Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстого "Прыжок"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Бондарева Ольга Леонидовна

В данном материале представлена технологическая карта урока литературного чтения, для учащихся 4 класса с нарушениями слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК    ЛИТЕРАТУРНОГО   ЧТЕНИЯ                  

Тема: Л.Н. Толстой «Прыжок»                                                                                    Класс: 4 класс

Цель: создание условий для закрепления осмысления учебного материала.

Задачи:

образовательные:  формировать умение решать учебную задачу через выполнение заданий к тексту.

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы,  совершенствовать речевые умения;

воспитательные:  воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,  уважительное отношение  к мнению, отличному от своего.

Тип урока: систематизации знаний

Планируемые результаты:

Предметные УУД: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные учителем.

Личностные: вставать на позицию другого человека, мотивация чтения.

Метапредметные УУД: 

Коммуникативные УУД: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: принимать  учебную задачу, планировать свою работу.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для сбора, анализа, передачи, интерпретации в соответствии с познавательными задачами.

Педагогическая технология: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода, технология продуктивного чтения, ТРКМЧП.

Формы работы: фронтальная работа,  работа в парах.

Формы контроля:  самоконтроль  и взаимоконтроль, приём рефлексии «Выбор».

Методы: словесные, игровые, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый (работа с учебником).

Приёмы для смыслового чтения: приём «толстых» и «тонких вопросов», «толковый» словарь,    «Лови ошибку», «Восстановите абзац текста»,   «Восстанови последовательность плана рассказа», ромашка «Блума».

МПС: русский язык, физическая культура, математика, связь с жизнью.

Оборудование: компьютер, карточки для работы в парах, слайдовая  презентация по теме: Л.Н.Толстой «Прыжок», макет корабля и игрушка обезьяна, интерактивная доска,  учебник – Н.Е.Граш, С.В.Чайка «Литературное чтение» 4 класс  М.,Владос,  2010 г.

Ход урока.

1. Мотивационный этап

Цель: создать благоприятный психологический климат

Наш девиз  (Слайд №1)Урок литературного чтения

Мы – старательные!

Мы – внимательные!

Мы - активные!

Мы - позитивные!

Мы – хорошо учимся,

Всё у нас получится!

- Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. Оценивать свою работу я предлагаю  с помощью ладошки. Каждому пальчику будет соответствовать своё задание. Если оно вам показалось интересным, и вы с ним легко справились, загните пальчик.

2. Погружение в тему (Слайд №2) Портрет писателя. Цель: настроить на продуктивную работу, саморегуляцию.

- Кто изображён на портрете? (русский писатель 19 в., Л.Н. Толстой)

- Что вы можете рассказать о нём? (опорные знания:  для крестьянских детей построил школу в Ясной Поляне, создал для них Азбуку, сам учил их читать и писать).

3. Определение темы урока и постановка целей урока. Цель: установление учениками с помощью учителя целей и задач урока.

- Сегодня на урок я принесла вам  предметы.

- Вы догадались,  какое произведение мы будем продолжать изучать (рассказ – быль - «Прыжок»). (Слайд №3) Рассказ – быль «Прыжок»

Запишите на ладошке тему урока.

(Слайд №4)

- Чему мы научимся на уроке?

Читать …(рассказ)

Анализировать… (героев рассказа, текст рассказа)

Работать… (с текстом учебника, парами, вместе, активно)

4. Словарная разминка. Цель: совершенствовать навык выразительного чтения у младших школьников средствами фонетической зарядки.

(Слайд №5) Словарная разминка

Предлагаю прочитать трудные слова из текста.

пе-ре-драз-ни-ва-ла       передразнивала

за-бав-ля-ла-сь              забавлялась

раз-за-до-ри-л-ся         раззадорился

вдре-без-ги                     вдребезги

5. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия (проверка домашнего задания). Фронтальная проверка  

Цель: работа над лексическим значением, для  осмысленного восприятия  содержания литературного произведения

Приём « Толковый» словарик - направленный на выяснение значения или смысла слова.

(ученики передают друг – другу  макет корабля и называют части корабля).

ПАРУС укрепляемый на мачте большой кусок ткани
МАЧТА              стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

КАНАТЫ            толстая прочная верёвка 
ПАЛУБА             пол на корабле

КАЮТА               комната на корабле

ЯКОРЬ                приспособление для остановки судна        

Оцените свою работу (ладошка)

6. Работа над темой. Цель: освоение содержания текста и создание его читательской интерпретации (истолкование, оценка)

(Слайд №6)  1) Приём «толстых» и «тонких вопросов». Цель: сформировать умение понимать текст. Фронтальная работа

-Где происходило событие? (на корабле)

-Назовите действующих лиц рассказа (мальчик-сын капитана, капитан корабля, обезьяна, моряки).

-Как вы думаете, какое настроение было у собравшихся на палубе и  почему? (была тихая погода, корабль возвращался домой).

- Предположите, откуда появилась обезьяна на корабле? (из жарких стран, из Африки).

                                                - Почему мальчик покраснел, когда обезьяна сорвала шляпу?

  (Слайд №7)

 2)  Просмотровое чтение Цель: нахождение словосочетания в тексте. Фронтальная работа

Найдите предложения с данными словосочетаниями из текста

обошёл вокруг света”,

“разобрал задор”,

“замерли от страха”,

“вдребезги разбился”.

