Роль ударения
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ратушина Екатерина Геннадьевна

Презентация к уроку-путешествию по обучению грамоте в 1 классе на тему "Смыслоразличительная роль ударения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_11_sent.docx82.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме  «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»

Цель:

  Создать условия для формирования  представления об ударении, ударном и безударном слогах, развития  умение находить в слове ударный слог.

Задачи:

1.  познакомить учащихся с понятием «ударение », «ударный слог»;

2.   рассмотреть смыслоразличительную роль ударения;

3.   закрепить умение делить слова на слоги,  определять количество слогов в слове;

4.   развивать фонематический слух, память, внимание;

5.  содействовать развитию  умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;

6.   актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.

Ход урока

  1. Организационный момент

Каждый день, всегда, везде:

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Дыхательная, артикуляционная и фонематическая  разминка

  • Дыхательное упражнение «Свеча»                     Слайд 2

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте  перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

  1. Сообщение темы, цели урока              Слайд 3     

- Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведет меня в этом путешествии. А поплывем мы  вот на этом кораблике.

 Вот он кораблик из легкой коры –

Для трудных походов, нелегкой игры.

На этом кораблике под парусами,

Мы в дальние дали отправимся с вами.

Мы всех, кто захочет, с собою возьмем.

Ну, что же согласны? Решили?  Плывем!  

Слайд 4

- Итак, нам  предстоит  путешествие по морю Слов, на удивительный, таинственный остров, правит  которым  добрый Волшебник.  Чтобы узнать имя этого волшебника, выполним  задание: отгадаем загадки и узнаем, из каких букв состоит его имя.

Загадка 1: Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь букву..У

  Загадка 2: Дельфин, весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву..Д

Загадка 3: Буква первая, друзья,
В алфавите — это... А

Загадка 4: Рак — речной усатый рак.
Учится он кое-как.
Не бери с него пример,
А запомни букву... Р

Загадка 5: Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву... Е

Загадка 6: Носорог нашёл носок,
Но надеть его не смог.
Он к носку попался в плен
На картинке с буквой ...Н

Загадка 7: Индюки и индюшата
Интересные ребята.
На индюшек посмотри
И запомни букву...И

Загадка 8: Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву...Е

                     Слайд 5

- Теперь вы знаете, что цель нашего путешествия – остров, на котором мы познакомимся с Волшебником Ударение и попытаемся узнать его главные секреты. 

4. Актуализация опорных знаний

- Для того, чтобы отправиться в путь, необходимо получить пропуск на корабль.

Помогите мне закончить фразы:

  • Наша речь состоит из … (предложений).
  • Речь бывает… (устной и письменной).
  • Слова делятся на…(слоги).
  • Предложения состоят из … (слов).

Задание: составить предложение со словом  корабль,  чтобы оно соответствовало схеме.                                                 Слайд 6

                                                                                                                        .

Задание: посчитайте количество слов в предложении.

Наш корабль готов отплыть.

 Составьте его схему.  Как обозначить  начало предложения?  Как показать, что  мысль закончена?  (Работа с раздаточным материалом).

                                                                       

- А  из чего состоят слова? (Из слогов)

Задание: слово, изображенное  на  картинке, разделить на  слоги;  показать цифру, соответствующую количеству слогов. (работа с раздаточным материалом)

Слайд 7

Море,  парусник,  капитан,  штурвал, чайка,  шторм, якорь.

Вот отчалили мы от причала,

Наш корабль волна закачала,

И задул ветерок в паруса.

Обещая в пути чудеса.

  1. Изучение нового материала

Слайд 8,9

-  Вот мы с вами и на  таинственном острове Волшебника Ударение.  Посмотрите, в каком большом и красивом замке он живет. Попасть в этот замок можно только через главные ворота.  Но, что это такое, ворота замка  закрыты !  Открыть их можно только разгадав  тайну.

D:\Natalia\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\57816583_1.jpg

D:\Natalia\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\lock_shlp1.gif

                                                         

                                                             ЗАМОК                                                    ЗАМОК

-  Давайте попробуем прочитать эти слова.  Что можете сказать про эти слова? Давайте разделим эти слова на слоги.  Составим схему каждого слова.

 Что вы заметили?              

Слайд 10

- Как вам кажется,  это одинаковые слова?  А предметы?  А что же нам поможет не спутать эти похожие слова?   Сейчас попробуем открыть тайну.

Наблюдение за ударением ( демонстрация опыта со свечой)          Слайд 11

- Ребята, сейчас вам нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас я буду произносить слова, а вы следите за огоньком свечи. Наблюдайте, сколько раз  в каждом слове  оно качнется.

Учитель произносит слова: ДОМ, ШКО-ЛА, МА-ЛИ-НА (четко произносить по слогам, огонек должен реагировать на каждый слог)

- Кто из вас оказался самым внимательным, сможет мне сказать, сколько же раз колыхнулось  пламя свечи в первом (втором, третьем)  слове?

- Почему пламя мигало по-разному ?

- А сейчас снова внимательно следите за огоньком.( учитель произносит  слово  маЛИна четко выделяя только ударный слог, огонь должен погаснуть)

- Как вы думаете, почему пламя погасло, хотя слово я не успела договорить? ( Выдохнула больше воздуха, произнесла с большей силой, т.е с ударением)

- Что же такое ударение? ( Часть слова, которая произносится с большей силой голоса)

- Итак, мы узнали , что такое ударение. Но главные ворота замка до сих пор закрыты.

Физкультминутка.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

 Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

 Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

 Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

 Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

 И открыли! (разомкнуть руки)

Слайд 12

Давайте снова посмотрим  на наши картинки , слова и схемы.  Помните, мы сказали, что эти два слова очень похожи, но предметы они обозначают совершенно разные. Что же нам помогает не спутать эти слова?

 Давайте  попробуем определить ударение в словах.  ЗАМОК, ЗАМОК.

 Учитель предлагает детям попробовать слова  «позвать» к себе, произнося нараспев.

- Какой слог выделяли голосом в первом слове?  Во втором слове?

- Какой вывод можем с вами сделать?  (Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением.)

D:\Natalia\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\57816583_1.jpg

D:\Natalia\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\lock_shlp1.gif

        

- Ребята , а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении?  Правильно, его называют ударным. Ударение  на схеме будем обозначать так:          .

Мы в слове слог ударный

Найдем  элементарно.

А когда его найдем,

Громче всех произнесем.

  1.  Закрепление изученного                  Слайд 13

- Посмотрите,  вот и открылись ворота замка. И  навстречу  нам пожаловал сам волшебник Ударение. Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться. 

- Волшебник Ударение очень любит играть в прятки. Давайте будем очень внимательными и постараемся найти его  в каждом слове.

Слайд 14

Картинки: лиса, собака, кот, лошадь, волк, медведь, корова, жеребенок.

Задания :  1.  разделить слова на слоги  ( работа в парах)

                   2.  постановка ударения, определение ударного слога ( коллективная работа)\

- Давайте посмотрим на то, что у нас получилось, сделайте вывод, какой слог в слоге может быть ударным?

  - Сколько слогов может быть в слове?

- Сколько ударных слогов бывает в слове? ( в слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов)

  1. Подведение итогов. Рефлексия

- Вот и пришло время покидать этот удивительный остров. Но волшебник Ударение теперь будет приходить к нам в гости очень часто.

- Давайте вспомним, какие тайны нам открыл волшебник Ударение. Чему вы научились на таинственном острове?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...

Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...

Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»

Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.» Цель :  Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.Задачи:Развивать фонем...

Коспект логопедического занятия "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Конспект  подгруппового логопедического занятия по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"....