Методическая разработка урока по литературному чтению "В. Осеева "Почему?""
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Данный урок позволяет научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения
Проект урока литературного чтения
Учитель | Кислицина Анна Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка | ||
Класс | 2 | ||
УМК | «Школа России» | ||
Тема урока | В. Осеева «Почему?» | ||
Цель урока | Цель урока: совершенствовать умение понимать главную мысль литературного произведения. | ||
Задачи |
| ||
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
понимать и объяснять поступки героев; соотносить чувства героя с состоянием природы; отвечать на вопросы; извлекать информацию из текста. | Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, уметь работать в паре, группе. | освоение личностного смысла учения, желания учиться; уважать мнение одноклассников; формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью; оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм. | |
Программное содержание | Умение находить средства выразительного чтения произведения; доказательство рассуждений текстом произведения; эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения; выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам; определение основной мысли произведения с помощью учителя. | ||
План урока |
| ||
Тип урока | Урок - закрепление | ||
Технология | Проблемное обучение, технология развития критического мышления. | ||
Оборудование урока |
| ||
Домашнее задание | Попробуйте дать ответ Буму: - Бум, тебя выгнали во двор, потому что… Попробуйте дать ответ маме от имени сына: -Мама, я не сказал тебе правду, потому что… Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы: -Я очень обрадовалась тому, что… |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание детей. Учитель: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» «Доброе утро солнцу и птицам!» Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро пусть длится до вечера! Здравствуйте, ребята! | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала. |
2. Актуализация знаний. | Учитель: -Прочитайте эпиграф нашего урока. «Самое главное украшение – чистая совесть» (Марк Туллий Цицерон, древнеримский политический деятель, оратор, философ) - Что такое совесть? -Нужна ли совесть человеку? -Что значит поступать по совести? - Когда так говорят: «Моя совесть чиста» | Отвечают на вопросы: Совесть – способность человека к различению добра и зла, сознание добра и зла. Поступать по совести – поступать честно, откровенно, чистосердечно. Говорят, когда человек совершает только хорошие поступки, не желает и не делает никому зла. |
3. Сообщение темы урока, постановка проблемного вопроса. | -На доске расположены иллюстрации и портрет. - С каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор? - Как связано содержание рассказа «Почему» со словом совесть? - Совесть должна жить в каждом человеке. А как узнать живёт в человеке совесть или нет? За ответом я хочу, чтобы мы обратились к произведению В. Осеевой «Почему?». | Отвечают на вопросы. |
4. Проверка домашнего задания. | Учитель: - Насколько внимательно вы прочитали дома рассказ В. Осеевой «Почему?». Сейчас узнаем. Работа в тетради, страница 56. Проверка. -Читаем «цепочкой». Оцените свою работу, выберите смайлик. | Работа в парах по материалам рабочей тетради по литературному чтению. |
5. Первичное закрепление. | - Что однажды случилось с мальчиком? - У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором изменены некоторые данные. Прочитайте этот отрывок. Послышался звон…Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из под стола, осторожно понюхал черепки и сел, склонив на бок голову и подняв в верх одно ухо. Из кухни послышались быстрые шаги. - Что это? Кто это? – мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.- Папина чашка… горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: - Это ты? Бледно-розовые черепки блестели на ее ладонях. - Это, это Бум! - Бум? – Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум? -А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что изменено? -Попробуйте изобразить как главный герой «встал» со стула, а теперь как он «тихонько сполз». Есть разница? Какая? -Далее. -Как вы думаете, для чего автор использовала именно эти слова? -Как вы думаете, мальчик обманывал раньше? -Согласна с вами. Если бы В. Осеева хотела показать главного героя обманщиком, то она не стала бы подробно рассказывать, как выглядел мальчик, какие чувства испытывал в этот момент. -Понаблюдайте, какие слова определяют состояние мамы? - О чём говорят действия мамы? - Почему мама так сильно расстроилась? - Давайте продолжим работу с текстом. -Почему мальчик не признался маме сразу? -Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку? -Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду? -Найдите подтверждение ваших слов в тексте. -Почему же, зная, что разбил сын, мама наказала Бума? -О ком можно сказать «без вины виноватый»? - Давайте понаблюдаем, как собака ведёт себя в сложившейся ситуации? Выберите слова, которые описывают поведение Бума. - О чём они говорят? - Домашние животные – наши друзья. Они тоже переживают и мы должны не забывать об этом. | Работают с текстом, отвечают на вопросы, находят ответы в тексте, сравнивают действия героев, анализируют их и делают выводы. |
Физминутка | ||
- Посмотрите еще раз внимательно на иллюстрации (на доске), подберите к ним предложения, отрывки из рассказа. -Что же такое происходит с мальчиком? - Дайте определение его состоянию. - Как ведёт себя мама всё это время? -Зачем автор приводит описание природы? -Что подтолкнуло мальчика сказать правду маме? -В какой момент он сказал правду? -Как вы думаете, почему мальчик признался? Что не давало покоя? Что его так мучило? -Выберите ответ, который считаете правильным. | Работают с текстом, отвечают на вопросы, находят ответы в тексте, сравнивают действия героев, анализируют их и делают выводы. Выполняют задание 1 страница 103 учебника | |
6. Применение знаний в новой ситуации | - Мы проанализировали текст. Попробуйте восстановить логическую цепочку происходящего в рассказе, выбрав главные слова. - Попытайтесь из этой цепочки выделить три главных звена, на которых основан этот рассказ – жизненное правило. -Какая взаимосвязь между этими понятиями? -Как же узнать живёт совесть в человеке или нет? -Чему учит нас этот рассказ? | Работают в парах. Обобщают всё сказанное на уроке, проводят параллель между поступками героев и их последствиями. Определяют главную мысль текста |
7. Итог урока. Рефлексия | Учитель: -Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп. 1) Белая шляпа – шляпа информации. 2) Черная шляпа – критик. 3)Желтая шляпа – оптимист. 4)Красная шляпа – шляпа эмоций. 5)Зеленая шляпа – шляпа идей. 6)Синяя шляпа – шляпа – итог. -В каких случаях, задают вопрос «Почему?» -Почему рассказ называется «Почему?» Домашнее задание: Попробуйте дать ответ Буму: - Бум, тебя выгнали во двор, потому что… Попробуйте дать ответ маме от имени сына: -Мама, я не сказал тебе правду, потому что… Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы: -Я очень обрадовалась тому, что… | Работают в группах, выполняют задания. Белая шляпа: -Как называется произведение? -Кто главный герой произведения? Почему В. Осеева не дала имя мальчику? Черная шляпа: Продолжите предложение: «Плохо - …» Желтая шляпа: Продолжите предложение: «Хорошо - …» Зеленая шляпа: -Сейчас я …(имя ученика). На месте мальчика я бы… Синяя шляпа: -О чем вас заставил задуматься рассказ? Выступления групп. Отвечают на вопросы. |
Используемые ресурсы:
- Бондаренко С. "Как я работаю над рассказом В.А.Осеевой "Почему?""//Начальная школа.-2003.- №16.
- Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению.2 класс. – 4-е изд. –М.:ВАКО, 2018.
- Кутявина С. В. Литературное чтение. 3 класс: рабочая тетрадь. М.: Вако, 2019.
- Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2/Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2012
- https://effektiko.ru/journal/2017-1/edu-exp-2017-1/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"
Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...
методическая разработка урока по литературному чтению "Лето волшебное и разное"
Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе "Лето волшебное и разное" в технологии деятельностного метода.Автор учебника Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова, М.А.Яковлева.Учитель: Смирнова...
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».
Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...