рабочая программа
рабочая программа по чтению (3 класс)

Серафима Владимировна Кудрявцева

рабочая программа по литературному чтению на родном языке (удмуртский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udmurt_chtenie.docx46.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке (удмуртском)» разработана в соответствии с требованиями следующих  документов:

1. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2. Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденный приказом Минобрнауки России от  06.10.2009 г №373; с изменениями и дополнениями от 26.11. 2010 г., 22.09. 2011 г., 18.12.2012 г., 29.12. 2014 г., 18.05. 2015 г., 31.12.2015 г.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования,   утвержденная Министерством  образования и науки Российской Федерации от 08.04. 2015 г.

4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Кватчинская СОШ»

5. Локальный акт ОУ «Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу)  педагога по федеральным государственным образовательным стандартам»

6. Примерная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (удмуртский)» для уровня начального общего образования.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу на удмуртском языке, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, то есть читателя, владеющего техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать, обладающего потребностью в постоянном чтении книг.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

– формирование техники чтения и приёмов понимания текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

– введение детей через удмуртскую детскую литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

– приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

– развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Характеристика УМК:

«Литературное чтение на родном языке (удмуртском)» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

Виды речевой и читательской деятельности.

Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Литературоведческая пропедевтика.

Творческая деятельность учащихся.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи), работу с разными видами текста.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения удмуртского фольклора (сказки, легенды, загадки, считалки), произведения удмуртских и русских классиков, а также произведения татарской, чувашской, финно-угорской литературы. Дети знакомятся с удмуртской детской газетой «Зечбур!», детским журналом «Кизили».

Программой предусмотрена «Литературоведческая пропедевтика». Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка), изобразительно-выразительных средствах литературы (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора).

Раздел «Творческая деятельность учащихся» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Здесь раскрываются приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности: чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения.

Литературное чтение на удмуртском языке во 2 классе объединяет два основных направления в обучении, – изучение литературно-художественных произведений на удмуртском языке и освоение речевых навыков и умений. На уроках литературного чтения также формируются коммуникативно-речевые навыки чтения.

Литературное чтение на удмуртском языке способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, формированию жизненно-важных нравственно-этических представлений (добро, дружба, патриотизм, любовь к родине) в доступной для данного возраста форме.

Предмет «Литературное чтение на родном языке (удмуртском)»   наряду с предметом «Родной язык (удмуртский)» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, так как на начальном этапе обучения на родном языке эффективнее научить ребёнка новому виду деятельности – учебному, развить интеллектуальные и творческие способности, воспитать ученика, любящего свою малую и большую Родину, свой язык и народ, уважительно относящегося к другим народам; научить его жить в коллективе сверстников, взрослых, общаться друг с другом, вести диалог, слышать и слушать окружающих.  

В учебном  плане на изучение предмета «Литературное чтение на родном языке (удмуртском)»   в 1 классе начальной школы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа,  во 2 классе начальной школы отводится 1,5 часа в неделю, всего 51 час, в 3 классе выделяется 51 ч (1,5 ч в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе программой предусмотрено 34 часа, т.е.1 час в неделю.

Обучение ведется по учебнику «Лыдзон книга» в 2 частях, авторы  Т.С.Иванова, И.Ф.Тимирзянова, Р.Ф. Березин

 

Планируемые результаты освоения предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую и большую Родину (Я – удмурт, я – гражданин Российской Федерации).

2. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Формирование этических чувств (доброжелательность, отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживания им).

5. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений удмуртской литературы.

6. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

9. Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.

6. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии коммуникативными и познавательными задачами.

7. Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение.

8. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.

9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Выпускник получит возможность для формирования:

     в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

  • Понимание удмуртской литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
  • Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о малой родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности.
  • Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития: овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных, учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
  • Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи, выявлять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, подробно, сжато, выборочно пересказывать содержание произведения.
  • Умение работать с разными видами текстов: научно-познавательными, учебными, художественными. Умение написать отзыв на прочитанное произведение.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Изучение литературных терминов и понятий

Сказки о животных (пудо-животъёс сярысь выжыкылъёс), волшебные сказки (портмо выжыкылъёс), социально-бытовые сказки (улон-вылон сярысьвыжыкылъёс),побасёнка (мадёс), примета (чаклан кыл),сказка-пьеса (выжыкыл-пьеса), басня (басня), цитатный план (цитатной план), литературный герой (литературной герой), положительныйи отрицательный герой (положительнойно отрицательной герой), главный и второстепенный герой (валтисьно второстепенной герой),характер героя (геройлэн характерез),олицетворение,эпитет, сравнение (ӵошатон).

