Зачем нужны скороговорки?
материал по чтению (3 класс)

Ерко Анна Иосифовна

Оказывается, научиться правильно говорить – не такая уж легкая задача. Многие  современные дети  имеют различные нарушения речи. Есть такие дети и в нашем классе. Возникает вопрос: как  можно научиться четко выговаривать звуки и правильно разговаривать? Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошей, внятной речью легче вступает в  контакт со сверстниками, может понятно выразить свои мысли и желания. А ещё, речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости  в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorogovorki.docx102.2 КБ
Файл skorogovorki.docx102.2 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужны скороговорки?

 

 

Оказывается, научиться правильно говорить – не такая уж легкая задача. Многие  современные дети  имеют различные нарушения речи. Есть такие дети и в нашем классе. Возникает вопрос: как  можно научиться четко выговаривать звуки и правильно разговаривать?

Исследования ученых доказывают, что в этом хорошо помогают различные тренировочные упражнения, например, скороговорки.

Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошей, внятной речью легче вступает в  контакт со сверстниками, может понятно выразить свои мысли и желания. А ещё, речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости  в школе.

Скороговорки это еще и хороший способ весело провести время. Гораздо веселее «скороговорить» в компании, так дети учатся не просто правильно и быстро говорить, а делать это громко, чтобы все услышали. Процесс захватывает ребят  и они готовы говорить все быстрее и чище.  

Скороговорки используют для развития речи не только детей, но и артистов, дикторов, учителей и всех кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно.

Чем же  полезны скороговорки?

  • Они  помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке четкой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас, расширяют кругозор и развивает образное мышление.
  • Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, формируется его способность к восприятию темпа и ритма речи
  • Веселые по содержанию скороговорки способны создать у ребенка определенное настроение и пробудить желание ее выучить:

Слово СКОРОГОВОРКА составлено из основ двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ. Скороговорка – жанр устного народного творчества. Это шутка, забава, игра. В ней много похожих по звучанию слов.  На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину, но точное время появления не указано ни в одном источнике. Иногда их в народе называли чистоговорки или языковёртки. И, действительно, некоторые скороговорки выговорить очень трудно, а уж произнести быстро несколько раз – «язык сломать» можно. Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, а это  значительно труднее.

Диапазон скороговорок очень велик, выделяют разные виды скороговорок. Вот некоторые из них:

Короткие скороговорки

Говорит попугай попугаю:

Я тебя попугай попугаю.

Длинные скороговорки

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

На одном звуке

У пчелы, у пчёлки
Почему нет чёлки?
Отвечаю почему:

-Чёлка пчёлке ни к чему

(повтор звука ч)

На сочетании  звуков

Перепёлка перепелят

Прятала от ребят.

(сочетание звуков п, р)

С повторами

Ты, молодец, скажи молодцу:

Пусть молодец молодцу скажет

Без повторов

У Зины много забот:

Заболел у зайки живот.

Рифмованные

Михаил играл в футбол

 и забил в ворота гол

Нерифмованные

Воинов у воеводы  видимо-невидимо.

Простые (детские)

Шли сорок мышей,

 несли сорок грошей.

Сложные (взрослые)

Кто не работает, тот не ест то,

что ест тот, кто работает.

Народная скороговорка

От топота копыт пыль по полю летит

  Пусть молодец телёнка привяжет.                                                              

Методика работы со скороговорками следующая: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого звука и каждого слова, дойти до максимально четкого и быстрого произношения всей скороговорки .Систематичность занятий гарантированно даст положительный результат.

При работе со скороговорками надо помнить о том, насколько важна регулярность занятий. Над скороговорками мы работаем в основном на уроках литературного чтения.

  1. В нашем классе много детей-татар, которые путают звуки [ч] и [щ], и мы научились  произносить:

 «В четверг, четвертого числа,

 в четыре с четвертью часа,

 четыре черненьких чумазеньких чертёнка

чертили черными чернилами чертеж.

2 .

Для успешного запоминания скороговорок  используем мнемотаблицы.  Мнемотаблица  – это схема, в которую заложена определенная  информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, вся  скороговорка  зарисовывается схематически. Глядя на эти схемы – рисунки  можно легко воспроизводитьскороговорку   целиком. Например,

    У Сашки    в кармашке     шишки        да шашки

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-304525-1424279930.jpg

3 .      Чтобы  скороговорка легче запоминалась  делаем к ней иллюстрации. Этот прием развивает наше  воображение, дает бескрайний простор для творчества.

4. Обучающий процесс будет иметь лучший результат, если  он  проводится  в игровой форме. Например,   Угадай скороговорку».

  • По иллюстрации
  •  по отдельным словам.

5.Абсолютно любую скороговорку можно пропеть, главное — подобрать к каждой в отдельности «свою» мелодию. И вариантов здесь великое множество: в виде любимой эстрадной песни, оперы, романса, частушки, стиле «рэп» и другие.

Выводы: если систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет грамотной, понятной, выразительной. Изучив материал,   я поняла, для чего нужно изучать скороговорки.

Во-первых, они помогают четко и правильно произносить звуки речи,

 во-вторых, тренируют память,

в-третьих, развивают речь, она становится правильной и грамотной: исчезнет «каша во рту»  

                                



Предварительный просмотр:

Зачем нужны скороговорки?

 

 

Оказывается, научиться правильно говорить – не такая уж легкая задача. Многие  современные дети  имеют различные нарушения речи. Есть такие дети и в нашем классе. Возникает вопрос: как  можно научиться четко выговаривать звуки и правильно разговаривать?

