В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели: - продолжить знакомство учащихся с литературными сказками на примере научно-познавательной сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»; привести детей к выводу о том, что все прекрасное очень легко сломать, поэтому нужно бережно относиться к нему; - учить детей интерпретации художественного текста через вдумчивое чтение Способствовать развитию метапредметных умений и навыков учащихся (анализ, синтез, сравнение); формировать умение пользоваться литературоведческими терминами (система образов, портрет, художественные средства выразительности и др.); совершенствовать навыки грамотной монологической речи школьников;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.f.odoevskiy_gorodok_v_tabakerke_2_urok.docx | 32.57 КБ |
v.f.odoevskiy_gorodok_v_tabakerke.pptx | 1.41 МБ |
kolokolchiki.docx | 86.53 КБ |
slovarnaya_rabota.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)
Цели: - продолжить знакомство учащихся с литературными сказками на примере научно-познавательной сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»; привести детей к выводу о том, что все прекрасное очень легко сломать, поэтому нужно бережно относиться к нему; - учить детей интерпретации художественного текста через вдумчивое чтение Способствовать развитию метапредметных умений и навыков учащихся (анализ, синтез, сравнение); формировать умение пользоваться литературоведческими терминами (система образов, портрет, художественные средства выразительности и др.); совершенствовать навыки грамотной монологической речи школьников;
развивать навыки самооценки обучающихся. Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающему миру, ответственность за совершаемые поступки.
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, 4 класс
Презентация «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Карточки со словами (словарная работа)
Шкатулка
Ход урока
- Орг. момент
Дорогие гости!
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе!
Возможно, есть классы теплее, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет уютно
и интересно!
Ребята, а теперь проверим вашу готовность к урокам.
Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая!
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей,
И про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живет в любом дому
И странствует по странам.
А почему?
Да потому,
Что без нее нельзя нам.
- Ребята, почему наш урок я начала с прочтения этого стихотворения?(Предположения детей)
- Актуализация знаний.
- Все люди прошли через сказки. Сказки растят нас с детства, поэтому они не могут умереть.
- Без чего вы не представляете сказки? (Ответы детей)
- Ребята давайте вспомним, чем народная сказка отличается от литературной?
(Ответы детей)
- Правильно, народная сказка не имеет одного автора. Её сочинил народ, а литературная сказка имеет автора.
О какой сказке мы сегодня продолжим говорить на уроке? Какая она? Литературная или народная?
Давайте вспомним насколько хорошо вы помните авторов сказок, которые мы уже изучили.
- Кто написал сказку « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
А) А.С.Пушкин
Б) Л.Н.Толстой
2. Кто написал сказку «Доктор Айболит»?
А) Н.Носов
Б) К.Чуковский
3. Кто написал сказку «Сказка о глупом мышонке»?
А) С.Я.Маршак
Б) С.Есенин
4. Кто написал сказку «Приключения Незнайки и его друзей»
А) А.Лингред
Б) Н.Н.Носов
5. Кто написал сказку «В. Одоевский. Мороз Иванович»
А) В. Ф. Одоевский
Б) Шарль Перро
Работа по новой теме
-А кто написал сказку «Городок в табакерке»?
- Мы с вами знакомились с биографией автора на прошлом уроке. Что вы запомнили о Владимире Федоровиче? (ответы детей)
Дома вам нужно было дочитать сказку до конца. Ну, а как вы подготовились к уроку, проверим с помощью теста. У каждого ребёнка на столе пульт для глосования.
ТЕСТ:
1.Папенька поставил на стол:
а) шкатулку
б) коробку
в) табакерку
2. Главного героя звали:
а) Володя
б) Миша
в) Алёша
3.Как назывался город, в который попал мальчик?
а) Тук - Тук
б) Динь - Динь
в) Дзынь - Дзынь
4. Мальчик-колокольчик всё время говорил:
а) поговорку
б) присказку
в) пословицу
5. «Миша в свою очередь закусил…»
а) губу
б) язычок
в) щеку
6. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки?
