Мониторинг уровня сформированности УУД по ФГОС
методическая разработка по чтению
Требования к результатам освоения общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Ориентация учебного процесса на достижение ожидаемых (планируемых) результатов освоения учебных программ является одним из важных отличительных особенностей ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_urovnya_sformirovannosti_uud_po_fgos_.docx | 58.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг уровня сформированности УУД по ФГОС в начальной школе.
Требования к результатам освоения общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Ориентация учебного процесса на достижение ожидаемых (планируемых) результатов освоения учебных программ является одним из важных отличительных особенностей ФГОС. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные) рассматриваются как механизм реализации требований стандарта к результатам обучающихся и служат основой объективности оценки уровня образования обучающихся.
Новые требования к результатам вносят определенные изменения в систему традиционного оценивания. Система оценки, определенная ФГОС нового поколения, должна быть направлена на определение уровня достижения не только предметных, но и метапредметных результатов, а также учитывать динамику личностного развития ребенка.
Большие трудности учителя начальных классов испытывают при оценивании УУД и особенно оформлении результатов.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированности
коммуникативных УУД
учащихся набора 2013- 2017 года
2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Коммуникация как кооперация | Отвечает на вопросы, участвует в диалоге, работает в паре | |||
Участвует в диалоге, слушает и понимает других | ||||
Выполняет различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы | ||||
Высказывает свою точку зрения, выслушивает других, участвует в работе группы, распределяет роли, договаривается с другими | ||||
Умеет договариваться, находить общее решение, умеет аргументировать свое предложение, убеждает и уступает | ||||
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликтов интересов. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
Коммуникация как интеракция | Соблюдать нормы речевого этикета .Понимать речевое обращение другого человека | |||
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры. Понимать точку зрения другого. | ||||
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос. Уважение позиции других людей , отличную от собственной. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | ||||
Слушать и понимать речь других | ||||
Коммуникация как интериоризация | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно- популярных книг, понимать прочитанное. |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированности
личностных УУД
учащихся набора 2011 – 2015 года.
Нормативный показатель УУД | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
Самопознание и самоопределение самооценка | Чувство необходимости учения | |||||
Формирование своей точки зрения | ||||||
Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа, адекватное содержательное представление о школе, предпочтение социального способа оценки своих знаний | ||||||
Адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик» | ||||||
Адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание способов поддержания своей самооценки | ||||||
Смыслообразование мотивация | Интерес к новому, сформированность учебных мотивов, стремление к получению высоких оценок | |||||
Сформированы учебные мотивы : желание учиться, желание выполнять согласно школьному распорядку | ||||||
Сформированность социальных мотивов(чувство долга, ответственность), сформированы познавательные мотивы и интересы | ||||||
Устанавливает связи между учеником и будущей профессиональной деятельностью | ||||||
Стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений, мотивирован на высокий результат учебных достижений | ||||||
Нравственно – этическая ориентация | Ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) | |||||
Учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости, Имеет начальное представление о нравственных нормах | ||||||
Может выделять морально-этическое содержание событий и действий, формируется система нравственных ценностей | ||||||
Имеет опыт осуществления личностного морального выбора, может оценивать события с точки зрения моральных норм | ||||||
Имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора, может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
метапредметных результатов обучения учащихся
набора 2011 – 2015 года
2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Регулятивные УУД | |||
1.Самостоятельно формулирует задание | |||
2.Выбирает для выполнения определенной задачи различные средства | |||
3.Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов | |||
4.Оценивает результаты собственной деятельности | |||
5.Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает ее в работе над ошибками | |||
6.Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает ее | |||
7.Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради | |||
8.Регулирует свое поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями | |||
9.Планирует собственную деятельность , связанную с бытовыми жизненными ситуациями | |||
Познавательные УУД | |||
1.Ориентируется в учебниках | |||
2.Самостоятельно предполагает , какая дополнительная информация будет нужна для изучения неизвестного материала | |||
3.Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из разных источников | |||
4.Составляет сложный план текста | |||
5.Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные объекты | |||
6.Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, таблиц | |||
7.Умеет передавать содержание в сжатом, развернутом виде | |||
Коммуникативные УУД | |||
1.Владеет диалоговой формой речи | |||
2.Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное | |||
3.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций | |||
4.Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию | |||
5.Критично относится к своему мнению , учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре | |||
6.Участвует в работе группы , выполняет свою часть обязанностей , учитывая общий план действий и конечную цель | |||
7.Осуществляет самоконтроль , взаимоконтроль и взаимопомощь | |||
8.Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированности
познавательных УУД
учащихся набора 2011 – 2015 года.
