Литературная викторина "Путешествие в сказку"
методическая разработка по чтению (2, 3 класс)

Наталия Владимировна Сахневич

Викторина предназначена для учащихся 2-3 классов.  Целью этой викторины являются проверка и углубление знаний о народных и литературных сказках. Задачами являются формирование мотивации к чтению, содействие развитию памяти, логического мышления, воспитание интереса к книге и родному слову, развитие коммуникативных компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»

Сахневич Н.В.

уч.нач.классов

МОУ школа №6

г.о.Жуковский

Участники: 3-4 классы

Цели и задачи мероприятия: проверка и углубление знаний учащихся о народных и литературных  сказках; формирование мотивации чтения; содействие развитию памяти, логического мышления; воспитание интереса к книге и родному слову, эстетического вкуса, сплочённости классного коллектива, умения работать в команде

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

  1. Выбираются  3 команды.
  2. Представление команд (название и девиз).
  3. Представление жюри.

Учитель. Дорогие ребята, сегодня вам представится уникальная возможность побывать в государстве, которого нет ни на одной современной политической карте. Называется оно – Королевство сказок. А как вы думаете, почему мы совершим путешествие именно в Сказку? (ответы детей).

Действительно, со сказкой каждый из вас знаком с раннего детства, в сказку, в волшебство верят все люди на свете, сказки учат нас быть мудрыми, смелыми, справедливыми. Итак, начнём.

 В нашей викторине принимают участие 3 команды (представление команд и капитанов).

Игра состоит из трёх туров, в которых командам предстоит отвечать на вопросы, конкурса капитанов, а также игры со зрителями, в которой зрители могут принести баллы своим командам.

1 тур «Галерея портретов»

1. Его голова была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нём глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Оно  было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потёртая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах — старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране. Оно  имело забавный и вместе с тем добродушный вид. Кто это был? (Чучело Страшила)

2. Он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. (Дядя Фёдор)

3. Из кареты, пыхтя и отдуваясь, вылез толстяк, одетый во все зелёное. Его красные, пухлые, надутые щеки, казалось, вот-вот лопнут, как перезрелый помидор. Как звали синьора? (Помидор)

4. Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
(Дядя Стёпа)

5. Вечером, когда она уставала от работы, ей приходилось
ложиться спать не в постель, а на полу, рядом с печкой, на золе. И оттого, что
была она всегда в золе, в пыли и грязи, прозвали её сестры
…(Золушкой)

6. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плетку. (Карабас Барабас)

7. Женщина, укутанная в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости. (Снежная Королева)

8. Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без памяти, а бабушка еще больше. (Красная Шапочка)

9. Маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона. (Эльф. «Дюймовочка»)

I I тур

Где эта улица, где этот дом?

1. Жили они в небольшом фургоне, снятом с колёс и поставленном на землю. Обстановка домика была бедна: железная печка, шкаф, стол, три стула и две кровати. Рядом с домом, у самой двери, был выкопан «ураганный погреб». В погребе семья отсиживалась во время бурь.  Чей это был фургон? (Элли. «Волшебник Изумрудного города»)

2. Они жили в деревянной лачуге чуть побольше ящичка для огородной рассады. Если богачам случалось попадать в эти места, они недовольно морщили носы. Назовите героев сказки. (Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча…)

3. В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью "Каланча"
(Дядя Стёпа)

4. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец морского царя с высокими

стрельчатыми окнами из чистейшего янтаря и с крышей из раковин, которые то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, это очень красиво: ведь в каждой раковине лежит по жемчужине такой красоты, что любая из них украсила бы корону любой королевы.  В какой сказке можно прочитать описание этого дворца? (Русалочка)

5. Возле сада протекала речка, а под самым ее берегом было топкое болотце. Здесь-то, в болотной тине, и жила старая жаба со своим сыном из сказки…(Дюймовочка)

6. Вдруг она увидела маленькую избушку и зашла в неё отдохнуть. И было в той избушке всё таким маленьким, но красивым и чистым, что ни в сказке сказать, ни пером описать.  Стоял там накрытый белой скатертью столик, а на нём семь маленьких тарелочек, возле каждой тарелочки по ложечке, а ещё — семь маленьких ножей и вилочек и семь маленьких кубков. Стояли у стены в ряд семь маленьких кроваток, и были они покрыты белоснежными покрывалами. Кто жил в избушке? (Семь Гномов)

7. На солнечном припеке раскинулась старая усадьба, окруженная глубокими канавами с водой; от самой ограды вплоть до воды рос лопух, да такой большой, что маленькие ребятишки могли стоять под самыми крупными из его листьев во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. (Гадкий утёнок)

8. В комнате у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка. В буфете жила ворона. На диване жил колючий еж. В сундуке жили белые мыши. Кому принадлежит комната?  (Айболит)

9. – Я такой дом нашел! Весь проконопаченный. И печка там теплая! На полкухни! Пошли туда жить.

