В.Маяковский "Кем быть" урок - исследование
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Разработка урока в исследовательской технологии по предмету "Литературное чтение на родном языке (русском)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professii_issledovatelskaya_tehnologiya.docx | 104.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с использованием исследовательской технологии.
Чупрова Галина Геннадиевна. МБОУ «Усть-Цилемская СОШ им. М.А.Бабикова»
Тема: В.Маяковский «Кем быть?»
Класс: 3
Урок: литературное чтение на родном языке (русском)
Оборудование: Владимир Маяковский «Кем быть?», проектор, экран, карточки с названиями школьных предметов, словари - справочники
Целеполагание: создать условия для знакомства с произведением В.Маяковского «Кем быть», а также с некоторыми профессиями, в том числе востребованными в Усть-Цилемском районе.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с названиями некоторых профессий, в том числе востребованных в Усть-Цилемском районе
2. Развивать умение учащихся извлекать информацию из текста стихотворения, из справочной литературы, проводить исследование текста; внимание.
4. Воспитывать умения работать в группах, коммуникативные умения, любовь и уважение к рабочим профессиям.
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения учебной задачи, сравнивать, анализировать, делать выводы.
КоммуникативныеУУД: уметь доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, слушать и понимать речь товарищей, уметь работать в парах, вести диалог.
Личностные УУД: положительное отношение к изучаемой теме, мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ | Конспект урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | ||||||||||||||||||
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). | - Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам сегодня отправиться на ярмарку. А что такое ярмарка? Словарная работа: ярмарка – ученик работает со словарем - Только ярмарка у нас не простая. Посмотрите, что здесь можно приобрести. - Да, на такой ярмарке можно приобрести профессию. А зачем ежегодно проводят такие ярмарки? (Чтобы ученику школы легче было определиться с выбором профессии) Слайд 1-4 | Предлагает учащимся посмотреть презентацию с «Ярмарки профессий» | (Учащиеся смотрят презентацию, поясняют слово «ярмарка») | Познавательные: умение извлекать информацию из предложенных материалов (просмотр презентации, словарь) | ||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | ||||||||||||||||||
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. | - А вы знаете, кем вы будете, когда будете взрослыми? - Скажите, кто из вас уже сегодня может мне наверняка сказать, какие школьные предметы вам пригодятся в вашей будущей профессии? - А вот Владимир Маяковский так описал некоторые профессии в своем стихотворении. Я прочитаю, а вы попробуйте запомнить о каких профессиях говорит поэт. - Итак, названия каких профессий вы услышали? (столяр-плотник, инженер, доктор, рабочий, шофер, матрос, летчик, кондуктор) - Я проанализировала банк вакансий по Усть-Цилемскому району и обнаружила, что некоторые из перечисленных поэтом профессий необходимы сегодня и в нашем районе: врач, фельдшер, столяр - плотник и другие. | Читает стихотворение В.Маяковского «Кем быть» | Называют профессии | Личностные: соотнесение себя в профессии Познавательные: знакомство со стихотворением, называют услышанные профессии; узнают о вакансиях в своем районе | ||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения. | ||||||||||||||||||
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | - Можете ли вы сейчас сказать, какие школьные знания понадобятся людям, выбравшим эти профессии? - Как вы думаете, какой будет цель нашего урока? (узнать какие школьные предметы необходимы для получения той или иной специальности на примере профессий из стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» (Слайд 6 – 7) | - Попробовать вывести детей на школьные предметы. Помогает сформулировать цель урока | Пытаются назвать школьные предметы, необходимые для данных профессий. Пытаются сформулировать цель урока | Познавательные: соотнесение школьного предмета и профессии; постановка цели урока | ||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения. | ||||||||||||||||||
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. | - Давайте подумаем вместе, как нам реализовать эту цель, поставим перед собой задачи на данный урок, которые помогут нам достигнуть нашей цели. 1) Разбиться на группы по интересам. 2) Выбрать профессию, которая вас заинтересовала. 3) Внимательно перечитать ту часть стихотворения, которая представляет данную профессию. Изучить, в чем заключается смысл этой профессии (чем занимается человек этой профессии) 4) Подумать, какие знания необходимы для данной профессии, и какие школьные предметы нам помогут в их приобретении. | Помогает сформулировать задачи урока | Пытаются составить план урока | Регулятивные: формулирование задач урока; построение плана выхода из затруднения | ||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта. | ||||||||||||||||||
