Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шапчиц Елена Адольфовна

Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Акула" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_3_klass_akula.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Литературного чтения

Класс: 3А класс

Учитель: Шапчиц Е.А.

Тема «Л. Н. Толстой «Акула»

Цель:  способствовать пониманию текста через смысловое чтение обучающихся и осознанные устные высказывания по сюжету произведения

Задачи:

  1. Формировать умение анализировать прочитанный текст, оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа
  2. Развивать и корректировать мыслительные процессы в оценочном суждении, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, строя монологическое высказывание. Способствовать развитию и коррекции  устойчивости  внимания, памяти через самостоятельную работу при проверке домашнего задания.
  3. Способствовать воспитанию положительной  мотивации к учению; пониманию чувств других людей и сопереживанию им.

Оборудование:

  • Учебник: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь: 3 класс. – Ч. 1, 2. - М.: Просвещение, 2012.
  • Презентация
  • Интерактивная доска  
  • Портрет писателя
  • Карточки «эмоционального словаря»
  • Карточки с заданиями
  • Буквы
  • Картинки с изображением парусника

                                                                                                     

№ п/п

Этап урока,

Время

Содержание урока

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент.

Цель этапа:

Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность,

нацеливание на

перспективу

2 мин

Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок чтения в этот необыкновенный день заглянуло солнышко. Давайте улыбнемся ему и в хорошем настроении отправимся в  путешествие по увлекательной стране под названием «Литература».

- У нас много интересной работы. Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься….(слайд 1)

ЬТАТИЧ         

ЬТАДЮЛБАН

ЬТАНИМОПСВ

ЬТАМУД

- Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам товарищей.

Личностные универсальные учебные действия:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

2. Проверка домашнего задания

Цель этапа: повторение материала и подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Развитие и коррекция  устойчивости  внимания  через самостоятельную работу при проверке домашнего задания.

Коррекция и развитие

речи через построение высказываний.

 

  1. мин

1. Речевая разминка

-Прочитайте слова:  (шепотом, вслух) (слайд 2)

Мальчик

Шляпа

Живо

Прыгай

- Ребята, из какого рассказа эти слова? (Прыжок) (слайд 3)

- Кто автор этого произведения? (портрет Толстого) (слайд 4)

2. Блиц-опрос. 

Слушаем отрывки из произведения «Прыжок».

Если согласны с услышанным, то ставим на листе против соответствующего номера + (плюс), если не согласны -  (минус).

1. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей... +

2. Она подпрыгнула к  капитану корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. -

3. Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и отвернулся…-

4. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше. +

5. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. +

6. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама села рядом и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. -

7. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было  аршина два. +

8. Мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха. +

9. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все стали  громко  кричать. -

10. В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!»  +

11. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать. +

Самопроверка: (табличка для самопроверки). (слайд 5)

Инструкция для оценивания. (слайд 6)

10 – 11 правильных ответов  – «5»

8 – 9  – «4»

5 – 7 – «3»

2. «Сундучок с сюрпризом»: (слайд 7)

Вспомним, что знаем о писателе, его семье, творчестве. (Из сундучка вынимаю цифры и слова). Что они означают. Какое отношение имеет  данный материал к писателю?

5 – В семье  Толстых было 5 детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария.

Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.

Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.

«Муравьиного братства» - игра Л. Толстого и его братьев в детстве

Муравьиное братство. (слайд 8)

  • Почему автор так назвал его?
  • Чем интересны эти насекомые?
  • Когда говорят, трудится, как муравей? (трудолюбие, совместный труд, взаимовыручка)
  • Чему человек может учиться у этих насекомых?
  • А как мы можем работать? (дружно, как муравьи, заботясь друг о друге)

3.Какие произведения Л.Н. Толстого вы читали? (слайд 9)

Писатель во многих своих произведениях старался рассказать детям о том, как нужно поступать в разных жизненных ситуациях.

Метапредметные  универсальные учебные действия:

*регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей

3.Работа с новым материалом.

Цель этапа:

Развивать навык беглого осознанного чтения-слежения.

7 мин

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним из его произведений.

-Кроме цифр в ящике лежат буквы. Они все перепутались. Ребята, составьте из предложенных букв слово – оно будет являться названием нашего произведения. (дети составят слово «Акула».)

- Как называется произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться?

Тема урока: Л.Н. Толстой. «Акула»  (слайд 10)

- Прочитайте название.

- О чём может быть произведение с таким названием?

- А что вы знаете об акуле?

- На уроках какого предмета вы можете узнать что-то новое об акулах? (На уроках природоведения)

- А в каких книгах можем прочитать о них? (В учебнике природоведения, энциклопедии, справочной литературе и др.)

- Сообщение подготовленного ученика: (слайд 11)

Это очень древние рыбы. Благодаря обтекаемой форме тела они очень быстро плавают. Пасть акулы, усажена несколькими рядами острых зубов. Часто акулы нападают на людей.

- А теперь я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки.

