Урок по литературному чтению Успенского "Чебурашка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Цели:
1. Познакомить и вспомнить произведение Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.
Задачи:
1.Развивать навыки выразительного беглого чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, внимание, мышление, творчество.
2.Воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.
3.Развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
4.воспитывать любовь к родной литературе
5.воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chteniyu_uspenskiy_cheburashka.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия№8»
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Цели:
1. Познакомить и вспомнить произведение Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.
Задачи:
1.Развивать навыки выразительного беглого чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, внимание, мышление, творчество.
2.Воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.
3.Развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
4.воспитывать любовь к родной литературе
5.воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать юмор в произведении; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам.
Оборудование: портрет Э.Н.Успенского, выставка книг, запись ”Песенки Чебурашки”, презентация, физкультминутки, ноутбук, проектор, экран.
Учебник “Литературное чтение”, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. 2 класс, 2 часть, карточки для работы в парах, для рефлексии, тест.
ХОД УРОКА:
ОРГМОМЕНТ
Здравствуйте! Улыбнитесь и вспомните все самое доброе и хорошее. Я рада вас приветствовать на уроке.
-Какой девиз мы используем на уроках?
Если с другом вышли в путь, веселей дорога,
Без друзей меня чуть – чуть,
А с друзьями много.
(дети стоят, хором)
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
– Как обычно, начинаем наш урок с речевой разминки.
(сидя, сначала тихо, потом громче…)
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать!
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всё понятно
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Фронтальный опрос.
– Над каким большим разделом мы с вами работаем на протяжении нескольких уроков?
(И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЕЗ)
( карточка на доске – переворачиваем)
- Я вам загадаю загадку, а отгадав её, вы нам скажите имя главного героя произведения с которым мы познакомились на прошлом уроке.
Он и весел, и не злобен,
Пухлый, милый чудачок.
Вместе с ним хозяин Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
А на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник-
Медвежонок…(ВИННИ-ПУХ)
– Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (АЛАН МИЛН)
– Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски?
(Б. ЗАХОДЕР)
(портреты переворачиваем на доске)
– Какие стихотворения писал Б.Заходер? (ВЕСЁЛЫЕ, ЗАБАВНЫЕ, СМЕШНЫЕ, ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ)
2.Чтение наизусть.
– Давайте расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением.
(спросить два ученика, оценить ответ)
Микроитог: Все прочитали ярко, выразительно, весело. Молодцы!
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
3. Объявление темы урока.
– Сегодня мы продолжим изучение раздела “И в шутку, и всерьез” и познакомимся с творчеством не менее известного автора и героями его книг.
Поработаем в группах.
Первая группа
Отгадает фамилию автора, с творчеством которого мы сегодня будем знакомиться.
- Нужно правильно разгадать шифровку: (убрать все буквы «р»)
РРРРРУРРРРСРРРРРПРРРРЕРРРРРНРРРРСРРРРРКРРРРИРРРРРЙРРРР
Вторая группа.
Соберет портрет главного героя.
Третья группа.
Соберет буквы, которые рассыпались по классу и узнает как звали главного героя произведения.
-Дети, которые сидят за партами работают с ребусами.
На выполнение задания отводится 3 минуты.
-С творчеством какого писателя мы будем сегодня знакомиться?
( Дети выкладывают имя на доске)
- Кто же главный герой его произведения? Вторая группа справилась с заданием и покажет нам портрет главного героя.
(Вывешивают на доске собранный протрет Чебурашки)
- А как зовут нашего героя, нам покажет третья группа.
- Кто работал с ребусами, проверьте –совпадает ли то имя, которое получилось у вас с тем именем, которое собрали ребята из рассыпанных по классу букв. У кого имя совпало – встали.
- Правильно. Это – Чебурашка
- Произведение, с которым мы будем сегодня знакомиться написал Э. Успенский.
(портрет переворачиваем на доске)
Зинин Ваня подготовил сообщение об этом удивительном человеке.
Родился Эдуард Николаевич 22 декабря 1937 года. Он жив и по сей день. В этом году ему исполнится 81 год. Писателем Успенский стал не сразу. По образованию он инженер. Сначала он строил самолеты, поэтому в его книгах все падает: то Печкин падает с велосипеда, то Шарик - с телеги. В результате получается очень весело, ведь Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг.
-Посмотрите на выставку его книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.
Рассматривание книжной выставки:
- “Крокодил Гена и его друзья”
- “Дядя Федор, пес и кот”
- “Тетя дяди Федора”
- “Любимая девочка дяди Федора”
- “Про Веру и Анфису”
- “Разноцветная семейка” и др.
- А теперь сформулируйте тему урока. (Сегодня мы будем изучать произведение Э. Успенского «Чебурашка»).
Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда-то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, дружок, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены – ... (ЧЕБУРАШКУ)
- А вот откуда этот зверек, где он живет, почему у него такое название, мы не знаем. Значит, какую цель мы ставим перед собой? (исследовать происхождения неизвестного зверька - Чебурашка)
-Об истории создания сказки нам расскажет Жучкова Мария.
