Литературное чтение на родном языке
рабочая программа по чтению (4 класс)
Литературное чтение на родном (русском) языке 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
литературное чтение на родном (русском) языке 4 класс | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тверская область
Селижаровский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Большекошинская средняя общеобразовательная школа
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор школы:______ Лисичкина С.Н.
Протокол №7 от 29августа 2018г. Приказ №35 от 27августа 2018г.
Рабочая программа по предмету
«Русская родная литература»
4 класс
Разработчик: Смирнова Н.В.
учитель начальных классов
Большая Коша
2018
Пояснительная записка
Данная образовательная программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ от06.10. 2009г №373)
Постановления №393-РФ «О Федеральном законе. О внесении изменений в статьи 11и14 Федерального закона» от 28 июля 2018г.
Федеральный закон №317-ФЗ от3 августа2018г «О внесении изменений в статьи 11и14 Федерального закона»
Целями изучения курса «Родная (русская) литература» являются:
- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
- Описание места учебного предмета
- Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение предмета «Родная ( русская) литература» в начальной школе в 4 классе выделяется 17 ч (0,5 ч в неделю).
Содержание учебного предмета
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной детской литературы.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время.
Теоретические основы правильного выразительного чтения. Техника речи
- Дыхание
- Голос
- Дикция
Правила литературного произношения при чтении и рассказывании
- Орфоэпическое произношение
- Правильное ударение в слове
- Фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию
Интонация
- Общее понятие об интонации.
- Фразовое и логическое ударение.
- Пауза логическая и фразеологическая.
- Темп и ритм речи.
- Мелодика.
- Тембр.
Выразительное чтение учителя
- Ознакомление с текстом и его трактовка
- Подтекст
- Составление плана
- Работа над речевой партитурой
- Чтение произведения в детской аудитории
- Своеобразное чтение стихотворений и басни
- Особенности чтения драматургических произведений и диалогов
Рассказывание
1 Каким должен быть устный рассказ
- Виды рассказывания. Рассказ близкий к тексту
- Рассказ в сокращении
- Рассказ с изменением лица рассказчика
- Рассказ на основе содержания научно-популярной статьи с введением в повествование подробностей и диалогов
- Рассказ на основе содержания научно-познавательной статьи с введением в ней сюжета
- Рассказы из биографии замечательных людей
- Рассказ-пояснение к художественному произведению, картине
- Творческий рассказ учителя
- Импровизированный рассказ
- Рассказывание в детской аудитории
Мимика и жестикуляция
- Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения.
- Обобщающие повторительные упражнения
Форма построения стихотворений
- Что такое рифма. Белые стихи
- Открытая и закрытая рифмы
Средства выразительности
- Что такое метафора
- Олицетворение
№ | Раздел | Название | Кол-во часов |
1 | Первый раздел. | «Наедине с природой» | 5ч |
2 | Второй раздел. | «Из истории Отечества» | 4ч |
3 | Третий раздел. | «Путешествие в сказку» | 5ч |
4 | Четвёртый раздел. | «Смешинки» | 3ч |
Тематическое планирование.
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | «Наедине с природой» (5ч) И. С. Тургенев «Перепёлка» | 1 |
2 | Михаил Пришвин « Этажи леса» | 1 |
3 | Е. Носов «Белый гусь», «Хитрюга» | 1 |
4. | Н. Сладков «Весёлая игра», «На неведомой дорожке» | 1 |
5 | В. Астафьев «Зорькина песня» | 1 |
6 | «Из истории Отечества» (4ч) С. Голицын «Сказание о Евпатии Коловрате» | 1 |
7. | С. Алексеев. «Рассказы о Степане Разине, казаках и восставших крестьянах» | 1 |
8 | В.Ян «Никита и Микитка» | 1 |
9 | В.Ян «Никита и Микитка» | 1 |
10 | «Путешествие в сказку» (5ч) Илья Муромец и Калин-царь | 1 |
11 | Три поездки Ильи Муромца | 1 |
12 | Три поездки Ильи Муромца | 1 |
13 | Загадки-отгадки. Русская народная сказка. | 1 |
14 | Е.Шварц «Два брата» | 1 |
15 | «Смешинки» (3ч) С. Михалков «Сила воли» | 1 |
16 | В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора» | 1 |
17 | Ю. Сотник «Райкины пленники» | 1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения родной ( русской) литературы являются:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие развитие – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроках с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроках;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
- Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Нормы оценки знаний.
- Тесты
- Оценка «5» - ученик набрал 9-10 баллов (90 -100%);
- Оценка «4» - ученик набрал 7 -8 баллов (89 – 70%);
- Оценка «3» - ученик набрал 5 -6 баллов (69 – 50%);
- Оценка «2» - ученик набрал 3-4 балла (49 – 30%);
- Техника чтений.
- Оценка «5» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного,
- для этого необходимые части прочитанного текста.
- Оценка «4» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.
- Оценка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту вслух и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложен ному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
- Оценка «2» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 50 слов в минуту вслух и не меньше 70 слов молча; не определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного с помощью учителя; рассказ о герое не составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание, но может ответить не на все вопросы.
Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения
Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценить по сумме верных ответов.
«5» - если все задания выполнены верно;
«4» - если выполнено не менее ¾ всех заданий;
«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;
«2» - если выполнено менее 1/2 всех заданий;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения и родного языка (ненецкого)
Данная работа знакомит со сказкой....
Рабочая программа к курсам "Родной русский язык", "Литературное чтение на родном языке" для 4 класса
Авторская программа для 4 класса...
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...
Литературное чтение и литературное чтение на родном языке 1 класс ШР
Курс "Литературное чтение" поделен на Литературное чтение (3 часа) и Литературное чтение на родном языке (1 час) ШР. 33 недели...
Рабочая программа по курсу "РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ» 1 класс (3 ч.)
Рабочая программа для 1 класса...