Открытый урок литературного чтения в 4 классе. Тема: Поэтическая тетрадь. Обобщение.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Макахова Татьяна Леонидовна

Конспект открытого урока по литературному чтению  для 4 класса на тему: "Поэтическая тетрадь. Обобщение". Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_lit._chtenie.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения в 4 классе.                      

Тема: Поэтическая тетрадь. Обобщение.

Цель: обобщить и систематизировать знания по изученной теме; развивать мышление,          память, внимание, речь; воспитывать интерес к литературе.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: компьютер, рисунки детей к изученным произведениям плакат с надписью «Поэзия», стикеры, портреты поэтов, карточки с тестами, тетрадь с названиями глав, аудиозапись песен «Я встретил Вас», «Здравствуй, Гостья-Зима!»,

видео «Дед Мазай», «Родине».

                                               Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

- Что такое поэзия?

- Для каждого человека это что-то своё. Послушайте высказывания известных людей о поэзии. А в конце урока вы скажите, что для вас поэзия.

Поэзия — это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря.
Халиль Джебран Джебран

Стих прежде всего — гармония.
Владимир Галактонович Короленко

Стих — это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.
Владимир Галактонович Короленко

Поэзия — моя держава, Я вечный подданный ее.
Михаил Аркадьевич Светлов

3. Сообщение темы урока.

- Мы закончили работу над темой «Поэтическая тетрадь». Сегодня мы обобщим знания по этой теме.

4. Обобщение и систематизация знаний.

На доске вывешена тетрадь. Учитель открывает её и читает.

- Глава 1. Поэты.

Учитель показывает портрет. Ученики называют поэта.

Учитель зачитывает эпизоды из жизни поэтов. Дети называют поэта.

  • В 1812 году поступает в Санкт-Петербургский немецкий пансион. откуда практически сразу его переводят в пажеский корпус. Доучиться в этом заведении он не смог. так как был исключен за серьёзный проступок.( Евгений Абрамович Баратынский)
  • Его образование продлилось в Елецкой гимназии всего 4 года и было прекращено из-за невозможности семьи оплачивать учебу. Образование его взял на  себя брат Юлий, получивший университетское образование. (Иван Алексеевич Бунин)
  • Одним из превых значительных сочинений, завершенных за границей, стал автобиографический роман «Жизнь Арсеньева. посвященный миру русского дворянства. (Иван Алексеевич Бунин)
  • Приобрел имение в Мценском уезде, где занимался развитием сельского хозяйства. (Афанасий Афанасьевич Фет)
  • Пушкин отобрал 16 произведений неизвестного автора для печати в своем сборнике.(Федор Иванович Тютчев)
  • В 1867 году избрали на должность мирового судьи. Судейская практика литератора продлилась 11 лет(Афанасий Афанасьевич Фет)

-Глава 2 . Интересные факты.

Чтение детьми сообщений об интересных фактах из жизни поэтов.

        Факты из биографии И.Бунина

Современники Ивана Бунина утверждают, что в писателе чувствовалась «порода», врожденный аристократизм. Удивляться нечему: Иван Алексеевич – представитель древнейшего дворянского рода, уходящего корнями в XV век. Семейный герб Буниных включен в гербовник дворянских родов Российской империи.

Летом 1881 года отец привез Ивана в Елец. Младший сын сдал экзамены и поступил в 1-й класс мужской гимназии. Учиться Бунину нравилось, но это не касалось точных наук. В письме старшему брату Ваня признался, что экзамен по математике считает «самым страшным». Спустя 5 лет Ивана Бунина отчислили из гимназии посреди учебного года. 16-летний юноша приехал в отцовское имение Озерки на рождественские каникулы, да так и не вернулся в Елец. За неявку в гимназию педсовет исключил парня. Дальнейшим образованием Ивана занялся старший брат Юлий.

в ноябре 1933 года Шведская академия вручила Ивану Бунину нобелевскую премию по литературе. В обращении к лауреату говорилось, что он заслужил награду за «воссоздание в прозе типичного русского характера».

715 тысяч франков премии Иван Бунин растратил быстро. Половину в первые же месяцы раздал нуждающимся и всем, кто обратился к нему за помощью. Еще до получения награды писатель признался, что получил 2000 писем с просьбой помочь деньгами.

