Ударение на схеме будем обозначать так: .
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем.
- Закрепление изученного Слайд 13
- Посмотрите, вот и открылись ворота замка. И навстречу нам пожаловал сам волшебник Ударение. Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.
- Волшебник Ударение очень любит играть в прятки. Давайте будем очень внимательными и постараемся найти его в каждом слове.
Слайд 14
Картинки: лиса, собака, кот, лошадь, волк, медведь, корова, жеребенок.
Задания : 1. разделить слова на слоги ( работа в парах)
2. постановка ударения, определение ударного слога ( коллективная работа)\
- Давайте посмотрим на то, что у нас получилось, сделайте вывод, какой слог в слоге может быть ударным?
- Сколько слогов может быть в слове?
- Сколько ударных слогов бывает в слове? ( в слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов)
- Подведение итогов. Рефлексия
- Вот и пришло время покидать этот удивительный остров. Но волшебник Ударение теперь будет приходить к нам в гости очень часто.
- Давайте вспомним, какие тайны нам открыл волшебник Ударение. Чему вы научились на таинственном острове?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.
Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...
Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение ставить ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...
Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...
Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...
Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»
Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.» Цель : Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.Задачи:Развивать фонем...
занятие по русскому языку ( с элементами исследования) Ударение. Роль ударения в слове. Омографы. 5 класс 2015г
Ударение. Роль ударения в слове. Омографы. 5 класс 2015г...
Коспект логопедического занятия "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"....