Литературное чтение (обучение чтению). УМК «Школа России» 1 класс. Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д .ФГОС.2019год
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Литературное чтение (обучение чтению). УМК «Школа России» 1 класс
Тема | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Решение проблемы (цель) | Какие звуки обозначаются буквой д? Цели: 1. познакомить с согласными звуками [д], [д']и буквами Д, д, совершенствовать умение давать характеристику звукам; 2.создать условия для формирования навыка слогового, правильного, выразительного, беглого чтения; 3.развивать речь, память и логическое мышление Задачи: 1. Познакомиться с новыми звуками. 2.Исследовать эти звуки. 3.Охарактеризовать звуки. 4.Узнать какой буквой обозначаются эти звуки 5.Научиться читать слоги, слова, предложения, тексты. |
Понятия | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий |
Методы обучения: | Объяснительно-иллюстративный метод, исследовательский метод. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, работа в парах. |
Предметные результаты | Научатся: выделять в речи согласные звуки [д], [д'], обозначать их буквами, называть парные согласные, читать слоги и слова, предложения, тексты с изученными буквами |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: 1. постановка учебной задачи и целей урока; 2. принимать и сохранять учебную задачу, 3.планирование, контроль, оценка, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок Познавательные: 1.осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 2.умение представлять информацию в виде схемы, использовать знаково-символические средства; 3.умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам. 4.моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения; 5. поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 6. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные:
|
Личностные результаты | 1.Учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация 2.Принятие образа «хорошего ученика» |
Оборудование | Презентация; видеозапись, буквы Д, д, карточки для обозначения звуков (синяя и зеленая); конверты со словами для парной работы; буквы на магнитах, алгоритм исследования звука, Азбука, квадраты (зелёный, синий, красный). |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | Оценка результатов деятельности ученика | Примечания |
I.Мотивирова-ние к учебной деятельности. | Прозвенел звонок, начинается урок. Улыбнулись вы друг другу и с хорошим настроением приготовились к разгадыванию новых тайн урока литературного чтения | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация | Применение ИКТ на протяжении всего урока. | ||
II.Актуализа- ция знаний 1)Подготови-тельная работа 2) Создание проблемной ситуации. | Учитель: Помогите мне закончить предложения. На слайде № 2 появляется картинка. Тут наш... (дом). Из трубы идёт ... (дым). У дома растёт… (дерево). На дереве... (дупло). У дупла сидит... (дятел). К дому ведет ... (дорожка). У дома стоит … (дед). -Повторите слова, которые вы добавили. -Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах? - Кто знает какой буквой эти звуки обозначаются? -Почему у вас возникли затруднения?(Мы не знакомы с этой буквой, не знаем как правильно она называется) | Анализировать звуковой состав слова Сравнивать соотносить звук и соответствующую ему букву Исследовать ситуации, требующие сравнения звуков и букв, которыми они обозначаются | Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию | Самооценка | Слайд 2 |
III«Открытие» нового знания 1)формулирование темы и цели урока 2)поиск решения проблемы. | Подумайте и предположите - Какая же тема нашего урока? ( тема открывается на доске) Звуки [д], [ д ] и новая буква. - Попробуем сформулировать цели урока. Чему хотите научиться? Варианты ответов детей. ( Таблички с целями расположены на доске) Какие задачи нам помогут в достижении цели урока? - Как вы думаете, что поможет нам в достижении целей и задач урока? (знания, учебник, учитель, дружная работа и т.д) А девиз наш таков: Мы дружные, мы умные, мы внимательные, мы старательные. Мы хорошо учимся, всё у нас получится! | Прогнозировать результат своей работы Цель: 1. Познакомиться с согласными звуками [д], [д']и буквами Д, д. 2. Читать слоги, слова, предложения. Задачи: 1. Познакомиться с новыми звуками. 2.Исследовать эти звуки. 3.Охарактеризовать звуки. 4.Узнать какой буквой обозначаются эти звуки 5.Научиться читать слоги, слова, предложения, тексты. | Регулятивные УУД: постановка учебной задачи и целей урока | Тема урока записана на доске Цели урока записаны на табличках | |