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | Учитель делит стихотворение на части и раздает группам (могут быть выбраны не все профессии) 1 группа: Нужные работники - Столя́р — профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на основе дерева. Школьные предметы: математика, изобразительное искусство, черчение, геометрия 2 группа: Столяру хорошо, Инженеры – это своего рода изобретатели. Представители специальности облегчают жизнь и труд людей с помощью сложных механизмов и функциональных устройств. Школьные предметы: математика, геометрия, изобразительное искусство, физика, черчение. 3 группа: Инженеру хорошо, Школьные предметы: химия, биология, иностранный язык, русский язык. 4 группа: Докторам хорошо, Школьные предметы: математика, русский язык, литература и др. 5 группа 6 группа Кондуктору хорошо, Школьные предметы: физика, география, физкультура. 7 группа: я бы в летчики пошел, Школьные предметы: математика, география, литература, иностранные языки, физкультура 8 группа: я б в матросы пошел, Школьные предметы: география, иностранные языки, | Задает вопросы и направляет учащихся | Исследуют отрывок из стихотворения по плану; находят определения профессий в справочной литературе; выбирают из перечисленного перечня школьных предметов те, которые могут быть востребованы в данной профессии отвечают на вопросы учителя | Познавательные: знакомятся с новыми понятиями Коммуникативные: учатся строить диалог с учителем и друг с другом, отвечать на вопросы, выслушивать ответы | ||||||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | ||||||||||||||||||
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Защита групповой работы. Представление проектов. | Организует первичное закрепление с проговариванием; предлагает вспомнить план (задачи) | Пользуясь алгоритмом, делят слова на группы | Коммуникативные: учатся представлять результат групповой работы Регулятивные: работа с планом Познавательные: учатся соотносить профессии со школьными предметами | ||||||||||||||
Физкультминутка «Кто это?» - дети должны повторить движение за учителем и угадать, человек какой профессии может выполнять такое действие: дирижирует, красит, режет, снимает мерки и т.д. | ||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.7. Само | ||||||||||||||||||
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Соедини стрелочкой название профессии и ее описание (работа в парах):
| Организует работу в парах и самопроверку по эталону (слайд 8) | Работают в парах, проверяют работу по эталону | Коммуникативные: работа в парах Познавательные: соотносят название профессии с его описанием | ||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение. | ||||||||||||||||||
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. | Викторина по профессиям:
■ Кто главный на корабле? Капитан. ■ Кто помогает сохранить здоровье домашним животным? Ветеринар. ■ Кто главный человек в лесу? Лесник. ■ Кто управляет самолетом: поднимает его в воздух, ведет по нужному курсу, приземляет на аэродроме? Летчик. ■ Кто пишет книги? Писатель. ■ Кто старается сделать здания не похожими друг на друга? Архитектор. ■ Кто первым узнает все новости и приносит их в редакцию? Журналист. ■ Кому в работе нужны кисти, краски и мольберт? Художник. ■ Какая профессия самая героическая? Военный. ■ Кто добывает из-под земли каменный уголь? Шахтер. Слайд 9-10 | Учитель предлагает викторину по профессиям | Учащиеся определяют, человек какой профессии изображен. | Познавательные: сопоставляют зрительный образ и профессию. | ||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | ||||||||||||||||||
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | - Вот и подошел к концу наш урок. С какими профессиями мы сегодня познакомились? - Скажите мне ребята, а сможет ли матрос стать капитаном? Сможет ли рабочий стать инженером? (Да) - При каком условии? (если будет дальше учиться и добросовестно относиться к своему труду) -А какие из профессий, о которых вы сегодня узнали привлекли ваше внимание, понравились вам? Может быть кто-то сегодня уже решил, кем станет в будущем? - А почему о будущей профессии нужно задуматься уже сегодня? (чтобы не упустить в школе тот предмет, который вам будет необходим в вашей профессии) | Организует рефлексию | Проводят рефлексию своих знаний. Оценивают свою работу на уроке, | Регулятивные: оценка, рефлексия Личностные: учатся соотносить свои знания с целями урока, оценивать полученный опыт | ||||||||||||||
10.Самоконтроль и самооценка | ||||||||||||||||||
Закончите предложения: - На уроке я узнал.. - Я понял… - Мне понравилось… - Я думаю, что… Книгу переворошив, | ||||||||||||||||||
11. Домашнее задание | ||||||||||||||||||
- А дома я предлагаю вам задания на выбор: 1. Создать проект «Моя будущая профессия»; 2. Найти и прочитать детскую художественную литературу, в которой раскрывается та или иная профессия, прочитать и рассказать в классе. 3. Проиллюстрировать одну из профессий, услышанных на уроке. | Организует разноуровневое домашнее задание | Выбирают домашнее задание в соответствии со своими возможностями | Личностные: выбирают понравившуюся тему домашнего задания |
Источники информации:
- http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/viktorina-dlja-shkolnikov-s-otvetami-tema-profesi.html
- http://www.stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/66.htm
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80
Кем быть?
