Урок по литературному чтению Успенского "Чебурашка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ковальская Наталия Анатольевна

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Цели:

 

1. Познакомить и вспомнить произведение Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.

Задачи:

1.Развивать навыки выразительного беглого чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, внимание, мышление, творчество.

2.Воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.

3.Развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)

4.воспитывать любовь к родной литературе

5.воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chteniyu_uspenskiy_cheburashka.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия№8»

        

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Цели: 

1. Познакомить и вспомнить произведение Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.

Задачи:

1.Развивать навыки выразительного беглого чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, внимание, мышление, творчество.

2.Воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.

3.Развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)

4.воспитывать любовь к родной литературе

5.воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать юмор в произведении; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам.

Оборудование: портрет Э.Н.Успенского, выставка книг, запись ”Песенки Чебурашки”, презентация, физкультминутки, ноутбук, проектор, экран.                                                                                        

Учебник “Литературное чтение”, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. 2 класс, 2 часть, карточки для работы в парах, для рефлексии, тест.

ХОД УРОКА:

ОРГМОМЕНТ 

Здравствуйте! Улыбнитесь и  вспомните все самое доброе и хорошее. Я рада вас приветствовать на уроке.

-Какой девиз мы используем на уроках?

Если с другом вышли в путь, веселей дорога,
Без друзей меня чуть – чуть,
А с друзьями много.

(дети стоят, хором)

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

–  Как обычно, начинаем наш урок с речевой разминки.  

(сидя, сначала тихо, потом громче…)

Чтобы разговаривать,

Надо выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать!

Всё правильно и внятно,

                                                       Чтоб было всё понятно

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

  1. Фронтальный опрос.

– Над каким большим разделом мы с вами работаем на протяжении нескольких уроков?  

 (И В ШУТКУ, И   ВСЕРЬЕЗ)

( карточка на доске – переворачиваем)

- Я вам загадаю загадку, а отгадав её, вы нам скажите имя главного героя произведения с которым мы познакомились на прошлом уроке.

  Он и весел, и не злобен,

  Пухлый, милый чудачок.

  Вместе с ним хозяин Робин

  И приятель Пятачок.

 

Для него прогулка – праздник,

А на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник-

Медвежонок…(ВИННИ-ПУХ)

– Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (АЛАН МИЛН)

 – Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски?

(Б. ЗАХОДЕР)

 

(портреты переворачиваем на доске)

– Какие стихотворения писал Б.Заходер? (ВЕСЁЛЫЕ, ЗАБАВНЫЕ, СМЕШНЫЕ, ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ)

  2.Чтение наизусть.

        

– Давайте расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением.

(спросить два ученика, оценить ответ)

 

 Микроитог: Все прочитали ярко, выразительно, весело. Молодцы!

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

   

3. Объявление темы урока.

– Сегодня мы продолжим изучение раздела “И в шутку, и всерьез” и познакомимся с творчеством не менее известного автора и героями его книг.

Поработаем в группах.

Первая группа 

Отгадает фамилию автора, с творчеством которого мы сегодня будем знакомиться.

- Нужно правильно разгадать шифровку: (убрать все буквы «р»)

РРРРРУРРРРСРРРРРПРРРРЕРРРРРНРРРРСРРРРРКРРРРИРРРРРЙРРРР

Вторая группа.

Соберет  портрет  главного героя.

Третья группа.

Соберет буквы, которые рассыпались по классу и узнает как звали главного героя произведения.

-Дети, которые сидят за партами работают с ребусами.

На выполнение задания отводится 3 минуты.

-С творчеством какого писателя мы будем сегодня знакомиться?

( Дети выкладывают имя на доске)

- Кто же главный герой его произведения? Вторая группа справилась с заданием и покажет нам портрет главного героя.

(Вывешивают на доске собранный протрет Чебурашки)

- А как зовут нашего героя, нам покажет третья группа.

- Кто работал с ребусами, проверьте –совпадает ли то имя, которое получилось у вас с тем именем, которое собрали ребята из рассыпанных по классу букв. У кого имя совпало – встали.