2)знакомство со звуками д, д’ 3)работа со схемами, исследование звуков 4)Моделирование Работа в парах 5)Просмотр видеофраг- мента | Итак, мы определили с вами цель и для ее достижения выполним задание… Что изображено на доске? (схемы слов) Что вы можете сказать об этих словах, не называя их? (двусложное, односложное) Чтобы узнать, что это за слова, отгадайте загадки (дятел, дуб) Разгадывание загадок. Беседа о дятле (слайд ) На каком дереве сидит дятел?(дуб) Анализ слов дятел, дуб Выберите схему, соответствующую слову дятел, дуб. Выделение новых звуков - Давайте проведем исследование звука. Что нам для этого понадобится? (алгоритм изучения звука - на доске появляется) ( исследование звука по алгоритму) 1) 2) 3) 4) Вывод - Дайте характеристику новым звукам (согласный, твёрдый, звонкий, парный ) Игра «Твердый - мягкий» (учитель называет слова, а ученики показывают с помощью карточек какой звук: твердый – синий, мягкий - зеленый)
Слова: Дима, дым, дельфин, дочка, дежурный, дача, дерево, Даша, дыня и т.д -Какие еще задачи мы ставили перед собой? (какой буквой обозначаются.) - Звуки д д’ обозначаются буквой Д. (карточка на доске) - На что похожа? Д – это домик аккуратный С высокой крышею двускатной Вот стоит дымок пуская, Буква Д труба печная Задание: складывание из счетных палочек буквы Д Повторим правила работы в парах. А сейчас посмотрим видеофрагмент о букве д Задание: Какие слова встретятся со звуками д, д;, которые обозначены буквой Д ? (Дима, добрый ,.дом, беде, дракон) Проверка Физминутка | Исследовать звуки и давать им характеристику согласно составленному алгоритму. Обозначение изученных звуков буквой. Дети читают стихи о букве Д (Дятел жил в дупле пустом, дом долбил как долотом) Складывание из счетных палочек буквы Д Ребята называют слова со звуком д, которые обозначены буквой Д | Познавательные УУД: умение представлять информацию в виде схемы, использовать знаково-символические средства; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные УУД: моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Фронтальная работа, наблюдение Самостоятель-ная работа | Создание ситуации успеха для каждого ученика Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Схемы на доске Алгоритм изучения звука Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 |
IV.Первичное закрепление
| - Какие задачи ставили в начале урока? Достигли? - Какой буквой обозначаются звуки д, д’? - А ещё какие задачи должны решить? ( задачи записаны на доске) Потренируемся читать слоги и слова с буквой Д. Добавьте к слогам другие слоги или несколько, чтобы получились слова | Чтение слогов (чтение по- одному и хором ) | Фронтальная работа | Слайд 8,9 | |
2)Чтение слов | Прочитаем слова и проанализируем. | Чтение слов | Слайд 10 | ||
3) Работа в парах. Физминутка для глаз | -А сейчас мы проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем - От чего зависит мягкость и твердость звуков д, д’. Кто хочет потренироваться и научиться лучше распознавать звуки д, д’? Продолжим работу в парах. Задание: - Прочитайте слова на карточках у вас на столе. Проанализируйте внимательно слова ,обозначьте в каких словах звук д– твердый, в каких – мягкий Слова, в которых, звук д – твёрдый обведите синим цветом, а слова, в которых звук д’ – мягкий – зеленым цветом Проверка. Чтение слов. - Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков д, д’? (от того какая буква стоит после них: появляется схема
- а, о, у , ы Итак, проведя исследование, к какому выводу вы пришли? | Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) Включаться в парную работу, связанную с общением. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания Анализировать влияние гласного звука на согласный | Познавательные УУД: поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: определение способов взаимодействия, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок | Самоконтроль и самопроверка по презентации | Слайд 11 Схема на доске |