Творческая деятельность учащихся  (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Сопоставление произведений словесно-художественного и изобразительного творчества.

Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Умение говорить (культура речевого общения)

Диалог. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Монолог. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Произведения удмуртского фольклора (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России). Знакомство с творчеством классиков удмуртской детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и произведениями финно-угорских писателей, доступные для восприятия младших школьников.

Книги разных видов: художественная, приключенческая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о малой Родине, о защитниках Отечества, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, взаимопомощи.

Названия разделов

В мир знаний (Тодон-валан дуннее)

Стихи, рассказы, сказки удмуртских и русских писателей о знании, о школе, о важности учёбы.

Краски осени (Сӥзьыл буёлъёс)

Стихи, рассказы, сказки удмуртских и русских писателей о красоте осенней природы.

Из уст в уста (Ымысь ыме, пельысь пеле)

Произведения малого фольклорного жанра: скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки. Народные сказки разных народов (удмуртская, венгерская, мансийская, татарская).

О братьях наших меньших (Милям покчи эшъёсмы)

Стихи, рассказы, сказки, научно-художественные, научно-познавательные тексты удмуртских писателей о домашних и диких животных.

Волшебница зима (Пӧртмаськись тол)

Стихи, рассказы, сказки удмуртских и русских писателей о красоте зимней природы.

Будем делать хорошо (Ӟечезлэсь адӟем каром)

Стихи, рассказы, сказки удмуртских и русских писателей о хороших и плохих поступках детей и взрослых.

Весенние мелодии (Тулыс крезьгуръёс)

Произведения удмуртских и русских писателей, посвящённые весне, 8 Марта и Дню Победы.

Наш родниковый край (Ошмесо удмурт шаермы)

Стихи, рассказы, сказки, научно-художественные, научно-познавательные тексты удмуртских писателей о малой родине.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», «малая Родина», представления о проявлении любви к Родине и к малой родине в литературе разных народов (на примере народов России и народов финно-угорского мира). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов) последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выяснение авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; составление плана и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,  аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой  на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (народные песни, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки, считалки, дразнилки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Изучение литературных терминов и понятий по классам

Скороговорка (ӝогверан), чистоговорка (чылкверан), пословица (визькыл), авторские скороговорки, чистоговорки, считалки, поговорка (лэчыт кыл), народная сказка (калык выжыкыл), авторская сказка (авторен гожтэм выжыкыл), научно-популярный текст (научно-популярной текст), научно-художественный текст (научно-художественной текст), стихотворение (кылбур), тема, идея, простой план, рифма, ритм, образ.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Сопоставление произведений словесно-художественного и изобразительного творчества (репродукции картин удмуртских художников П. Ёлкина, В. Михайлова, В. Белых, Р. Батыршина, А. Ложкина).

Предание, повесть, сказка-пьеса (выжыкыл-пьеса), простой и сложный план (простой но сложной план), юмор, сюжет, метафора, гипербола.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Тематическое планирование 1 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

По плану

Фактически

Добукварный период ( 12 часов)

1

«Азбука» - первая учебная книга

1

2

Устная и письменная речь

1

3

Предложение и слово

1

4

Слово. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль

1

5

Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов

1

6

Повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение. Понятие о распространенных и нераспространенных предложениях

1

7

Одноименные предложения. Слова – названия признаков предметов

1

8

Слог-слияние

1

9

Звуки. Образование звука слогов и слов

10

Гласные звуки

1

11

Ударение. Ударный и безударный слог

1

12

Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки.