- Правильно. Это – Чебурашка

- Произведение, с которым мы будем сегодня знакомиться написал Э. Успенский.

(портрет переворачиваем на доске)

Зинин Ваня  подготовил сообщение об этом удивительном человеке.

Родился Эдуард Николаевич  22 декабря 1937 года. Он жив и по сей день. В этом году ему исполнится 81 год. Писателем Успенский  стал не сразу. По образованию он инженер. Сначала он строил самолеты, поэтому в его книгах все падает:  то Печкин падает с велосипеда, то Шарик - с телеги.  В результате получается очень весело, ведь Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг.

-Посмотрите на выставку его книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.

Рассматривание книжной выставки:

  • “Крокодил Гена и его друзья”
  • “Дядя Федор, пес и кот”
  • “Тетя дяди Федора”
  • “Любимая девочка дяди Федора”
  • “Про Веру и Анфису”
  • “Разноцветная семейка” и др.

- А теперь сформулируйте тему урока. (Сегодня мы будем изучать произведение Э. Успенского «Чебурашка»).

Этот милый, странный душка

Безымянною игрушкой

Был когда-то в магазине,

Сказки ждал он на витрине.

И дождался. Стал известным

Своей сказкою чудесной.

Ты меня, дружок, послушай,

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете,

Знает каждая дворняжка

Друга Гены –  ... (ЧЕБУРАШКУ)

- А вот откуда этот зверек, где он живет, почему у него такое название,  мы не знаем. Значит, какую цель мы ставим перед собой? (исследовать происхождения неизвестного зверька - Чебурашка)

-Об истории создания сказки нам расскажет Жучкова Мария.

       Как рассказывает Эдуард Успенский, однажды в Одесском порту, о котором он писал сценарий для кино, он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона. Это запомнилось. Позже, когда стал писать повесть о крокодиле Гене и его друзьях, ему захотелось ввести в повесть какого-нибудь уютного, но незнакомого зверька.

        В конце концов, вспомнив хамелеона в порту, он поместил своего героя в ящик из-под апельсинов. А имя этому неизвестному науке зверьку помогли придумать приятели, звавшие свою дочку Чебурашкой из-за её неуклюжих падений. Девочка давно уже выросла, а мохнатый непоседа Чебурашка стал любимцем миллионов детей в разных странах мира.

 - Молодцы.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ И ПОДГОТОВЛЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

- Откроем учебник на с. 139 и прочитаем название произведения.

– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением, работайте с текстом с карандашом, отмечая известные вам знаки по ходу чтения и будьте готовы продолжить.  (Продолжают чтение хорошо читающие дети.)

Это новое +

Противоречит тому, что знал –

Это я знал \/

Я хочу узнать больше?

    4.Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.

      а)  Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами: 

 Чтобы прочитать, как Чебурашка появился в городе, мы с вами должны научиться читать некоторые слова. Про себя читаем по слогам, вслух целыми словами.  

ТРО-ПИ-ЧЕС-КОМ - ТРОПИЧЕСКОМ

ГИП-ПО-ПО-ТАМ - ГИППОПОТАМ

ОТ-ПРА-ВИЛ-СЯ - ОТПРАВИЛСЯ

А-ПЕЛЬ-СИ-НА-МИ - АПЕЛЬСИНАМИ

ПЕ-РЕ-ДВИ-ГАТЬ-СЯ - ПЕРЕДВИГАТЬСЯ

ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИ-Е - ПУТЕШЕСТВИЕ

НЕ-ИЗ-ВЕСТ-НЫМ - НЕИЗВЕСТНЫМ

СОБ-СТВЕН-НО-ГО - СОБСТВЕННОГО

СЛОВАРНАЯ РАБОТА   

Какие слова вам непонятны, новые? Выясним их значение. Над какими словами вы поставили +

Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном, травоядное, млекопитающее.

Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.

Каюта – помещение на корабле.

Уценённые товары – товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Телефонная будка – будка с телефоном автоматом.

Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом (толковый словарь Ожегова).

