Русская народная сказка "Гуси лебеди"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Познакомить младших школьников с русской народной сказкой «Гуси - лебеди»; развивать речь учащихся, расширять словарный запас; развивать поэтическое восприятие окружающего мира, художественное восприятие произведений, развивать звуковое восприятия (чувство ритма), обогащать речь.
стимулировать развитие творческих способностей учащихся; формировать интерес к слову,
воспитывать чувства взаимопомощи и коллективизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок окружающего мира по теме "Красная книга". Дети знакомятся на уроке со всеми страницами книги. | 215.79 КБ |
gusi_-_lebedi_2_klass.docx | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока
по окружающему миру во 2 классе
Тема: «Красная книга».
Учитель начальных классов Касаева Инга Марковна
Тема: Красная книга | Тип: изучение нового материала | |
УМК «Школа России» окружающий мир 2 класс | ||
Задачи урока:
| ||
Планируемые результаты: | ||
Предметные
| Метапредметные
тексте учебника и использовать её для подготовки собственного рассказа по теме урока
следственные связи, формулировать выводы
| Личностные
заинтересованность к судьбе редких и исчезающих растений и животных
|
| ||
Ресурсы урока: Плешаков А.А. Окружающий мир: 2 класс, 1 часть; индивидуальные карточки с текстом, карточки с логическими цепочками в виде таблицы, карточка с деформированным предложением, карточки для рефлексии, мультимедийная презентация; компьютер; мультимедийный проектор. | ||
Ход урока: | ||
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности учащихся: | |
1. Мотивация познавательной деятельности | ||
-Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Сиянье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Так постараемся сегодня И вместе проведём урок. - По подсказкам отгадайте слово и постарайтесь назвать тему нашего урока.
Предлагает высказать предположение о теме урока
| Высказывают предположение о теме урока, формулируют учебную задачу | |
2. Актуализация необходимых знаний |
высказывания, относящиеся к Красной книге. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, на ваш взгляд, то в первой колонке ставьте знак “+”, если неверным, то знак “-”, если вы не знаете как ответить на вопрос, поставьте знак « ?»:
цепочка правильная? (2,3,4,5, ?). Поможет разобраться текст. | Отвечают на вопросы, записывают ответ «да», «нет» или «?» на листке бумаги. Коллективное обсуждение. |
Каждому ребёнку выдаётся текст. - Вам надо прочитать текст и найти информацию, связанную с нашими логическими цепочками. | |
3. Организация познавательной деятельности | |
Организует работу учащихся с новой информацией - Теперь снова обратимся к таблице. Внесите изменения в таблицу, если неверно. Организует обсуждение вопросов «Верю - | Ученики самостоятельно читают текст и маркируют его указанными знаками. Красная книга В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Международная Красная книга была издана в 1966 году в необычном виде. Назвали её Красная книга. Название «Красная книга» предложил Питер Скотт - английский исследователь. Первая Красная книга хранится в швейцарском городе Морже. Цвет переплёта книги красный. Он, как сигнал светофора, предупреждает: “Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни! Остановись, ты разрушаешь свой дом!” Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное. Кроме Международной Красной книги, куда записаны живые существа всей Земли, есть и другие книги. Например, Красная книга России, Красная книга Москвы и Подмосковья, Красная книга РСО - Алания. Среди животных в Красную книгу занесены не только звери, но и птицы, некоторые виды рыб и насекомых, но и растения.
|
не верю» и доказательство из текста. - На уроке присутствуют эксперты, которые проведут нас по страницам Красной книги. Организует театрализованные выступления экспертов по страницам Красной книги. Организует мультимедийное сопровождение выступлений детей. | подтверждаются текстом.
Самой первой исчезла бескрылая гагарка. До 17 века она была очень распространена на побережье и островах в северной части Атлантического океана. Внешне эти птицы были очень похожи на пингвинов. Огромные колонии этих доверчивых, не умеющих летать птиц, с древности привлекали внимание охотников. К началу 19 века промысел прекратился. Гагарке удалось сохраниться на двух маленьких островках у берегов Исландии. Но и с этими птицами расправились жестоко. На них стали охотиться, чтобы сделать из них чучела. К середине 19 века гагарок не стало. Все, что осталось от бескрылой гагарки, — это 80 шкурок и чучел в разных музеях мира...