Оцените свою работу (ладошка)

 (Слайд №8)

3) Приём «Лови ошибку». Цель: исправление деформированных предложений из текста. Фронтальная работа у доски

Задание. Найдите  и  исправьте в предложениях ошибки.

Секунд через 10 — вынырнуло тело мальчика.

От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина три, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край первой перекладины.

За три минуты он взобрался по верёвке на первую перекладину.

«Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Оцените свою работу (ладошка)

Минутка отдыха.  «На корабле» (Слайд №9) Цель: обеспечить активный отдых организму в процессе учебной деятельности.

-Вы, наверное, устали?

-Ну, тогда все дружно встали.

Волны плещут в океане                           (машут  руками, изображая волны)

Что там чудится в тумане?                      (вытягивают руки вперёд)

Это мачты кораблей                                 (вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей!                    (приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем  (ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке                            (наклоны)

И сжимаем в кулаке                                 (дети сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать-

Надо чаще приседать                                (приседания)

4) Приём «Восстановите абзац из текста»  (по  4 абзацу).  Самостоятельная работа и проверка по эталону.Работа парами.

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, восстанавливать логическую последовательность текста, выделять в тексте слова, которые описывают действия героев.

(Слайд №10)

-Будем работать парами. Восстановите  последовательность своего отрывка текста, опираясь на иллюстрации. Начну я,  а вы продолжите.

Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше.

Карточка №1. Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

Задание:

1) Определите последовательность вашего отрывка, опираясь на иллюстрации. Прочитайте его.

2) Подчеркните в тексте слова, которые описывают действия мальчика.

3)Оцените вашу работу (ладошка)

Карточка №2.На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. 

Задание:

1) Определите последовательность вашего отрывка, опираясь на иллюстрации. Прочитайте его.

2) Подчеркните в тексте слова, которые описывают действия обезьяны.

3) Оцените вашу работу (ладошка)

Карточка №3.От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Задание:

1) Определи последовательность твоего отрывка, опираясь на иллюстрации. Прочитай его.

2) Найди в толковом словаре значение величины – аршин.  Определи расстояние до шляпы.

 1 аршин =                                     2 аршина =  

3) Оцени свою работу (ладошка)

 (Слайд №11)

-Проверьте  и оцените свою работу.

(Слайд №12) Приём « Восстанови план рассказа». Цель: выяснение понимания учащимися содержания литературного текста. Фронтальная работа у доски

1. Обезьяна веселит пассажиров

2. Проказы обезьяны.

3. Погоня за обезьяной.

4. На перекладине.

5. Поступок отца.

6. Прыжок.

Оцените свою работу (ладошка)

6. Включение в систему знаний и умений (Слайд №13)

Приём « Ромашка Блума» Цель: с помощью 6 вопросов выйти на понимание содежащей в тексте информации, на осмысление авторской позиции.

1.Что крикнул капитан, когда увидел сына на мачте?

2. Как бы ты поступил (а) на месте капитана?

3.Правильно ли я поняла, что мальчик прыгнул в воду?

4. Чтобы произошло, если бы мальчик не прыгнул в воду?

5. Можно назвать поступок  мальчика  смелым?

6. Почему автор назвал произведение «Прыжок»?

7. Рефлексия. Приём «Выбор» (слайд №14) Цель: соотносить  цели урока и его результат.

-Посмотрите на  ладошку и дайте оценку своей работе.

-Я доволен своей работой на уроке.

- На уроке я работал неплохо.

- На уроке было трудно.

8. Выставление отметок.

9. Домашнее задание (Слайд №15)

1) учебник: стр. 58-59, задание 4;
по выбору:
2) нарисовать иллюстрацию к рассказу;            

3) творческое задание: №5

        Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

Задание:

1) Определите последовательность вашего отрывка, опираясь на иллюстрации. Прочитайте его.

2) Подчеркните в тексте слова, которые описывают действия мальчика.

3)Оцените вашу работу (ладошка)

        На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.

Задание:

1) Определите последовательность вашего отрывка, опираясь на иллюстрации. Прочитайте его.

2) Подчеркните в тексте слова, которые описывают действия обезьяны.

3) Оцените вашу работу (ладошка)

        От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Задание:

1) Определи последовательность твоего отрывка, опираясь на иллюстрации. Прочитай его.

2) Найди в толковом словаре значение величины – аршин.  Определи расстояние до шляпы.

 1 аршин =                                     2 аршина =  

3) Оцени свою работу (ладошка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературного чтения Лев Николаевич Толстой «Акула»

В технологической карте даны все этапы урока с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Акула"

Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Акула"...

Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок" (3 класс).

Урок проведен с использованием технологии продуктивного чтения (прием чтение с остановками)....

Технологическая карта урока литературного чтения Л. Н. Толстой «Филипок"

Технологическая карта урока литературного чтения для 2 класса....

Технологическая карта урока литературное чтение А.К.Толстой "Золотой ключик,или Приключения Буратино"

Технологическая карта урока литературного чтения построена на основе системно-деятельностного подхода и СТИМ технологии....

Технологическая карта урока литературного чтения "Лев Николаевич Толстой. Сказка «Два брата" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Льва Николаевича Толстого «Два брата».Планируемые результатыПредметные результаты:Знать биографические...

Технологическая карта урока литературного чтения "Лев Николаевич Толстой "Два брата"" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Льва Николаевича Толстого «Два брата».Планируемые резул...