Русская народная сказка"Ежик и лиса"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Москвина Татьяна Cергеевна

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе, в котором использована педагогическая технология "Развитие критического мышления через письмо и чтения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по

литературному чтению в 1 классе  

Педагогическая технология «Развитие критического мышления через письмо и чтение»

Стратегия  «Чтение с остановками»

Прием: «Мозговой штурм», синквейн.

Тема: Русская народная сказка «Ёжик и лиса».

Тип урока: урок изучения нового материала.

УМК:  «Школа России».

Цель: познакомить детей с новой русской народной сказкой «Ёжик и лиса».

Задачи: 1. обучающая: способствовать формированию восприятия литературного текста.

2. развивающая: развивать творческое  воображение, словарный запас.

3. воспитательная: воспитывать умения слушать своих товарищей и учителя.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Постановка цели и задач.

3. «Мозговой штурм».

4. Чтение до 1 остановки.

5. Вопросы и обсуждение.

6. Чтение до 2 остановки.

7. Вопросы и обсуждение.

8. Чтение до 3 остановки.

9. Вопросы и обсуждение.

10. Чтение до 4 остановки.

11. Вопросы и обсуждение.

12. Синквейн.

13. Итог урока.

Оборудование: учитель: текст; ученики: листы бумаги и маркеры.

Ход  урока:

Этапы урока

1. Оргмомент.

2. Постановка цели и задач.

3. «Мозговой штурм».

4. Чтение до 1 остановки.

Действия учителя

Стадия Вызова 1

- Начинается урок, он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять, многое должны узнать.

- Сегодня у нас с вами пройдет очень интересный и необычный урок литературного чтения. Мы будем читать русскую народную сказку «Ёжик и лиса» с остановками. В конце урока поделимся друг с другом впечатлениями.

- Ребята, опишите  2-3 словами лису  и ёжика. На это вам 1-2 минуты, работаем в парах.

- Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «Дружба – великая сила».

Стадия Осмысления 1

В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Ему  очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.
— Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост, Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты? — говорила ежику  лиса.
— Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,— бурчал медведь.
— Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,— пищал зайка.
— У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте — и те поют лучше тебя,— курлыкал ему прямо в ухо соловей.
Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Он подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?»— плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Ежик  так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.

Действия учеников

Ответы детей. Лиса:

1. Хитрая.

2. Рыжая.

3. Плутовка.

Ёжик:

1. Маленький.

2. Колючий.

3. Серый.

5. Вопросы и обсуждение.

6. Чтение до 2 остановки.

7. Вопросы и обсуждение.

8. Чтение до 3 остановки.

9. Вопросы и обсуждение.

10. Чтение до 4 остановки.

11. Вопросы и обсуждение.

12. Синквейн.

13. Итог урока.

Стадии Рефлексии 1 = Вызова 1

Вопросы: 1. Почему никто из зверей не хотел дружить с ёжиком?

2. Что говорил каждый зверь про ёжика?

3. Почему ёжик  плакал, сидя на берегу пруда?

Стадия Осмысления 2

Однажды утром ежик как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась  лиса и чуть было не сбила его с ног. Он  огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький», — подумал он. Но несмотря на страх ежик, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.

Стадии Рефлексии 2 = Вызова 2

Вопросы: 1. Кто промчался мимо ёжика?

2. Кто гнался за лисой?

3. Что сделал ёжик, чтобы помочь лисе?

Стадия Осмысления 3

Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, он дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.
— Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, — сказала лиса.

Стадии Рефлексии 3 = Вызова 3

Вопросы: 1. Почему ёжик хромал?

2. Какие слова благодарности сказала лиса?

3. Кто для лисы ёжик?

Стадия Осмысления 4

С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила ёжику  лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.
Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь. 

Стадии Рефлексии 4 = Вызова 4

Вопросы: 1. Как лиса заботилась о ёжике?

2. Ёжик избавился от одиночества?

3. Кто такой настоящий друг?

Стадия Рефлексии

- Ребята, сегодня мы с вами впервые напишем синквейн (работа с учителем в рабочих тетрадях).

Алгоритм написания:. 1. Тема (существительное).

                                       2. Описание темы (2 прилагательных).

                                       3. Описание действия в рамках темы 3 слов.

                                       4. Фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме.

                                       5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

- Ребята, наш сегодняшний урок был интересным и необычным?

-  Ребята, о чем вы сегодня расскажите своим родителям о нашем уроке?

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?

- Кому на уроке было интересно?

 - Кому урок подарил хорошее настроение?

Обсуждение.

Обсуждение.

Обсуждение.

Обсуждение.

1. Ёжик.

2. Добрый и маленький.

3. Помогает, грустит, радуется.

4. Ёжик не бросил лису в беде.

5. Добродушный.

1. Лиса.

2. Хитрая и рыжая.

3. Убегает, заботится, ухаживает.

4. Лиса – настоящий друг.

5. Отзывчивая.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

Технологическая карта урока "Что такое сказка? Русская народная сказка "Кот и лиса"

Технологическая карта педагогической мастерской поможет создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении русской народной сказки "Кот и лиса", познакомить со зн...

Тема: Русская народная сказка «Гуси и лиса»

1. Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси и Лиса», систематизировать знания детей о сказках.2. Развивать творческие способности, навыки осознанного чтения, умения работать с...