Чтение и развитие речи Тема: Рассказ Н.Сладкова «Ивовый пир».4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс)

Панфилова Наталья Владимировна

В уроке использовались разнообразные виды чтения, уделялось внимание работе над лексикой, в целях расширения кругозора, обогащение словарного запаса учащихся. Компьютерная презентация вызвала у учащихся интерес к материалу урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx68.16 КБ
PDF icon ivovyy_pir.pdf2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Чтение и развитие речи

Тема: Рассказ Н.Сладкова «Ивовый пир».

Цель: познакомить с рассказом Н.Сладкова «Ивовый пир»

Образовательные задачи:

совершенствовать навык правильного, беглого чтения ,осознанного чтения, используя чтение по вопросу учителя; соотнесения слов по смыслу;

Коррекционные задачи:

Коррегировать мышление на основе анализа произведения;

развивать интонационную сторону речи, обогащать словарный запас детей;

коррегировать внимание,, память, логическое мышление через игровые упражнения;

расширять знания об окружающем мире; обогащать их представления о природе;

Коррекционно-воспитательные задачи:

формировать положительные личностные качества учащихся, воспитывать любовь к природе.

                                             Ход

  1. . ОРГ .МОМЕНТ.

-Урок я хочу начать с загадки:

Пришла, улыбнулась 
Утихли метели. 
Позванивать стал 
Колокольчик капели. 
Река пробудилась, 
Растаяли льды, 
Наряд белоснежный 
Надели сады. 
(Весна)

-Сегодня мы продолжим изучать произведения о весне.

Обратите внимание  на  эпиграф  нашего  урока.

                                                          « Скоро, скоро быть теплу!»-

_О каком тепле говорит автор, что он ждет?

2.Речевая разминка

 « Скоро, скоро быть теплу!»-

читаем тихо, громко, грустно, весело, вопросительно               логическое  ударение,

3 .Беседа о весне. просмотр слайдов под музыку.

Почему мы рады наступлению весны?(  потому, что праздник мам, всё просыпается,   зеленеет, расцветает )

   Весна…Всякий человек по-своему любит это время года. Кому-то оно дорого птичьим гомоном, кому-то шумным ледоходом.  У многих весна вызывает прилив жизненных сил, неведомую радость, вселяет надежду. Люди всегда восхищались весной. На уроках чтения мы уже прочитали несколько произведений о весне. Назовите их.

3.Упражнение в группах.

Найдите строчки                                                          « Скоро, скоро быть теплу!»-

В одном из текстов и прочитайте их продолжение. (групповая работа: дети группой просматривают тексты, написанные разным шрифтом, цветом, ищут заданные строчки,)

Тот кто первый нашел, читает стихотворение:

                                                          « Скоро, скоро быть теплу!»-

                                                           Эту новость первой

                                                            Барабанит по стеклу

                                                            Серой лапкой верба…

                                                                                    Я.Аким.

4.Мотивация 

- У  нас  на  уроке  необычная  гостья – веточка  вербы. Это она барабанит к нам в окно. О  ней  и  пойдёт  речь.

- Работа нам предстоит интересная, вы должны будете внимательно слушать, развивать свою память, воображение, речь. Я желаю вам успехов!

5.Первичное чтение- А сейчас вы закроете глаза, а я прочитаю вам рассказ. После  моего  прочтения  -  должны  вы  представили, что  вы  услышали, что  вы  почувствовали. попробуйте подобрать название, которое подходит к рассказу (первичное чтение рассказа).

- Какое название наиболее точно соответствует нашему тексту?

Карточка – помощник (у каждого ученика).

    1. Приход  весны.

     2. Зацвела  ива.

     3. Ивовый  пир

. -        Как вы понимаете значение слова пир?

-        Пир на весь мир, пир горой.

-        Где употребляются эти выражения.( на праздниках)

6. Постановка проблемного вопроса.

- А вас не удивило то, что в начале урока мы говорили о вербе, а рассказ называется "Ивовый пир"? Почему так? (ответы детей)

- На самом деле ива и верба - это названия одного и того же дерева из семейства ивовых, но так их называют в разных областях. Иву в народе называют вербой. (Учитель показывает веточки вербы) Растёт верба чаще всего в долинах рек, около прудов и озёр, но можно встретить её и вдоль дорог, и в лесах, на лужайках и в парках.

7.Словарная работа

В рассказе встретились  новые слова. Значение этих слов мы

сейчас объясним. (Слайд).

Слюдяные – прозрачные.

Мельтешат – быстро двигаются.

Неуклюжий - неловкий в движениях, неповоротливый.

Поджарые - худощавые, подтянутые.

