Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 2 классов " Русский хоровод"
методическая разработка по чтению (2 класс)
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 2 классов " Русский хоровод"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие для учащихся 2 классов "Русский хоровод" | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник.
Цели внеклассного мероприятия: систематизация и обобщение знаний учащихся о жанрах фольклора; выявление и развитие у детей творческих способностей, совершенствование навыков совместного творчества.
Формирование основ духовно-нравственного воспитания учащихся через приобщение к устному народному творчеству и музыкальной культуре.
Задачи: привить уважение к народным (плясовым, шуточным) песням как историческим корням русского народа; способствовать формированию эмоциональности в раскрытии характера русского народа через потешки, сказки, пословицы, скороговорки, игры, загадки, песни и танцы; развивать основы художественного вкуса.
Ход мероприятия.
Звучит русская народная мелодия. Дети в русских народных костюмах. Накрыт русский стол.
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие, гости званые и желанные! Рада видеть вас в своей светлице. А ещё пуще радёхонька, что вы песни и пляски народные бережёте, слово русское храните, потому как в этом скрыта душа народа, отчий край. А чем откликается в душе отчий край?
Да перво-наперво, природой-матушкой, людьми с их обычаями, песнями, танцами, костюмами да ремёслами.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася.
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Хозяйка:
Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома. Прошу угощения откушать да гармошку послушать.
С давнего времени по сей день живут в народе ярчайшие самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести.
Ученик:
Что за диво: посиделки на Руси!
Так и хочется от счастья голосить.
Вечерком, зимой студёной
В тёплый дом зайти с поклоном,
Да совета у сердечка попросить!
Хор "2 б" исполняет песню: " В горнице моей светло"
Ученик:
Испокон веков на Руси-матушке
Живёт народ приветливый,
Хранит сказки старинные,
Игры, забавы разные,
Частушки, припевки лукавые,
Поговорки и загадки мудрые.
Ученик:
Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах,
Щёлкают орешки,
Да творят насмешки.
Хозяйка:
Гляньте-ка, что за люди там ходят?
Да это же Никодим и Егор!
Давайте послушаем,
О чём они ведут разговор!
Сценка: "Небылицы в лицах"
Егор:
Здорово, Никодим!
Никодим:
Здорово, Егор!
Егор:
Откуда идёшь?
Никодим:
С Кудыкиных гор?
Егор:
А как у вас, Никодим, поживают?
Никодим:
На босу ногу топор надевают!
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами,
А лошади наши с усами,
Бегают в подполье за мышами!
Егор:
Да это же кошки!
Никодим:
Комара тебе в лукошке!
Наши кошки живут в гнезде, летают везде,
Прилетели во двор, завели разговор: "Кар-р! Кар-р!"
Егор:
Да ведь это же вороны!
Никодим:
Мухомор тебе варёный!
Наша-то ворона ушаста,
В огороды шастает часто.
Скок да скок через мосток,
Белым пятнышком хвосток.
Егор:
Да ведь это же зайчишка!
Никодим:
В нос тебе еловая шишка!
Нашего зайца все звери пугаются,
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унёс.
Егор:
Да ведь это же волк!
Никодим:
По лбу тебе щёлк!
Неужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясёт бородою, пообедал лебедою!
Егор:
Да ведь это же козлище!
Никодим:
Щелчков тебе таща!
Наш козёл под корягу ушёл,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит!
Егор:
Да ведь это же налим!
Никодим:
Нет, не налим!
Мы про налима так говорим:
Налим Никодим гордится собою,
Налим Никодим носит шубу соболью,
Ни перед кем её не ломает
И шуток не понимает!
(Кланяются)
Ученик:
Гармонь, гармонь!
Гуляет песня звонко
За каждый покачнувшийся плетень,
Гармонь, гармонь!
Родимая сторонка,
Поэзия российских деревень!
Детьми исполняется песня "Купаленка"
Ученик:
После песни русской славной
Ноги сами рвутся в пляс,
Мы сейчас попляшем ладно,
Гости, поддержите нас.
"Спляшем Ваня". Танцует фольклорный ансамбль "2 б".
Ученик:
Эх, частушка, мелодии кружево,
Ты давно на Руси рождена!
В зимний день ты в деревне завьюженной,
На гулянку девчонок звала.
Ученик:
Баянист, а ну пошире
Ты растягивай меха
Мы частушки бы пропели,
Так и рвутся с языка.
Частушки
1.Эй, девчата – хохотушки
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
2.Не хотела я плясать
Стояла, стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
3.Подружка моя
Пляшет без оглядки
Поломала каблуки,
Отдавила пятки.
4.Не ходите, девки в лес,
Комары кусаются,
А на тех, кто краше всех,
Пуще всех бросаются.