1

Букварный период (17 часов)

13

Гласные звуки [а] [у], буквы Аа , Уу. Гласные звуки [о] [ы], буквы Оо, Ыы

1

14

Гласный звук [и], буква Ии. Согласные звуки [н] [н´], буквы Нн, звуки [м] [м´], буквы Мм

1

15

Гласный звук [ӥ], буква ӥ. Согласные звуки [л] [л´], буквы Л, л. Согласные звуки [р] [р´], буквы Р, р

1

16

Согласные звуки [д] [д´], буквы Д, д Согласные звуки [т] [т´], буквы Т, т. Согласные звуки [з] [з´], буквы З, з. звуки [с] [с´], буквы С, с

1

17

Гласные звуки [э] [ӧ], буквы Э,э и Ӧ, ӧ. Согласные звуки [к] [к´], буквы К, к. Согласные звуки [г] [г´], буквы Г, г

1

18

Согласные звуки [б] [б´], буквы Б, б. Согласные звуки [п] [п´], буквы П, п. Согласные звуки [в] [в´], буквы В, в. Согласные звуки [ф] [ф´], буквы Ф, ф

1

19

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Звук [j´], буквы Й, й

1

20

Гласный звук [й´э], буквы Е,е.

1

21

Гласный звук [й´о], буквы Ё, ё

1

22

Гласный звук [й´у], буквы Ю, ю

1

23

Гласный звук [й´а], буквы Я, я

1

24

Буква ь – показатель мягкости

1

25

Согласные звуки [ӟ], буквы Ӟ, ӟ. Мягкий согласный звук [ч´], буквы Ч, ч

1

 26

Твердый согласный звук [ӝ], буквы Ӝ, ӝ. Согласный звук [ӵ´], буквы Ӵ, ӵ

1

27

Разделительный ъ знак

1

28

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Согласные звуки [х] [х´], буквы Х, х

1

29

Мягкий глухой согласный звук [щ´], буквы Щ, щ

1

Послебукварный период (4 часа)

30

Моя малая Родина «Дано Ижкармы» В. Широбоков

1

31

Трудолюбие. «Ужазы» Г. Данилов. «Кӧттырмостэм купец» (удм.нар.сказка)

1

32

Дружба. «Кык эшъес» Г. Камашев, «Шунытэз яратись писэй» А. Кондратьев

1

33

Итоговый урок

1

Тематическое планирование 2 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

По плану

Фактически

Тодон-валан дуннее (5 ч)

1

Г. Ходырев «Мон мынисько школае»

1

2

Е.Глебова «Шулдыр пумиськон»

1

3

Г.Данилов «Малы книга секыт?»

1

4

В. Романов «Урокын», В. Сухомлинский «Кык книга»

1

5

Проект «Возад котьку мед луоз оскымон эшед- книга.»

1

Сизьыл буёлъес (4 ч)

6

В. Котков «Арлэн вакытъёсыз» В. Кириллов «Зарни сизьыл»

1

7

Е. Глебова «Губиос» Г. Касимов «Кылбуръёс-мадиськонъёс»

1

8

В. Сухомлинский «Ньыль сузэръёс» В. Ившин « Кин ма ужам»

1

9

Самостоятельная работа по разделу «Сизьыл буёлъес»

1

Ымысь ыме, пельысь пеле (7 ч)

10

Пословицы, загадки, поговорки

1

11

Народные сказки «Зичы но атас»

1

12

«Лудкеч»

1

13

Пунылэн но кочышлэн эшъяськемзы

1

14

Л.Малых «Кин чебергес?»

1

15

Самостоятельная работа  по разделу «Ымысь ыме, пельысь пеле»

1

16

Проект «Выжыкыл гожтиськом асмеос»

1

Милям покчи эшъесмы (6 ч)

17

В. Котков «Мозмись кочыш»  Н. Бигбашев «Мынам эше»

1

18

В Широбоков «Зичы» Кин со?

1

19

Е. Николаев «Чушъялъёс»

1

20

В Романов «Ошмес но бурдоос»

1

21

Г.Симаков «Кый»

1

22

Проверочная работа по разделу «Милям покчи эшъесмы»

1

Портмаськись тол (6 ч)

23

С. Беляева «Тол бабайлэсь СМС» С. Карпов «Вормиз»

1

24

А.Клабуков «Ку вуонзэ тол уг вера»

1

25

И. Соколов-Микитов «Нюлэскын толалтэ»

1

 26

В. Широбоков «Апае эктэ»

1

27

Н.Носов « Кызьы Незнайка кылбур гожъяз»

1

28

Самостоятельная работа по разделу «Портмаськись тол»

1

Зечезлэсь адзем каром (9 ч)

29

В. Широбоков «Нянь»

1

30

 Г.Ходырев «Атае кадь будо»

1

31

Е. Глебова «Тупатиз» А. Самсонов «Гажаса учкон»

1

32

Л.Толстой «Тысь» А.Белоногов « Кин сииз?»