Посмотрите на картинку. Кто это? Это шершень или

шершавая оса.

Шершень относится к семейству ос, это самая крупная оса

на земле.

Крылья распластали - широко раскрыли крылья

7.физминутка

Утром бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

8. Чтение рассказа по частям. Разбор содержания каждой части по вопросам.

1часть

-Какое дерево цветет среди деревьев раньше всех весной?

-С чем сравнивает автор иву? Почему?

-На что похожи барашки ивы? Найдите ответ на вопрос.

-Чем пахнут ивовые цветки?

2 часть

Кто прилетел на пир?

Как назвать бабочку, шершня, муху, муравья, жука …одним словом?

Как вы думаете, почему прилетело так много гостей к иве?

Как автор описывает шмеля? С кем сравнивает его? Почему?

Как автор описывает муравьёв? Какие животики у них стали?

Почему?

С чем сравнивает автор комариков? Как понимаете выражение   «ножки горсточкой»?

Что делают жуки,… мухи,… бабочки? Прочитайте.

         С кем сравнивает шершня автор? Почему?

3 часть

Почему все насекомые торопятся?

Когда закончится ивовый пир? Почему?

9. Закрепление.

1. Чтение по эстафете

2.Подберите к словам из первого столбика подходящие по

смыслу слова из второго столбика.

(работа в парах)

муравьи                 крошечные вертолётики

бабочки                 неуклюжий, мохнатый

шмель                 крылья распластали

жуки                        быстрые, голодные

мухи                          копошатся

комарики                 злой, голодный

шершень                 жужжат

3.Проверка задания с помощью слайдов. 

4.Зарядка для глаз.(слайд)

5.Игра «Расшифруй слова»

-Я написала названия насекомых, но в них стерлись все гласные буквы, попробуйте их расшифровать.

Ж.к

М.х.

Шм.ль

Пч.л.

Б.б.чк.

М.р.вь.

Ш.рш.нь

К.м.р

6. «День-ночь»

Учитель говорит: «ночь»- дети закрывают глаза, учитель закрывает одно слово, «день»- дети открывают глаза и называют исчезнувшее слово.

7. Игра «Кто лишний».

Прочитайте слова.  Какого насекомого не было в рассказе?

жук

муха

шмель

пчела

бабочка

муравьи

шершень

комар

Давайте пчёлку тоже пригласим на пир.

 

8Для вас, ребята, пчёла приготовила  задания.

1)отгадать ребусы.

http://www.tsogu.ru/media/photos/2011/10_11/rebus.jpg

(Бабочка)

http://dob.1september.ru/2001/04/vkl/17.gif

(Оса)

              2)  Какое название насекомого спряталось в слове черёмуха?

Найдите предложение об этом насекомом в рассказе.

Дополнительно загадки

3)а) Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

б) Шевелились у цветка

 Все четыре лепестка,

 Я сорвать его хотел,

 Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

в) Черен, да не ворон,

 Рогат, а не бык,

 Летает, а не птица. (Жук)

11. Обобщение урока.

Какое дерево весной цветет самым первым? (показать изображение ивы на доске)

С чем сравнивает автор иву?

Кто радуется цветению ивы?

Почему насекомые торопятся?

Дополнительно

Кроссворд (слайд)

12. Итог урока.

Оценивание детей за работу с комментированием.

За работу вы получили картинки насекомых.

Посмотрите на картинку. Какое дерево изображено?

Давайте попробуем оживить иву. Прикрепите насекомых на иву.

(Дети прикрепляют на иву насекомых).

Вот какой пир на нашей иве! Какое название можно дать нашей картине? (Ива весной. Цветущая ива.)

Что понравилось на уроке?

Какое задание было легким?

Какое задание было сложным?

 Как вы думаете, нужно ли уничтожать насекомых?

Насекомых надо охранять потому, что они не только

украшают природу, но и нужны ей, так как в природе все

 взаимосвязано.

13. Домашнее задание.

Стр.115. читать, отвечать на вопросы.

Нарисовать веточку вербу и на ней насекомых.

Самоанализ.

Вашему вниманию был предложен урок чтения в 4 классе по теме «Н.Сладкова «Ивовый пир».». В классе обучается 10человек: 5 мальчиков, 5девочок. Учащиеся класса , в большинстве своём справляются с нормой по технике чтения, поэтому основной упор делаю на отработку осмысленного, правильного чтения.Активизации учения способствовал разнообразный материал урока, смена видов деятельности и форм работы. Данный урок является  десятым по теме «В окно повеяло весною»

Цель: познакомить с рассказом Н.Сладкова «Ивовый пир»

Образовательные задачи:

совершенствовать навык правильного, беглого чтения ,осознанного чтения, используя чтение по вопросу учителя; соотнесения слов по смыслу;

Коррекционные задачи:

Коррегировать мышление на основе анализа произведения;

развивать интонационную сторону речи, обогащать словарный запас детей;

коррегировать внимание,, память, логическое мышление через игровые упражнения;

расширять знания об окружающем мире; обогащать их представления о природе;

Коррекционно-воспитательные задачи:

формировать положительные личностные качества учащихся, воспитывать любовь к природе.