V. Включение в систему знаний. Работа с текстом. 1)рассматривание иллюстрации 2)составление рассказов 3)словарная работа (ключевые слова на доске) 4)чтение, анализ текста 5) Озаглавлива-ние VI.Итог урока. | Какое слово рассыпалось? Помогите собрать (водолазы) Кто такие водолазы? Где работают водолазы? Работа с Азбукой с 104 Рассматривание иллюстрации «Клад найден» Кто хочет рассказать по иллюстрации? (выслушиваются несколько вариантов) Чтение слов, записанных на доске .Анализ слов По иллюстрации и ключевым словам давайте попробуем определить О чём будет текст?(выслушиваются варианты ответов - предположения) Давайте проверим предположение, прочитав текст. Чьи предположения подтвердились? Повторное чтение текста с анализом.Где работают водолазы? Кем работают папы Нади и Димы? Что они делали на дне реки? Поставьте вопросы к предложениям этого текста.Наш урок подходит к завершению. Какая тема урока была? Какие цели ставили? Чему научились?Как решили поставленные задачи? Кто достиг поставленных целей? Почему у нас все получилось? Что помогло нам достичь поставленных целей и решить все задачи? | Ориентироваться в учебнике. Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Описывать свои наблюдения и переживания. Отвечать на вопросы. Читать выразительно текст: использовать интонацию Описывать свои наблюдения и переживания Выборочное чтение. Озаглавливание текста. | Личностные УУД: Установка на здоровый образ жизни, принятие образа «хорошего ученика» Познавательные :УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения | ||
VII.Рефлексия VIII Оцени себя | Я умею…. У меня получилось…. Было интересно….. Было трудно…. Я разгадал тайну …. Я научился… Какая проблема возникла? Как мы её решили? - Оцените свою работу на уроке Если вам всё удалось и вы довольны собой, задания были лёгкими - покажите зелёный квадратик , если у вас не всё получалось, но вы старались - покажите синий квадратик, если было очень трудно и вам нужна помощь – красный квадратик. -Я тоже хочу оценить вашу работу на уроке. (Оценка учителя). - Спасибо! Урок окончен! | Давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке | Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Самооценка ученика по принятым формам | Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».
КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....
Технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Согласный звук {Й} и буква "и краткое".
Знакомство с особенностями согласного звука {й} и буквой "и краткое"....
Конспект урока по обучению грамоте1 класс УМК "Школа России". Тема: Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б
Цели деятельности учителя: формирование понятия о твердом согласном звуке[б] и мягком [б,] и букве Б б.Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятие «согласный звук», о парности по твер...
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема: Согласные звуки (х), (х\'), буквы Х, х
Тип урока: Решение учебной задачиЦель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [х], [х&r...
Конспект урока .Предмет: Литературное чтение в 1 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Твёрдый согласный звук [ ж], буквы Ж, ж.
Предмет: Литературное чтение в 1 классе.УМК «ШКОЛА РОССИИ» Дата проведения: 6 декабря.Учитель начальных классов: Закирянова Тансылу Алтафовна.Тема урока: Твёрдый согласный звук...
Урок литературного чтения (чтения) в 1 классе по программе «Школа России» Тема: Согласные звуки (х), (х\'), буквы Х, х
Урок литературного чтения (чтения) в 1 классе по программе «Школа России» Тема: Согласные звуки (х), (х\'), буквы Х, х Тип урока: Решение учебной задачи Цель урока: Создать условия для ознакомления ...
Урок обучения грамоте по «Русской Азбуке» В.Г.Горецкого УМК «Школа России» Тема: «Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.»
Урок обучения грамоте по «Русской Азбуке» В.Г.ГорецкогоУМК «Школа России»Тема: «Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.» Цель:Познакомить с но...