5.Ох, довольно, мы напелись,
Дайте смену новую,
Ой, спасибо гармонисту
За игру весёлую.
Хозяйка:
А сейчас я узнаю, хорошо ли все знают пословицы?
1.Труд человека кормит, а …/ лень портит/.
2.Кто много говорит, тот…/мало делает/.
3.Не спеши языком, …/торопись делом/.
4.С кем поведёшься, …/ от того и наберёшься/.
5.Делу – время, …/ потехе – час/.
6.Не сиди сложа руки, …/ так и не будет скуки/.
7.Сделал дело,…/ гуляй смело/.
8.Повторенье - …/мать ученья/.
Хозяйка:
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кощея Загубит.
Пусть зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро. ( Все вместе)
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
А Золушку выручит Фея,
Не станет Горыныча - змея...
Пусть зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро! ( Все вместе)
Хозяйка: А сейчас время сказки.
Инсценированние русской народной сказки «Лиса и журавль»
(Слева и справа на сцене стоят два стола, на них скатерти.)
Звучит музыка. Выходит на середину сцены автор и объявляет:
- Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Выходят герои Лиса и Журавль с двух сторон:
Автор:
- Подружилась лиса с журавлём.
(Герои идут навстречу друг другу, берутся за руки и идут к краю сцены)
Автор:
- Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля и позвала его к себе в гости.
Лиса:
- Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Журавль:
- Спасибо большое, кумушка! С удовольствием!
(Герои разошлись по своим сторонам. Лиса расставила тарелки на столе. Журавль взял цветы и идёт к Лисе.)
Автор:
- Идёт Журавль на званый пир, а Лиса наварила манной каши и по тарелке её размазала. Подала и потчевает.
Лиса:
- Кушай, голубчик-куманёк! Сама стряпала!
Автор:
- Журавль тук-тук носом по тарелке – стучал, стучал – ничего не попадает!
Автор:
- А Лиса в это время лижет да лижет кашу. Так всё сама и съела.
Лиса:
- Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!
(Журавль встаёт из-за стола, кланяется):
- И на этом спасибо, кума! Приходи и ты ко мне в гости.
(Журавль уходит к себе. Лиса собирает тарелки и начинает прихорашиваться.)
Автор:
- На другой день приходит Лиса к Журавлю, а он приготовил окрошку, налил в кувшин с узким горлышком и поставил на стол.
Журавль:
- Кушай, кумушка! Угощайся!
Автор:
- Лиса вокруг кувшина бегает, суетится. И так зайдёт, и этак. И лизнёт его, и понюхает. Да разве сунешься в него. Голова-то в кувшин не лезет: ничего не достанешь. А Журавль меж тем клюёт себе да клюёт. Так и клевал, пока всё не поел.
Журавль:
- Ну, кума, не обессудь! Больше угощать нечем.
(Хмыкнула лиса.)
Автор:
- Взяла Лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой - пошла не солоно хлебавши.
(Лиса вильнула хвостом и отошла в сторону.)
(Журавль хмыкнул и отошёл в другую сторону.)
Герои скрестили руки и отвернули взгляды друг от друга.
На середину сцены выходит автор, встаёт между героями.
Автор:
- С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь. Не зря говорят: «Как аукнется, так и откликнется».
Хозяйка
А знаете ли вы, что такое ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ?
ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ - это произведения народного юмора, потешки, или, как их называли на Руси, СКОМОРОШИНЫ.
Дети читают докучные сказки.
1.Жил - был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли сначала?
2. Был себе человек Яшка, на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка - хороша ли моя сказка? Послушай-ка, сначала!
3. Летел гусь, сел на дорогу - упал в воду. Мок - мок, кис - кис, вымок, выкис, вылез - сел на дорогу и опять упал в воду. Мок - мок, кис - кис, вымок, выкис, вылез и т.д.
Хозяйка:
Сам весел будешь и других посмешишь,
Смешно – грешно, весело – потешно!
Народная игра: "Шёл Козёл по лесу"( народный хоровод)
Игроки образуют полукруг, в центре которого находится водящий. Он выбирает себе пару из круга под слова:
Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Далее они начинают выполнять действия под декларирование круга.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И всё начнём сначала, сначала, сначала.
Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да потешек послушать? ( Коробейники угощают гостей конфетами)
1.- Я медведя поймал!
- Веди сюда!
- Да нейдет!
- Так сам иди!
- Да не пускает!
2. - Мартын, ты пирог съел?
- Нет, не я.
- А еще хочешь?
- Хочу!
3. - Федул! Чего губы надул?
- Да кафтан прожег!
- Зачинить можно?
- Да иглы нет!
- А велика дыра - то?
- Да один ворот остался!
4.- Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло. В шубе на печи согреться можно.
5.- Сынок, сходи за водицей на речку.