– Что твоя печка! Чепуха! Разве это в доме главное? Вот я дом нашел – это дом! Там такая будка собачья – загляденье! Никакого дома не надо. Все мы в будке поместимся! Кто вёл диалог? (Шарик и Матроскин)

Конкурс капитанов

 Начинается бал сказочных героев. Вам нужно  составить пары для первого танца и помочь потерявшимся героям из одной сказки найти друг друга .  

   1. КНЯЗЬ ГВИДОН

А. ШАМАХАНСКАЯ  ЦАРИЦА

   2. РУСЛАН

Б. МАЛЬВИНА

   3. НЕЗНАЙКА

В. ПРИНЦЕССА

   4. ЭЛЬФ

Г. ЛЮДМИЛА

   5. КАЙ

Д. СИНЕГЛАЗКА

   6. ТРУБАДУР

Е. ФРЕКЕН БОК

   7. ДАДОН

Ж. ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ

   8. БУРАТИНО

З.  ДЮЙМОВОЧКА

   9.  КАРЛСОН

И.  ГЕРДА

   1. КНЯЗЬ ГВИДОН

А. ШАМАХАНСКАЯ  ЦАРИЦА

   2. РУСЛАН

Б. МАЛЬВИНА

   3. НЕЗНАЙКА

В. ПРИНЦЕССА

   4. ЭЛЬФ

Г. ЛЮДМИЛА

   5. КАЙ

Д. СИНЕГЛАЗКА

   6. ТРУБАДУР

Е. ФРЕКЕН БОК

   7. ДАДОН

Ж. ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ

   8. БУРАТИНО

З.  ДЮЙМОВОЧКА

   9.  КАРЛСОН

И.  ГЕРДА

   1. КНЯЗЬ ГВИДОН

А. ШАМАХАНСКАЯ  ЦАРИЦА

   2. РУСЛАН

Б. МАЛЬВИНА

   3. НЕЗНАЙКА

В. ПРИНЦЕССА

   4. ЭЛЬФ

Г. ЛЮДМИЛА

   5. КАЙ

Д. СИНЕГЛАЗКА

   6. ТРУБАДУР

Е. ФРЕКЕН БОК

   7. ДАДОН

Ж. ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ

   8. БУРАТИНО

З.  ДЮЙМОВОЧКА

   9.  КАРЛСОН

И.  ГЕРДА

Пока капитаны составляют пары, проводится игра со зрителями.

1. Звание великого Умывальника? (Умывальников начальник и мочалок командир)

2.Назовите автора:

Замяукали котята:

"Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

     Хрюкать!" (К.Чуковский)

3. Что делили два жадных медвежонка? (Сыр)

4. Какая обувь служила вкусным и питательным продуктом для крокодилов? (Калоши)

5. В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ногу. Что это за мерка, кого с помощью неё искали? (Хрустальная туфелька, Золушка)

6. Кто носил под мышкой 2 зонтика: чёрный и цветной? (Оле-Лукойе)

7. Из чего был сделан колпак Буратино? (Из старого носка папы Карло)

8. Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить это животное? ( Сапоги. Кот в сапогах)

9. В какой стране плакал печальный Гиппопо? (Африка)

10. Как звали портного, который вырезал и склеил из бумаги курточку коричневого цвета и ярко-зелёные штанишки? (Папа Карло)

11. Какой герой «вместо валенок перчатки натянул себе на пятки»? (Человек рассеянный)

12. Кто правил фруктово-овощной страной? (Лимон)

13. Она носила чулки разных цветов: один коричневый, а другой  - чёрный. (Пеппи)

14. Что подарили Мухе - Цокотухе блошки? (Сапожки)

15. Мороз.

     Надевают ребята коньки.

     Прохожие подняли воротники.

     Ему говорят:

    "Наступила зима".

     В трусах

     На прогулку выходит … (Фома)

        I I I тур

Коротко о разном

«Волшебные слова». 

Задание. Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

 1) «По щучьему велению, по моему хотенью…»

 2) «Сивка-бурка, вещий каурка…»

3) «Лети, лети, лепесток, через запад на восток…»

        

«Удивительные превращения».

Задание. В кого превратились или были заколдованы:

1) Великан-людоед из сказки Ш. Перро.

