II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Попадали ли вы под дождь? – Где это было? – Когда это было? – Что вы в это время чувствовали, ощущали, слы- шали? – А как пахнет дождь? – Похож ли шум дождя на музыку? – Дождь можно увидеть, услышать, ощутить его запах. Художники, музыканты представили нам свое видение дождя. Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото – ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот. А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? – Сегодня на уроке мы познакомимся с дождем А. А. Фета. Поэт создал свой дождь – весенний | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
– Дождевая капля – дождевая нота.
2–3 ученика выполняют словесное рисование дождя.
– Сегодня на уроке проанализируем стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь»; научимся составлять образную картину; составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь. – При помощи слов поэты могут нарисовать дождь | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Знакомство с творчеством поэта | Рассказывает биографию поэта. – А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как представителя «чистого искусства», осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворения. Как писал сам А. А. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни», он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей», и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности | Слушают учителя. Задают вопросы. Объясняют значения новых слов: Лирический герой – это тот человек, чьи мысли, чувства изображаются в лирическом произведении. Метр – стихотворный размер. Гармоничный – благозвучный, стройный. Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. Ассонанс – повтор ударных гласных звуков внутри стиха. Аллитерация – повтор согласных звуков | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
IV. Анализ стихотворения «Весенний дождь» | Организует самостоятельное чтение стихотворения, повторное чтение стихотворения вслух. Проводит беседу после чтения. – Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Прочитайте строчки, из которых видно, что дождь начинается исподволь, незаметно.
– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прочтении стихотворения?
– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? Сколько строк? – Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать динамику и движение. – Как вы понимаете слово «завеса»?
– Какое художественно-изобразительное средство применил автор во 2-й строфе 2-го четверостишия? – Обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Прочитайте строчки стихотворения, в которых наступление дождя противопоставлено этому покою. – Найдите в стихотворении эпитет и сравнение. – Краски, звуки, запахи – все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира. Очень простое по своему синтаксическому построению и по наличию художественных средств, используемых автором, стихотворение является живым подтверждением известной мысли о том, что все гениальное просто. Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения. – В какие цвета окрашена картина? Какими словами они переданы? – Какие звуки мы слышим во второй строфе?
– Какие художественные средства помогают понять смысл стихотворения?
– Подготовьтесь к выразительному чтению | Читают и перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.
Читают строчки стихотворения: Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли, Стоит за ней опушка леса. Записывают в тетрадь образный ряд стихотворения А. А. Фета «Весенний дождь»: окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно. – Глаголы помогают автору показать движение. В тексте 10 глаголов.
– Завеса – большое полотнище, служащее для завешивания, загораживания чего-либо; занавес. – А. Фет использует в тексте метафору: «качаясь, движется завеса». – Сравнение и эпитет («будто в золотой пыли») производят впечатление прозрачности и тепла, а дальнейшая картина создает ощущение чистоты и свежести.
– В первой строфе преобладает желто-золотой цвет: «светло», «солнце», «блещет». – Во второй строфе картина меняется, а в третьей появляются резкие звуки в словах «брызнули», «барабанит». Мы слышим нарастающий шум дождя. – Лирический герой этого стихотворения видит и ценит красоту в природе, он заставляет и нас, читателей, следить за тончайшими изменениями в окружающем мире и поражаться им снова и снова | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Строить понятные для собеседника высказывания. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре |
V. Анализ стихотворения «Бабочка» | Организует самостоятельное чтение стихотворения, повторное чтение стихотворения вслух. Проводит беседу после чтения. – Отгадайте загадку: не птичка, а с крыльями. – Подберите синоним к слову «сверкнув». – Подберите антоним к слову «спешу».
– От чьего имени написано стихотворение? – Какою изображена бабочка? Опишите ее. – Не напоминает ли вам ритм этого произведения порхание бабочки, рисунок ее полета? Объясните. – Какой тон, какая интонация более всего подойдут при чтении стихотворения? – Подготовьтесь к выразительному чтению | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
– Бабочка. Объясняют значения слов: Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет. Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким, гладким и густым ворсом. – Стихотворение написано от имени бабочки. – Бабочка мила.
– Создается впечатление, что бабочка летит вверх, а потом вниз | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию |
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Получилась ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании? – Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям? – Достигли мы целей, поставленных в начале урока? – Оцените себя, назовите одноклассника, чья работа на уроке была хорошей | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |