"Первый раз в школу" по были Л.Н.Толстого "Филипок"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения с использованием презентации и работы на интерактивной доске. Кроме того, на занятии используется групповая работа, контроль (тестовый и игра "Крестики-нолики"), работа над сюжетной линией произведения, деформированным планом и характеристикой героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока Л.Н.Толстой "Филипок" .docx | 56.92 КБ |
презентация к уроку Л.Н.Толстой "Филипок".pptx | 2.42 МБ |
kartochki_dlya_gruppovoy_raboty.docx | 13.52 КБ |
k_filipku_1.notebook | 11.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект урока.
Организационная информация | |||||||||||||||||||||
Тема урока | «Первый раз в школу» Л.Н.Толстой «Филипок» | ||||||||||||||||||||
Предмет | литературное чтение | ||||||||||||||||||||
Класс | 2 класс | ||||||||||||||||||||
Автор урока (ФИО, должность) | Новоселова Светлана Васильевна, учитель начальных классов | ||||||||||||||||||||
Образовательное учреждение | МКОУ СОШ№11 | ||||||||||||||||||||
Республика/край, город/поселение | Россия, Свердловская область, город Серов | ||||||||||||||||||||
Методическая информация | |||||||||||||||||||||
Тип урока | Развитие новых знаний | ||||||||||||||||||||
Цель урока | Создание условий для формирования осознанного, правильного и выразительного чтения. | ||||||||||||||||||||
Задачи урока |
| ||||||||||||||||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Умение анализировать текст, закрепят умение использовать выразительные средства для характеристики действий героя и характера героя, приобретут умение выделять главную мысль и пересказывать по плану. | ||||||||||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы | Проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник. Литературное чтение. 2 кл. Ч.2: учеб./авт.-сост. О.В.Кубасова, тетради, карточки для групповой работы, выставка книг Л.Н.Толстого. | ||||||||||||||||||||
Подробный конспект урока | |||||||||||||||||||||
Мотивация учащихся |
а) Считалочка: На уроке будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! б) Слова учителя (к классу): - Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! в) Разминка (слайд 2) Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений: А) Дыхательная гимнастика. Задуйте свечу. * Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. * Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. *Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Б) скороговорки Человек неучёный – что топор неточёный. Ученик учил уроки - у него в чернилах щёки. медленное чтение (хором) чтение с ускорением (хором) беглое чтением (индивидуально) | ||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока |
- Сначала мы проверим домашнее задание. Контроль «Крестики-нолики» (проверка в парах)
*Выразительное чтение рассказа К.Д. Ушинского «Два плуга». - Чем плуги отличались после долгой разлуки? - Чему нас учит это произведение? (трудолюбию) 2. Изучение нового материала. Соотнесите иллюстрации с названиями произведения. Что общего Вы заметили? (слайд 4) Какова цель нашего урока? Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого. (слайды 5-11) А) сведения о писателе. Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений – 90 томов. Он много работал. Свои со чинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. В то время было ещё очень мало школ , а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катал ся с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей , простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н.толстой нашёл время для детских учебных книг. Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни. Б) знакомство с произведением. (слайд 12) Название нового произведения вы тоже определите сами. .и . и . о . кплф Перед вами запись. Выполним задание вместе. В названии одно слово, я написала только гласные, их 3, рядом написаны согласные. Ваша задача найти для каждой согласной своё место. 1 согласная буква обозначает звук, являющийся парным к звуку в 2 согласная обозначает звонкий непарный согласный звук Оставшиеся 2 согласные буквы идут в обратном алфавитном порядке. Какое слово получилось? Сформулируйте задачи урока полностью.
В) работа с иллюстрацией Откройте учебники на 137 странице. Рассмотрим обложку книги.
