Л.Н. Толстой «Филипок»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Познакомить учащихся с рассказом «Филипок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_filipok.docx | 180.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.Н. Толстой «Филипок»
Задачи:
Предметные: познакомить учащихся с рассказом «Филиппок»
Метапредметные
- познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл.
- коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
- регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
- личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий. Учебник «Литературное чтение» – М.: Просвещение, 2019, компьютерная презентация, раздаточный материал, проектор, компьютер.
Ход урока.
Ι. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Урок литературный,
А мы народ культурный.
Будем дружно на уроке отвечать,
Наши знания достойно пополнять.
ΙΙ. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
1. Задание «Собери пословицу».
Работа в парах. | |
- Составьте пословицы и объясните их значение. | |
Грамоте учиться, | а знайка далеко бежит. |
Незнайка лежит, | что топор неточённый. |
Человек неучёный - | всегда пригодится. |
- Что общего в этих пословицах?
2. Прогнозирование темы урока
— Как вы думаете, ребята, всегда ли дети могли, так как и вы приходить в школу и получать знания? Почему они не могли учиться?
- Школ в старину было мало даже в городах, а в деревнях почти все были безграмотными. Да и школа была не такая. В одной комнате училось сразу несколько классов, а учитель был один на всех. Он имел право строго наказывать учеников за невыученный урок или шалость.
- Как вы думаете, о чем же пойдет речь сегодня на уроке? (О том, как учились дети раньше.)
3. Настрой на урок.
- Предлагаю перенестись на 100 лет назад, в школу конца 19 начала 20 века. Тихонько заглянем на урок. А поможет нам картина художника Н.П.Богданова-Бельского «На пороге школы».
- Кого мы видим на переднем плане?
- Что вы можете сказать о нем?
- Почему мальчик не решается войти в класс?
- Что делают дети в классе?
4. Вводная беседа о творчестве Л.Толстого
- О каком писателе мы говорили на прошлых уроках? (Мы говорили о творчестве Л.Н.Толстого). Что вы узнали о великом русском писателе?
- Составим название рассказа, который будем читать на уроке, из букв древнерусского алфавита, который был в то время.
ФЕРТ | ИЖЭ | ЛЮДИ | ИЖЭ | ПОКОЙ | ОН | КАКО |
Ф | и | л | и | п | о | к |
- Верно, рассказ, а точнее быль, называется «Филипок».
- Итак, тема урока: Л.Толстой «Филипок». Быль.
- Знаете ли вы, как имя Л.Толстого связано с учением, со школой?
- В своем имении Ясная Поляна Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей и сам со своими дочерьми бесплатно учил их. Дети с удовольствием ходили в эту школу. Её посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил в лес.
Книг для детей, простых и понятных, было в то время очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы, Л.Н.Толстой нашёл время для детских учебных книг и написал «Азбуку». Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.
5. Постановка целей урока.
- Сформулируем задачи на сегодняшний урок
Задачи урока.
- Прочитать рассказ Льва Толстого «Филипок»
- Понять содержание рассказа.
- Определить идею произведения.
ΙΙΙ. Работа с новым материалом. Открытие новых знаний.
- Прогнозирование содержания произведения.
- Как вы думаете, кто такой Филипок? (Филипок-это крестьянский мальчик).
- Он взрослый или маленький? (Филипок – маленький мальчик).
- Почему вы так решили? (Его автор называет не Филипп, а детским именем – Филипок).
Посмотрите на обложку книги и предположите о чем будем сейчас читать.
- Прослушивание рассказа (быль) в аудиозаписи.
- Проверка первичного восприятия.
Понравился ли вам рассказ?
Что особенно понравилось?
Когда было страшно? Почему?
Что вызвало ваш смех?
Когда героя было жалко? Почему?
Что вы узнали о Филипке в начале?
Физкультминутка.
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать
ΙV. Включение в систему новых знаний. Чтение по частям и анализ литературного произведения. Словарная работа.
1-я часть. Почему Филипок остался дома с бабушкой? Слайд 8.1
Как вы понимаете словосочетание «подённая работа»?
Обратимся к Толковому словарю Ушакова.
Прочитайте, что такое «падённая работа».
Падённый – оплачиваемый по дням; производимый за рабочий день.
Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? (Он взял отцовскую шапку и пошёл в школу).
Почему он взял отцовскую шапку? (Свою он не нашё)л.
Почему он не стал продолжать искать свою шапку, а взял отцовскую? (Он очень торопился).
2-я часть. Найдите в тексте и прочитайте, где находилась школа? (Школа была за селом у церкви).
Что случилось по дороге в школу. (Пока он шёл по своей слободе, собаки его не трогали. Но, когда он вышел к чужим дворам на него набросились собаки).