Эти животные напоминали современных тюленей, но были очень доверчивы, людей они не боялись, близко подплывая к лодкам. Но людям очень понравилось мясо, жир и молоко этих животных. Люди безжалостно стали убивать незлопамятных животных, и уже к 1968 году истребили всех.
|
на планете не осталось ни одного голубя. Это произошло из-за жадности человека всего за 20 лет! Эксперты Красной страницы Красной книги
растения, птицы и животные, которые в скором времени могут исчезнуть. Синий кит – самое большое существо на Земле. Его вес достигает 200 тонн, а средняя длина равняется 23-29 метрам. У него на спине запросто могут уместиться целых тридцать слонов. В желудке у кита помещается 2-3 тонны пищи – целый грузовик. Добычу киты заглатывают целиком, не пережевывая. Живут киты до 50 лет. На сегодняшний день кит занесен в Международную Красную Книгу и Красную Книгу России, т.к. китобойный промысел поставил под угрозу существование этого гигантского животного.
их как вредителей. Это случается и сейчас. Поэтому полосатые гиены исчезающий вид.
|
Организует проведение физминутки: Зайка маленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так, И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапоньки согреть, Вот так, вот так, Надо лапоньки согреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так, Надо зайке поскакать. Дальнейшая организация выступлений экспертов. | пойманную добычу до подхода охотников. Царским подарком считался гепард, обученный охоте. Дороговизна охотничьего гепарда объясняется тем, что они практически не размножаются в неволе, поэтому молодых представителей этого рода требовалось отлавливать для обучения. Так численность гепардов резко сократилась. Теперь численность этого вида составляет в природе около 10 особей, а в зоопарках мира — всего 23. Выполняют физическую разгрузку, двигаются в соответствии со словами физминутки. Выступление экспертов. Эксперты Жёлтой страницы Красной книги. 7) На жёлтых страницах - животные и растения, количество которых быстро уменьшается и им грозит «переселение» на красные страницы. Амурский тигр сохранился на юге Дальнего Востока. Тело его – 4 м длиной, вес – около 390 кг. За день тигр, в поисках добычи может пройти от 20 до 30 км. Природные условия местообитаний тигра исключительно суровы. Зимой температура воздуха падает до - |
40градусов, а летом поднимается до +35-37градусов. Тигр способен преодолевать за короткое время большие расстояния и подолгу голодать. Очень любит воду, может часами лежать в воде или около нее. Китайские и корейские знахари убивали тигров из-за суеверий. Они из разных частей тела тигра делали лекарства от трусости, слабости, когти служили талисманом.
Карликовый тушканчик запасает жир в… хвосте, который разбухает до размеров крупной морковки. Обитающие в пустынях тушканчики способны не пить по 16 месяцев. И что интересно: большинство из них умирает естественной смертью в двухлетнем возрасте. Другими словами, тушканчики могут не пить… всю жизнь. Эксперты Серой страницы Красной книги.
растений малодоступны или точно не установлены. Это жук-геркулес, слоновая черепаха.
|
Между тем мама уже ловит рыбу и рачков, чтобы прокормить будущего малыша. Подросший детёныш съедает рыбы до 4 кг в день. Пингвины редко выходят на берег, предпочитают оставаться на морском льду. У императорских пингвинов существует немного врагов, и естественный возраст этих птиц может достигать 25 лет. Единственные хищники, убивающие взрослого императорского пингвина в воде или вблизи воды — это касатки и морские леопарды. На льдинах иногда случается, что птенцы императорского пингвина становятся добычей поморников или гигантского буревестника. Эксперты белой страницы Красной книги.
впечатляет своими размерами. Окрас его меха переходит от снежно- белого до желтоватого, он почти не заметен на снегу. Белые медведи хорошо приспособлены к жизни в Арктике. Они очень выносливы и могут преодолевать быстрым шагом большие расстояния. Их стопы покрыты шерстью, что позволяет легче передвигаться по льду и снегу. Как правило, они являются одиночками. Белые медведи прекрасные пловцы. Поиском пищи они занимаются и днём и ночью. Запах падали они чувствуют на расстоянии более 30 км. Они также способны учуять тюленей лежащих в укрытии под почти 2-ух метровых слоем снега и льда. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей. Эксперты зелёной страницы Красной книги.
|
Но Красная книга содержит не только сведения о животных. Большое место в ней занимают растения: лотос, женьшень, венерин башмачок, даже всем знакомые нам ландыши.