Исследования ученых доказывают, что в этом хорошо помогают различные тренировочные упражнения, например, скороговорки.

Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошей, внятной речью легче вступает в  контакт со сверстниками, может понятно выразить свои мысли и желания. А ещё, речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости  в школе.

Скороговорки это еще и хороший способ весело провести время. Гораздо веселее «скороговорить» в компании, так дети учатся не просто правильно и быстро говорить, а делать это громко, чтобы все услышали. Процесс захватывает ребят  и они готовы говорить все быстрее и чище.  

Скороговорки используют для развития речи не только детей, но и артистов, дикторов, учителей и всех кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно.

Чем же  полезны скороговорки?

  • Они  помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке четкой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас, расширяют кругозор и развивает образное мышление.
  • Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, формируется его способность к восприятию темпа и ритма речи
  • Веселые по содержанию скороговорки способны создать у ребенка определенное настроение и пробудить желание ее выучить:

Слово СКОРОГОВОРКА составлено из основ двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ. Скороговорка – жанр устного народного творчества. Это шутка, забава, игра. В ней много похожих по звучанию слов.  На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину, но точное время появления не указано ни в одном источнике. Иногда их в народе называли чистоговорки или языковёртки. И, действительно, некоторые скороговорки выговорить очень трудно, а уж произнести быстро несколько раз – «язык сломать» можно. Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, а это  значительно труднее.

Диапазон скороговорок очень велик, выделяют разные виды скороговорок. Вот некоторые из них:

Короткие скороговорки

Говорит попугай попугаю:

Я тебя попугай попугаю.

Длинные скороговорки

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

На одном звуке

У пчелы, у пчёлки
Почему нет чёлки?
Отвечаю почему:

-Чёлка пчёлке ни к чему

(повтор звука ч)

На сочетании  звуков

Перепёлка перепелят

Прятала от ребят.

(сочетание звуков п, р)

С повторами

Ты, молодец, скажи молодцу:

Пусть молодец молодцу скажет

Без повторов

У Зины много забот:

Заболел у зайки живот.

Рифмованные

Михаил играл в футбол

 и забил в ворота гол

Нерифмованные

Воинов у воеводы  видимо-невидимо.

Простые (детские)

Шли сорок мышей,

 несли сорок грошей.

Сложные (взрослые)

Кто не работает, тот не ест то,

что ест тот, кто работает.

Народная скороговорка

От топота копыт пыль по полю летит

  Пусть молодец телёнка привяжет.                                                              

Методика работы со скороговорками следующая: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого звука и каждого слова, дойти до максимально четкого и быстрого произношения всей скороговорки .Систематичность занятий гарантированно даст положительный результат.

При работе со скороговорками надо помнить о том, насколько важна регулярность занятий. Над скороговорками мы работаем в основном на уроках литературного чтения.

  1. В нашем классе много детей-татар, которые путают звуки [ч] и [щ], и мы научились  произносить:

 «В четверг, четвертого числа,

 в четыре с четвертью часа,

 четыре черненьких чумазеньких чертёнка

чертили черными чернилами чертеж.

2 .

Для успешного запоминания скороговорок  используем мнемотаблицы.  Мнемотаблица  – это схема, в которую заложена определенная  информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, вся  скороговорка  зарисовывается схематически. Глядя на эти схемы – рисунки  можно легко воспроизводитьскороговорку   целиком. Например,

    У Сашки    в кармашке     шишки        да шашки

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-304525-1424279930.jpg

3 .      Чтобы  скороговорка легче запоминалась  делаем к ней иллюстрации. Этот прием развивает наше  воображение, дает бескрайний простор для творчества.

4. Обучающий процесс будет иметь лучший результат, если  он  проводится  в игровой форме. Например,   Угадай скороговорку».

  • По иллюстрации
  •  по отдельным словам.

5.Абсолютно любую скороговорку можно пропеть, главное — подобрать к каждой в отдельности «свою» мелодию. И вариантов здесь великое множество: в виде любимой эстрадной песни, оперы, романса, частушки, стиле «рэп» и другие.

Выводы: если систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет грамотной, понятной, выразительной. Изучив материал,   я поняла, для чего нужно изучать скороговорки.

Во-первых, они помогают четко и правильно произносить звуки речи,

 во-вторых, тренируют память,

в-третьих, развивают речь, она становится правильной и грамотной: исчезнет «каша во рту»  

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония" "Зачем нужны переводчики"

 Цели урока.- Углубить знания учащихся о родном и иностранном языках, познакомить с работой и ролью переводчиков.- Повторить сведения о группах слов, об именах собственных.- Совершенствовать умение пи...

Зачем нужны автомобили и поезда

Работа предназначена для учащихся первых классов по предмету «Окружающий мир», способствующая расширению кругозора  и общему развитию детей младшего возраста.   При создании презентации...

Презентация "Зачем нужна гигиена"

Урок окружающего мира по системе Л.В. Занкова (4 класс)...

Зачем нужно мыть руки и чистить зубы (окружающий мир 1 класс)

Разработка урока с презентацией (шаблоны для работы)...

Зачем нужно знать особенности темперамента ребенка?

Материал для родителей, заинтересованных в развитии потенциала ребенка, включает тест для определения темперамента ребенка, его описание и рекомендации....

Зачем нужна школе Служба Сопровождения

Организация Службы Сопровождения в ОУ предполагает решение, на наш взгляд, одной из основных задач - создание в школе образовательного пространства для предоставления ребенку, независимо от его социал...