Как вы понимаете слово «слобода»? Слайд 8.2
Слобода – большое село, деревня.
Почему же собаки залаяли на него? (Собаки его не знали. А Филипок очень торопилс)я.
Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что он почувствовал, когда столкнулся с чужими собаками.
3-я часть. Кто помог Филипку? (Вышел мужик, отогнал собак).
Как мужик назвал мальчика? (Пострелёнок).
Откройте словарик в учебнике и прочитайте значение этого слова.
Пострелёнок – непоседа, шалун.
Ответил ли Филипок мужику? Почему? (Филипок ничего не сказал. Он, наверно, сильно испугался).
Что он сделал? (Он подобрал полы и пустился бежать во весь дух).
Что значит «полы»? Прочитайте.
Как это «во весь дух»? (Во весь дух – быстро).
Какое чувство испытал Филипок около школы? (Филипок испытал страх).
Чего он испугался? (Он испугался, что учитель его прогонит).
4-я часть. Чтение цепочкой по абзацам.
Кто помог Филипку решиться войти в школу? (Его пристыдила баба).
Что он сделал, когда вошёл в школу? (Он снял шапку). Почему? (Так было принято).
О каком качестве мальчика это говорит? (Он был хорошо воспитан).
Каким Филипок увидел учителя? (Учитель в красном шарфе ходил посередине).
Какие слова помогают понять, что мальчик сильно испугался, когда учитель его окликнул? (Он так испугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло).
Почему Филипок заплакал? (Ему стало обидно, что вдруг ему не разрешат ходить в школу).
Кто поддержал мальчика? (Ребята).
Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.
Когда же Филипок осмелел? (Когда понял, что учитель похвалил его).
А за что учитель похвалил Филипка? (За то, что знает буквы и сумел сложить свое имя).
Как о себе говорит Филипок? (Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий).
Что значит «бедовый»? Прочитайте. (Бедовый – ловкий, сообразительный).
Что изменилось в жизни Филипка в конце? (Филипок стал ходить с ребятами в школу).
V. Применение новых знаний в типовых заданиях.
- Работа в парах по карточкам.
Перед вами деформированный план текста. Вы должны восстановить события как они происходили по порядку, и напротив каждого пункта проставить цифру, начиная с 1.
__ Опасная часть дороги
__ Скучно одному
__ Знакомая дорога
__ Раздумья на пороге школы
__ Встреча с учителем
__ Филипок становится учеником
__ Мальчик отправляется в школу
- Проверка выполненного задания по слайду на доске.
2. Обобщающая беседа. Выявление нравственной проблемы произведения и авторского отношения к герою и его поступку.
- Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик? Какая у него цель? (Хорошая, благородная.)
- А что вы думаете о главном герое?
- Как вы думаете, могла ли эта история произойти на самом деле или она выдумана?
Что же больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка.)
- Как относится автор к своему герою? (по-доброму, одобряет поступок Филиппка)
- Можно ли сказать, что спустя 100 лет, Л.Толстой своими произведениями учит нас добру?
- Чему научил вас этот рассказ? (добиваться своей цели, не бояться)
VΙ. Итоги урока. Рефлексия
-Удалось ли нам выполнить учебные задачи? (характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали)
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Что интересного и поучительного для себя вы узнали?
- Оцените себя, закончив предложения:
Я узнал….
Я похвалил бы себя за ….
Я сумел …
Мне понравилось ….
Дом задание: с. 99-100 , выразительно читать, прочитать еще один рассказ Л. Толстого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Первый раз в школу" по были Л.Н.Толстого "Филипок"
Урок литературного чтения с использованием презентации и работы на интерактивной доске. Кроме того, на занятии используется групповая работа, контроль (тестовый и игра "Крестики-нолики"), работа над с...
Презентация к произведению Л.Толстого "Филипок"
Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения при знакомстве с произведением Л.Толстого "Филипок"....
Бинарный урок речевой практики по рассказу Л.Н. Толстого "Филипок"
Второй урок по теме. Проводится совместно с логопедом. Разрабатывался также совместно с учителем логопедом Куденковой Марией Николаевной. При необходимости возможно проводить и по одиночке. Включает в...
Конспект урока литературного чтения. Л.Толстой "Филипок".
Знакомство с рассказом....
Презентация. Л.Толстой "Филипок".
Презентация содержит материал для развития речи, устаревшие слова, тест по теме....
Конспект урока по теме: Л. Н. Толстой Филипок.
Конспект урока во 2 классе по произведению Л. Н. Толстого " Филипок"....
Л.Н. Толстой "Филипок"
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" Л.Ф. Климанова и В.Г.Горецкий....