-Значение каких слов противоречат тому, что вы о них знали? Над какими словами вы поставили -

- Какие слова вам знакомы? Над какими словами вы поставили «галочку»

\/

-О значении каких слов вы хотели бы узнать больше? Над какими словами вы поставили ? знак

- Мы прочитали с вами сказку. Почему это произведение называется сказкой? Почему она находится в разделе “И в шутку, и всерьез”?

-Какое впечатление осталось у вас после прочтения?

-Что шутливого в этой сказке?

-А что серьёзное? (нет друзей)

- Чему учит нас это произведение? (без друзей плохо, надо дружить и дружбой дорожить)

- Какие пословицы о дружбе вы знаете?

-На доске разбросаны пословицы, давайте их соберем.

  • Друг за друга держаться – ничего не бояться.
  • Друг познаётся в беде.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Человек без друга – что земля без воды.

– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке?  Объясните их  смысл.

– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя. Кого? (КОТА ЛЕОПОЛЬДА)

   Все: РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!  

–  Только у добрых людей бывает много друзей.

-А теперь немножко отдохнем.

  1. Физкультминутка

А теперь мы отдохнем.
Мы теперь не второклашки,
Мы теперь все Чебурашки.
Утром в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли, (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, ( наклоны вперед)
По дороге растеряли ( разведение рук в стороны).

(Звучит “Песенка Чебурашки”)   

ЗАКРЕПЛЕНИЕ и ОБОБЩЕНИЕ

5.Анализ отрывка

Самостоятельная работа учащихся в группах.

-У вас на партах есть заранее составленный план текста. Поработайте самостоятельно, разделите текст на части по плану.

План.

1. Где жил Чебурашка?

2. Как он попал в ящик с апельсинами?

3. Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

4. Почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?

5. Где стал работать и жить Чебурашка?

6. Почему Чебурашка никому не звонил?

- Кто справился с заданием встают.

Работа в группах.

1группа – вопрос 5

2 группа – вопрос 6

3 группа – вопрос 1

4 группа – вопрос 2

5 группа – вопрос 3

6 группа – вопрос 4

1 – где жил Чебурашка?

В далеком тропическом лесу.

2 – как он попал в ящик с апельсинами?

Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Не долго думая, Чебурашка забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улёгся спать.

3 – почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

В главный городской зоопарк Чебурашку не взяли, так как не знали, куда посадить неизвестного зверька;

4 – почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?

Он похож на бракованную игрушку. Ему нужно было стоять в витрине и привлекать внимание прохожих.

6 – где стал работать и жить Чебурашка?

Работать он стал в магазине уценённых товаров, а жить в старой телефонной будке, стоявшую у входа в магазин.

7 – почему Чебурашка никому не звонил?

Он никого не знал.

- Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (найдите и прочитайте по ролям).

Физкультминутка для глаз

Рефлексия

6.Дополни предложения словами  из отрывка (работа в парах)

- Поработаем в парах. У вас на парте листочки с текстом, но в нем потерялись слова, дополните предложения словами из отрывка, который мы прочитали.

             Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с ……………………….Недолго думая, Чебурашка забрался в один из них и стал ……………………... Он съел ……………………………………и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улёгся ……………...

            Спал Чебурашка крепко, он, конечно, не слышал, как подошли рабочие и ……………………все ящики.  Погрузили ящики на ………………… и отправили в далёкое путешествие.

(Проверка. Один ребенок читает, остальные проверяют. Встают)

7.Тест  СЛАЙДЫ № 19-26

- Работаем самостоятельно

Сейчас вам будет предложен тест, который поможет определить самого внимательного  читателя и слушателя. Буквы верных ответов вы должны записать на листочке в строчку и, если все ответы будут верными, вы сумеете прочесть получившееся слово.

(Это если успеем)

- Какое слово получилось?

- У всех получилось такое слово – просигналили светофорами.

 А сейчас, уважаемые ребята, попробуйте оценить свои успехи на уроке. У вас на столах лепестки 3 цветов:

  • красный – получилось отлично,
  • оранжевый – не все задания выполнил так, как хотел
  • жёлтый – получилось не так, как хотелось.

