Конспект урока литературного чтения Тема: А.С. Пушкин «В начале жизни школу помню я…»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Печеркина Алена Игоревна

Конспект урока литературного  чтения

Тема: А.С. Пушкин «В начале жизни школу помню я…»

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением А.С. Пушкин «В начале жизни школу помню я…»

формирование навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворного текста.

Планируемые результаты

Предметные

знать: особенности и структуру лирического стихотворения как литературного жанра; стихотворение  А.С. Пушкин «В начале жизни школу помню я…»;

уметь: прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух стихотворный текст, анализировать его,  читать выразительно, передавая настроение стихотворения; воспринимать на слух  произведение в исполнении учителя; находить и выделять  необходимую информацию в словарях;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Система Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов»  учебник Литературное чтение: 4 класс. Матвеева Е.И.,  презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 23.042019_lit_cht.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:23.04.19                                                                                                ФИО учителя: Трашкова Е.В.

Школа:№148                                                                                                ФИ студента: Печеркина А.И.

Класс:4 «Б»                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Н.К. 

Кабинет: 105                                                                                                                                                                                        

Технологическая карта урока литературного  чтения

Тема: А.С. Пушкин «В начале жизни школу помню я…»

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением А.С. Пушкин «В начале жизни школу помню я…»

формирование навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворного текста.

Планируемые результаты

Предметные

знать: особенности и структуру лирического стихотворения как литературного жанра; стихотворение  А.С. Пушкин «В начале жизни школу помню я…»;

уметь: прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух стихотворный текст, анализировать его,  читать выразительно, передавая настроение стихотворения; воспринимать на слух  произведение в исполнении учителя; находить и выделять  необходимую информацию в словарях;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Система Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов»  учебник Литературное чтение: 4 класс. Матвеева Е.И.,  презентация.

Челябинск, 2019

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте, ребята!

-Присаживайтесь.

Пусть мне придётся плыть и скакать,

Пусть мне придётся глаз не смыкать,

Падать от зноя, в дождь промокать

Сквозь всё Почему и Зачем проникать,

Но это, но это далёкое где-то,

Я всё же хочу отыскать.

(Ултер де ла Мэр)

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II.

Актуализация знаний и мотивация

        Практический: выраз. чтение

Частично- поисковый:

решение ребуса

10мин

- Сегодня мы с вами начнем работу с новым разделом учебника. А чтобы узнать, как будет называться наш раздел. Вы должны расшифровать ребусы.

-Какие получились у вас слова?

Как вы понимаете их значение?

Давайте откроем учебник на странице 85 и прочтем тему урока.

Как вы понимаете данную тему?

-Что значит для вас уроки детства ? Детство это особый период в жизни человека, совершая ошибки нужно понимать и принимать их и не совершать их снова.

  Обнаруживают и формулируют учебную проблему. Высказывают предположения, отвечают на вопросы.  

Решают ребус

-Уроки

-Детства

Уроки детства

Отвечают на вопрос учителя.

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

К: взаимодействие с партнером

П: осмысленное чтение худож. текста

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

3мин

Фронтальная форма работы

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала ,я прочту вам статью .А вы слушайте внимательно и следите глазками по тексту страница 86.

-Как вы понимаете эту статью?

-Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «В начале жизни школу помню я» – слайд

-Кто может сказать, как будет звучать тема нашего занятия?

Слушают учителя и проявляют заинтересованность к теме урока

-У каждого есть право на ошибку, главное исправлять свои ошибки. Запомнить их и больше не совершать.

Ответы:

Знакомство со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «В начале жизни школу помню я»

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: целеполагание

Домашнее задание

1мин

-Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: Напишите сочинение-воспоминание на одну из тем.

Записывают домашнее задание в дневник

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: подводящий диалог

2 мин

Фронтальная форма работы

. Посмотрите на стихотворение ,что вы заметили необычное?

Да это действительно  так. Стихотворение без названия.В таких случаях в название берется 1 строка.

Сейчас я прочту стихотворение а вы следите за текстом. Постарайтесь прочувствовать настроение стихотворения.

В стихотворение нет названия..

Слушают учителя.

Следят за чтением стихотворения.

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

V. Первичное закрепление

Практический: самост. чтение

5 мин

1 мин

Какое у вас было настроение при прослушивания моего чтения?

Этот стихотворный отрывок до сих пор остается одним из самых многозначных и загадочных среди творчества Пушкина.Это произведение написано приблизительно 1830 году.

Что еще необычное можно заметить в стихотворном отрывке?

Как вы думаете о каком периоде жизни Пушкина этот отрывок?

Летом в 1811 года высший свет ждал открытие нового учебного заведения. Царскосельский лицей обучал множеству наук, преподавать приглашали только лучших. Особенностью лицея было: отсутствие физических наказаний. Лицеисты занимались по 7 часов в день.

Пушкин имел вспыльчивый характер , из-за этого часто происходили споры и ссоры. Первая дуэль Пушкина произошла именно в лицее. Но Пушкин имел много друзей , благодаря их дружбе ,Пушкин часто писал стихотворение о дружбе.

Можно ли назвать это стихотворение воспоминанием?

Физминутка

-Грустное, но приятное.

-Не используется ни одно имя.

Обучения в лиции.

