И.А. Крылов «Квартет» (УМК «Перспектива», 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Хотенко (Гаврилова) Виктория Игоревна

Цели деятельности учителя: знакомство с басней И.А. Крылова; формирование понимания морали басни, формирование умения читать басню по ролям.

Планируемые результаты:

Предметные:

· знать сведения об авторе; мораль басни; понятие «басня» и её характерные признаки;

· уметь находить мораль произведения; читать по ролям.

Личностные:

· осознавать мораль басни и стремиться к преодолению своих пороков;

· проводить самооценку своих действий, поступков;

· устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 21.02.2019.

ФИО учителя

Школа: 104

ФИ студента: Гаврилова В.

Класс: 3

ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: И.А. Крылов  «Квартет»

Цели деятельности учителя: знакомство с басней И.А. Крылова;  формирование понимания морали басни, формирование умения читать басню по ролям.

Планируемые результаты:

        Предметные:

  • знать сведения об авторе; мораль басни; понятие «басня» и её характерные признаки;
  • уметь находить мораль произведения; читать по ролям.

        Личностные:

  • осознавать мораль басни и стремиться к преодолению своих пороков;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие нового знания»

Оборудование:  Учебник Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А.«Литературное чтение» 3 класс,  2 часть (УМК «Перспектива»), презентация, раздаточный материал: карточки.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1 мин

  • Доброе утро, меня зовут Виктория Игоревна.
  • Сегодня на уроке будем
    Думать, размышлять,
    На вопросы
    отвечать,

Выразительно читать.

Приветствуют учителя.

Р: Выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

2.

Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Словесный:

учебный диалог

Практический:

тест

5

 мин

  • Прочитайте слова на слайде, о ком они?

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша боль.

И не забудут этой боли,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Как вы думаете, о ком написаны эти строки?

Эти строки написаны поэтом Пётром Андре́евичом Вя́земским о русском баснописце Иване Андреевиче Крылове.

Мы с вами уже знакомы с некоторыми его произведениями? Назовите их.

К какому жанру они относятся?

Давайте обобщим знания об этом жанре с помощью теста.

Поменялись тестами и по слайду проверили выполнение теста друг у друга.

1В; 2В; 3А; 4Б; 5А; 6Б; 7А

Все справились с тестом? Есть над чем еще работать?

Читают со слайда.

О И.А. Крылове

К басне.

Выполняют тест и осуществляют проверку.

Р: формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

К: формировать умение отвечать на поставленный вопрос; формировать умение аргументировать свои высказывания; формировать умение четко выражать свои мысли;

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

2 мин

  • Вы знаете, как называется музыкальный коллектив, состоящий из двух людей? А из трёх? А как называется коллектив, состоящий из четырёх людей?
  • Как думаете, какая тема нашего урока?
  • Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Квартет».

Какую цель для себя вы поставите на урок.

- Дуэт.

- Трио.

- Квартет.

- Квартет.

- Продолжать знакомиться с творчеством И. А. Крылова.; ознакомиться с басней «Квартет».

Р: ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Практический: аудирование

Словесный: учебный диалог

7 мин

  • Впервые басня «Квартет» была напечатана в 1811 году, но злободневна и по сей день

Сейчас, ребята, вы послушаете «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела – музыканты.

- Сядьте удобнее, расслабьтесь.

- Какая прозвучала музыка?

- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Мы услышали, как звучит музыка в исполнении талантливых музыкантов, а каков был Квартет в басне узнаем, послушав басню в исполнении актера М.М. Козакова.

Слушая басню, определите, сколько действующих лиц участвуют в ней?

Прослушивание басни.

 Так, сколько же действующих лиц в басне «Квартет» ?

- А можете их назвать?

- О ком и о чём эта басня?

.

Нежная, спокойная.

- 5.

- Проказница-Мартышка, Козёл, Осёл, Косолапый Мишка, Соловей.

О зверях, которые решили сыграть квартет.

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тестовой форме

5.

Первичное закрепление

Практический:

работа с учебником

Словесный:

учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Практический:

работа с карточкой

Работа в парах

4 мин

  • Прочитайте, карандашом отметьте непонятные вам слова и найдите их значение в словаре. Прочитайте.

- Подумайте, на сколько частей можно разделить эту басню?

Просмотрите глазами текст и определите границы частей басни.

- Где заканчивается 1 часть?

- А сейчас мы с вами попробуем разобраться в басне.

- Какие животные участвуют в квартете?

Возьмите карточки

В парах дайте характеристику этим животным. На карточке соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с его особенностями).

ФИЗМИнУТКА

На 2.

Там где заканчивается основное повествование. 2 часть — мораль.

К: участвовать в обсуждениях, работая в паре; стремиться договариваться, приходить к общему решению

Р: выполнять действия в устной и письменной форме.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:

учебный диалог

Практический:

работа с учебником

Наглядный: презентация

6 мин

  • А речь, только каких животных звучит в басне?

Почему именно к Соловью обратились герои басни?
Имеет ли право этот герой поучать всех остальных?
- Ребята, в чём пытается убедить Соловей героев басни?

  • Давайте подготовимся к выразительному чтению басни. Характеристика, которую мы дали героям, поможет нам при чтении.

I ряд – найдет и подготовит чтение слов Мартышки:

II ряд – найдет и подготовит чтение слов Осла

III ряд – найдет и подготовит чтение слов Соловья

Обратите внимание на слайд, вам дана помощь как читать слова того или иного героя.

I ряд - читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.

II ряд – читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.

III ряд - читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.

  • Давайте попробуем прочесть эту басню по ролям. Какая роль у нас добавится?

Назначает на роли.

 

Cоловей, Мартышка, осел.

