Конспект урока Тема: Выделение звука [у] в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Ярославцева Галина Ивановна

Цель: формировать умение выделять звук у в начале слова и обозначать его в схеме слова.   

Задачи

      Образовательные:

      — учить выделять первый звук в словах;

      Коррекционно-развивающие:

      — развивать фонематический слух учащихся;

        - развитие общей и мелкой моторики;

      — развивать графические умения.

      Воспитательные:

      — воспитывать умение работать в коллективе (отвечать по заданию учителя, слушать ответы товарищей по классу, ждать своей очереди в игре).

      Оборудование: предметные картинки аист, автобус, апельсин  ухо , индивидуальные зеркала, листы «Дидактического материала...» на каждого ученика.

Схему слова, красные кружочки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vydelenie_u.docx114.17 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема: Выделение звука [у] в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

Цель: формировать умение выделять звук у в начале слова и обозначать его в схеме слова.   

Задачи

      Образовательные:

      — учить выделять первый звук в словах;

      Коррекционно-развивающие:

      — развивать фонематический слух учащихся;

        - развитие общей и мелкой моторики;

      — развивать графические умения.

      Воспитательные:

      — воспитывать умение работать в коллективе (отвечать по заданию учителя, слушать ответы товарищей по классу, ждать своей очереди в игре).

      Оборудование: предметные картинки аист, автобус, апельсин  ухо , индивидуальные зеркала, листы «Дидактического материала...» на каждого ученика.

Схему слова, красные кружочки

Ход урока

  1. Организация начала урока

Прозвенел звонок, начинается урок.

Правило посадки

Ноги на пол мы поставим,

Спинки все мы разогнём,

Локотки на стол поставим,

 Руки домиком сведём,

 Руку левую кладём,

Руку правую кладём.

2 Повторение гласных звуков. Введение в тему.

 Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть слова, а вы слушайте внимательно и скажите, какой гласный звук слышится в начале слова.
Слова: аист, автобус, апельсин (картинки на доску)

Дети называют первый звук в словах.

Нарисовать схему и обозначить звук (на доске)

Все выполняют на парте

 Послушайте стих  Про звук [а]

Анечка упала на пол,
Кот ладошку расцарапал,
И не ладится игра,
Аня громко плачет: А-А-А!
 

Каким цветом обозначаем этот звук (красным)

какой это звук (гласный)

потому-что гласные мы поем

Посмотрите в зеркало произнесите звук А и запомните положение органов артикуляционного аппарата. (ротик открыт широко, поем)

2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Послушайте сказку про звук У

Жил да был звук У. У звука У была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «У, У, У».

Звук У умел гудеть как пароход: «У, У, У». Умел звук У гудеть и как поезд:

- У У_ У У__ У У__.     А вы умеете гудеть как поезд?

Гудим и смотрим в зеркало (при этом у нас губы трубочкой)

• Артикуляционная гимнастика (а теперь покажите звук А и звук У)

      Игра «Узнай звук»:

педагог артикулирует разные звуки, ученики должны хлопнуть в ладоши, увидев артикуляцию звука [у].

  1. Изучение нового материала

      • Выделение первого звука в словах с опорой на артикуляцию учителя

      Учитель обращает внимание детей на то, что звук, который они сейчас произносили, «прячется» в словах.

Педагог произносит слово «ухо», утрируя первый звук (соответствующая предметная картинка выставляется на доске),

и спрашивает, какой звук слышится в начале этого слова. Слово с утрированным первым звуком произносится хором. 

На доске составляется схема слова с обозначенным красным кружочком — первым звуком.

      • Игра «Поймай звук»

      Ученикам предлагается по очереди (по цепочке, друг за другом) выделять звук [у] в словах, произносимых учителем: утюг, узел, улитка,  Если звук выделен правильно, ученик «поймал звук» и получает символ звука –красный кружок

     

 • Физминутка

Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)

Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)

Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)

То вперед, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)

То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)

   

4. Закрепление изученного материала

      • Работа с «Дидактическим материалом...» (с. 34), работа над схемой звука и слова

      Учитель раздает листы. Просит рассмотреть картинки, нарисованные наверху страницы, указать на них. Коллективно называются изображенные предметы. Педагог предлагает «прочитать» записи под картинками (по аналогии со схемами, выложенными на партах).

      • Работа с «Дидактическим материалом...» (с. 34),

запись условно-графических схем

      Учитель обращает внимание школьников на  ряд картинок на листе пособия. Сообщает, что изображенно  начинается со звука [у].

 выполняется условно-графическая запись слова и звука (по образцу верхних картинок).

      • Пальчиковая гимнастика

    • Выполнение графического задания

      Учитель привлекает внимание детей к изображению буквы внизу страницы. Если кто-то из учащихся называет ее, ответ одобряется (но внимание на этом не акцентируется). Выделяются элементы, из которых состоит буква У, 2 палочки наклонные

 Контур буквы обводится пальчиком, можно предложить нарисовать рядом такую же букву. Выделяются элементы, из которых состоит буква У

    Работа в тетради  

      Подведение итогов урока

Какой звук выделяли сегодня в словах ухо, утка?

Домашнее задание: задание в тетради.

      Эмоциональная оценка педагогом деятельности детей в течение урока.

Настрой на перемену.

  1. Растирание ладоней

Разотру ладошки сильно,

(растирание ладоней)

Каждый пальчик покручу,

И вытягивать начну.

(захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги)

  1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание по 20 раз

Обеими одновременно

Сначало правой рукой, затем левой

Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируются 2-3 сек.

C:\Users\Галина\Desktop\1 - копия.jpg C:\Users\Галина\Desktop\1.jpg

  1. 3 Вращение кистями рук по 10 раз
  2. –в правую затем в левую сторону
  3.  – во внутрь (обеими кистями)
  4. -наружу

4

C:\Users\Галина\Desktop\2.jpgC:\Users\Галина\Desktop\2 - копия.jpg

Пальчики здороваются

Пальчик к пальчику приходит,

Друга он себе находит.

Будут пальчики дружить,

В гости часто приходить

7 Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди

Раз, два, три, четыре, пять, 
(Загибание пальцев.)
Нам всего не сосчитать!http://ocherk.org/bbk74-3-k-64/19526_html_335d89c2.jpg

Раз, два,    три, четыре, пять,               

Вот и кончилась игра.

(остановитесь и хлопните в ладошки)

https://img.yakaboo.ua/media/mediagallery/image/i/m/img443_45.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Согласные звуки [с] , [с\']. Буква с. Написание букв и слогов с буквой с»

Шкатова  Виктория Николаевна2МБОУ «СОШ №20»3Учитель начальных классов4Русский язык. Литературное чтение (Обучение грамоте)5класс6Тема и номер урока в теме: 33 урок. «Согласные звуки [...

Конспект урока Тема: Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

ЦЕЛЬ: ·        создать условия для ознакомления с новыми согласными звуками [р], [р’] и буквами «Р, р»;·        обучение чтению сл...

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова. Предложение.»

Конспект урока по русскому языку в 1 классе  «Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова. Предложение.»...

Конспект урока чтения "Выделение звука о в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова"

Конспект урока чтения в 1 классе по теме "Выделение звука о в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова". Обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуа...

Конспект урока. Тема :"Деление слов на слоги. Перенос слов".

В данной работе представлено методическое описание урока русского языка в 1 классе по теме "Деление слов на слоги. Перенос слов".Урок является первым в системе уроков по данной теме,но строи...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [л] в начале слова"

Конспект логопедического занятия по автоматизации [л]....