2) Лягушка из сказки «Царевна-лягушка».

3) Гадкий утёнок.

«Волшебное средство».

Задание. Какое волшебное средство было у:

1) Буратино.

2) Аладдина.

3) Старика из сказки А. С. Пушкина.

 «Трудный путь».

Задание. На чём или на ком совершили путешествие:

1) За мёдом Вини-Пух.

2) На юг лягушка-квакушка.

3) Из норы крота в тёплые страны Дюймовочка.

«Друзья».

Задание. Кто из литературных персонажей был друзьями:

1) Крокодила Гены.

2) Маркиза де Карабаса.

3) Дяди Фёдора.

«Камера хранения»

Задание: Кто из сказочных героев оставил свои вещи в камере хранения у Бабы Яги?

1. Корзина подснежников. (Падчерица из сказки «12 месяцев»)

2. Сноп крапивы. (Элиза, «Дикие лебеди»)                          

3. Санки. (Кай, «Снежная королева»)                  

- Наша викторина подошла к концу.  Сейчас мы подведём итоги и определим победителя, но прежде послушайте стихотворение, которое прислали радиограммой жители сказочной страны:

Сказки любят все ребята,

Сказки выдумкой богаты,

Только выдумки из сказки

Служат детям для подсказки:

Доброта сильней, чем зло!

Вам, ребята, повезло:

Сказка мудрый даст совет,

На вопрос найдёт ответ.

Что нового вы узнали о сказках? Захотелось ли вам что-то прочитать?

           До встречи в сказке!

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=5f16cd7c503bc39c59cd4da472720e08&n=33&h=190&w=190

        http://narprod.com/uploads/images/00/03/36/2015/02/13/9075e3.jpg

        http://savepic.su/4763521m.jpg

        http://2.bp.blogspot.com/__Otz4cNvcGE/S77yXG9lzrI/AAAAAAAAAAc/ItRen1uvYC4/S259/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературная викторина «Путешествие в сказку»

Слайд 2

I тур «Галерея портретов» 1 4 7 9 8 5 6 2 3

Слайд 3

Его голова была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нём глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Оно было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потёртая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах — старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране. Оно имело забавный и вместе с тем добродушный вид. Кто это был?

Слайд 4

Он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик.

Слайд 5

Из кареты, пыхтя и отдуваясь, вылез толстяк, одетый во все зелёное. Его красные, пухлые, надутые щеки, казалось, вот-вот лопнут, как перезрелый помидор. Как звали синьора?

Слайд 6

Лихо мерили шаги Две огромные ноги: Сорок пятого размера Покупал он сапоги.

Слайд 7

Вечером, когда она уставала от работы, ей приходилось ложиться спать не в постель, а на полу, рядом с печкой, на золе. И оттого, что была она всегда в золе, в пыли и грязи, прозвали её сестры …

Слайд 8

Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плетку

Слайд 9

Женщина, укутанная в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости.

Слайд 10

Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без памяти, а бабушка еще больше.

Слайд 11

Маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона

Слайд 12

II тур «Где эта улица, где этот дом?» 1 8 7 4 9 6 5 3 2

Слайд 13

Жили они в небольшом фургоне, снятом с колёс и поставленном на землю. Обстановка домика была бедна: железная печка, шкаф, стол, три стула и две кровати. Рядом с домом, у самой двери, был выкопан «ураганный погреб». В погребе семья отсиживалась во время бурь. Чей это был фургон? Элли. « Волшебник Изумрудного города »

Слайд 14

Они жили в деревянной лачуге чуть побольше ящичка для огородной рассады. Если богачам случалось попадать в эти места, они недовольно морщили носы. Назовите героев сказки. Чиполлино был сыном Чиполлоне . И было у него семь братьев: Чиполлетто , Чиполлотто , Чиполлочча , Чиполлучча …

Слайд 15

В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин, По прозванью "Каланча" Дядя Стёпа

Слайд 16

В самом глубоком месте стоит коралловый дворец морского царя с высокими стрельчатыми окнами из чистейшего янтаря и с крышей из раковин, которые то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, это очень красиво: ведь в каждой раковине лежит по жемчужине такой красоты, что любая из них украсила бы корону любой королевы. В какой сказке можно прочитать описание этого дворца? Русалочка

Слайд 17

Возле сада протекала речка, а под самым ее берегом было топкое болотце. Здесь-то, в болотной тине, и жила старая жаба со своим сыном из сказки … Дюймовочка

