Обобщающий урок по чтению: «Басни И. А. Крылова»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Власова Галина Вениаминовна

Обобщить знания о творчестве И. А. Крылова, повторить его басни. Через мораль басен воспитывать добрые отношения друг к другу, формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам, воспитывать сотрудничество, товарищеские отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basni_i.a.krylova.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по чтению: «Басни И. А. Крылова»

Цели:1. Обобщить знания о творчестве И.А. Крылова, повторить его басни.

2.Через мораль басен воспитывать добрые отношения друг к другу; формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам; воспитывать сотрудничество, товарищеские отношения.

3.Развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе.

Оборудование. Портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, выставка книг, ромашка с заданиями, иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений, черный ящик, очки, зеркало.

Сценарий урока.

1.Организационный момент

2.Этап актуализации знаний.

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок, сегодня мы подводим итог изучению большого раздела литературы – басни И.А. Крылова.

Ученик 1: И.А. Крылов (1769–1844) родился в Москве в семье бедного дворянина, оставившего после своей смерти в наследство солдатский сундучок с книгами. В детстве жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было огромным: он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. С 1805 года Крылов входит в большую литературу как создатель русской классической басни.

Ученик 2: Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.
Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях, где фигурирует множество различных зверей.  Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.

Учитель: Каждый год на уроках чтения мы встречаемся с баснями И.А. Крылова. А сегодня во время конкурса мы выявим лучшего знатока его басен.

3. Конкурсная программа.

Учитель: ученик, первым ответивший на вопрос, получает жетон, в конце урока подсчитываются жетоны и выявляется лучшая команда «Знатоки басен Крылова.»

 Сначала проведем разминку.

а)У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем.
В какой басне звучат эти слова? («Волк и ягненок»)

б) Кто так говорил:

"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час
Так,  что голову вскружило".(Стрекоза.)

в) Перечислите героев басни, которые "затеяли сыграть квартет".

(Мартышка, Осел, Козел да Мишка.)

г) Кто смеялся над чужой бедой? (Голубок.)

дКого "по улицам водили, как будто напоказ" (Слона.)

еПерсонажи какой басни восхваляли друг друга, "не боясь греха"? («Кукушка и Петух»)

жКуда попал ночью волк, думая залезть в овчарню? (На псарню.)

з) Слова из какой басни стали крылатым выражением: "Видит око, да зуб   неймет" («Лисица и виноград».)

Учитель: Молодцы, ребята! Следующие задания нашего конкурса находятся на «ромашке». (Дети по очереди берут лепесток с заданиями)

Лепесток 1 Поэтический конкурс
Каждый желающий ученик читает наизусть понравившуюся ему басню

И. А. Крылова.

Лепесток2. Инсценировать басни «Квартет», «Стрекоза и Муравей»,

«Зеркало и Обезьяна», «Демьянова уха».
(Задание  готовится заранее.)

Лепесток 3 Конкурс "Юный художник" ( конкурс рисунков)
Учитель показывает иллюстрации к произведениям, нарисованные учениками.

Лепесток 4 Конкурс эрудитов
Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами.

http://nsc.1september.ru/2003/06/2.gif

Вопросы

1.Героиня басни "Квартет".
2.Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3.Кто без драки "хочет попасть в большие забияки"?
4.У кого к зиме "был готов и стол, и дом"?
5.Кто восхвалял Петуха, "не боясь греха"?
6.Любимое блюдо Демьяна.
7.Один из героев басни, которые "везти с поклажей воз взялись".
8.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.

Учитель. Если вы правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая "пропела все лето."(Стрекоза.)

Лепесток 5 Конкурс "Угадай-ка"
На карточках обозначены герои басен.
 Какие герои басен здесь зашифрованы?

– и – и – а
о – ё –
– о – ь – а
– о – о – е –
в – – –
– у – а – е –
– т – е – о – а

Ответы: Лисица,Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.

Лепесток 6 Конкурс "Кто больше?"
За 1 минуту на листочках дети должны написать как можно больше героев басен.

Лепесток 7 Конкурс "Черный ящик"

Учитель. В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, "что там за рожа". (Зеркало.)

Учитель. В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины. (Очки.)

Лепесток 8 Конкурс "Путаница". Отгадайте, что здесь перепутано?

"Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит". (Надо: "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит".)

Учитель. "Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!" (Надо: "Петушок".)

Учитель. "Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись". ("Взялись".)

Учитель. «Ворона гавкнула во все воронье горло». ("Ворона каркнула".)

Учитель. «Мартышка к старости слаба ушами стала». ("Глазами".)

Учитель. "Соседка, перестань срамиться" – ей бабка говорит". (Шавка)

Лепесток 9. Конкурс капитанов.

Учитель. Кто из персонажей говорит? Из какой это басни?

1.Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Моё с песком и илом? (Волк, «Волк и ягнёнок»)

2.Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица… (Лисица, «Ворона и лисица»)

3.Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них. (Мартышка, «Мартышка и очки»)

4.Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето? (Муравей, «Стрекоза и муравей»)

5.Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище. (Осёл, «Осел и соловей»)

6.Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки. (Моська, «Слон и Моська»)

7.Постойте ж, я сыскал секрет!

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем! (Осел, «Квартет»)

8.Я ваш старинный сват и кум. (Волк, «Волк на псарне»)

9.Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит.

(Свинья, «Свинья под дубом»)

10.Кот Васька плут! Кот Васька вор!

  И Ваську-де, не только что в поварню,

  Пускать не надо и на двор,

  Как волка жадного в овчарню. (Повар, «Кот и повар»)

Лепесток 10 Конкурс «Отгадай басню» (по рисункам противоположной команды)

Лепесток 11 Продолжить крылатое выражение из басни И.А.Крылова.

  • «Да только воз и ныне там»
  • «У сильного всегда бессильный виноват»
  • «Сильнее кошки зверя нет»
  •  «Видит око, да зуб неймет».
  • «Ворона в павлиньих перьях».
  • «Попрыгунья стрекоза».
  • «Тришкин кафтан».
  • «Мартышкин труд».
  • «Медвежья услуга».
  • «А ларчик просто открывался».
  • «А Васька слушает да ест».

Учитель: На этом наша конкурсная программа подошла к концу, и я хочу предоставить слово хранителям книг, хозяйкам наших библиотек. (выступление библиотекарей)

Ученик:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни «Букварь» постигшие едва.

И в памяти на веки оставались

Крылатые крыловские слова (М. Исаковский)

4. Подведение итогов. Выступление жюри. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок литературного чтения в 3 классе "Басни И.А. Крылова"

Этот урок разработан по УМК "Перспективная начальная школа", но можно материал использовать и для другого УМК....

Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей"

Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»»  разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу д...

Презентация к уроку литературного чтения "Басни И.А.Крылова"

Данный материал предназначен для использования на уроке литературного чтения при изучении басен Кылова...

Урок литературного чтения "Басни И.А.Крылова"

Конспект урока по литературному чтению "Басни И.А.Крылова", 4 класс...

Урок литературного чтения "Басни И.А.Крылова"

Конспект урока по литературному чтению "Басни И.А.Крылова", 4 класс...

Обобщающий урок литературного чтения с использованием элементов театрализации (по басням И.А.Крылова)

Обобщающий урок литературного чтения с использованиемэлементов театрализации (по басням И.А.Крылова)...