Статья "Зачем нужно изучать математику?!"
статья по математике по теме

Александрова О.Н. статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_nuzhno_izuchat_matematiku.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ пос.Новоспасский

муниципального района Приволжский

Самарской области

учитель начальных классов

 Александрова О.Н.

Зачем нужно изучать математику?!

           Чтобы разобраться с  вопросом, а зачем вообще учить математике? В 1267 году на этот вопрос английский философ Роджер Бэкон ответил так: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества». Цели начального математического образования: – общеобразовательная /без математики невозможно понять ряд других предметов, нельзя продолжить образование в вузе по многим специальностям/; – прикладная /практическая/, школьник, как правило, ещё не знает, чем он будет заниматься, поэтому у учителя остаётся одна реальная возможность – научить детей принципам математического моделирования каких-либо реальных процессов; -  развивающая /математика развивает логическое, пространственное и алгоритмическое  мышление/; - воспитательная  /формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость; учит ценить красоту мысли/. Но ещё важнее другое: математика – это мировоззрение. Человек, владеющий математическими методами исследования, иначе подходит к жизненным проблемам, иначе смотрит на мир.

            Поэтому важное место в образовательных учреждениях  принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой, при чтении специальной литературы. Главная задача каждого преподавателя – не только дать определённую сумму знаний, но развивать у них интерес к учению, научить учиться.

             Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. В паре «ученик-учитель» успехи ученика в постижении математики напрямую зависят от профессионализма учителя. Он должен замотивировать ученика, увлечь его, подобрать такие приёмы и методы, которые не оставили бы безучастными самого равнодушного. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.  Наиболее удачной формой использования ИКТ являются презентации, созданные при помощи программы  Microsoft Power  Point. В ней могут быть показаны наиболее выигрышные моменты темы урока. Главное  в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются тир вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме.  Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так,  чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное -  незабываемым.

             Уже в дошкольном возрасте жизнь ставит перед детьми бесчисленные математические проблемы. С момента прихода ребёнка в школу функции «жизни» принимает школа; она становится ответственной за то, получит ли ребёнок соответствующую подготовку, приучится ли к математическому мышлению, научится ли отыскивать и решать математические проблемы. Проблемность при обучении математики  возникают совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно  подбираемых ситуаций. Не только каждая текстовая задача, но и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая цифровые и качественные данные; факты, которые нельзя «открыть». Не проблемны все задачи, решаемые по образцу, по алгоритму, по известному способу. К слабым сторонам проблемного обучения следует отнести значительно большие расходы времени на изучение учебного материала;  недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где необходимо опираться на прежний опыт; при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а  самостоятельный поиск  оказывается недоступным для большинства школьников.     Сложность в изучении математики не в том, что она, более других наук требует внимательности, хорошей памяти и способности оперировать абстрактными понятиями.

             Интеграция прежде всего внедрилась  на самую первую ступень - в начальную школу. Её сущность  заключается в том, что она даёт возможность ребёнку воспринимать предметы и явления целостно, разносторонне, системно и эмоционально. Она направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В тоже время интеграция не должна   заменить обучение классическим учебным  предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую  систему.  Правильное установление и умелое использование межпредметных связей    позитивно влияет  на формирование системы знаний учащихся, активизирует процесс обучения, развивает познавательный процесс у учащихся к предметам.      

              Главная цель дифференцированного обучения - создание оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей, склонностей, раскрытия собственной индивидуальности. Она способствует адаптации учебного процесса к способностям ученика: темпу его продвижения, особенностям развития памяти, внимания, мышления, учитывает интересы и познавательные потребности. УМК «Начальная школа двадцать первый век» обеспечивает два типа дифференциации: 1/ разноуровневость заданий; 2/ специальные рабочие тетради, которые обеспечивают методическую поддержку и сильным, и слабым учащимся. Организация дифференцированного обучения – дело необходимое и очень интересное, если подходить к нему теоретически обоснованно и действовать постепенно, анализируя и корректируя учебный процесс при необходимости.

               Большое значение в организации работы с учащимися начальных классов, в предупреждении утомляемости, формировании у детей некоторых достаточно сложных логических операций приобретают нетрадиционные  формы и  методы проведения уроков. Как же сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным, помогая постичь новый материал?  При построении урока учителю  необходимо учитывать и подбирать задания так, чтобы можно было сочетать игровые  формы с учебным содержанием заданий. Нетрадиционные формы проведения уроков нравятся детям, они проходят живо, интересно, увлекают детей своей неожиданностью и доступностью. Дети на таких уроках чувствуют, что учиться можно с увлечением.

              Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Нестандартные уроки обычно начинают или завершают изучение темы. На уроках математики можно использовать следующие виды нестандартных уроков: игры, соревнования, турниры, путешествия, уроки-сказки, урок-сюрприз.

              «Здоровый ребёнок – хороший ученик!».  Проблема здоровья детей стоит особо остро. Всем понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно. Основанная цель  начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие в соответствии с принципом природосообразности. Поэтому, в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики  различных заболеваний,  необходимо:

-  соблюдать  санитарно - гигиенические требования к  организации современного  урока по математике;

-  проводить  физкультминутки, гимнастики для глаз

-психологический комфорт

-  прививать учащимся любовь к физической культуре и спорту.

                 От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. На уроках математики учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статистическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить.

                 Реальный  путь сохранения детского здоровья – это формирование баланса между образовательной средой в школе и физиологическими процессами детского организма. Поэтому так необходимо ещё в начальном звене школы научить  детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность, дарованную нам; это необычайно сложная задача, которую мы должны стараться решать.

                 В системе школьного образования математика была и остаётся до сих пор системообразующим предметом. Она, как никакая другая наука способствует развитию интеллектуально-мыслительной деятельности человека. Она учит анализировать. Интерпретировать информацию, находить возможные варианты решения поставленных жизнью задач, пользоваться математическими приёмами в их решении. Она развивает общий интеллектуальный уровень человека, и это выходит далеко за рамки обыденного представления о значении математики.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-занятие: «Нужное из не нужного»

Объект исследования:бытовые отходы жизнедеятельности человека.Предмет исследования:изделие из бытового мусора.Цель:развитие экологического и творческого мышления;формирование основ культуры и ре...

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Ознакомить обучающихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах и их значением для организма; что происходит с пищей в организме, для чего надо есть, как есть правильно; фор...

«Очень хочется купить ребенку то, что ему нужно. А что ему нужно?»

Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в семейных условиях....

Внеклассное мероприятие: "Все профессии нужны, все профессии нужны"

Беседа о профессиях, внеурочное мероприятие в виде игры....

Сценарий воспитательного мероприятия проведенного в экологическом кружке Познавательная беседа к 9 мая "Это нужно - не мертвым. Это нужно - живым"

Этот материал может быть использован педагогами начальной школы и дополнительного образования. Дети знакомятся с книгой - "Письма с фронта" (Ростов - на - Дону. Издательство АО "Книга&q...

Конспект игрового занятия "Изучаем народы России, изучаем себя"

Игровое занятие проводится в форме викторины, в которой участники команд актуализируют свои знания и открывают новые....

Урок окружающего мира на тему «Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно мыть руки и чистить зубы?»

Тема: Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно мыть руки и чистить зубы? (1 класс)Цель: - систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии;-познакомить детей с в...