1

33

Л.Чернова «Чылкыт пияш»

1

34

Г. С. Симаков «Малы губиос ватскизы»

1

35

Н. Байтеряков «Портмаськись спичка»

1

36

Е. Загребин «Адями уженыз чебер»

1

37

Самостоятельная работа по разделу «Зечезлэсь адзем каром»

1

Тулыс крезьгуръес (9 ч)

38

А.Леонтьев «Тулыс» «Урамын тулыс ке»

1

39

В. Г. Широбоков «Март толэзь». Оштолэзь

1

40

 Г. Сабитов «Урокъёс бырем бере…» В. Сухомлинский «Кычеесь анайлэн синъёсыз»

1

41

 П. Кубашев «Нодтэм шырпи»

1

42

И. Иванов «Кыдёкысь эше сярысь»

1

43

В. Арг-Серги « Песятайлэн чиньыез»

1

44

А. Демьянов «Шыртыл»

1

45

Р. Игнатьева «Ческыт зыно сяськаос»

1

46

Самостоятельная работа по разделу «Тулыс крезьгуръес»

1

Ошмесо Удмурт шаермы (5 ч)

47

А. К. Леонтьев «Нюлэсо шаере»

1

48

В. Широбоков «Тодматскон»

1

49

Г.Симаков «Кедра сик»

1

50

 В Широбоков «Выльмем город». Н. Байтеряков «Эх, Васи, Васи»

1

51

Проект «Вордиськем шаер сярысь кылбуръёсын бичет дасяськом»

1

Тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

По плану

Фактически

Я и мои друзья (Эшъёсы полын) - 8 час

1

И.Иванов. Кытын улэ шумпотон? В Котков. Перемена.Компьютере.

1

2

Н.Васильев. Паньтэмъёс.В.Ар-Серги. Люгы Вася.

1

3

Т.И.Шмаков. Зарни арама.А.Лужанин. Сизьыл.

1

4

Л.Малых. Эктись Кизили.

1

5

А.Белоногов. Эш быръе Лазыр.В.Котков. Мон.

1

6

Р.Валишин. Ошкем пель.

1

7

Н.Байтеряков. Пияш но лосьпи.

1

8

Проверочная работа по разделу «Эшъёсы полын»

1

Из уст в уста (Ымысь ыме, пельысь пеле) – 6 час

9

Уродэсь эшъёс. Удм.народная сказка

1

10

Бекче.  Удм.народная сказка

1

11

Медо. Удм.народная сказка

1

12

Мадёсъёс. Чечыен нянь. Азьтэм адями. Куинь огкадьёс.

1

13

Народные приметы (Чаклан кылъёс.)

1

14

 Проверочная работа по разделу «Ымысь ыме, пельысь пеле»

1

В семье (Анай-атаен ӵош)- 8 ч

15

В.Кириллов. Табань.В.Михайлов. Песянае.

1

16

К.Герд. Кучапи.

1

17

А.Клабуков. Тютю Макси.

1

18

А.Клабуков.  Максилэн вотэз.

1

19

В.Е.Садовников. Пань-пань – котэм нянь.

1

20

В.Ар-Серги. Гирыш.

1

21

Р.Игнатьева. Куртка саес.

1

22

Проверочная работа по разделу «Анай- атаен чош»

1

Милый сердцу край (Дуно Удмурт шаере) – 10 ч

23

В.Романов. Кылъёс. Г.Ходырев. Пиналысен дуно.

1

24

Г.Красильников. Нырысь лымы.В.Ванюшев. Тол вуиз шаерамы.

1

25

О.Четкарёв. Мон ворми тонэ, тол!

1

 26

Ф.Г.Александров. Кык эшъёс.

1

27

Книга бамъёсты улзытисьёс.

1

28

С.Шихарев. Паймымон Трокай.

1

29

А.Леонтьев. Мед луоз улон.К.Ломагин. Берлин дорын.