Вид УУД | Нормативные показатели | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Общеучебные универсальные действия | Ориентироваться в учебнике отвечать на простые и сложные вопросы учителя самим задавать вопросы | |||
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план | ||||
Находить необходимую информацию в учебнике, в словарях | ||||
Самостоятельно предлагать информацию которая будет нужна, отбирать источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. | ||||
Составлять сложный план сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | ||||
Логические учебные действия | Сравнивать предметы, объекты : находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков | |||
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности ; самостоятельно продолжать их по установленному правилу | ||||
Анализировать, сравнивать группировать различные объекты, явления, факты | ||||
Ориентироваться в учебнике : определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела | ||||
Постановка и решение проблем | Определять умения, которые будут сформированы на основе данного раздела. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Наблюдать и делать простые выводы | |||
Извлекать информацию , представленную в разных формах (текст, таблица схема, модель) для решения проблем | ||||
Планировать свою работу по изучению незнакомого материала | ||||
Самостоятельно делать выводы перерабатывать информацию преобразовывать ее , представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | ||||
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде | ||||
Планировать работу по изучению незнакомого материала |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированности
регулятивных УУД
учащихся набора 2011 – 2015 года
Нормативные показатели | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Целеполагание –постановка учебной задачи | Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, регулирует весь процесс выполнения. Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности под руководством учителя и самостоятельно | ||||
Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий, регулирует процесс выполнения | |||||
Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи | |||||
Формулировать и удерживать учебную задачу | Столкнувшись с новой задачей , самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней | ||||
Выходит за пределы требований программы. Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения | |||||
Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия | |||||
Контроль в форме сличения с эталоном | Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия | ||||
Высокие показатели объема и концентрации внимания | |||||
Осознает правило контроля , ошибки исправляет самостоятельно | |||||
Контролирует процесс решения задачи другими учениками | |||||
Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно | |||||
Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения | |||||
Оценка –выделение и осознание того , что усвоено | Работает точно по образцу, может оценить действия других | ||||
Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнеся его со схемой деятельности | |||||
Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а так же границ их применения | |||||
Может оценить действия других учеников |
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ,ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ,УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ДЕЙСТВИЙ ОЦЕНКИ,
СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КЛАССА,ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
учебно –познавательных интересов
учащихся набора 2011- 2015 года
Уро- вень | Название | Основные диагностические признаки | 2класс | 3класс | 4класс |
1 | Отсутствие интереса | Интерес практически не обнаруживается(исключение- положительная реакция на яркий и забавный материал) | |||
2 | Реакция на новизну | Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся только конкретных фактов, но не теории. | |||
3 | Любопытство | Положительные реакции возникают на новый теоретический материал, но не на способы решения задач. | |||
4 | Ситуативный учебный интерес | Возникает на способы решения новой частной единичной задачи, но не на системы задач. | |||
5 | Устойчивый учебно – познавательный интерес | Возникает на общий способ решения целой системы задач , но не выходит за пределы изучаемого материала. | |||
6 | Обобщенный учебно- познавательный интерес | Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала .Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач. |
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
целеполагания
учащихся набора 2011 – 2015 года
Уро вень | Название | Основной диагностический признак | 2класс | 3класс | 4класс |
1 | Отсутствие цели. | Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает , что именно надо делать. | |||
2 | Принятие практической задачи. | Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических не ориентируется. | |||
3 | Переопределение познавательной задачи в практическую | Принимает познавательную задачу , осознает ее требование, но в процессе ее решения подменяет познавательную задачу практической. | |||
4 | Принятие познавательной цели | Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи. | |||
5 | Переопределение практической задачи в познавательную | Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней. | |||
6 | Самостоятельная постановка новых учебных целей | Самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой- то стимуляции извне, в том числе и со стороны новой практической задачи; цели выходят за пределы требований программы. |
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
действий контроля
учащихся набора 2011 -2015 года
Уро вень | Название | Основной диагностический признак | 2класс | 3класс | 4класс |
1 | Отсутствие контроля | Учебные действия не контролируются, не соотносятся со схемой; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно повторенных действий. | |||
2 | Контроль на уровне непроизвольного внимания | В отношении многократно повторенных действий может, хотя и не систематически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запомненной схемы; заметив и исправив ошибку не может обосновать своих действий. | |||
3 | Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания | При выполнении нового действия введенная его схема осознается , однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ретроспективно такое соотнесение проделывает, ошибки исправляет и обосновывает. | |||
4 | Актуальный контроль на уровне произвольного внимания | Непосредственно в процессе выполнения действия ученик ориентируется на усвоенную им обобщенную схему и успешно соотносит с ней процесс решения задачи почти не допуская ошибок. | |||
5 | Потенциальный рефлексивный контроль | Решая новую задачу, успешно применяет к ней старую неадекватную схему однако с помощью учителя обнаруживает неадекватность схемы новым условиям и пытается внести в действие коррективы. | |||
6 | Актуальный рефлексивный контроль | Решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием схемы и новых условий задачи , и самостоятельно вносит коррективы в схему, совершая действия безошибочно |
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
учебных действий
учащихся набора 2011 – 2015 года.