Как рассказывает Эдуард Успенский, однажды в Одесском порту, о котором он писал сценарий для кино, он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона. Это запомнилось. Позже, когда стал писать повесть о крокодиле Гене и его друзьях, ему захотелось ввести в повесть какого-нибудь уютного, но незнакомого зверька.
В конце концов, вспомнив хамелеона в порту, он поместил своего героя в ящик из-под апельсинов. А имя этому неизвестному науке зверьку помогли придумать приятели, звавшие свою дочку Чебурашкой из-за её неуклюжих падений. Девочка давно уже выросла, а мохнатый непоседа Чебурашка стал любимцем миллионов детей в разных странах мира.
- Молодцы.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ И ПОДГОТОВЛЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
- Откроем учебник на с. 139 и прочитаем название произведения.
– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением, работайте с текстом с карандашом, отмечая известные вам знаки по ходу чтения и будьте готовы продолжить. (Продолжают чтение хорошо читающие дети.)
Это новое +
Противоречит тому, что знал –
Это я знал \/
Я хочу узнать больше?
4.Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.
а) Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:
– Чтобы прочитать, как Чебурашка появился в городе, мы с вами должны научиться читать некоторые слова. Про себя читаем по слогам, вслух целыми словами.
ТРО-ПИ-ЧЕС-КОМ - ТРОПИЧЕСКОМ
ГИП-ПО-ПО-ТАМ - ГИППОПОТАМ
ОТ-ПРА-ВИЛ-СЯ - ОТПРАВИЛСЯ
А-ПЕЛЬ-СИ-НА-МИ - АПЕЛЬСИНАМИ
ПЕ-РЕ-ДВИ-ГАТЬ-СЯ - ПЕРЕДВИГАТЬСЯ
ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИ-Е - ПУТЕШЕСТВИЕ
НЕ-ИЗ-ВЕСТ-НЫМ - НЕИЗВЕСТНЫМ
СОБ-СТВЕН-НО-ГО - СОБСТВЕННОГО
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
– Какие слова вам непонятны, новые? Выясним их значение. Над какими словами вы поставили +
Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном, травоядное, млекопитающее.
Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.
Каюта – помещение на корабле.
Уценённые товары – товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Телефонная будка – будка с телефоном автоматом.
Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом (толковый словарь Ожегова).
-Значение каких слов противоречат тому, что вы о них знали? Над какими словами вы поставили -
- Какие слова вам знакомы? Над какими словами вы поставили «галочку»
\/
-О значении каких слов вы хотели бы узнать больше? Над какими словами вы поставили ? знак
- Мы прочитали с вами сказку. Почему это произведение называется сказкой? Почему она находится в разделе “И в шутку, и всерьез”?
-Какое впечатление осталось у вас после прочтения?
-Что шутливого в этой сказке?
-А что серьёзное? (нет друзей)
- Чему учит нас это произведение? (без друзей плохо, надо дружить и дружбой дорожить)
- Какие пословицы о дружбе вы знаете?
-На доске разбросаны пословицы, давайте их соберем.
- Друг за друга держаться – ничего не бояться.
- Друг познаётся в беде.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Человек без друга – что земля без воды.
– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.
– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя. Кого? (КОТА ЛЕОПОЛЬДА)
Все: РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!
– Только у добрых людей бывает много друзей.
-А теперь немножко отдохнем.
- Физкультминутка
А теперь мы отдохнем.
Мы теперь не второклашки,
Мы теперь все Чебурашки.
Утром в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли, (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, ( наклоны вперед)
По дороге растеряли ( разведение рук в стороны).
(Звучит “Песенка Чебурашки”)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ и ОБОБЩЕНИЕ
5.Анализ отрывка
Самостоятельная работа учащихся в группах.
-У вас на партах есть заранее составленный план текста. Поработайте самостоятельно, разделите текст на части по плану.
План.
1. Где жил Чебурашка?
2. Как он попал в ящик с апельсинами?
3. Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
4. Почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?
5. Где стал работать и жить Чебурашка?
6. Почему Чебурашка никому не звонил?
- Кто справился с заданием встают.
Работа в группах.
1группа – вопрос 5
2 группа – вопрос 6
3 группа – вопрос 1
4 группа – вопрос 2
5 группа – вопрос 3
6 группа – вопрос 4
1 – где жил Чебурашка?
В далеком тропическом лесу.
2 – как он попал в ящик с апельсинами?
Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Не долго думая, Чебурашка забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улёгся спать.
3 – почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
В главный городской зоопарк Чебурашку не взяли, так как не знали, куда посадить неизвестного зверька;
4 – почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?
Он похож на бракованную игрушку. Ему нужно было стоять в витрине и привлекать внимание прохожих.
6 – где стал работать и жить Чебурашка?
Работать он стал в магазине уценённых товаров, а жить в старой телефонной будке, стоявшую у входа в магазин.
7 – почему Чебурашка никому не звонил?
Он никого не знал.
- Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (найдите и прочитайте по ролям).