1

30

А.Лужанин. Пужым но Ньылпу (Басня).

1

31

Проверочная работа по разделу «Дуно Удмурт шаере»

1

32

Проект. Создаем презентацию к  стихотворению.

1

По соседству мы живём (Вӧзамы – бускельёсмы) – 5 ч

33

Тодон-быгатон котьмалэсь дуно. Татарская народная сказка

1

34

Портмаськись сюр. Чувашская  народная сказка  .

1

35

Малы пойшуръёс уг верасько? Башкирская народная сказка.

1

36

Н. Некрасов. Пересь Мазай но лудкечъёс.

1

37

Проверочная работа по разделу «Возамы бускельёсмы»

1

В кругу родственников (Ӵыжы-выжыосмы дорын) – 8 ч

38

Эрвин лазар. Кык чукнаос. Венгерская  народная сказка

1

39

Бенэдэк Элэк. Пегзем кочыш. Венгерская  народная сказка .

1

40

Эллен Ниит. Суредасьлэн бадзым ужез.

1

41

Эдгар Валтер. Покъёслэн выль улон интызы.

1

42

Коньы но пойшурасьёс. Финнская народная сказка.

1

43

Зольгыри но гондыр. Мордовская народная сказка выжыкыл.

1

44

Проверочная работа по разделу «Чыжы-выжыосмы дорын»

1

45

Презентация книги.

1

Удмуртские детские периодические издания ( Нылпиослы потись газетъёс но журналъёс) – 6 ч

46

Журналы «Муш» и «Кизили». К.Герд. Туриос.Шунды, Тол, Кезьыт (сказка)

1

47

У.Бадретдинов. Оте…(сказка-пьеса)

1

48

Л.Бадретдинова. Жадиллям-жадиллям…А.Ельцов. Йырин-чукин, мыддорин

1

49

Газета «Зечбур!»  Л.Широбокова. Зор сяська.

1

50

Журнал «Вордскем кыл». А Уваров. Боко.  Проект «Создаем журнал своими силами»

1

51

Обобщение пройденного за год. Итоговый урок.

1

Тематическое планирование  4 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

По плану

Фактически

Ымысь ыме, пельысь пеле (4 ч) (Удмуртский фольклор)

1

Жанры фольклора

1

2

Удмуртская народная сказка «Ачиз ветлись кут»

1

3

«Адямиен алангасар» Удмуртская народная сказка

1

4

Проект « Пишем предания по  топонимическим названиям»

1

Гожъясьчиос- нылпиослы (8 ч) ( Писатели детям )

5

Г.Е.Верещагин «Гужем»

1

6

Кузебай Герд «Сизьыл» «Беризь»

1

7

Проект «Кузебай Герд-детский писатель»

1

8

А.Н.Клабуков «Палбам»

1

9

Г.С.Симаков «Кыз»

1

10

В.В.Романов «Музъем кузе» «Нефть шур»

1

11

Л.Д.Чернова «Лесная школа»

1

12

Проверочная работа по разделу « Гожъясьчиос- нылпиослы»

1

Нылпи дуннеын (6 ч) (В мире детей )

13

А.Леонтьев «Бордгазет»

1

14

А.Д.Вотяков «Гондырпи Иши»

1

15

Е.Загребин «Кечатныръес»,  «Кин ортчем пал куасэн?»

1

16

Г.Д.Данилов «Орзи но Лади»

1

17

Проект «Соос утизы шаермес»

1

18

Проверочная работа по  разделу «Нылпи дуннеын»

1

Мон но котырысь улон (6 ч) (Мир вокруг нас)

19

Г.А.Ходырев «Мынам дуно музъеме»

1

20

В.Н.Ившин «Кыче бурдолы тол уе изьыны шунытгес?»

1

21

У. Ш. Бадретдинов «Юн кор» «Вероника»

1

22

В.В.Котков «Умой , дыр , пичи дыр!» «Куно витись Паримон»

1

23

Л.Я.Малых «Боко но Моко»

1

24

Проверочная работа по разделу «Мон но котырысь улон»

1

Та ваньмыз вордскем шаере 10 (ч) (Это все моя Родина)

25

И.З.Иванов «Шунды сайка серекъяса»

1

26

И.З.Иванов «Бадзым чукна»

1

27

А.А.Ельцов «Вакчи быж»

1

28

В.П.Михайлов «16-ти этажын»

1

29

В.П.Михайлов «Гондыр кышно басьтэ»

1

30

Е.Е.Загребин «Кин ортчем пал куасэн?»