– Выберите тот лепесток, который отражает ваши успехи на уроке и поместите его на доску вокруг сердцевинок так, чтобы получился цветок.

ИТОГ УРОКА

– Какое произведение мы читали на уроке?

– Кто его автор?

- Как зовут главного героя произведения?

– Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (ТРУДНО  ЖИТЬ  ОДНОМУ, ХОРОШО, КОГДА РЯДОМ ЕСТЬ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ)

– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте её дома.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ     СЛАЙД № 27

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ     СЛАЙД № 28

Самоанализ урока

Цель:

Познакомить с отрывком из произведения Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.

Задачи:

Образовательно-познавательные задачи:

-сформировать целостное представление о читаемом рассказе;

-развивать формирующиеся в ходе чтения умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;

-развивать навыки беглого, осознанного, правильного чтения;

-развивать навык устной речи.

Воспитательные задачи:

-уметь выражать собственное понимание персонажей, их характеров;

-формировать интерес к чтению и творческой читательской деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:

-обогащение словарного запаса школьников;

-создание условий для речевого общения учащихся;

-развитие слухового восприятия путём различения на слух слов, фраз.

Средства обучения:

детские эмоции, текст в учебнике, выставка книг писателя, портрет писателя, иллюстрация Чебурашки,  презентация, ноутбук.

Урок проводился по учебнику «Литературное чтение 2 класс 2 часть». Авторы: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Данный урок занимает одно из мест в системе уроков по теме: «И в шутку и всерьёз».

Планируемый объём учебного материала, сложность информации учтены с возрастными и  учебными возможностями учащихся данного класса. В основе урока лежит анализ произведения, подготовка краткого пересказа. Исходя из этого,  были определены цель и поставлены задачи.

Анализ организации учебного процесса урока.

  1. Кратковременность оргмомента, речевой и эмоциональный настрой обеспечили быстрое включение всех детей в деловой ритм урока и необходимую мотивацию. Ребятам предъявлялись организационные фразы, дети определили и прокомментировали эмоциональный настрой на урок.
  2. В уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому.
  3. Система предлагаемых вопросов и заданий позволила выявить знания детей о теме и степень обогащения читательского опыта.
  4. Выполнялись психолого-гигиенические, эстетические требования (смена динамических поз, культура речи, виды деятельности).
  5. Время урока использовалось рационально. На уроке использовались элементы технологии дифференцированного обучения и элементы развивающего обучения (создание условий для развития и проявления познавательной активности, создавались ситуации общения на уроке, предлагалось сформулировать выводы, результат выполненного задания).
  6. Комментарий к домашнему заданию носит дифференцированный характер.

Анализ дидактической и методической деятельности.

  1. С целью осознания детьми учебного материала проводилась работа на основе зрительно-слухового восприятия с использованием словаря, интересной презентации к уроку.
  2. На уроке развивалось умение анализировать, сравнивать, ориентироваться в тексте, делать выводы, читать выразительно.
  3. Имела место фронтальная и парная форма работы учащихся.
  4. Использованный вид проверки «Тест» преследовал цель предварительного контроля за знаниями учащихся по теме.
  5. Использовались репродуктивные, эвристические и творческие методы: чтение учителя и учеников, выборочное чтение, подбор строчек, чтение по ролям, подготовка сообщения о фактах из жизни писателя, подбор книг к выставке и др.

Анализ деятельности учащихся.

  1. На уроке чтения сочетались словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.
  2. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельности подчинены цели и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся класса.
  3. На протяжении всего урока отмечена высокая активность и работоспособность учащихся.
  4. Школьники показали хороший уровень понимания прочитанного, эффективно использовали в устных ответах полученные ранее знания.
  5. Учащиеся показали умение организовать свою деятельность на рабочем месте, умение слушать Учащиеся класса показали хорошие умения устно выражать отношение к прочитанному, главным героям и впечатление от прочитанного (детские эмоции).

Считаю, что урок достиг поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...