Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Акула"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_3_klass_akula.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Литературного чтения
Класс: 3А класс
Учитель: Шапчиц Е.А.
Тема «Л. Н. Толстой «Акула»
Цель: способствовать пониманию текста через смысловое чтение обучающихся и осознанные устные высказывания по сюжету произведения
Задачи:
- Формировать умение анализировать прочитанный текст, оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа
- Развивать и корректировать мыслительные процессы в оценочном суждении, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, строя монологическое высказывание. Способствовать развитию и коррекции устойчивости внимания, памяти через самостоятельную работу при проверке домашнего задания.
- Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению; пониманию чувств других людей и сопереживанию им.
Оборудование:
- Учебник: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь: 3 класс. – Ч. 1, 2. - М.: Просвещение, 2012.
- Презентация
- Интерактивная доска
- Портрет писателя
- Карточки «эмоционального словаря»
- Карточки с заданиями
- Буквы
- Картинки с изображением парусника
№ п/п Этап урока, | Время | Содержание урока | Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент. Цель этапа: Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность, нацеливание на перспективу | 2 мин | Эмоциональный настрой - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок чтения в этот необыкновенный день заглянуло солнышко. Давайте улыбнемся ему и в хорошем настроении отправимся в путешествие по увлекательной стране под названием «Литература». - У нас много интересной работы. Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься….(слайд 1) ЬТАТИЧ ЬТАДЮЛБАН ЬТАНИМОПСВ ЬТАМУД - Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам товарищей. | Личностные универсальные учебные действия: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
2. Проверка домашнего задания Цель этапа: повторение материала и подготовка учащихся к усвоению нового материала. Развитие и коррекция устойчивости внимания через самостоятельную работу при проверке домашнего задания. Коррекция и развитие речи через построение высказываний.
|
| 1. Речевая разминка -Прочитайте слова: (шепотом, вслух) (слайд 2) Мальчик Шляпа Живо Прыгай - Ребята, из какого рассказа эти слова? (Прыжок) (слайд 3) - Кто автор этого произведения? (портрет Толстого) (слайд 4) 2. Блиц-опрос. Слушаем отрывки из произведения «Прыжок». Если согласны с услышанным, то ставим на листе против соответствующего номера + (плюс), если не согласны - (минус). 1. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей... + 2. Она подпрыгнула к капитану корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. - 3. Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и отвернулся…- 4. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше. + 5. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. + 6. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама села рядом и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. - 7. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два. + 8. Мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха. + 9. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все стали громко кричать. - 10. В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!» + 11. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать. + Самопроверка: (табличка для самопроверки). (слайд 5) Инструкция для оценивания. (слайд 6) 10 – 11 правильных ответов – «5» 8 – 9 – «4» 5 – 7 – «3» 2. «Сундучок с сюрпризом»: (слайд 7) Вспомним, что знаем о писателе, его семье, творчестве. (Из сундучка вынимаю цифры и слова). Что они означают. Какое отношение имеет данный материал к писателю? 5 – В семье Толстых было 5 детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария. Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости. Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе. «Муравьиного братства» - игра Л. Толстого и его братьев в детстве Муравьиное братство. (слайд 8)
3.Какие произведения Л.Н. Толстого вы читали? (слайд 9) Писатель во многих своих произведениях старался рассказать детям о том, как нужно поступать в разных жизненных ситуациях. | Метапредметные универсальные учебные действия: *регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей |
3.Работа с новым материалом. Цель этапа: Развивать навык беглого осознанного чтения-слежения. | 7 мин | - Сегодня мы познакомимся ещё с одним из его произведений. -Кроме цифр в ящике лежат буквы. Они все перепутались. Ребята, составьте из предложенных букв слово – оно будет являться названием нашего произведения. (дети составят слово «Акула».) - Как называется произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться? Тема урока: Л.