Факультатив по чтению "Вдумчивое чтение"для 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс)

Семенова Ольга Викторовна

Рабочая программа факультативного курса по литературному чтению 3кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fak.vdumchivoe_chtenie.docx41.32 КБ

Предварительный просмотр:

Кемеровская область

Ленинск-Кузнецкий муниципальный район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ленинуглевская средняя общеобразовательная школа»

 Программа

 обсуждена на заседании                                                                Утверждаю:

 педагогического совета                                                          директор МБОУ        

№___________                «  Ленинуглевская СОШ  »

от___________  2014 г.        ______Н.А.Иванилова

                Приказ №___от_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по литературному чтению «Вдумчивое чтение» для  3«Б» класса на 34 часа

составлена на основе авторской программы по литературному чтению      

Т.Л.Бакановой к УМК «Школа России» в соответствии с требованиями Федерального          

государственного образовательного стандарта  начального общего образования

Составитель:

учитель

начальных классов

О.В.Семенова

                                             п. Восходящий

                                                  2014год

                                                    Содержание

1.Пояснительная  записка ……………………………………………3

2. Содержание программы……………………………………………6

3.Тематическое планирование………………………………………..7

4.Список литературы…………………………………………………12

Пояснительная записка

     Представленная программа по внеклассному чтению ориентирована на учащихся со средним и высоким уровнями литературного развития, однако некоторые произведения могут оказаться сложными для учащихся, которые не прошли специальной подготовки к самостоятельной читательской деятельности. В связи с этим педагог может варьировать, сокращать и изменять часть заданий, ориентируясь на уровень своего класса.

 Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними)рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.

Цели и задачи программы «Вдумчивое чтение»

Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Вдумчивое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на  развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Цель программы «Вдумчивое чтение» – возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения в условиях как основного, так и дополнительного образования.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

  • совершенствование навыка чтения учащихся;
  • развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  • знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
  • формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
  • формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
  • выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Концепция содержания программы «Вдумчивое чтение»

Для решения поставленных задач была определена концепция содержания  уроков внеклассного чтения. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

  • ориентация на читательские интересы ребенка;
  • разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
  • разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
  • важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

Содержание программы по внеклассному чтению разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ. Были проанализированы учебные пособия по чтению в следующих педагогических системах: «Школа России» (программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В Головановой и учебники «Родная речь»); «Школа 2100» (программа Р.Н. и Е.В. Бунеевых «Чтение и начальное литературное образование» и учебники «Маленькая дверь в большой мир»); «Гармония» (программа О.В. Кубасовой и учебники «Любимые страницы»); «Школа ХХI века» (программа Л.А. Ефросининой и учебники «Литературное чтение»); «Планета знаний» (программа Э.Э. Кац и учебники «Литературное чтение»); РО в системе Л.В. Занкова (программа В.Ю. Свиридовой «Литература» и учебник «Литературное чтение»).

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная литература (произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова, В.П. Астафьева, С.Г. Георгиева, Л.И. Давыдычева, В.П. Крапивина). .

Методические принципы

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.

Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности.

В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.

Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Так, уже на самых  первых занятиях по внеклассному чтению во втором классе учащиеся заполняют читательскую анкету, которая позволяет им отрефлексировать свои читательские предпочтения, знакомятся с заповедями читателя, включающими как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению, а также с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие,  предисловие, форзац и др.