Соловей самая музыкальная птичка.

Что без таланта и способностей любое дело будет идти плохо.

- Автора.

Читают стихотворение, следят за текстом.

П: ориентироваться в своей системе знаний

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный:

учебный диалог

2 мин

В чьи уста Крылов вложил слова морали?

В чем ее основная ее мысль?

- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей?

- Кого высмеивает Крылов в этой басне?

- Соловья.

Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить, которая рушится в мгновенье. 

Всех болтунов, способных только на слова, а не на дело. 

П: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

8.

Рефлексия деятельности  

Словесный:

учебный диалог

3 мин

  • Вспомните какую цель ставили на урок? Достигли ее?

С какой басней И.А. Крылова мы познакомились?

Какой человеческий недостаток высмеивает автор?

  • Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

«Урок дал мне для жизни…..»

  • Домашнее задание: Выучить басню наизусть.

 Отвечают на вопросы.

- Квартет.

- Хвастовство.

Записывают домашнее задание.

Л: ориентация на понимание предложений и оценок учителем; понимания причин успеха в учёбе

Р: научиться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта — наша боль. И не забудут этой боли, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят . П.А.Вяземский

Слайд 3

1 В ; 2 В ; 3 А ; 4 Б ; 5 А ; 6 Б ; 7 А

Слайд 4

Тема урока: И.А. Крылов «Квартет»

Слайд 6

Пленять – очаровывать. Альт – музыкальный смычковый инструмент немного больше скрипки. Бас – самый низкий голос (контрабас). Прима – инструмент, играющий главную роль в оркестре (скрипка). Втора – второй по важности инструмент в оркестре.

Слайд 7

Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое Козел- лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”) Осел - упрямый, туповатый Косолапый Мишка - неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом

Слайд 8

I ряд – читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая. II ряд – читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды. III ряд – читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ

Выберите   правильный ответ  

1. Басня  – это: 

А        краткий рассказ;

Б        поучительный рассказ;

В        краткий иносказательный рассказ поучительного характера

2. Человека, который пишет басни называют

   А       поэт

   Б        писатель

   В        баснописец

3.  Басни писались с целью:

А        высмеять пороки людей

Б        научить правильному поведению

В        показать пример для подражания

4. Форма речи басни носит:

А        прямое значение

Б        иносказательное значении    

5. В басне:

А        есть вывод – мораль

Б        вывода нет, каждый придумывает его сам.

В        вывод не нужен.

6. В чём успех басен И.А.Крылова?

А        Они высмеивают не людей, а животных.

Б        Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.

В        Они высмеивают только богатых людей.

7. Мораль басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» такова:  

А        «Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Б        «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа»

В        «Хоть видит око, да зуб неймет.»

ТЕСТ

Выберите   правильный ответ  

1. Басня  – это: 

А        краткий рассказ;

Б        поучительный рассказ;

В        краткий иносказательный рассказ поучительного характера

2. Человека, который пишет басни называют

   А       поэт

   Б        писатель

   В        баснописец

3.  Басни писались с целью:

А        высмеять пороки людей

Б        научить правильному поведению

В        показать пример для подражания

4. Форма речи басни носит:

А        прямое значение

Б        иносказательное значении    

5. В басне:

А        есть вывод – мораль

Б        вывода нет, каждый придумывает его сам.

В        вывод не нужен.

6. В чём успех басен И.А.Крылова?

А        Они высмеивают не людей, а животных.

Б        Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.

В        Они высмеивают только богатых людей.

7. Мораль басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» такова:  

А        «Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Б        «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа»

В        «Хоть видит око, да зуб неймет.»

Проказница- Мартышка

упрямый, туповатый

Козел

неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

Осел

существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

Косолапый Мишка

лишенный всяких музыкальных способностей

Проказница- Мартышка

упрямый, туповатый

Козел

неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

Осел

существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

Косолапый Мишка

лишенный всяких музыкальных способностей

Проказница- Мартышка

упрямый, туповатый

Козел

неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

Осел

существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

Косолапый Мишка

лишенный всяких музыкальных способностей

Проказница- Мартышка

упрямый, туповатый

Козел

неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

Осел

существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

Косолапый Мишка

лишенный всяких музыкальных способностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов "Квартет"

Сценарий басни для выступления школьникам младшего возраста...

Урок литературного чтения И.А.Крылов "Квартет"

Урок литературного чтения для 3 класса И.А.Крылов "Квартет" по учебнику "Живое слово" З.И.Романовской...

Урок по теме И.А.Крылов "Квартет"

представлен конспект урока и презентация к уроку...

Разработка урока литературного чтения по теме: «Квартет» И. А. Крылов. Инсценирование произведения. «Перспектива», 3 класс (С применением Сингапурских технологий)

.Цели:-уяснить с учащимися жанровую особенность произведения;- определить характеры героев, увидеть положительные и отрицательные их стороны.Задачи:- познакомить учащихся с литературным тропом «аллего...

Разработка урока литературного чтения для учащихся 3 класса на тему "Наш театр. И.А. Крылов "Квартет". Инсценирование".

Материал предназначен для учителей начальных классов. Разработку урока можно использовать для проведения урока литературного чтения в 3 классе. Урок разработан с учётом требований ФГОС НОО. Работ...

Конспект урока литературного чтения на тему: "И. Крылов. Квартет" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с басней И.А. Крылова «Квартет»; формирование умений: анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности басни; осознанно и выразитель...

конспект урока по литературному чтению 3 класс "И. Крылов. "Квартет"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: И.Крылов «Квартет». Иллюстрация В.Серова.Цели деятельности учителя: знакомство с басней И.А.Крылова «Квартет»; форми...