Н. Толстой. «Акула» (слайд 10) - Прочитайте название. - О чём может быть произведение с таким названием? - А что вы знаете об акуле? - На уроках какого предмета вы можете узнать что-то новое об акулах? (На уроках природоведения) - А в каких книгах можем прочитать о них? (В учебнике природоведения, энциклопедии, справочной литературе и др.) - Сообщение подготовленного ученика: (слайд 11) Это очень древние рыбы. Благодаря обтекаемой форме тела они очень быстро плавают. Пасть акулы, усажена несколькими рядами острых зубов. Часто акулы нападают на людей. - А теперь я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки. - На каком транспорте мы отправимся в путь? ( На паруснике.) (Корабль с парусами – парусник.) - Когда происходили эти события? (Очень давно, когда кораблями управляли парусами с помощью ветра) 3. Предварительная словарная работа В этом произведении вам встретятся новые слова. Работа с новыми словами: (объяснение значения слов) (слайды 12. 13, 14) Артиллерист Хобот Фитиль Парус Полотно Ропот Сахара 3.Знакомство с текстом. (Читает учитель и два помощника-ученика) - Внимательно следить за сюжетом. 4. Вопросы: - Какие чувства вы переживали, слушая рассказ? Поделитесь своими впечатлениями о произведении. - А вам было страшно? - Когда стало особенно страшно? | Метапредметные универсальные учебные действия: *регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей. |
4.Физкультурная минутка Цель: Избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения | 1 мин | - Представьте, что вы среди матросов с парусника и вам нужно вплавь добраться до суши. - Мы плывем. (Имитация движений пловцов руками) | Метапредметные универсальные учебные действия: *личностные установка на здоровый образ жизни |
5. Работа в группах Цель этапа: Осознание и осмысление учебного материала
Коррекция и развитие: речи через построение высказываний, умение задавать вопросы | 10 мин | Работать вы будете в группах. Работайте вместе, помогайте друг другу (помним правила работы в группе) 1 группа - Прочитать отрывок со слов: «Наш корабль» до слов «Не выдавай, поднатужься!» Выполнить задания: - Озаглавить отрывок. - Составить к нему вопросы(1-2) - Выберите слова, которые показывают чувства при чтении данного отрывка (радость, нежность, беспокойство, удивление, тревога. беспечный поступок) 2 группа - Прочитать отрывок со слов: «Вдруг с палубы кто-то крикнул…» до слов «мы услыхали пронзительный визг и мальчики поплыли в разные стороны» Выполнить задания: - Озаглавить отрывок. - Составить к нему вопросы (1-2). - Выберите слова, которые показывают чувства при чтении данного отрывка. (волнение, тревога, ужас, гибель детей, обида, радость) 3 группа - Прочитать отрывок со слов: «Визг этот как будто разбудил артиллериста» до конца текста. Выполнить задания: - Озаглавить отрывок. - Составить к нему вопросы (1-2). - Выберите слова, которые показывают чувства при чтении данного отрывка. (ужас, страх, любовь, торжество, стыд, нежность, горе родителей) Выступления групп. (заголовки к прочитанным частям, ответы на составленные вопросы к прочитанному). | Метапредметные универсальные учебные действия: регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: универсальные учебные действия: формировать умение строить монологическое доказательное высказывание, навыки сотрудничества, умение контролировать действия партнёра |
6.Осмысление текста Цель этапа: Развитие и коррекция мыслительные процессов через умения воспроизводить изученный материал, через анализ текста | 10 мин | У вас остались неиспользованные карточки, вы не смогли взять некоторые слова для своих выступлений. - Что было на карточках кроме отдельных слов? (словосочетания) 1 группа – беспечный поступок 2 группа – гибель детей 3 группа – горе родителей - Чей поступок был беспечным? (мальчиков) - В чём была их беспечность? (они нарушили запрет капитана и стали плавать в открытом море) - К чему могла привести беспечность мальчиков? (К их гибели.) - Кто был бы виновником их гибели? (акула) - Если бы случилась такая трагедия, что бы испытали родители? - Горе. (В ходе ответов на доске выстраивается схема). - Так кто или что же могло привести к трагедии акула или что-то другое? -Задумайтесь, почему автору захотелось написать такой рассказ? -Подумайте, почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ «Акула»? - Можно ли дать ему другое название? -Как вы думаете, какую мысль хотел донести до нас Л. Н. Толстой? -О чём задумались после чтения рассказа «Акула»? - Этот рассказ помог понять нам сложность описанной ситуации, пригласил к размышлению. | Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание. |
7. Рефлексия Цель этапа: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы через самооценку. | 1 мин | - А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте кораблик. Раскрасьте парус таким цветом, на который вы оцениваете свою работу 1. Отлично работал (а) и многому научился(ась). \красный цвет\ 2. Хорошо работал(а) на уроке. \синий цвет\ 3. Надо постараться. \зелёный цвет\ | Метапредметные универсальные учебные действия: *регулятивные -адекватно воспринимать оценку учителя *коммуникативные -формулировать собственное мнение и позицию |
8.Домашнее задание Цель этапа: Развитие самоконтроля через выбор задания самими обучающимися. | 1 мин | Выбрать на карточке задание 1. Нарисовать 3 рисунка к рассказу 2. Пересказ текста по составленному вами плану 3. Пересказ от лица отца-артиллериста | Метапредметные универсальные учебные действия: *регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...