. По типу урок - изучение нового материала.

Технологии-игровая, ИКТ, здоровьесберегающая.

.Организационная структура урока, эмоциональный настрой учащихся, соблюдение здоровьесберегающих технологий, компьютерная презентация, вызвали у учащихся интерес к уроку с первых минут.

Составляя данный урок, я оперировала методикой проведения урока: доступность преподносимой информации, актуализация опорных знаний, организация самостоятельной работы и индивидуальный подход к учащимся. Выстроенная таким образом работа сделала учебную деятельность на уроке значимой. Думаю, что данный урок продуктивен, достиг своей цели, был эффектным и полезным для детей.

На данном уроке реализовывались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный,

. Применялись следующие формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

План проведения урока

1.  Организационный момент:

              Цель: проверка готовности к уроку.

.

     Цель: создание эмоционального настроя и ситуации успеха на уроке.

2. речевая разминка.

Цель: совершенствование четкости произношения, развитие

Интонационной стороны речи.

3 Беседа о весне.

Цель: актуализация знаний, создание эмоционального настроя.

4.Упр. на тренировку скорости, осознанности чтения.

5.Мотивация.

-подготовить детей к эмоциональному восприятию произведения; расширить представления учащихся о событиях и явлениях, изображенных в произведении; 6.Первичное чтение.

Образец чтения. Эмоционально-оценочная беседа.

7. .Словарная работа.

Цель: отработка техники чтения, ; раскрыть лексическое значение слов, развивать связную устную речь.

8.чтение текста по частям.

 -усвоение содержания читаемого рассказа и его анализ

9.Повторное чтение.

. Закрепление.

Цель повторного чтения: закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения. Использую упражнения по развитию зрительной памяти, смысловой догадки.

10. Обобщение урока.

Цель: глубже осмыслить все частные выводы, сделанные при разборе частей.

 Использование разнообразных средств обучения (наглядности, компьютерной презентации, материалов учебника) позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы читательской деятельности учащихся (эмоциональную, воображение, реакция на художественную форму, осмысление содержания). Уделялось внимание работе над лексикой в целях расширения кругозора, обогащение словарного запаса учащихся. Все это позволило обеспечить продуктивное чтение.

Использовались разнообразные виды чтения (чтение слушание, первичное, выразительное, вслух, про себя, «жужжащее», выборочное чтение, чтение по эстафете).

Содержание урока способствовало достижению поставленных задач, соответствовало возрастным особенностям учащихся, специфике данного коллектива. Соблюдались санитарно-гигиенические требования Дети чувствовали себя комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка, позволяющая им включаться в работу по собственному желанию. Урок достиг поставленной цели. Отступления от плана урока не было. Считаю, что урок прошёл на эмоциональном, интеллектуальном подъёме. На уроке царила атмосфера сотрудничества; мыслительная деятельность учащихся стимулировалась различными средствами и приёмами. В течение всего урока звучали вопросы и задания, которые побуждали, организовывали, будили, стимулировали мысль учеников.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 4 классе по чтению и развитию речи. Тема: И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»

1. Краткое описание. В урок включены разнообразные виды учебной работы, направленные на развитие навыков правильного и осознанного чтения вслух целыми словами,  развитие связной речи, ...

Урок Чтения и развития речи в 4 классе. Тема: Знакомство с рассказом К. Ушинского «Ласточка».

Тема: Знакомство с рассказом  К. Ушинского «Ласточка». Деление текста на части. Подготовка к пересказу.Цель: Учить делить текст на смысловые части, составлять план текста для последующего переска...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету чтение и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 классов разработана на основании авторской программы по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ре...

Презентация к уроку русского языка по теме : "Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова "Ёлочка"."

Материал содержит презентацию к написанию обучающего изложения "Ёлочка".  Презентация по предмету "Русский язык, Литература, Чтение" на тему...

Чтение и развитие речи Тема урока: Звук и буква «С»

Комбинированный урок с учителем и учителем-логопедом по чтению и развитию речи....

Презентация к рассказу Н.Сладкова "Ивовый пир".

Презентация разработана для повторения прочитанного произведения и подготовки пересказа....