-  На каком транспорте мы отправимся в путь? ( На паруснике.) (Корабль с парусами – парусник.)

- Когда происходили эти события?

(Очень давно, когда кораблями управляли парусами с помощью ветра)

3. Предварительная словарная работа

 В этом произведении вам встретятся новые слова.

Работа с новыми словами: (объяснение значения слов) (слайды 12. 13, 14)

Артиллерист

Хобот

Фитиль

Парус

Полотно

Ропот

Сахара

3.Знакомство с текстом.

(Читает учитель и два помощника-ученика)

- Внимательно следить за сюжетом.

4. Вопросы:

- Какие чувства вы переживали, слушая рассказ? Поделитесь своими впечатлениями о произведении.

- А вам было страшно?  

- Когда стало особенно страшно?

Метапредметные  универсальные учебные действия:

*регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей.

4.Физкультурная минутка

Цель: 

Избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения

1 мин

- Представьте, что вы среди матросов с парусника и вам нужно вплавь добраться до суши.

- Мы плывем. (Имитация движений пловцов руками)

Метапредметные универсальные учебные действия:

*личностные

установка на здоровый образ жизни

5. Работа в группах

Цель этапа:

Осознание и осмысление учебного материала

 

Коррекция и развитие:

речи через построение высказываний, умение задавать вопросы

10 мин

Работать вы будете в группах. Работайте вместе, помогайте друг другу (помним правила работы в группе)

1 группа

- Прочитать  отрывок со слов: «Наш корабль» до слов «Не выдавай, поднатужься!»

Выполнить задания:

- Озаглавить отрывок.

- Составить к нему вопросы(1-2)

- Выберите слова, которые показывают чувства при чтении  данного отрывка

(радость, нежность, беспокойство, удивление, тревога. беспечный поступок)

2 группа

- Прочитать  отрывок со слов: «Вдруг с палубы кто-то крикнул…» до слов «мы услыхали пронзительный визг и мальчики поплыли в разные стороны»

Выполнить задания:

- Озаглавить отрывок.

- Составить к нему вопросы (1-2).

- Выберите слова, которые показывают чувства при чтении  данного отрывка.

(волнение, тревога, ужас, гибель детей, обида, радость)

3 группа

- Прочитать  отрывок со слов: «Визг этот как будто разбудил артиллериста» до конца текста.

Выполнить задания:

- Озаглавить отрывок.

- Составить к нему вопросы (1-2).

- Выберите слова, которые показывают чувства при чтении  данного отрывка.

(ужас, страх, любовь, торжество, стыд, нежность, горе родителей)

Выступления групп. (заголовки к прочитанным частям, ответы на составленные вопросы к прочитанному).

Метапредметные  универсальные учебные действия:

регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: универсальные учебные действия: формировать умение строить монологическое доказательное высказывание,

навыки сотрудничества,

умение контролировать действия партнёра

6.Осмысление текста

Цель этапа: 

Развитие и

коррекция мыслительные процессов через умения воспроизводить изученный  материал,

через анализ текста

10 мин

У вас остались неиспользованные карточки, вы не смогли взять некоторые слова для своих выступлений.

- Что было на карточках кроме отдельных слов? (словосочетания)

1 группа – беспечный поступок

2 группа – гибель детей

3 группа – горе родителей

- Чей поступок был беспечным? (мальчиков)

- В чём была их беспечность? (они нарушили запрет капитана и стали плавать в открытом море)

- К чему могла привести беспечность мальчиков? (К их гибели.)

- Кто был бы виновником их гибели? (акула)

- Если бы случилась такая трагедия, что бы испытали родители?

- Горе.

  (В ходе ответов на доске выстраивается схема).

- Так кто или что же могло привести к трагедии акула или что-то другое?

-Задумайтесь, почему автору захотелось написать такой рассказ?

-Подумайте, почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ «Акула»?

-  Можно ли дать ему другое название?

-Как вы думаете, какую мысль хотел донести до нас  Л. Н. Толстой?

-О чём задумались  после чтения рассказа «Акула»?

- Этот рассказ помог понять нам сложность описанной ситуации, пригласил к размышлению.

Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

7. Рефлексия

Цель этапа:

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы через самооценку.

1 мин

- А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте  кораблик. Раскрасьте  парус таким цветом, на который вы оцениваете свою работу

1.      Отлично работал (а) и многому научился(ась). \красный цвет\

2.      Хорошо работал(а) на уроке. \синий цвет\

3.      Надо постараться. \зелёный цвет\

Метапредметные  универсальные учебные действия:

*регулятивные

-адекватно воспринимать оценку учителя

*коммуникативные

-формулировать собственное мнение и позицию

8.Домашнее задание

Цель этапа:

Развитие

самоконтроля через выбор задания самими обучающимися.

1 мин

Выбрать на карточке задание

1.  Нарисовать  3 рисунка к рассказу

2.  Пересказ текста по составленному вами плану

3.  Пересказ от лица отца-артиллериста

Метапредметные  универсальные учебные действия:

*регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...