Ожидаемый результат

- овладеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

- уметь пересказывать тексты (владеть полным, кратким, выборочным, творческим пересказом);

- уметь делить текст на части, составлять план к прочитанному

Приёмы и методы преподавания:

  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • репродуктивные
  • проблемно-поисковые
  • индуктивные
  • дедуктивные

Виды деятельности учащихся:

  • беседы
  • групповая работа
  • творческие задания
  • самостоятельная работа
  • работа с иллюстрациями
  • совместная деятельность по достижению цели урока

практическая деятельность

                                               Содержание программы

Вводное занятие.(1ч)

Знакомство с новой литературой в школьной библиотеке

Раздел 1.«Мир природы. Мир волшебный(19ч)

Странички дневника нашего детства. И.Тургенев»Бежин луг». Словесное рисование картин природы. Выполнение набросков в тетрадях. Мир природы. Э.Шим «Какой будет день?Как распускаются маки? Мир волшебный. К.Паустовский «Вода из реки «Лимпопо»

Думают ли звери? A. Барто, И. Токмакова, Н. Рубцов, С. Чёрный. Стихи


Поэты о природе. М.Лермонтов «Осень». Друзья моего детства Г.А. Скребицкий.
«Маленький лесовод». Рассказ. Наши соседи по планете. М.Пришвин». «Лягушонок Энциклопедия. « Таинственный ночной гость». Рассказ. Поэзия о природе. А.Майков  «Осень».  М.Лермонтов «Тучи»             

Человек и природа. Ю.Нагибин  «Зимний дуб». С.Маршак «Ландыш» . Д.Мамин-Сибиряк «Медведко». Ю.Дмитриев    «Сказка про Мушонка и его друзей». «Обыкновенные чудеса». Б.Заходер  «Что красивей всего?» В.Алферов         «На исходе лета»

Раздел 2 «Из истории Отечества»(4ч)

Откуда мы родом? Мы – славяне. А.Толстой  «Курган». Кто наши предки? О.Тихомиров    «Александр Невский». Великие русские князья. Героические страницы нашей истории. С.Алексеев «Рассказы о Суворове». Сравнительная характеристика русских воинов и турок .Определение патриотической идеи воинской повести.

Раздел 3. «Вещи вокруг нас»(2ч)

Сто тысяч почему? М.Ильин «Сто тысяч почему». А.Ивич «Про чай»

Раздел 4. « Путешествие в сказку»(4ч)

Детская сказка. П.Бажов  «Медной горы  Хозяйка». П.Бажов «Серебряное копытце».

Зарубежные сказки. Р. Киплинг «Откуда взялись броненосцы». А.Экзюпери «Маленький принц» (отрывок).

Раздел 5. « Смешинки»(4ч)

Стихи. Э. Мошковская «Смотрите!» Э.Успенский «Все в порядке». Выразительное чтение. Конкурс чтецов. Б. Заходер «Очень вежливый индюк». Рассказы о детях. В. Драгунский «Англичанин Павля». Д. Хармс «Семь кошек».

Заключительное занятие.

        

                                                          Тематическое планирование

Тема 
занятия

Кол-во час. 

Кол-во час. 
(4 ч.)

Изучаемые 
тексты

Основные виды учебной деятельности

1.

Вводное занятие.

Знакомство с новой литературой в школьной библиотеке
.

1

1

Изучение содержания и структуры учебника «Родничок». Заполнение анкеты «Какой ты читатель?». Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги.

Раздел 1.«Мир природы. Мир волшебный.»

2.

Странички дневника нашего детства

И.Тургенев «Бежин луг»

1

1

И.Тургенев «Бежин луг»

Словесное рисование картин природы.Выполнение набросков в тетрадях

3.

Мир природы

Э.Шим «Какой будет день?Как распускаются маки?»

1

1

Э.Шим «Какой будет день?Как распускаются маки?»

Чтение  рассказов, беседа. Самостоятельное чтение про себя рассказов. Беседа.. Творческое 
задание «Закончи рассказ».
Выставка книг писателя.

4.

Мир волшебный

К.Паустовский «Вода из реки Лимпопо»

1

1

К.Паустовский «Вода из реки Лимпопо»

Выставка книг писателя.  Выразительное 
чтение рассказа учителем. Проблемные вопросы при обсуждении рассказа. Творческое задание. Читательский рейтинг.

5.

Думают ли звери?