Уро вень | Название | Основной диагностический признак | 2класс | 3класс | 4класс |
1 | Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности | Не может выполнять учебные действия как таковые может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи с другом или копировать внешнюю форму действий. | |||
2 | Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем | Содержание действий и их операционный состав осознаются; приступает к выполнению действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно. | |||
3 | Неадекватный перенос учебных действий | Ребенок самостоятельно применяет усвоенный способ действий к решению новой задачи, однако не способен внести в него даже небольшие изменения чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи. | |||
4 | Адекватный перенос учебных действий | Умеет обнаруживать несоответствие новой задачи и усвоенного способа; пытается самостоятельно перестроить известный ему способ, однако может это сделать только при помощи учителя. | |||
5 | Самостоятельное построение учебных действий | Решая новую задачу самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный ему способ делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решает задачу. | |||
6 | Обобщение учебных действий | Опирается на принципы построения способов действия и решает новую задачу « с хода», выводя новый способ из этого принципа а не из модификации известного частного способа. |
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
действия оценки
учащихся набора 2011 -2015 года
Уро вень | Название уровня | Основной диагностический признак | 2класс | 3класс | 4класс |
1 | Отсутствие оценки | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя. | |||
2 | Неадекватная ретроспективная оценка | Ученик не умеет ,не пытается оценить свои действия , но испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий , ориентирован на отметки учителя. | |||
3 | Адекватная ретроспективная оценка | Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. | |||
4 | Неадекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения , однако при этом учитывает лишь факт ее знакомости или незнакомости , а не возможности изменения известных ему способов действия. | |||
5 | Потенциальная адекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи , может с помощью учителя , но не самостоятельно , оценить свои возможности в ее решении , учитывая возможное изменение известных ему способов действия. | |||
6 | Актуальная адекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия. |
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КЛАССА.
Уровень развития социальных качеств
учеников начальной школы
набор учащихся 2011 – 2015 год.
Качества личности учащегося | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Патриотизм | |||
Товарищество | |||
Уважение к старшим | |||
Дисциплинированность | |||
Трудолюбие | |||
Любознательность | |||
Любовь к прекрасному | |||
Стремление быть сильным, ловким |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Учебно – исследовательские и проектировочные
умения, технологическая дисциплина
набора учащихся 2011 – 2015 года.
Учебно- исследовательские умения | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Выполнять инструкции при решении учебных задач | |||
Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами | |||
Получать необходимую информацию об объекте деятельности , используя рисунки, схемы, чертежи, эскизы на бумажных и электронных носителях | |||
Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, чертежу | |||
Выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам | |||
Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия | |||
Создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов | |||
Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий | |||
Выполнять домашний труд (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта) | |||
Соблюдать правила личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами и бытовой техники; средствами информационных и коммуникационных технологий | |||
Создавать различные изделия из доступных материалов по собственному замыслу | |||
Осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы | |||
Решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера | |||
Вести поиск информации с использованием простейших запросов | |||
Изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере | |||
Объяснять роль трудовой деятельности в жизни человека | |||
Ориентироваться в распространенных видах профессий ( с учетом региональных особенностей) | |||
Осознавать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье | |||
Определять область применения и назначение инструментов , различных машин, технических устройств ( в том числе компьютеров) | |||
Ориентироваться в основных источниках информации | |||
Определять назначение основных устройств компьютера | |||
Понимать правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами , бытовой техникой ( в том числе компьютером) | |||
ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ
КОМПОНЕТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фамилия, имя | Компоненты учебной деятельности | ||||
Учебный интерес | Целепо- лагание | Учебные действия | Контроль | Оценка | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Журнал мониторинга ошибок
Журнал, в который учитель заносит ошибки, допущенные учеником в контрольных работах. Сюда же вписываются проводимые коррекционные мероприятия. Предназначен для работы с учащимися, которые с трудом усв...
Мониторинг обученности учащихся 1 класса коррекционной школы
Данный вид работы позволяет определить уровень усвоения учащимися ЗУН....
Мониторинг обученности учащихся 3 класса коррекционной школы
Мониторинг позволяет отслеживать степень усвоения учащимися ЗУН, помогает осуществлять индивидуальное планирование коррекционной работы....
Мониторинг обученности учащихся 4 класса коррекционной школы
Мониторинг позволяет отслеживать степень усвоения учебного материала учащимися....
Мониторинг образовательных достижений, процессуальный мониторинг.
Результаты обследования учащихся первого и второго класса в конце учебного года (2014, 2015 г.)...
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 &q...
"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке
Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...