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Нужные работники -
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
мы
берём бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
вот так
зажимает
стол-верстак.
От работы
пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
сыплются опилки.
Рубанок
в руки -
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки -
желтые игрушки.
А если
нужен шар нам
круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
Готовим понемножку
то ящик,
то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!
Столяру хорошо,
а инженеру -
лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Я
сначала
начерчу
дом
такой,
какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание
славное,
живое словно.
Это будет
перед,
называется фасад.
Это
каждый разберет -
это ванна,
это сад.
План готов,
и вокруг
сто работ
на тыщу рук.
Упираются леса
в самые небеса.
Где трудна работка,
там
визжит лебедка;
подымает балки,
будто палки.
Перетащит кирпичи,
закаленные в печи.
По крыше выложили жесть.
И дом готов,
и крыша есть.
Хороший дом,
большущий дом
на все четыре стороны,
и заживут ребята в нем
удобно и просторно.
Инженеру хорошо,
а доктору -
лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
- Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? -
Погляжу
из очков
кончики язычков.
- Поставьте этот градусник
под мышку, детишки.-
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
- Вам бы
очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
ложечкой
пить понемножечку.
Вам
в постельку лечь
поспать бы,
вам -
компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы
все, конечно, заживет.
Докторам хорошо,
а рабочим -
лучше,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Вставай!
Иди!
Гудок зовет,
и мы приходим на завод.
Народа - уйма целая,
тысяча двести.
Чего один не сделает -
сделаем вместе,
Можем
железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.
Я гайки делаю,
а ты
для гайки
делаешь винты.
И идет
работа всех
прямо в сборочный цех.
Болты,
лезьте
в дыры ровные,
части
вместе
сбей
огромные.
Там -
дым,
здесь -
гром.
Гро-
мим
весь
дом.
И вот
вылазит паровоз,
чтоб вас
и нас
и нес
и вез.
На заводе хорошо,
а в трамвае -
лучше,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат.
Кондукторам
езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда,
ему весь день
в трамваях ездить можно.
- Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые -
зеленые,
красные
и голубые.-
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,
садись
и грейся.
Кондуктору хорошо,
а шоферу -
лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я -
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо -
без рельсы
жителей
доставлю на дом.
Е-
дем,
ду-
дим:
"С пу-
ти
уй-
ди!"
Быть шофером хорошо,
а летчиком -
лучше,
я бы в летчики пошел,
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
"В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели".
Бояться не надо
ни дождя,
ни града.
Облетаю тучку,
тучку-летучку.
Белой чайкой паря,
полетел за моря.
Без разговору
облетаю гору.
"Вези, мотор,
чтоб нас довез
до звезд
и до луны,
хотя луна
и масса звёзд
совсем отдалены".
Летчику хорошо,
а матросу -
лучше,
я б в матросы пошел,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске
якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете -
морской дорожкой
на реях и по мачте
карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
полюс
Южный,
а Северный -
наверное.
Книгу переворошив,
намотай себе на ус -
все работы хороши,
выбирай
на вкус!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика исследования словесно-логического мышления. Методика исследования словесно-логического мышления. Диагностика
тест направлен на выявление осведомлённости,...
Статья"Исследование текста на уроках русского языка как одно из видов исследования в начальной школе"
В данной статье предлагается примерное исследование текстов на уроках русского языка в 4 классе по теме «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны(1941-1945)»...
Упражнения по методике проведения самостоятельных исследований (коллективная игра-исследование).
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий....
Занятие-исследование на тему: "Исследование почвы"
Данный материал содержит разработку занятия по внеурочной деятельности и самоанализ занятия по теме "Исследование почвы". В ходе проведения опытов используется мобильный класс....
Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"
Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....
Категориально – понятийный аппарат исследования – основа исследования.
В разработке представлен мастер-класс по составлению категориально – понятийного аппарата ученического исследования с анализом образцов научного аппарата исследования....
Как выбрать тему исследования. Проблема исследования
Презентация, в которой использованы опорные конспекты по книге А. Савенкова...