Открытый урок литературного чтения в 4 классе. Тема: Поэтическая тетрадь. Обобщение.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект открытого урока по литературному чтению для 4 класса на тему: "Поэтическая тетрадь. Обобщение". Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_lit._chtenie.docx | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения в 4 классе.
Тема: Поэтическая тетрадь. Обобщение.
Цель: обобщить и систематизировать знания по изученной теме; развивать мышление, память, внимание, речь; воспитывать интерес к литературе.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: компьютер, рисунки детей к изученным произведениям плакат с надписью «Поэзия», стикеры, портреты поэтов, карточки с тестами, тетрадь с названиями глав, аудиозапись песен «Я встретил Вас», «Здравствуй, Гостья-Зима!»,
видео «Дед Мазай», «Родине».
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности.
- Что такое поэзия?
- Для каждого человека это что-то своё. Послушайте высказывания известных людей о поэзии. А в конце урока вы скажите, что для вас поэзия.
Поэзия — это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря.
Халиль Джебран Джебран
Стих прежде всего — гармония.
Владимир Галактонович Короленко
Стих — это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.
Владимир Галактонович Короленко
Поэзия — моя держава, Я вечный подданный ее.
Михаил Аркадьевич Светлов
3. Сообщение темы урока.
- Мы закончили работу над темой «Поэтическая тетрадь». Сегодня мы обобщим знания по этой теме.
4. Обобщение и систематизация знаний.
На доске вывешена тетрадь. Учитель открывает её и читает.
- Глава 1. Поэты.
Учитель показывает портрет. Ученики называют поэта.
Учитель зачитывает эпизоды из жизни поэтов. Дети называют поэта.
- В 1812 году поступает в Санкт-Петербургский немецкий пансион. откуда практически сразу его переводят в пажеский корпус. Доучиться в этом заведении он не смог. так как был исключен за серьёзный проступок.( Евгений Абрамович Баратынский)
- Его образование продлилось в Елецкой гимназии всего 4 года и было прекращено из-за невозможности семьи оплачивать учебу. Образование его взял на себя брат Юлий, получивший университетское образование. (Иван Алексеевич Бунин)
- Одним из превых значительных сочинений, завершенных за границей, стал автобиографический роман «Жизнь Арсеньева. посвященный миру русского дворянства. (Иван Алексеевич Бунин)
- Приобрел имение в Мценском уезде, где занимался развитием сельского хозяйства. (Афанасий Афанасьевич Фет)
- Пушкин отобрал 16 произведений неизвестного автора для печати в своем сборнике.(Федор Иванович Тютчев)
- В 1867 году избрали на должность мирового судьи. Судейская практика литератора продлилась 11 лет(Афанасий Афанасьевич Фет)
-Глава 2 . Интересные факты.
Чтение детьми сообщений об интересных фактах из жизни поэтов.
Факты из биографии И.Бунина
Современники Ивана Бунина утверждают, что в писателе чувствовалась «порода», врожденный аристократизм. Удивляться нечему: Иван Алексеевич – представитель древнейшего дворянского рода, уходящего корнями в XV век. Семейный герб Буниных включен в гербовник дворянских родов Российской империи.
Летом 1881 года отец привез Ивана в Елец. Младший сын сдал экзамены и поступил в 1-й класс мужской гимназии. Учиться Бунину нравилось, но это не касалось точных наук. В письме старшему брату Ваня признался, что экзамен по математике считает «самым страшным». Спустя 5 лет Ивана Бунина отчислили из гимназии посреди учебного года. 16-летний юноша приехал в отцовское имение Озерки на рождественские каникулы, да так и не вернулся в Елец. За неявку в гимназию педсовет исключил парня. Дальнейшим образованием Ивана занялся старший брат Юлий.
в ноябре 1933 года Шведская академия вручила Ивану Бунину нобелевскую премию по литературе. В обращении к лауреату говорилось, что он заслужил награду за «воссоздание в прозе типичного русского характера».
715 тысяч франков премии Иван Бунин растратил быстро. Половину в первые же месяцы раздал нуждающимся и всем, кто обратился к нему за помощью. Еще до получения награды писатель признался, что получил 2000 писем с просьбой помочь деньгами.