Можете ли вы на основании названия произведения и иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся). Г) первичное восприятие. Послушайте текст, проверьте и уточните свои предположения. ( слайд-фильм «Филипок») Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения? Д) словарная работа и работа над жанром произведения. Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе. К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль) Что означает слово «быль»? (Быль – это то, что было в действительности, в жизни). (слайд 13 – хоровое чтение) Давайте прочитаем эти слова и выясним их смысл. (интерактивная доска 1) Е) чтение произведения по цепочке. (стр. 138-140) 1) чтение первой части (с.138) "цепочкой": Какие действующие лица появились здесь? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята). Что узнали о матери? Что узнали об отце? Что узнали о бабушке? Что узнали о ребятах? Что узнали о Филипке? Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться. - А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.) - Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.) 2) чтение второй части (с.139-1) "цепочкой": - Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.) - Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.) Филипок не шел, а бежал в школу - вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе. - Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки? - А почему он не вернулся, хотя и было страшно? - Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком. 3) чтение третьей части (с.139-2) про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают из книги.) Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.) Какие новые действующие лица появились? (Мужик, баба с ведром). Что вы можете сказать о мужике, какой он? Что можно сказать о бабе? Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся). Как об этом говорит автор? нашёл страх (слова записаны на доске) боится испугался Все эти слова близки по значению. Как они называются? Такие слова в русском языке называются «синонимы». Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал? Какие слова употребил автор? Найдите в тексте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка. Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло. 4) чтение четвертой части(с.140): Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? ("Я бедовый...") Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться. Физкультминутка. Ж) работа над произведением. На доске: (интерактивная доска 2) *К *В *З *Р *З
- Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия) - Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение) - Построим сюжетную линию. - И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно соединяют к схеме) - С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление. - Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький) - Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филипок отправляется в школу) (о/в) - Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога) (Опасная часть дороги в школу) - Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы) - Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала) - Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель) - А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филипка? - Как развивались события дальше?(о/в) (Филипок заплакал, учитель пожалел его и разрешил остаться на уроке) - Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филипок на уроке. (Филипок читает) - Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик) («Ты погоди хвалиться») - Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филипок стал ходить в школу) - Найдите и прочитайте заключение З) восстановление деформированного плана. (работа в группах с карточками)
- Перед вами деформированный план текста. Вы должны восстановить события как они происходили по порядку, и напротив каждого пункта проставить цифру, начиная с 1. - А теперь проверим правильно ли выполнили это задание (интерактивная доска 3) И) характеристика героя. - Назовите главного героя произведения. Составим его образ.. Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами) Паспорт героя 1. Где живёт? ( в селе)
(смелый, любознательный, но непослушный) О ком эта история? Кто главный герой? Какого возраста? Какие черты характера вы можете отметить?( назовите в том порядке, как они следуют в тексте) Почему Филиппок пошёл в школу? Докажите текстом. Какое чувство испытывал Филиппок, когда прибежал к школе? (страх) Чего именно он боялся? ( собаки, учителя) Найдите предложение, в котором говорится об этом чувстве. прочитайте: Это Филиппок … Какая ещё причина, кроме скуки, привела его в школу? (давно просился – интерес) О каком ещё качестве Филиппка говорит автор? ( хвастовство) Но почему он хвастает, подчёркивает свои способности? Какие ещё качества есть у Филиппка, они просматривается во всех частях произведения? ( настойчивость, упорство, стремление к достижению целей) Какова идея ( главная мысль) произведения? Все хорошие стремления нужно поддерживать. На доске фразы из произведения о Филипке. (интерактивная доска 4) Давайте составим словесный портрет Филипка, вспомнив то, что уже говорили и добавив что-то новое. В этом вам поможет текст- подсказка. Работать будем коллективно. Филиппок это … … мальчик. ( маленький, деревенский) Жил в … семье. (крестьянской) У него были мама, …, …, старший … . (папа, бабушка, брат) Костюшка ходил в школу. Филиппок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться) Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя.(смелым и настойчивым) Он упорно добивался своей цели. Учитель … Филиппку … в школе. (разрешил, учиться) (слайд 14) Так каков же Филипок? (Филипок - самостоятельный, настойчивый, смелый, целеустремленный, он уже имеет характер - он может добиться своей цели.) Выбрать качества присущие Филипку. Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик? Кто хотел бы быть похожим на него? А что для этого надо? (Стремление, старание). Какая у него цель? (Хорошая, благородная.) Мог ли писатель дать другое название рассказу? (В названии большой смысл.) Что же больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка.) - Как относится автор к своему герою? ( по-доброму, одобряет поступок Филиппка) Чему научил вас этот текст (добиваться своей цели, не бояться) | ||||||||||||||||||||
Проверка и оценивание ЗУНКов | Тест (выполняется индивидуально в тетрадях) (слайд 15-16) | ||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке | Итог урока. В январе 1908 года Лев Толстой получил в подарок от Томаса Эдисона звукозаписывающий аппарат - фонограф. Писатель решил использовать его, прежде всего для диктовки ответов на письма. Он говорил, что иногда ему "хочется, прочтя письмо, сейчас же, под свежим впечатлением, ответить на него, а сказать ответ в фонограф легче и скорее, чем писать на бумаге". Так до нас дошли некоторые письма Толстого, а также отрывки из его произведений не только в письменном, но и в звуковом варианте. Однажды в гости ко Льву Николаевичу пришли школьники. Они попросили писателя показать им "чудо-аппарат", так появилась запись "Обращение к учащимся школы". - Давайте прослушаем это обращение. Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого. (слайд 17) работа с пословицами. (слайд 18) Какая из предложенных вам пословиц подходит к этому произведению?
