Конспект урока по литературному чтению в 4 классе, по учебнику Л.А.Ефросинина
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Брыкалова Мария Николаевна

Урок литературного чтения по учебнику Л.А.Ефросининой.

Тема: Л.Н. Толстой «Прыжок». Обобщение по теме: «Произведения Л.Н. Толстого».

Цель:  1. Учить делить текст на структурные части. Отрабатывать навык чтения вслух и молча.  Повторить и обобщить разножанровые произведения Л.Н. Толстого.

          2. Развивать произвольное внимание, мышление, память, культуру речи. Расширять круг чтения учащихся путем включения в учебный процесс дополнительной художественной литературы.

          3. Воспитывать ценностное отношение к литературному наследию классиков, к русскому языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе, по учебнику  Л.А.Ефросинина

Тема: Л.Н. Толстой «Прыжок». Обобщение по теме: «Произведения Л.Н. Толстого».

Цель:  1. Учить делить текст на структурные части. Отрабатывать навык чтения вслух и молча.  Повторить и обобщить разножанровые произведения Л.Н. Толстого.

        2. Развивать произвольное внимание, мышление, память, культуру речи. Расширять круг чтения учащихся путем включения в учебный процесс дополнительной художественной литературы.

        3. Воспитывать ценностное отношение к литературному наследию классиков, к русскому языку.

Оборудование: 1. Портрет Л. Н. Толстого
                  2. Выставка книг
                  3. Кроссворд
                  4. Карточки – схемы
                   5. Учебник Л. А. ЕФросина «Литературное чтение»

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

2 мин.

  1. Приветствие
  • Здравствуйте, ребята!
  • Садитесь.
  1. Проверка готовности
  • Проверьте все ли у вас лежит на парте: учебник, тетрадь, пенал, дневник.
  1. Повторение

3 мин.

  1. Выявление читательского опыта.
  • Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Узнай произведение»
  • Я вам читаю отрывок, а вы должны называть, из какого произведения этот отрывок.

а) «Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его слабели…»

(Л.Н. Толстой рассказ «Лебеди»)

(учитель выставляет книгу на выставку книг)

б) «Идти тебе надо далеко, к нашей бабушке к старинной мужицкой солдатской матери, надо ее милости просить. А получишь от нее штуку, иди прямо во дворец, и я там буду»

(Л. Н. Толстой сказка «Работник Емельян и пустой барабан»)

в) «Наутро охотники начинают разбирать след, путаются по его двойным следам и далеким прыжкам. Удивляются его хитрости».

(Л.Н. Толстой научно-познавательный рассказ  «Зайцы»

(книга на выставку книг)

  • Молодцы! Все произведения отгадали.
  • Что общего во всех этих произведениях? (Их написал Л.Н.Толстой)

 (Учитель выставляет портрет Л.Н. Толстого на выст.книг, на верхнюю полку)

  • Что вы знаете о Л. Н. Толстом?
  • Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

  1. Изучение нового

  1. Объявление темы.
  • На этом уроке мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, закрепим свои знания о его произведениях.
  • Откройте учебник на стр. …
  • Прочитайте название нового произведения.
  • Внизу после названия написано, что это быль.
  • Прочитайте после произведения, около восклицательного знака, что такое быль.
  • Что же такое быль?
  1. Первичное ознакомление с текстом.

5 мин.

  • Самостоятельно молча прочитайте быль «Прыжок»
  1. Анализ произведения.
  • Можно ли быль назвать рассказом?
  • Где происходит событие рассказа?
  • Кто главные герои?
  • Каким вы себе представляете мальчика?
  • Какой был капитан?
  • Какой вы видите обезьяну?
  • Давайте вспомним на какие структурные части можно разделить рассказ?

  1. Вступление
  2. Завязка
  3. Кульминация
  4. Развязка
  5. Заключение (концовка)
  1. Поисковое чтение (выборочное)
  • Найдите, прочитайте вступление (1 абзац)
  • Прочитайте развязку (2, 3,4 абзац)
  • Найдите самый напряженный момент рассказа.
  • Как он называется. Прочитайте (6, 7, 8 абзац)
  • Найдите развязку. Прочитайте (10, 11, 12 абзац)
  • Почему в заключение капитан заплакал?

  1. Физ. минутка
    3 мин.

Игра на внимание «Капитаны».

  1. Обобщение
  • Мы закончили читать произведения Л.Н. Толстого. Но дома вы будете читать его книги.
  1. Работа со схемой.
  • Помогите восстановить схему.
  • Какого жанра произведения писал Толстой?

  • Назовите известные вам басни.
  • Назовите художественный рассказ, рассказ-быль, научно-познавательный рассказ.
  • Где чаще всего мы встречаемся с научно-познавательными рассказами?
  • Какую вы знаете былину?
  • Чем былина отличается от рассказа - быль?
  • Назовите сказки
  1. Работа с кроссвордом ( У детей листочки с кроссвордом)

7 мин

  • А сейчас вспомним главных героев-животных из произведений Толстого.
  • Возьмите листочки с кроссвордом. Разгадайте.
  1. Проверка кроссворда.
  • Давайте проверим, что у вас получилось
  1. Веселый добрый зверек
  2. Маленькая подружка льва
  3. Охранник ореховой ветки
  4. Любительница шляп
  5. Красивые и сильные птицы

5.

1.

б

е

л

к

а

4.

е

2.

с

о

б

а

ч

к

а

б

е

3.

м

е

д

в

е

д

ь

з

и

ь

я

н

а

  • Из какого произведения главные герой белка?

                                                       (Учитель выставляет книгу на выставку книг)

  • Из какого произведения главный герой собачка?
  • Из какого произведения главный герой обезьяна?
  1. Работа с выставкой книг.
  • Посмотрите, сколько книг мы с вами прочитали. Все они были разные, но интересные.
  • Какое произведение вам больше всего понравилось?
  1. Итог урока

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что вам понравилось?

Д/з: 1. Выполнить в рабочей тетради задания на стр. …

  1. Или прочитать другое произведение Л. Н. Толстого и сделать обложку-модель

  • Урок окончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...