Предлагается детям исправить ошибку в правилах поведения:
| результаты, о чем свидетельствуют зелёные страницы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения. На зелёных страницах можно увидеть зубра, соболя.
Между пальцами имеются плавательные перепонки, сильно развитые на задних конечностях и слабо — на передних. Хвост веслообразный. (Ответы детей)
плотины (запруды). Для строительства и заготовки корма бобры валят деревья, подгрызая их у основания, отгрызают ветки, затем разделяют ствол на части. Осину диаметром 5–7 см бобр валит за 5 минут; дерево диаметром 40 см валит и разделывает за ночь. Ствол подгрызенного бобром дерева приобретает характерную форму «песочных часов». Бобры издавна добываются ради своего красивого и прочного меха. В результате этого бобр оказался на грани вымирания. Чтобы сохранить этого ценного зверя, в странах Европы был принят ряд мер по охране и восстановлению численности. Краткие сведения о Красной книге РСО- Алания. Фронтальная работа учащихся, ответы на вопросы. |
Ответы на вопросы (Неумелая деятельность человека, браконьерство, охота, освоение новых земель, строительство) Дети предлагают способы исправления ошибки: | |
4. Подведение итогов | |
- У вас на парте лежат слова, которые относятся к теме нашего урока. Соберите, пожалуйста, из этих слов предложение и подведите итог урока. | Работа с деформированным текстом, чтение предложения и подведение итога урока: «Красная книга учит охранять и беречь природу!» |
Природа – наш огромный дом, И всем найдется место в нём: Букашке, зверю и побегу, И дереву, и человеку. Хоть дом большой, но хрупок он – Ему все хуже с каждым днем. Не враг вредит из века в век, Природу губит человек. Но, может, скоро мы поймем, Что мы неправильно живём, Что дом наш охранять должны От грязи, злобы и войны. Чтоб в доме нашем навсегда Царили мир и чистота. Организует просмотр видеоклипа О.Газманова «Красная книга» | Просмотр предложенного видеоклипа. |
5. Рефлексия учебной деятельности | |
— Я вижу, что сегодняшний урок заставил вас задуматься. Всё ли у вас получилось, над чем затруднялись, что заинтересовало. В помощь вам опора. Закончи предложения:
| Оценивают свою работу на уроке |
-Давайте составим «Прогноз погоды в нашем классе». Выберите тот знак, который соответствует вашему настроению. Поднимите
- не доволен Домашнее задание: сообщение о животном из Красной книги. | Самооценка деятельности на уроке Участвуют в определении домашнего задания |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока
по литературному чтению во 2 классе
Тема: «Русская народная сказка «Гуси – лебеди»».
Учитель начальных классов Касаева Инга Марковна
Общая часть | |
Предмет: | Литературное чтение |
Тип урока: | Урок усвоения новых знаний |
Цель урока: | Познакомить младших школьников с русской народной сказкой «Гуси - лебеди» |
Задачи урока: | |
Предметные (образовательные): | Познакомить младших школьников с русской народной сказкой «Гуси - лебеди»; развивать речь учащихся, расширять словарный запас; развивать поэтическое восприятие окружающего мира, художественное восприятие произведений, развивать звуковое восприятия (чувство ритма), обогащать речь. стимулировать развитие творческих способностей учащихся; формировать интерес к слову, воспитывать чувства взаимопомощи и коллективизма. |
Коррекционно-развивающие: | Продолжить работу над автоматизацией правильного произношения звуков у младших школьников, над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Развать речь, память, умение интонационно выделять речь персонажей. Развивать точность, прочность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. |
Личностные (воспитательные): | Воспитывать интерес к урокам; доброжелательность, инициативность, |
ответственность, навыки сотрудничества. Воспитывать любовь к чтению русских народных сказок, доброе отношение к героям сказки | |
Планируемые результаты: | Регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме; Познавательных:
строить монологические высказывания; овладевать навыком работы в группе (в паре), участвовать в диалоге. |
Оборудование урока: | 1. Презентация «Гуси - лебеди». |
Технологии, методы, формы: | Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие. Методы: репродуктивные и эвристические, творческие (беседа, наблюдения, анализ, сравнения, обобщения, наглядный метод). Формы работы: фронтальная, индивидуальная. |
Организационная структура урока | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап № 1. Мотивационно-целевой (организационный) | |
1. Организационный момент. Цель: Создание эмоционального положительного фона урока. | |
Организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды | Ученики приветствуют друг друга и учителя: |
деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь, подтянитесь! Начинаем наш урок. | Отвечают на вопросы учителя. |
2. Фонетическая зарядка. | |
Утащили злые птицы Кроху-братца у сестрицы, Но сестричка, хоть мала Все же малыша спасла. Что за птицы в сказке были И кому они служили? (Гуси лебеди и баба Яга) | Обучающиеся отгадывают загадку, последовательно один за одним вслух читают слоги, слова, текст загадки. Анализируют степень выразительноси чтения; содержание поэтического произведения . |
Этап № 2. Операционно-познавательный (актуализация знаний, постановка цели и задач урока) | |
1. Мотивация учебной деятельности учащихся и определение темы, цели и задач урока | |
На какие виды делятся сказки?