-Да, Ее чела я помню покрывало

П: поиск и выделение необходимой информации

П: построение рассуждения; осуществление синтеза \

VI.Самостоя-тельная работа с проверкой

Практический: самост.  работа; графическое выполнение работы

12мин

Как бы вам хотелось прочитать это стихотворения?

-Сейчас мы с вами окунемся в произведение.

-Перед тем как приступить к прочтению произведения давайте прочтем слова выделенные цифрами.

Поднимайте руку те, кто нашел не понятные слова?

Где мы можем узнать значение слова? Сейчас мы  с вами будем читать по цепочке.

Я начинаю читать   по абзацу ,а кто-то продолжит дальше читать. Следите внимательно. 

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья.

-Как вы понимаете неровная и резвая семья?Беспечных?

Смиренная, одетая убого,

Но видом величавая жена

Над школою надзор хранила строго.

Как вы понимаете смиренная? Видом величавая?

Толпою нашею окружена,

Приятным, сладким голосом, бывало,

С младенцами беседует она.

Как вы понимаете с младенцами беседует?

Ее чела я помню покрывало

И очи светлые, как небеса.

Но я вникал в ее беседы мало.

Как вы понимаете чела? Как вы понимаете Очи? Как вы понимаете вникал  в ее беседы мало?

Меня смущала строгая краса

Ее чела, спокойных уст и взоров,

И полные святыни словеса.

Как вы понимаете строгая краса? Как вы понимаете спокойных уст и взоров? Как вы понимаете словеса?

Дичась ее советов и укоров,

Я про себя превратно толковал

Понятный смысл правдивых разговоров.

Как вы понимаете дичась ее советов и укоров? Как вы понимаете превратно?

И часто я украдкой убегал

В великолепный мрак чужого сада,

Под свод искусственный порфирных скал.

Как вы понимаете порфирных скал?

Там нежила меня теней прохлада;

Я предавал мечтам свой юный ум,

И праздно мыслить было мне отрада.

Как вы понимаете предавал мечтам?

Как вы понимаете И праздно мыслить было мне отрада?

Любил я светлых вод и листьев шум,

И белые в тени дерев кумиры,

И в ликах их печать недвижных дум.

Как вы понимаете белые в тени дерев кумиры? Как вы понимаете И в ликах их печать недвижных дум?

Всё — мраморные циркули и лиры,

Мечи и свитки в мраморных руках,

На главах лавры, на плечах порфиры

Как вы понимаете лиры? Как вы понимаете на плечах порфиры?

Все наводило сладкий некий страх

Мне на сердце; и слезы вдохновенья,

При виде их, рождались на глазах.

Как вы понимаете сладкий некий страх?

Как вы понимаете слезы вдохновенья?

 С удивлением,грустью.

Готовятся к прочтению художественного текса

Внизу страницы.

Читают стихотворение по абзацу.

Разновозрастная и резвая(Много мальчишек). Беззаботных.

Спокойная. Серьезная,производит впечатление.

Учениками.

Лоб,глаза.Отвлекался,думал о своем.

Красивая,но сдержано. Не повышала голос.Слова.

Боясь ее советов.

Ложный.

Багряных,пурпурных.

Мечтал.

Нравится ему мечтать.

Статуи.

Лик-изображение.

Задумчивые и серьезные лица.

Струнный щипковый инструмент

Пурпурная мантия монарха.

Бесспорное уважение.

Воспоминания,вдохновение.

П: осмысленное чтение худож. текста

П: поиск и выделение необходимой информации

П:осознанное построение речевого высказывания

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

П: построение рассуждения

П: поиск и выделение информации, анализ текста.

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

VII. Включение в систему знаний

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

2 мин

- -К какому выводу можно прийти, прочитав данное произведение?

Прочитайте полностью все стихотворение в парах.

Поднимите руку кто хочет прочитать стихотворение полностью?

ученики читают стихотворение

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

2 мин

Предметная

-Ребята, какую цель мы в с вами ставили в начале урока? Мы ее достигли?

 -С каким настроением заканчиваете урок? Почему?  

-За что бы вы похвалили себя? Что было трудным, а что легко удавалось?

-До свидания! До новых встреч! Желаю всего хорошо!

Знакомство со стихотворением А.С. Пушкин «В начале жизни школу помню я…»

До свидания

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8 вида) в 4 классе на тему: "Тайны жизни насекомых".

Цель: изучение характерных признаков класса «Насекомые», формирование знаний об отличительных признаках насекомых, их разнообразии. Задачи:  Образовательные: способствовать обогащению ...

Конспект урока чтения "Выделение звука о в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова"

Конспект урока чтения в 1 классе по теме "Выделение звука о в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова". Обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуа...

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Жизнь древних славян» УМК "Школа России"

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Жизнь древних славян»...

Конспект урока Тема: Выделение звука [у] в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

Цель: формировать умение выделять звук у в начале слова и обозначать его в схеме слова.   Задачи      Образовательные:      — учи...

Презентация к уроку литературного чтения Тема: А.С. Пушкин «В начале жизни школу помню я…» "Эльконин-Давыдов"

Конспект урока литературного  чтенияТема: А.С. Пушкин «В начале жизни школу помню я…»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением А.С. Пушкин «В начале жизни ш...