A. Барто, 
И. Токмакова, 
Н. Рубцов, 
С. Чёрный.

Стихи

1

1

A. Барто, 
И. Токмакова, 
Н. Рубцов, 
С. Чёрный.

Стихи

Выставка книг о животных. 
Прослушивание и самостоятельное чтение стихов. Устное и 
графическое рисование. Конкурс чтецов. Творческое задание «С любовью о моем любимце». Награждение лучших авторов.

6.

Поэты о природе

М.Лермонтов «Осень»

1

1

М.Лермонтов «Осень»

Конкурс на лучшего рассказчика. Выставка книг, рассказ учителя о поэте.. 
Выразительное 
чтение стихов . Проблемные вопросы.

7.

Друзья моего детства

Г.А. Скребицкий.
«Маленький лесовод».

1

1

Г.А. Скребицкий.
«Маленький лесовод». Рассказ

Путешествие в мир природы. Выставка книг, игровое задание. . Самостоятельное чтение детьми рассказа. Беседа. Характеристика главного героя. Конкурс на лучшего рассказчика, составление аннотаций и иллюстраций. Конкурс «Угадай-ка»

8.

Наши соседи по планете

М.Пришвин.
«Лягушонок»


1

2

М.Пришвин.
«Таинственный

ночной гость». 
Рассказ

Защита творческих проектов «Происхождение  животных». Выставка детских рисунков. Выразительное чтение  фрагментов из книги «Соседи по планете». Игровые задания. Выставка книг писателя. . Проблемная ситуация. Обсуждение образа писателя.

9.

Поэзия о природе

А.Майков  

«Осень»

1

1

А.Майков  «Осень»

Выставка книг. Выразительное чтение стихов . Игровые и творческие задания. Конкурс детских иллюстраций. Литературные игры. Рассказ о писателе.

10-11

М.Лермонтов «Тучи»

2

2

М.Лермонтов «Тучи»

Выставка книг веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания.

12

Человек и природа

Ю.Нагибин  « Зимний дуб»

1

1

Ю.Нагибин  « Зимний дуб»

Выставка книг. Слушание и самостоятельное чтение. Конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Творческие и игровые задания.

13

С.Маршак «Ландыш» 

1

1

С.Маршак «Ландыш» 
Стихи

Выставка книг. Рассказ о писателе. Литературные игры, викторины. Выразительное чтение стихов, конкурс на лучшего чтеца. Создание графических иллюстраций.

14

Д.Мамин-Сибиряк «Медведко»

1

1

Д.Мамин-Сибиряк «Медведко»

Выставка книг писателя. , Прослушивание и самостоятельное чтение сказок. Беседа.

Поиск выразительных средств языка сказки. Творческие задания.

15-16

Ю.Дмитриев «Сказка про Мушонка и его друзей»

2

2

Ю.Дмитриев «Сказка про Мушонка и его друзей»

Творческий конкурс: забавные истории из школьной жизни. Выставка книг, рассказ о писателе. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков книги. Командная игра: «защитники» и «обвинители». Инсцениро-вание фрагмента повести.

17

«Обыкновенные чудеса»

1

1

«Обыкновенные чудеса»

Выставка книг писателя. Рассказ о героях его книг.  Комбинированное чтение. Характеристика героя. Творческие задания, работа в парах. .

18

Б.Заходер «Что красивей всего?»

1

1

Б.Заходер «Что красивей всего?»

Выставка книг, рассказ о писателе. Конкурс на лучшего чтеца

19

В.Алферов «На исходе лета»

1

1

В.Алферов «На исходе лета»

Путешествие в страну» Лето». Выставка книг. Составление аннотации к книгам писателя. Конкурс на лучшего рассказчика. Игровой диктант «Внимательный читатель». Литературная игра о персонажах повести  Выставка детских рисунков. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Обсуждение главной идеи произведения

Раздел 2 Из истории Отечества

20

Откуда мы родом? Мы – славяне

А.Толстой  «Курган».

1

1

А.Толстой  «Курган».

Урок-путешествие во времени. Рассматривание исторической энциклопедии, чтение и обсуждение глав из нее. Работа в парах и группах.