Спустя 3 года после вручения Нобелевской премии Иван Бунин окунулся в привычную бедность. До конца жизни у него так и не появилось собственного дома. Лучше всего Бунин описал положение дел в коротком стихотворении «У птицы есть гнездо», где есть строки:

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомк
ой.

Факты из биографии А. Н. Плещеева

  • Его родословная уходит корнями в дворянство. Правда, род, выходцем их которого он являлся, обеднел ещё до появления на свет будущего литератора.
  • В детстве он обучался дома — образованием юного Алексея занималась мать.
  • К 13-летнему возрасту Плещеев овладел тремя языками.
  • Получить диплом Алексею Плещееву так и не удалось — на продолжение обучения у него не хватало денег, да и сам он высказывал недовольство образовательной системой.
  • Писатель и поэт прославился также в качестве талантливого переводчика — он перевёл на русский язык множество стихотворений с французского и немецкого.
  • Получив за три года до своей кончины значительное наследство, Алексей Плещеев перебрался в Париж, а изрядную долю полученных денег потратил на поддержание других писателей и поэтов, испытывавших финансовые трудности.

        Факты из биографии Некрасова

Дед Некрасова являлся очень азартным человеком, а поэтому почти все свое состояние проигрывал в     карты.

 В 11 лет Николай Алексеевич поступил в гимназию, где доучился только до 5-го класса.

 Некрасов плохо учился. 4. Отец Некрасова хотел его отправить в дворянский полк, но Николай Алексеевич сбежал.
Николай Алексеевич Некрасов очень верил в приметы.
Некрасов посвятил своей матери целый ряд стихотворений
Николай Алексеевич Некрасов мог часами наблюдать за крестьянскими детьми, потому что он их очень любил.  В творчестве Некрасова зачастую отображалась жизнь рабочего класса.
Именем этого поэта названо множество библиотек и других культурных учреждений

Глава 3 . Проекты.

Учащиеся рассказывают о своих проектах о поэтах.

                                                                       

                                                                        Физминутка.

Глава 4. Стихи

Просмотр видеоролика  стихотворения «Родине»

Чтение наизусть стихотворений учащимися.

Бабушка, ты тоже маленькой была...

Алексей Плещеев

Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?

И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?

Значит, буду так же
Бабушкой и я, -
Разве оставаться
Маленькой нельзя?

Очень бабушку мою -
Маму мамину - люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.

Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,

Одному свяжу перчатки,
А другому - башмачки.

Уж верба вся пушистая…Афанасий Фет

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна

Глава 5.  Песни

- На стихи Ф.И. Тютчева была положена музыка. Давайте прослушаем отрывок этой песни.

Звучит романс «Я встретил вас».

-  Послушайте песню на стихи И.Никитина «Здравствуй, гостья- зима».

Глава 6. Сказка

Просмотр видео «Дед Мазай»

4. Рефлексия

Тест.

1. Как звали Некрасова?

а)Афанасий Афанасьевич   б)Николай Алексеевич      в) Иван Саввич

2. Из какого стихотворения эти строки?

-Ну, пошёл же. ради Бога!

Небо. ельник и песок –

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне , дружок!

а)Бабочка      б) Дети и птичка      в) Школьник

3. В каком стихотворении лес сравнивается с теремом?

а) Листопад   б)Где сладкий шепот моих лесов?     в)Весна, весна! Как воздух чист!

4. Кто автор стихотворения «Бабочка»?

а) Тютчев    б) Фет    в)Баратынский

5)О чем идет речь в стихотворении?

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

а) о дожде   б) о радуге   в) о листопаде

5. Итог урока.

- Напишите на стикере , что для вас поэзия одним словом. Дети пишут и приклеивают стикер на плакат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Литературное чтение. 3 класс. Тест. Поэтическая тетрадь 2.

Вариант 1.А1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.1)    Н.А. Некрасов...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "Обобщение по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; обучение коллективному творчеству, развитие правильной связной речи, привитие любви к чтению родной литературы. Планир...

Презентация - игра к итоговому уроку литературного чтения 3 класс раздела " Поэтическая тетрадь 1" ( учебник Л.Ф. Климанова,часть 2)

Цель данной презентации - в игровой форме привлечь внимание к творчеству русских поэтов.  Презентация может использоваться на заключительном уроке раздела " Поэтическая тетрадь 1" учебн...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Обобщение по разделу «Как рождается герой». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний детей по разделу «Как рождается герой?»; формирование представлений о способах анализа произведений; формирование правильного п...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...