Физкультминутка для глаз
Рефлексия
6.Дополни предложения словами из отрывка (работа в парах)
- Поработаем в парах. У вас на парте листочки с текстом, но в нем потерялись слова, дополните предложения словами из отрывка, который мы прочитали.
Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с ……………………….Недолго думая, Чебурашка забрался в один из них и стал ……………………... Он съел ……………………………………и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улёгся ……………...
Спал Чебурашка крепко, он, конечно, не слышал, как подошли рабочие и ……………………все ящики. Погрузили ящики на ………………… и отправили в далёкое путешествие.
(Проверка. Один ребенок читает, остальные проверяют. Встают)
7.Тест СЛАЙДЫ № 19-26
- Работаем самостоятельно
– Сейчас вам будет предложен тест, который поможет определить самого внимательного читателя и слушателя. Буквы верных ответов вы должны записать на листочке в строчку и, если все ответы будут верными, вы сумеете прочесть получившееся слово.
(Это если успеем)
- Какое слово получилось?
- У всех получилось такое слово – просигналили светофорами.
– А сейчас, уважаемые ребята, попробуйте оценить свои успехи на уроке. У вас на столах лепестки 3 цветов:
- красный – получилось отлично,
- оранжевый – не все задания выполнил так, как хотел
- жёлтый – получилось не так, как хотелось.
– Выберите тот лепесток, который отражает ваши успехи на уроке и поместите его на доску вокруг сердцевинок так, чтобы получился цветок.
ИТОГ УРОКА
– Какое произведение мы читали на уроке?
– Кто его автор?
- Как зовут главного героя произведения?
– Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (ТРУДНО ЖИТЬ ОДНОМУ, ХОРОШО, КОГДА РЯДОМ ЕСТЬ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ)
– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте её дома.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ СЛАЙД № 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СЛАЙД № 28
Самоанализ урока
Цель:
Познакомить с отрывком из произведения Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.
Задачи:
Образовательно-познавательные задачи:
-сформировать целостное представление о читаемом рассказе;
-развивать формирующиеся в ходе чтения умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
-развивать навыки беглого, осознанного, правильного чтения;
-развивать навык устной речи.
Воспитательные задачи:
-уметь выражать собственное понимание персонажей, их характеров;
-формировать интерес к чтению и творческой читательской деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи:
-обогащение словарного запаса школьников;
-создание условий для речевого общения учащихся;
-развитие слухового восприятия путём различения на слух слов, фраз.
Средства обучения:
детские эмоции, текст в учебнике, выставка книг писателя, портрет писателя, иллюстрация Чебурашки, презентация, ноутбук.
Урок проводился по учебнику «Литературное чтение 2 класс 2 часть». Авторы: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Данный урок занимает одно из мест в системе уроков по теме: «И в шутку и всерьёз».
Планируемый объём учебного материала, сложность информации учтены с возрастными и учебными возможностями учащихся данного класса. В основе урока лежит анализ произведения, подготовка краткого пересказа. Исходя из этого, были определены цель и поставлены задачи.
Анализ организации учебного процесса урока.
- Кратковременность оргмомента, речевой и эмоциональный настрой обеспечили быстрое включение всех детей в деловой ритм урока и необходимую мотивацию. Ребятам предъявлялись организационные фразы, дети определили и прокомментировали эмоциональный настрой на урок.
- В уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому.
- Система предлагаемых вопросов и заданий позволила выявить знания детей о теме и степень обогащения читательского опыта.
- Выполнялись психолого-гигиенические, эстетические требования (смена динамических поз, культура речи, виды деятельности).
- Время урока использовалось рационально. На уроке использовались элементы технологии дифференцированного обучения и элементы развивающего обучения (создание условий для развития и проявления познавательной активности, создавались ситуации общения на уроке, предлагалось сформулировать выводы, результат выполненного задания).
- Комментарий к домашнему заданию носит дифференцированный характер.
Анализ дидактической и методической деятельности.
- С целью осознания детьми учебного материала проводилась работа на основе зрительно-слухового восприятия с использованием словаря, интересной презентации к уроку.
- На уроке развивалось умение анализировать, сравнивать, ориентироваться в тексте, делать выводы, читать выразительно.
- Имела место фронтальная и парная форма работы учащихся.
- Использованный вид проверки «Тест» преследовал цель предварительного контроля за знаниями учащихся по теме.
- Использовались репродуктивные, эвристические и творческие методы: чтение учителя и учеников, выборочное чтение, подбор строчек, чтение по ролям, подготовка сообщения о фактах из жизни писателя, подбор книг к выставке и др.
Анализ деятельности учащихся.
- На уроке чтения сочетались словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.
- Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельности подчинены цели и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся класса.
- На протяжении всего урока отмечена высокая активность и работоспособность учащихся.
- Школьники показали хороший уровень понимания прочитанного, эффективно использовали в устных ответах полученные ранее знания.
- Учащиеся показали умение организовать свою деятельность на рабочем месте, умение слушать Учащиеся класса показали хорошие умения устно выражать отношение к прочитанному, главным героям и впечатление от прочитанного (детские эмоции).
Считаю, что урок достиг поставленной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...