а) химия б) литература в) механика
Молодцы! Сказку вы прочитали внимательно!
Словарная работа:
- Прежде чем перейти к обсуждению сказки, мы разберем значение слов, которые встретились нам в тексте. Ребята, из каких источников мы узнаём значение слов?
* На партах в конвертах лежат листы со словами, которые встречаются в тексте. Вспомните их значения и напишите.
- Табакерка – коробочка для табака
- Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.
- Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.
- Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха
- Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи. (слайд 4)
- Одинакие – одинаковые
- Учтиво – очень вежливо
- Досадно – обидно
- Авось - может быть
- Индо – даже
Беседа с выборочным чтением
- Ребята, откройте нашу сказку и найдите в тексте фрагмент где описывается внешний вид табакерки. («Какая прекрасная табакерка!......по всему небу.»)
Как объяснил папа, что же было изображено на крышке табакерки? (Городок)
- Какие предметы увидел мальчик в изображенном городе?
(Ворота, башенки, золотые домики, золотые деревья с серебряными листочками, а в небе - солнышко с розовыми лучиками). Каждый правильно ответивший ребенок крепит на доску предмет.
- Посмотрите, какой красивый городок Динь-Динь мы с вами построили!
- Дети, а как вы думаете, это реальное описание или сказочное?
(Реальное. Такое изображение могло быть на шкатулке)
- Какие чувства возникли у Миши, когда он увидел табакерку?
(Восторг и любопытство).
Посмотрите что у меня в руках?(Шкатулка). Это не простая шкатулка, а музыкальная. Скажите, а музыка которую мы слышим живая или механическая?
- Найдите в тексте фрагмент, в котором описывается, что произошло, когда «вдруг, невидимо где, заиграла музыка».
Викторина «Солнышко»
- Для вас Солнышко из сказки подготовило вопросы. Кто был внимательным, тот без труда найдет ответ на них в тексте.
(Выходит ребёнок, берёт лучик Солнышка и читаем вопрос:
- Что сделало солнце вначале, когда только заиграла музыка?
(Вышло из-за деревьев и поднималось вверх, освещая городок)
- Что солнышко сделало, когда дошло до самого верха?
(«…перешло на другую сторону»)
- Каким был путь солнышка потом?
(Опускалось всё ниже и ниже, потом совсем скрылось.)
- От чего в городке стало светлее после ухода солнца?
(Загорелись звёздочки, вышел месяц, окошки засеребрились).
- Как вы думаете, какое привычное для жителей Земли явление описал здесь автор?(Смена дня и ночи)
- Молодцы!
Чтение по ролям
- О чём стал просить Миша папеньку?
(Пустить его вовнутрь шкатулки)
- В нашем «театре» ребята озвучат сцену разговора папы и Миши.
Роль папы будет читать…. Роль Миши - …. Слова автора - …
(«-Папенька!......иначе всё изломается»)
- Как видите, папа не разрешил Мише трогать пружинку, лезть в устройство табакерки. Ведь это сложный механизм. А мальчик не владеет знаниями его устройства. И только из-за любопытства так можно навсегда испортить и сломать дорогую вещь.
- Ребята, вы, наверное, заметили, что такая история могла бы произойти и в обычной, не сказочной жизни. И тогда это был бы рассказ. Но наше произведение называется сказка. Как вы думаете, с какого момента начинаются действительно необычные, сказочные события?
(С того момента, когда Миша увидел, как внизу табакерки открылась дверца и выбежал мальчик-колокольчик).
- Почему Миша согласился пойти не сразу с мальчиком-колокольчиком?
(Он беспокоился о том, что не сможет войти, ведь своды были низкие, а он
большой.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь, (приседания)
Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда. (приседания)
Валиком свободно спинку покрути. (повороты корпуса вправо-влево)
Теперь, как молоточком, головку наклони (наклоны головы вперед, в стороны)
И звонким колокольчиком, всем нам позвени. (движения кистями рук)
Работа в группах по устройству табакерки.
