Урок литературного чтения в 4 классе " Произведения Л.Н. Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ" (программа "Школа 2100").
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Учащимся предлагается почитать произведения, написанные автором более века назад: "Два брата" (философская сказка), "Какая бывает роса на траве" (описание), "Как ходят деревья" (рассказ) и увидеть образовательную и воспитательную задачу каждого из этих произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.tolstoy_skazka_opisanie_rasskaz_4_klass.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа 2100».
Тема урока: Произведения Л.Н.Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ.
Задачи урока:
- анализируя сказку, описание, рассказ, выделить дидактические цели (образовательную и воспитательную);
- дополнить образ Л.Н. Толстого – писателя, учителя, мудрого человека, обладающего талантами воспитателя, актёра, преподавателя;
- продолжить работу по развитию умения работать с текстом.
Оборудование:
- портреты Л.Н.Толстого в разные периоды жизни,
- выставка книг Л.Н.Толстого,
- пословицы:
- «Искать большего счастья – малое потерять»
- «Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки»
- «Волков не бояться, в лес не ходить»
- «Под лежачий камень вода не течет»
Эпиграф к уроку на доске:
«Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всём прекрасного».
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Постановка проблемы.
- Работа в группах.
- Психологический тренинг.
- Выступление спикеров команд с результатами своих исследований.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.
- Давайте наш урок начнем с пожелания добра друг другу.
(Дети приветствуют друг друга, поднимая руки вверх на каждое слово):
- Всем, всем, добрый день!
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я хочу предложить высказывание М.Горького. Прочтите его:
«Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всём прекрасного».
- Как вы думаете, о ком так мог сказать М.Горький? Кто достоин такой оценки?
- Как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)
- Я думаю, что сегодняшний урок станет доказательством этих слов.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Мы вновь в мастерской Л.Н.Толстого. Сегодня мы почитаем детские произведения, написанные Л.Н.Толстым более века назад.
На доске: «Два брата» (сказка)
«Какая бывает роса на траве» (описание)
«Как ходят деревья» (рассказ).
- Вот их названия. Здесь сказка, описание, рассказ. Наша задача – увидеть воспитательную и образовательную задачу каждого из этих произведений.
3. Проблемная задача.
- Сейчас каждая группа получит задание для проведения исследования, а затем представители от каждой группы расскажут о результатах своей работы.
4. Работа в группах. Исследование.
Учащиеся, получив карточку – задание, работают в группах. Учитель руководит работой групп, отвечает на возникающие у ребят вопросы, направляет мысль ребят в нужное русло.
5. Психологический тренинг.
- Я вижу, что вы уже закончили исследования.
- А сейчас…(звучит музыка на релаксацию)
- Реснички опускаются, глазки закрываются, мы спокойно отдыхаем, дышится легко, ровно, глубоко. Ровно, глубоко, дышится легко. Глазки открываются, реснички поднимаются.
6. Выступление спикеров команд.
1 группа: «Два брата» - философская сказка о счастье.
Краткий пересказ сказки, обсуждение следующих моментов:
- различные взгляды на жизнь каждого из братьев (зачитываются доводы старшего, младшего; ребята высказывают своё мнение – с кем они согласны),
- чтение пословиц, которые Толстой вводит в сказку, чтобы выразить кредо каждого брата,
- кого из братьев можно назвать счастливым.
Вывод: философский смысл сказки в том, что счастье и смысл жизни каждый человек понимает по - своему. Сказка учит самостоятельно принимать решения.
2 группа: «Какая бывает роса на траве» (описание).
Ребята рассказывают о результатах своего исследования, подробно рассматривая каждый из трех абзацев текста.
1 абзац – с чем и почему сравнил автор капли росы;
2 абзац – какое сравнение нашёл для листка;
3 абзац – почему росинка для Толстого вкуснее всякого напитка.
Дети доказывают, выбирая из текста фразы и их части, что автор любит природу, наблюдателен.
Вывод: только человек наблюдательный, горячо любящий природу, умеющий видеть в обыденном прекрасное, смог написать такое нежное произведение. Толстой учит нас немногословно, ёмко сказать о многом.
3 группа: «Как ходят деревья» (рассказ).
Выразительное чтение рассказа вслух «цепочкой».
Выступления ребят о результатах своего исследования.
Вывод: всё живое в природе по – своему борется за лучшие условия жизни, за своё место под солнцем.
- Обобщим результаты ваших исследований.
- Чему хотел научить нас писатель? Сформулируйте образовательные и воспитательные задачи данных произведений.
- Что можно сказать об авторе данных произведений?
- Какими чертами характера обладал этот человек?
(Ответы ребят, запись на доске)
- Почему же он решил открыть школу для крестьянских детей?
7. Рефлексия.
- Вот мы и закончили разговор о Толстом и его учебных книгах. Вы поняли, как необыкновенно талантлив был этот писатель, как полезны до сих пор, интересны и поучительны написанные им детские книги для обучения. Ученики России конца 19 века были счастливы тем, что учились по книгам, написанным Автором с большой буквы.
- Вернёмся к эпиграфу. Согласны ли вы с оценкой, которую дал Толстому Максим Горький? (ответы учащихся)
- Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу, работу класса.
- Благодарю вас за активную работу на уроке. Сегодня вам не раз на помощь приходила внимательность, пытливость, смекалка.
8. Домашнее задание.
- А чтобы дополнить образ Толстого, увидеть жанровое разнообразие детских произведений, я бы хотела, чтобы на следующий урок вы принесли книги Л.Н. Толстого, в которых есть детские произведения. Прочитайте из них какой-либо рассказ, описание, сказку или басню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс Тема: Л.Н.Толстой «Русак».
Презентация к уонспекту урока литературного чтения Тема: Л.Н.Толстой «Русак».Задачи:образовательные: дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;познакомить с новым расс...
Конспект урока литературного чтения «Произведения Л.Н. Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ (из опыта работы с текстом по технологии продуктивного чтения)»
Урок литературного чтения в 4 классе по произведениям Л.Н. Толстого.Технология продуктивного чтения....
Урок литературного чтения по теме: "Произведения Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы»."
Цель урока: ввести понятия о рассказах научно – познавательных и художественных; сравнить жанры научно – познавательного и художественного рассказов; научить работать с научно – познавательным т...
Урок литературного чтения по теме "Произведения Л.Н. Толстого. Обобщение"
Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения в 3 классе...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Проект урока литературного чтения.1 класс.Тема " Л.Н.Толстой " Орел"
Учебный предмет: Литературное чтение.УМК: «Планета знаний». Автор: Э.Э.КацТема урока: Л.Толстой «Орел» (урок № 5, раздел: " Природа и мы"Тип урока: объяснение н...
Урок литературного чтения по теме «Произведения Л. Н. Толстого. Былина «Святогор- богатырь»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется работа в статических парах, работа в группах "обучение в команде". Формируются регулятивные универсальные учебны...