работа с выставкой книг - Обратите внимание на выставку книг Л. Н. Толстого. Эти интересные книги я советую вам взять в нашей библиотеке и прочитать. Есть желающие прорекламировать произведения Л.Н.Толстого. (реклама произведений) - В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро и о необходимости учиться. - Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям) - Вам понравилось? Выберите смайлик, который оценит вашу работу. Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе. | ||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Какое бы домашнее задание хотели выполнить вы? (Чтение по ролям, картинный план.) Домашнее задание:(вытягивание тетрадочки): Красный- подготовить рассказ о Филиппке и нарисовать его. Синий – читать, пересказывать весь текст. Зелёный – составить вопросы к тексту. Я предлагаю вам написать письмо Филипку о себе, о своей школе и заполнить произведение в таблицу. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек неучёный – что топор неточёный. Ученик учил уроки - у него в чернилах щёки.
Контроль «Крестики-нолики» (проверка в парах) На прошлом уроке мы читали произведение «Два плуга» Его автор Константин Дмитриевич Ушинский Из разных кусков железа были сделаны оба плуга Один из них попал в руки земледельца Тот, что лежал в лавке купца, блестел как серебро Плуг земледельца потемнел и покрылся ржавчиной Произошла встреча героев Блеск плугу придал труд К произведению подходит пословица: «Труд кормит, а лень – портит» В слове «плуг» - все согласные звонкие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + + 0 + 0 0 + + + 0
«Правда всего дороже» «Старый дед и внучек». «Косточка» «Старик и сыновья»
Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) 5
Усадьба и дом в Ясной Поляне
Школа для крестьянских детей
Учебный план: чтение, письмо, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение , закон Божий. (широкий круг знаний)
. и . и . о . к п л ф «Филипок»
Быль – это произведение, события которого могли происходить на самом деле.
Какой он, Филипок ? грустный серьёзный весёлый шутливый самостоятельный настойчивый смелый целеустремленный
Тест 1. Куда ушёл отец у Филиппка? А) в лес; Б) на подённую работу; В) в поле. 2. С кем остался дома Филиппок? А) с мамой; Б) с бабушкой; В) с братом. 3. Чью шапку надел мальчик? А) брата; Б) свою; В) отцовскую.
4. Имя брата Филиппка. А) Костюшка ; Б) Васютка ; В) Кирюшка . 5. Клички собак, напугавших мальчика. А) Жучка; Б) Волчок; В) Юла.
"Я... Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужным для вас будет. Вы вспомните, когда уж меня не будет, что старик говорил нам добро. Прощайте, будет."
Один за всех, а все за одного. Друзья познаются в беде. Грамоте учиться всегда пригодится. Добра желаешь – добро и делай. Подбери пословицу
СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ !
Предварительный просмотр:
восстановление деформированного плана
- Филипок отправляется в школу
- Скучно дома
- Опасная часть дороги в школу
- Знакомая дорога
- Встреча с учителем
- Раздумья на пороге школы
- Филипок читает
- «Ты погоди хвалиться…»
восстановление деформированного плана
- Филипок отправляется в школу
- Скучно дома
- Опасная часть дороги в школу
- Знакомая дорога
- Встреча с учителем
- Раздумья на пороге школы
- Филипок читает
- «Ты погоди хвалиться…»
восстановление деформированного плана
- Филипок отправляется в школу
- Скучно дома
- Опасная часть дороги в школу
- Знакомая дорога
- Встреча с учителем
- Раздумья на пороге школы
- Филипок читает
- «Ты погоди хвалиться…»
Паспорт героя
1. Где живёт?
- Чем занимается?
- Какие поступки совершает?
- Какой характер у героя?
- Что думает о нём автор?
- Что вам понравилось или не понравилось в герое?
Паспорт героя
1. Где живёт?
2.Чем занимается?
3.Какие поступки совершает?
4.Какой характер у героя?
5.Что думает о нём автор?
6.Что вам понравилось или не понравилось в герое?
Паспорт героя
1. Где живёт?
- Чем занимается?
- Какие поступки совершает?
- Какой характер у героя?
- Что думает о нём автор?
- Что вам понравилось или не понравилось в герое?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Они были первыми"
Эта работа о летчиках -космонавтах-первый отряд космонавтов....
Сценарий "Как было написано первое письмо"
Всем известно произведение Р.Киплинга "Как было написано первое письмо". Вот одна из версий инсценировки....
План-конспект открытого классного часа в 1 классе по теме: «Они были первыми»
Этот материал позволяет познакомить учащихся с этапами развития космонавтики, с первыми космонавтами;воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижен...
Они были первыми (собаки в космосе)
Презентация может быть использована при проведении мероприятий, посвященных Дню космонавтики....
Они были первыми
Ознакомить с Днем космонавтики по собачьи...
"Они были первыми"
Классный час, посвященный дню космонавтики...
Научный материал. Моя прабабушка Ондар Чангаа Кененовна была первой женщиной тувинкой, которая села за руль автомобиля. "Первая женщина - шофер Тувы"
В судьбе каждого человека отражается его время, его эпоха. Моя прабабушка Ондар Чангаа Кененовна была первой женщиной тувинкой, которая села за руль автомобиля. Цель работы: исследов...