Знакомство с устройством табакерки. Работа в группах.
- А давайте мы с вами в группах составим порядок работы шкатулки. У вас на партах лежат карточки
1-я группа
- Динь-динь-динь, - я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень
хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать
нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
-Чьи это слова? (Колокольчика)
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: колокольчики.
2-я группа
Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и
стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
- А это кто сказал?
- Какую работу выполняли дядьки-молоточки? (беспрестанно стучали по колокольчикам)
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: молоточки.
3-я группа
А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки
стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване
лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…
- Кто это сказал? (Валик-надзиратель)
- Как вы думаете, почему Валик переворачивается с боку на бок?
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: валик.
4-я группа
Зиц-зиц-зиц, - глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь,
ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы
валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не
стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы
колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.
- А это кто сказал? ( Пружинка.)
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: пружинка.
- Проверяем на доске. (пружинка – валик – молоточки – колокольчики) - Вы запомнили механизм работы? (да)
- Как же он работает? (пружинка - валик толкает, валик цепляется за молоточки, молоточки стучат – колокольчики звенят и от того появляется музыка)
ОТКРЫТИЯ
Как вы думаете, а почему сказку «Городок в табакерке» называют научно-познавательной?
Эту сказку В. Одоевский написал в учебное пособие «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея».
- Давайте проанализируем, какие открытия под видом обычных сказочных строк спрятаны в произведении .
1 открытие: (стр.118-119)
смена дня и ночи;
2 открытие: (стр.120-121)
закон Перспективы (издали всё кажется меньше => со стороны всё кажется незначительным);
3 открытие: (стр.123)
музыкальный тон (у колокольчика побольше – голос низкий, у колокольчика поменьше –голос высокий)
4 открытие: (125-126)
устройство механизма табакерки (сложный механизм, который без знаний трогать нельзя, иначе сломается.)
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Давайте подумаем, могут ли открытия Миши пригодиться нам в жизни? Какие советы ты бы дал детям на месте Миши?
Советы:
=> все мы разные
=> без учебников и учёбы жить неинтересно, праздная жизнь быстро надоедает или ведёт к деградации человека;
=> хорошо, когда за тобой кто-то присматривает или заботится о тебе, иначе нет порядка или может что-либо случиться («…теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит»);
=> не ломай вещи, нельзя портить поделки только ради любопытства или ради забавы,
береги чужой труд!
Как мальчик вёл себя в гостях у жителей табакерки, что можно сказать о его
воспитании? Как вы думаете, а грубияна и невежу пригласили бы они к себе в гости,
общались бы с ним?
=> всегда соблюдай правила приличия в гостях и в общении с окружающими.
Составим психологическую характеристику Миши (Слайд 38-39)
На доске – изображение Миши.
Карточки с характеристикой разных качеств размещены на другой части доски.
Из всех предложенных карточек дети из группы «Психологи» выбирают только те, которые помогают составить правильную характеристику Миши и крепят их рядом с Мишей.
(Миша: - осторожный -воспитанный - учтивый -любознательный
-внимательный -любопытный - находчивый -добрый.
7. Рефлексия
- По листам самооценки оцените свою работу на уроке (Слайд 41)
Выставление оценок
- А теперь предлагаю вам подойти к нашему стенду с изображением тучки и солнышка. Поставьте свой колокольчик на сторону тучки, если вам урок показался сложным, непонятным или скучным. Если вам было интересно, познавательно, тогда поставьте свой колокольчик на сторону солнышка.
8. Итог урока
- Можете ли вы привести примеры других произведений, мультфильмов с той же авторской задачей? («Алиса в Стране Чудес», «Фиксики» и др.)
- Полезен ли вам был сегодняшний урок? Чем?