В сказке встретятся такие слова, посмотрим их значение в словарике: причитывала – причитывать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-либо; кудель – пучок льна, | Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные. |
приготовленный для пряжи; веретено – приспособление для получения нити из шерсти; устьице – отверстие в печи. | |
Этап № 3. Первичное усвоение новых знаний. | |
Знакомство со сказкой. Учитель показывает иллюстрации по порядку. Читает текст сказки. | Слушают учителя. |
Послушайте сказку, следите за моим чтение по учебнику, будьте готовы отвечать на вопросы. вопросы к 1 части: Кто действующие лица сказки? Куда ушли отец и мать? Что они наказали доченьке? Послушала дочь родителей? Куда ушла девочка? Что случилось с братцем? вопросы ко 2 части: Что обнаружила девочка, когда вернулась? Кого заметила девочка вдалеке? Кто унес братца? вопросы к 3 части: К кому сначала обратилась девочка за помощью? | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме . Слушают в соответствии с целевой установкой . Ответы детей: |
Помогла ли печка ей? Почему? К кому она еще обратилась за помощью? Помогла ей яблонька (молочная река)? Почему? вопросы к 4 части: Куда пришла девочка? Что хотела сделать Баба-Яга? Какой совет дала девочке мышка? вопросы к 5 части: Кто отправился в погоню за сестрой и братцем? Кто выручал девочку? Почему в этот раз молочная река, яблонька и печка помогли девочке? Чем закончилась сказка?
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Чему учит нас сказка? Кто из героев сказки тебе понравился? Почему? | Сказка учит слушать родителей! |
Этап № 5. Первичное закрепление. |
Просмотр мультфильма «Гуси-лебеди». | |
Этап № 6. Динамическая пауза Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности урока. | |
Выполняют движения за учителем под песню «Сказка по лесу идет» | Дети повторяют за учителем текст физминутки и выполняют соответствующие движения . |
Этап № 5. Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания. | |
Предлагает рассказать и показать сказку. Предлагает и помогает выбрать себе персонажа сказки, помогает озвучивании сказки по ролям. | Дети читают сказку по ролям. |
Этап № 6 Рефлексия. Итог урока. Этап № 7 Домашнее задание | |
Учитель предлагает учащимся подвести итог урока. Работа за экраном:
красный - урок прошел плодотворно, всё понятно. зеленый - есть небольшие проблемы. желтый - скучно, неинтересно. | Ученики оценивают свои успехи на уроке . Слушают собеседника . Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок . Выбирают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка «Гуси-лебеди»"
Конспект урока, программа "ШКОЛА РОССИИ"....
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока....
Презентация к уроку литературного чтения Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Материал содержит компьютерную презентацию к уроку....
Конспект урока по русской народной сказке "Гуси -Лебеди"
На урок литературного чтения...
Театрализация русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Приобщение детей к традициям русской народной культуры, расширение представлений о русском народном искусстве,народном быте, обогащение детского замысла яркими впечатлениями через музыкаль...
Конспект Интегрированного занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди»
данный конспект зантятия может пригодится в работе воспитателя...