1

31

В.Г.Широбоков «Визнасьёс» «Нюлэскын концерт»

1

32

Проверочная работа по разделу «Та ваньмыз вордскем шаере»

1

33

Проект «Мой любимый герой »

1

34

Итоговый урок. Защита проектов.

1

Контрольно-измерительные материалы

1 класс

Тимирзянова И.Ф., Кузнецова Л.С. «Литературной лыдзиськон» эскерон-дунъян ужъесын учебно-методической пособие, в 2-х частях, Ижевск 2019г.

                                                                                                             2 класс 

Тимирзянова И.Ф., Кузнецова Л.С. «Литературной лыдзиськон» эскерон-дунъян ужъесын учебно-методической пособие, в 2-х частях, Ижевск 2019г.

                                                                                                              3 класс

Тимирзянова И.Ф., Кузнецова Л.С. «Литературной лыдзиськон» эскерон-дунъян ужъесын учебно-методической пособие, в 2-х частях, Ижевск 2019г.

4 класс

Тимирзянова И.Ф., Кузнецова Л.С. «Литературной лыдзиськон» эскерон-дунъян ужъесын учебно-методической пособие, в 2-х частях, Ижевск 2019г.

Ю.Т. Байтерякова, И.Ф. Тимирзянова. «Удмурт кыл» но «Литературной лыдзиськон» предметъесъя дышетскисьеслэсь ужъемышъессэс дунъян амалъес но эсэпъес. 1 – 4 классъеслы. Ижкар, 2016г.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Ю.Т. Байтерякова,  И.Ф.Тимирзянова.  «Удмурт кыл» но «Литературной лыдзиськон» предметъесъя дышетскисьеслэсь  ужемышъессэс дунъян амалъес но эсэпъес.1-4 классъеслы. Ижкар. 2016 ар.

2.Портреты удмуртских писателей .

3. Сюжетные и  предметные рисунки.

4.Словари : русско-удмуртский, удмуртско-русский, биологический, синонимъёсын удмурт кыллюкамъёс.

5.Портреты удмурстких писателей.

Коллекция электронных образовательных ресурсов

№ п/п

Сведения, относящиеся к заглавию

Вид ресурса

Сведения об издании

Количество

Удмуртский язык и литература

1

Вордискем шаермылэн куараосыз

Стихотворения на удмуртском языке в исполнении авторов

ООО «Электротех – Медиа», 2006

1 CD-ROM

2

Оло зэм, оло даур. Удмурт калык выжыкылъёс

Аудиодиск.

Ижевск.:ГУП УР «ТРК «Моя Удмуртия»

1 CD-ROM

3

Вордиськемлэн шаерлэн куараосыз.

Аудиодиск.

ГУП УР «ТРК  Удмуртия»

1 CD-ROM

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1 класс

Н.С. Байкузина, Л.Н. Парамонова  Букварь Ижевск Удмуртия 2017г

Н.С. Байкузина, Л.Н. Парамонова   Букварен ужан тетрадь Ижевск Удмуртия 2016г

                                                                                                      2 класс

 Иванова Т.С., Тимирзянова И.Ф., Березин Р.Ф. Учебник «Лыдзон книга» 2 класс в 2-х частях, Ижевск «Удмуртия», 2015г.

Иванова Т.С. Методическое пособие «Литературной лыдзиськон» 2 класс, Ижевск, 2015г.

3 класс

 Иванова Т.С., Тимирзянова И.Ф., Березин Р.Ф. Учебник «Лыдзон книга» 3 класс в 2-х частях, Ижевск «Удмуртия», 2015г.

Иванова Т.С. Методическое пособие «Литературной лыдзиськон» 3 класс, Ижевск, 2015г.

4 класс

Иванова Т.С., Тимирзянова И.Ф., Березин Р.Ф. Учебник «Лыдзон книга» 4 класс в 2-х частях, Ижевск «Удмуртия», 2015г.

Иванова Т.С. Методическое пособие «Литературной лыдзиськон» 4 класс, Ижевск, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...