Листы самооценки
Оценочный лист______________________________________________________(ФИ)
п/п
Название заданий
«+»
1
Литературные сказки
2
Микрофон (биография В. Одоевского)
3
Тест
4
Словарная работа
5
Соответствия
6
Задания «Почемучек»
7
Задания «Художников»
8
Задания «Артистов»
9
Задания «Фиксиков»
10
Задания «Открывателей»
11
Задания «Психологов»
БОНУС за лучшие ответы
Итого:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке»
Табакерка маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли.
Бюро письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой
Горка – это мебель для посуды
Флюгер – прибор для определения направления и измерения скорости ветра.
одинакие учтиво досадно одинаковые очень вежливо обидно
авось с сими словами индо может быть с этими словами даже
открытия 1 открытие : (стр.118-119) смена дня и ночи; 2 открытие : (стр.120-121) закон Перспективы; 3 открытие : (стр.123) музыкальный тон; 4 открытие: (125-126) устройство механизма.
Рефлексия -Как вы оцениваете работу своего класса? -Как вы оцениваете свой вклад в урок?
Домашнее задание Подготовить пересказ от имени героя сказка.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Табакерка –_____________________________________________________
- Бюро - _________________________________________________________
- Горка - __________________________________________________________
- Флюгер - __________________________________________________________
___________________________________________________________________
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Табакерка –_____________________________________________________
- Бюро - _________________________________________________________
- Горка - __________________________________________________________
- Флюгер - __________________________________________________________
___________________________________________________________________
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Табакерка –_____________________________________________________
- Бюро - _________________________________________________________
- Горка - __________________________________________________________
- Флюгер - __________________________________________________________
___________________________________________________________________
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Табакерка –_____________________________________________________
- Бюро - _________________________________________________________
- Горка - __________________________________________________________
- Флюгер - __________________________________________________________
1-я группа
- Динь-динь-динь, - я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень
хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать
нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
-Чьи это слова? _________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2-я группа
Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и
стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
- А это кто сказал?_______________________________________________________
_______________________________________________________________________
3-я группа
А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки
стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване
лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…
- Кто это сказал? _______________________________________________________
_______________________________________________________________________
4-я группа
Зиц-зиц-зиц, - глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь,
ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы
валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не
стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы
колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.
Кто это сказал? _____________________________________________________
Лист самооценки
ФИ ученика________________________________________
1. На уроке я работал | активно | пассивно |
2. своей работой на уроке я … | доволен | не доволен |
3. урок для меня показался | коротким | длинным |
4. за урок я | устал | не устал |
5. мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6. материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
7. домашнее задание мне кажется | легким интересным | трудным не интересным |
___________________________________________________________________
Лист самооценки
ФИ ученика________________________________________
1. На уроке я работал | активно | пассивно |
2. своей работой на уроке я … | доволен | не доволен |
3. урок для меня показался | коротким | длинным |
4. за урок я | устал | не устал |
5. мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6. материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
7. домашнее задание мне кажется | легким интересным | трудным не интересным |
___________________________________________________________________
Лист самооценки
ФИ ученика________________________________________
1. На уроке я работал | активно | пассивно |
2. своей работой на уроке я … | доволен | не доволен |
3. урок для меня показался | коротким | длинным |
4. за урок я | устал | не устал |
5. мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6. материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
7. домашнее задание мне кажется | легким интересным | трудным не интересным |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». (3 урок)
В этом разделе вы можете познакомиться с уроками литературного чтения...
В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"(первый урок)
Здесь вы можете найти конспекты уроков чтения и презентации к ним....
В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке" 1 урок.
Материаля для организации самостоятельной работы учащихся на уроке....
В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке" 2 урок.
Материалы для организации самостоятельной рабоы учащихся на уроке....
В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке".3 урок.
Материалы для организации самостоятельной работы учащихся на уроке....
урок литературного чтения В.М. Одоевский " Городок в табакерке" (2 урок)
Данный материал поможет учителям провести интересный урок по составлению плана к сказке "Городок в табакерке"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Литературное чтение 5. Класс 4 6. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАФИО (полностью) Лепешкина Ольга ПетровнаМесто работы...