Слайд 18

Вдруг она увидела маленькую избушку и зашла в неё отдохнуть. И было в той избушке всё таким маленьким, но красивым и чистым, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Стоял там накрытый белой скатертью столик, а на нём семь маленьких тарелочек, возле каждой тарелочки по ложечке, а ещё — семь маленьких ножей и вилочек и семь маленьких кубков. Стояли у стены в ряд семь маленьких кроваток, и были они покрыты белоснежными покрывалами. Кто жил в избушке? Семь Гномов

Слайд 19

На солнечном припеке раскинулась старая усадьба, окруженная глубокими канавами с водой; от самой ограды вплоть до воды рос лопух, да такой большой, что маленькие ребятишки могли стоять под самыми крупными из его листьев во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Гадкий утёнок

Слайд 20

В комнате у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка. В буфете жила ворона. На диване жил колючий еж. В сундуке жили белые мыши. Кому принадлежит комната? Айболит

Слайд 21

– Я такой дом нашел! Весь проконопаченный. И печка там теплая! На полкухни! Пошли туда жить. – Что твоя печка! Чепуха! Разве это в доме главное? Вот я дом нашел – это дом! Там такая будка собачья – загляденье! Никакого дома не надо. Все мы в будке поместимся! Кто вёл диалог? Шарик и Матроскин

Слайд 22

Конкурс капитанов Начинается бал сказочных героев. Вам нужно составить пары для первого танца и помочь потерявшимся героям из одной сказки найти друг друга .

Слайд 23

КНЯЗЬ ГВИДОН ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ РУСЛАН ЛЮДМИЛА НЕЗНАЙКА СИНЕГЛАЗКА ЭЛЬФ ДЮЙМОВОЧКА КАЙ ГЕРДА ТРУБАДУР ПРИНЦЕССА ДАДОН ШАМАХАНСКАЯ ЦАРИЦА БУРАТИНО МАЛЬВИНА КАРЛСОН ФРЕКЕН БОК

Слайд 24

III тур Коротко о разном Волшебные слова Удивительные превращения Волшебное средство Трудный путь Друзья Камера хранения 1 1 1 1 2 1 2 1 3 3 3 3 3 2 2 2 2 3

Слайд 25

«По щучьему велению, по моему хотенью…» Волшебные слова Вспомни, кто говорил такие волшебные слова

Слайд 26

«Сивка-бурка, вещий каурка…»

Слайд 27

«Лети, лети, лепесток, через запад на восток…»

Слайд 28

Удивительные превращения Великан-людоед из сказки Ш. Перро . В кого превратились или были заколдова ны

Слайд 29

Удивительные превращения Лягушка из сказки «Царевна-лягушка».

Слайд 30

Удивительные превращения Гадкий утёнок.

Слайд 31

Волшебное средство Какое волшебное средство было у… Буратино

Слайд 32

Волшебное средство Аладдина .

Слайд 33

Волшебное средство Старика из сказки А. С. Пушкина

Слайд 34

Трудный путь За мёдом Вини-Пух.

Слайд 35

На юг лягушка-квакушка.

Слайд 36

На чём или на ком совершили путешествие: Из норы крота в тёплые страны Дюймовочка .

Слайд 37

Друзья Крокодила Гены.

Слайд 38

Маркиза де Карабаса.

Слайд 39

Кто из литературных персонажей был друзьями: Дяди Фёдора.

Слайд 40

Камера хранения Кто из сказочных героев оставил свои вещи в камере хранения у Бабы Яги? Корзину подснежников .

Слайд 41

Кто из сказочных героев оставил свои вещи в камере хранения у Бабы Яги? Сноп крапивы

Слайд 42

Кто из сказочных героев оставил свои вещи в камере хранения у Бабы Яги? Санки.

Слайд 43

Подведение итогов Сказки любят все ребята, Сказки выдумкой богаты, Только выдумки из сказки Служат детям для подсказки: Доброта сильней, чем зло! Вам, ребята, повезло: Сказка мудрый даст совет, На вопрос найдёт ответ.

Слайд 44

Молодцы! Всем спасибо!

Слайд 45

http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка http :// cs 10561. vkontakte . ru / u 111299510/-5/ x _70 c 5 f 3 cb . jpg перо, чернильница http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png книги http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png открытая книга с пером http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png свитки Интернет – ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный турнир по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Этот материал поможет учителю начальных классов при проведении уроков внеклассного чтения....

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...

Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...

Презентация детского литературного творчества. Сочиняем сказки сами. Сказки о животных.

Презентация, иллюстрирует итоговый урок по теме "О братьх наших меньших". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки.  В презентации приведены  ...