21

Кто наши предки? Великие русские князья

О.Тихомиров

 «Александр Невский»

1

1

О.Тихомиров

 «Александр Невский»

Рассказ библиотекаря о книгах,, посвященных победам русских воинов. Знакомство с литературой

22-23

Героические страницы нашей истории

С.Алексеев «Рассказы о Суворове»

1

1

С.Алексеев «Рассказы о Суворове»

. Рассказ учителя о Суворове.. Сравнительная характеристика русских воинов и турок .Определение патриотической идеи воинской повести. Пробы выразительного чтения.

Раздел 3. Вещи вокруг нас

24

Сто тысяч почему?

М.Ильин «Сто тысяч почему»

1

1

М.Ильин «Сто тысяч почему»

Музыкальное сопровождение. Путешествие в страну чудес. . Выразительное чтение рассказов. Устное творческое задание. Выставка детских рисунков. Комбинированное чтение , беседа.

25      

                              А.Ивич «Про чай»      

1

1

А.Ивич «Про чай»

Путешествие в страну вещей .  Конкурс на лучшего рассказчика.                                 .                                                            

Раздел 4. Путешествие в сказку

26

Детская сказка

П.Бажов   «Медной горы  Хозяйка»

1

1

П.Бажов   «Медной горы  Хозяйка»

 Характеристика главной героини. Иллюстрирование сказки.

27

П.Бажов  «Серебряное копытце»

1

1

П.Бажов  «Серебряное копытце»

Выразительное чтение сказки.   Выставка рисунков. Работа в группах. Просмотр мультфильмов.

28

Р. Киплинг «Откуда взялись броненосцы

1

1

Р. Киплинг «Откуда взялись броненосцы»

Путешествие в далекие страны. Командная игра .Чтение по ролям.

29

А.Экзюпери «Маленький принц» (отрывок)

1

1

А.Экзюпери «Маленький принц» (отрывок)

Рассказывание, иллюстрирование .Работа в группах.

Раздел

5.Смешинки

30

Э. Мошковская «Смотрите!»  Э.Успенский «Все в порядке»

1

1

Э. Мошковская «Смотрите!»  Э.Успенский «Все в порядке»

Выразительное чтение. Конкурс чтецов.

31

Б. Заходер «Очень вежливый индюк»

1

1

Б. Заходер «Очень вежливый индюк»

Конкурс чтецов.

32

В. Драгунский «Англичанин Павля»

1

1

В. Драгунский «Англичанин Павля»

Чтение , рассказывание.Разыгрывание комических сцен.

33

Д. Хармс «Семь кошек»

1

1

Д. Хармс «Семь кошек»

Выставка книг. Посещение библиотеки. Викторина.

34

Заключительное занятие.

1

1

Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?». Итоговая читательская конференция

Итого:

34ч.

34ч.

                                                           Список литературы

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М. С. Васильевой и др. М., 1994.
  2. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
  3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000.
  4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.
  5. Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1988.
  6. Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. М., 2006.
  7. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.
  8. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. СПб., 1998.
  9. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.
  10. Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа. М., 1999.
  11. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
  12. Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. Екатеринбург, 2005.
  13. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
  14. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
  15. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
  16. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Факультатив по информатике в 1 классе (фото)

В материале рассказывается о формах и деятельности учащихся внеурочной деятельности в 1 классе факультатива "Занимательная информатика"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа предмет факультатив "Я - гражданин России", 4 класс, автор курса Н. Я. Чутко

Планирование факультатива "Я - гражданин России", 4 класс, автор курса Н. Я. Чутко (система Л. В. Занкова)...

Факультатив "История родного края" 1 класс

Предлагаемая программа «История родного края» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно.Предлагаемый материал о  культу...

Факультатив "В мире книг" 2 класс

Данный материал относится к внеурочной деятельности. Факультатив "В мире книг", 2 класс...

Факультатив "В мире книг" 4 класс

Данный материал относится к внеурочной деятельности по предмету "Русский язык"...