Спустя 3 года после вручения Нобелевской премии Иван Бунин окунулся в привычную бедность. До конца жизни у него так и не появилось собственного дома. Лучше всего Бунин описал положение дел в коротком стихотворении «У птицы есть гнездо», где есть строки:
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой.
Факты из биографии А. Н. Плещеева
- Его родословная уходит корнями в дворянство. Правда, род, выходцем их которого он являлся, обеднел ещё до появления на свет будущего литератора.
- В детстве он обучался дома — образованием юного Алексея занималась мать.
- К 13-летнему возрасту Плещеев овладел тремя языками.
- Получить диплом Алексею Плещееву так и не удалось — на продолжение обучения у него не хватало денег, да и сам он высказывал недовольство образовательной системой.
- Писатель и поэт прославился также в качестве талантливого переводчика — он перевёл на русский язык множество стихотворений с французского и немецкого.
- Получив за три года до своей кончины значительное наследство, Алексей Плещеев перебрался в Париж, а изрядную долю полученных денег потратил на поддержание других писателей и поэтов, испытывавших финансовые трудности.
Факты из биографии Некрасова
Дед Некрасова являлся очень азартным человеком, а поэтому почти все свое состояние проигрывал в карты.
В 11 лет Николай Алексеевич поступил в гимназию, где доучился только до 5-го класса.
Некрасов плохо учился. 4. Отец Некрасова хотел его отправить в дворянский полк, но Николай Алексеевич сбежал.
Николай Алексеевич Некрасов очень верил в приметы.
Некрасов посвятил своей матери целый ряд стихотворений
Николай Алексеевич Некрасов мог часами наблюдать за крестьянскими детьми, потому что он их очень любил. В творчестве Некрасова зачастую отображалась жизнь рабочего класса.
Именем этого поэта названо множество библиотек и других культурных учреждений
Глава 3 . Проекты.
Учащиеся рассказывают о своих проектах о поэтах.
Физминутка.
Глава 4. Стихи
Просмотр видеоролика стихотворения «Родине»
Чтение наизусть стихотворений учащимися.
Бабушка, ты тоже маленькой была...
Алексей Плещеев
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, -
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою -
Маму мамину - люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому - башмачки.
Уж верба вся пушистая…Афанасий Фет
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна
Глава 5. Песни
- На стихи Ф.И. Тютчева была положена музыка. Давайте прослушаем отрывок этой песни.
Звучит романс «Я встретил вас».
- Послушайте песню на стихи И.Никитина «Здравствуй, гостья- зима».
Глава 6. Сказка
Просмотр видео «Дед Мазай»
4. Рефлексия
Тест.
1. Как звали Некрасова?
а)Афанасий Афанасьевич б)Николай Алексеевич в) Иван Саввич
2. Из какого стихотворения эти строки?
-Ну, пошёл же. ради Бога!
Небо. ельник и песок –
Невесёлая дорога…
Эй! Садись ко мне , дружок!
а)Бабочка б) Дети и птичка в) Школьник
3. В каком стихотворении лес сравнивается с теремом?
а) Листопад б)Где сладкий шепот моих лесов? в)Весна, весна! Как воздух чист!
4. Кто автор стихотворения «Бабочка»?
а) Тютчев б) Фет в)Баратынский
5)О чем идет речь в стихотворении?
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
а) о дожде б) о радуге в) о листопаде
5. Итог урока.
- Напишите на стикере , что для вас поэзия одним словом. Дети пишут и приклеивают стикер на плакат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
Литературное чтение. 3 класс. Тест. Поэтическая тетрадь 2.
Вариант 1.А1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.1) Н.А. Некрасов...
Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению 4 класс, раздел "Поэтическая тетрадь"
Тест 3. Поэтическая тетрадь (часть 1)...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "Обобщение по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; обучение коллективному творчеству, развитие правильной связной речи, привитие любви к чтению родной литературы. Планир...
Презентация - игра к итоговому уроку литературного чтения 3 класс раздела " Поэтическая тетрадь 1" ( учебник Л.Ф. Климанова,часть 2)
Цель данной презентации - в игровой форме привлечь внимание к творчеству русских поэтов. Презентация может использоваться на заключительном уроке раздела " Поэтическая тетрадь 1" учебн...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Обобщение по разделу «Как рождается герой». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний детей по разделу «Как рождается герой?»; формирование представлений о способах анализа произведений; формирование правильного п...
Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)
Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...