- Брюхо болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Ну, раз мать велит, надо идти.
Хозяйка:
А сейчас игра народная "Дедушка-сапожник".
Водящий в кругу (дедушка-сапожник) с закрытыми глазами.
-Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги!
-Погодите, детки, потерял очки.
-Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмёшь?
-Два рубля с полтиной, пятачок и грош.
-Дедушка-сапожник, ты с ума сошёл?
-Погодите, детки, я очки нашёл!
(Дед старается поймать кого-нибудь и тот становится водящим)
Хозяйка:
Летела сова – весёлая голова,
Вот она летала-летала и села,
Да хвостиком повертела,
Да по сторонам поглядела
И опять полетела, да пёрышки обронила,
А пёрышки непростые,
На каждом загадка написана.
Раз нашли мы эти пёрышки, должны и загадки отгадать.
Загадки
1.В брюхе – баня,
В носу – решето.
На голове – пуговка,
Всего одна рука и та на спине. (Чайник)
2.Никогда не ест,
А только пьёт,
А как зашумит –
Всех приманит. (Самовар)
3.Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
4.Тянется, а не резина,
С клапанами, а не машина,
Песни поёт, а не радио. (Баян)
5.Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармошка)
6.То толстеет, то худеет
И на весь дом голосит. (Гармошка)
7.Сверху кожа, снизу тоже,
А в середине – пусто. (Барабан)
Ученик:
Старинных песен много знаем,
Поём их всюду год за годом,
Ведь в них живёт, не угасая
Бессмертная душа народа.
Ученица:
Дружбу верную свою
С гармонистом покажу,
Под весёлую гармонь
Песню нашу пропоём.
Песня: " Ах, вы сени"
«Бой скороговорок».
Хозяйка:
Эх, хорошо спели! Даже взгрустнулось немного. Но на празднике надо веселиться! Давайте устроим сейчас «Бой скороговорок»!
Подготовленные ребята встают друг напротив друга и произносят скороговорки, повторяя их по три раза.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха!
- Тары-бары, ратабары, у Варвары куры стары!
- Сыворотка из-под простокваши!
-От топота копыт пыль по полю летит!
- Щетина у чушки, чешуя у щучки!
- Идут бобры во сыры боры! Добры бобры идут во боры!
- Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Хозяйка:
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Приз получит только тот,
Кто три раза без запинки
Фразу вслух произнесёт.
Предлагает желающим участвовать в конкурсе скороговорок.
Ученик:
Нераздельно сердце с песней русской,
Задушевной, ласковой до слёз,
От неё то радостно, то грустно,
С ней тепло в ненастье и мороз.
Ученик:
Слышу в песнях голос соловьиный
И гармони звонкий перебор,
Вижу в песнях русские равнины,
Далеко раскинутый простор.
Народный хор " 2 б" исполняет песню " Матаня ".
Ученик:
Заглянули в старину мы,
Будто дождь омыл сердца,
Только не допели струны
Нашу песню до конца.
Ученик:
Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Край весёлый наш чудесный,
Как и вся Россия-мать.
Хозяйка:
Всем спасибо за вниманье,
За задор, веселье, смех,
Говорим мы: "До свиданья!"
До счастливых новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе.
Публикация представляет собой авторскую разработку по внеклассному мероприятию. Проводится в 3 классе, но можно прводить и в 4 классе. Данная разработка представляет собой путешествие по стране ...
Внеклассное мероприятие "Луковые посиделки" для учащихся 1-4 классов и группы краткосрочного пребывания детей
В данной статье представлен материал для проведения праздика Осени. При проведении данного праздника в игровой форме я попыталась расширить представления учащихся об окружающем мире; об очень ва...
Внеклассное мероприятие по литературе (1-2 кл.)
Цели:обобщить знания учеников по известным народным и литературным сказкам;расширить кругозор учеников в области художественной литературы;развивать интерес к чтению;воспитывать чувс...
Внеклассное мероприятие по развитию толерантности 1 класс"Хоровод дружбы"
Тема: "Хоровод дружбы" Цели: • Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; • подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на...
Внеклассное мероприятие по литературе "Творчество Корнея Чуковского"
Внеклассное мероприятие по литературе "Творчество Корнея Чуковского". В ходе работы ребята вспоминают факты биографии К.Чуковского, инсценируют фрагменты сказок, участвуют в викторине, украшают "Чудо-...
Внеклассное мероприятие по литературе "Путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена"
Внеклассное мероприятие по литературе "Путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена" для 2 класса....
Внеклассное мероприятие по литературе "Сказки К.И.Чуковского"
Внеклассное мероприятие по литературе "Сказки К.И.Чуковского" интересно для младших школьников. Дети закрепят и расширят знания об авторе, познакомятся с его сказками. Форма проведения...