Статья "Зачем нужно изучать математику?!"
статья по математике по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ пос.Новоспасский
муниципального района Приволжский
Самарской области
учитель начальных классов
Александрова О.Н.
Зачем нужно изучать математику?!
Чтобы разобраться с вопросом, а зачем вообще учить математике? В 1267 году на этот вопрос английский философ Роджер Бэкон ответил так: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества». Цели начального математического образования: – общеобразовательная /без математики невозможно понять ряд других предметов, нельзя продолжить образование в вузе по многим специальностям/; – прикладная /практическая/, школьник, как правило, ещё не знает, чем он будет заниматься, поэтому у учителя остаётся одна реальная возможность – научить детей принципам математического моделирования каких-либо реальных процессов; - развивающая /математика развивает логическое, пространственное и алгоритмическое мышление/; - воспитательная /формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость; учит ценить красоту мысли/. Но ещё важнее другое: математика – это мировоззрение. Человек, владеющий математическими методами исследования, иначе подходит к жизненным проблемам, иначе смотрит на мир.
Поэтому важное место в образовательных учреждениях принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой, при чтении специальной литературы. Главная задача каждого преподавателя – не только дать определённую сумму знаний, но развивать у них интерес к учению, научить учиться.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. В паре «ученик-учитель» успехи ученика в постижении математики напрямую зависят от профессионализма учителя. Он должен замотивировать ученика, увлечь его, подобрать такие приёмы и методы, которые не оставили бы безучастными самого равнодушного. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Наиболее удачной формой использования ИКТ являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. В ней могут быть показаны наиболее выигрышные моменты темы урока. Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются тир вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме. Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное - незабываемым.
Уже в дошкольном возрасте жизнь ставит перед детьми бесчисленные математические проблемы. С момента прихода ребёнка в школу функции «жизни» принимает школа; она становится ответственной за то, получит ли ребёнок соответствующую подготовку, приучится ли к математическому мышлению, научится ли отыскивать и решать математические проблемы. Проблемность при обучении математики возникают совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. Не только каждая текстовая задача, но и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая цифровые и качественные данные; факты, которые нельзя «открыть». Не проблемны все задачи, решаемые по образцу, по алгоритму, по известному способу. К слабым сторонам проблемного обучения следует отнести значительно большие расходы времени на изучение учебного материала; недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где необходимо опираться на прежний опыт; при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников. Сложность в изучении математики не в том, что она, более других наук требует внимательности, хорошей памяти и способности оперировать абстрактными понятиями.
Интеграция прежде всего внедрилась на самую первую ступень - в начальную школу. Её сущность заключается в том, что она даёт возможность ребёнку воспринимать предметы и явления целостно, разносторонне, системно и эмоционально. Она направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В тоже время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему. Правильное установление и умелое использование межпредметных связей позитивно влияет на формирование системы знаний учащихся, активизирует процесс обучения, развивает познавательный процесс у учащихся к предметам.
Главная цель дифференцированного обучения - создание оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей, склонностей, раскрытия собственной индивидуальности. Она способствует адаптации учебного процесса к способностям ученика: темпу его продвижения, особенностям развития памяти, внимания, мышления, учитывает интересы и познавательные потребности. УМК «Начальная школа двадцать первый век» обеспечивает два типа дифференциации: 1/ разноуровневость заданий; 2/ специальные рабочие тетради, которые обеспечивают методическую поддержку и сильным, и слабым учащимся. Организация дифференцированного обучения – дело необходимое и очень интересное, если подходить к нему теоретически обоснованно и действовать постепенно, анализируя и корректируя учебный процесс при необходимости.
Большое значение в организации работы с учащимися начальных классов, в предупреждении утомляемости, формировании у детей некоторых достаточно сложных логических операций приобретают нетрадиционные формы и методы проведения уроков. Как же сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным, помогая постичь новый материал? При построении урока учителю необходимо учитывать и подбирать задания так, чтобы можно было сочетать игровые формы с учебным содержанием заданий. Нетрадиционные формы проведения уроков нравятся детям, они проходят живо, интересно, увлекают детей своей неожиданностью и доступностью. Дети на таких уроках чувствуют, что учиться можно с увлечением.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Нестандартные уроки обычно начинают или завершают изучение темы. На уроках математики можно использовать следующие виды нестандартных уроков: игры, соревнования, турниры, путешествия, уроки-сказки, урок-сюрприз.
«Здоровый ребёнок – хороший ученик!». Проблема здоровья детей стоит особо остро. Всем понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно. Основанная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие в соответствии с принципом природосообразности. Поэтому, в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики различных заболеваний, необходимо:
- соблюдать санитарно - гигиенические требования к организации современного урока по математике;
- проводить физкультминутки, гимнастики для глаз
-психологический комфорт
- прививать учащимся любовь к физической культуре и спорту.
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. На уроках математики учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статистическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить.
Реальный путь сохранения детского здоровья – это формирование баланса между образовательной средой в школе и физиологическими процессами детского организма. Поэтому так необходимо ещё в начальном звене школы научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность, дарованную нам; это необычайно сложная задача, которую мы должны стараться решать.
В системе школьного образования математика была и остаётся до сих пор системообразующим предметом. Она, как никакая другая наука способствует развитию интеллектуально-мыслительной деятельности человека. Она учит анализировать. Интерпретировать информацию, находить возможные варианты решения поставленных жизнью задач, пользоваться математическими приёмами в их решении. Она развивает общий интеллектуальный уровень человека, и это выходит далеко за рамки обыденного представления о значении математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-занятие: «Нужное из не нужного»
Объект исследования:бытовые отходы жизнедеятельности человека.Предмет исследования:изделие из бытового мусора.Цель:развитие экологического и творческого мышления;формирование основ культуры и ре...
Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Ознакомить обучающихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах и их значением для организма; что происходит с пищей в организме, для чего надо есть, как есть правильно; фор...
«Очень хочется купить ребенку то, что ему нужно. А что ему нужно?»
Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в семейных условиях....
Внеклассное мероприятие: "Все профессии нужны, все профессии нужны"
Беседа о профессиях, внеурочное мероприятие в виде игры....
Сценарий воспитательного мероприятия проведенного в экологическом кружке Познавательная беседа к 9 мая "Это нужно - не мертвым. Это нужно - живым"
Этот материал может быть использован педагогами начальной школы и дополнительного образования. Дети знакомятся с книгой - "Письма с фронта" (Ростов - на - Дону. Издательство АО "Книга&q...
Конспект игрового занятия "Изучаем народы России, изучаем себя"
Игровое занятие проводится в форме викторины, в которой участники команд актуализируют свои знания и открывают новые....
Урок окружающего мира на тему «Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно мыть руки и чистить зубы?»
Тема: Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно мыть руки и чистить зубы? (1 класс)Цель: - систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии;-познакомить детей с в...