Литературное чтение 3кл. А.С. Пушкин. Зимний вечер
план-конспект урока по чтению (3 класс)

 Иванова Любовь Александровна

Технологическая карта урока литературного чтения с применением современных педтехнологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Учитель: Иванова Любовь Александровна

Школа: МБОУ  СШ №2 г. Сычевки

Учебный предмет: Литературное чтение

Класс:3 «А»

Тема урока: А.С. Пушкин «Зимний вечер».

Вид урока:комбинированный урок.

Тип урока:урок изучения нового материала.

Технология: проблемно-поисковая.

Цельурока: 

- создание условий для  понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя, для выразительного чтения

Задачи:  

образовательные:

- продолжить знакомство учеников с творчеством писателя;

- познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта;

- показать своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;

развивающие:

- содействовать развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, навыков самоконтроля и самооценки;

- развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;

- развивать познавательные  интересы детей; 

- отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;

воспитательные:

- формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа;

- воспитание любви и уважения к людям старшего возраста;

- воспитывать ответственность за выполненную работу.

УУД:

Предметные результаты

Ученик научится:
- понимать смысл стихотворения;

- понимать настроение лирического героя.

Ученик получит возможность научиться:
- навыкам выразительного чтения лирического текста;
- сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:
- знания основных моральных норм поведения,

- представления о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.

Ученик получит возможность для формирования:
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Регулятивные результаты

Ученик научится:
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные результаты

Ученик научится:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- воспринимать смысл небольшого текста;
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.

Ученик научится:
- иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Ученик получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные высказывания;
- задавать вопросы.

Формы организации на уроке: групповая, работу в парах, индивидуальная.

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, ИЗО.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Дидактический материал:  выставка книг произведений А.С. Пушкина, портрет А.С. Пушкина

2. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Январь. У камелька» (из альбома «Времена года»)

I. Организационный момент

Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы
II. Психологический настрой
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Просто замечательно.

III. Начало урока

1. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всёна этом уроке получится.Знания, полученные на этом уроке пригодятся нам в жизни.

- Вы готовы начать урок?

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята! Мы продолжаем знакомиться с творчеством русских писателей. Сегодня мы продолжим знакомитьсяс творчеством писателя, с произведениями которого мы уже начали знакомиться в 1-ом классе. (Портрет Пушкина)

- Вы узнали этого поэта? (Пушкин)

- На уроке мы попробуем понять секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение. Выразительно читать художественное произведение очень трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, настроение лирического героя,  определить ритм, рассмотреть рифму.

3. Определение темы урока

Игра «Угадай-ка!» (Работа в парах)

- Перед вами на экране даны имена близких и родных людей для Пушкина. Вам нужно отгадать, кем приходились поэту эти люди. Задание непростое, будем работать в парах.

- Осип Абрамович, Мария Алексеевна, Лев Александрович, Ольга Васильевна, Сергей Львович, Надежда Осиповна, Арина Родионовна.

(Дедушка и бабушка по линии мамы, дедушка и бабушка по линии папы, папа, мама, няня)

4. Целевая установка

- Ребята,у многих из нас есть бабушки.Они часто выполняют рольнашей няни. А у  некоторых детей, кроме бабушек, есть няни.

- А кто такие няни?

- Была няня и у Пушкина. А вы хотели бы узнать о няне Пушкина? И что хотели бы узнать?

IV. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по вопросам

- Какие сказки Пушкины вы читали?

- Какие стихи Пушкина вы знаете?

2. Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро»

- Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро». Давайте послушаем, как вы подготовились.

3. Разминка перед чтением

(Тренировочные упражнения, направленные на совершенствование чтения детей.)

- Сейчас потренируемся перед чтением. Нам нужно будет проговорить скороговорку.

До города дорога в гору, от города - с горы.

V. Открытие новых знаний

1. Вступительное слово учителя

- Ребята, ещё в раннем детстве мы знакомимся с волшебными сказками Пушкина. Затем в садике, в школе мы продолжаем знакомиться с творчеством этого писателя. Пушкин начал писать свои первые стихи, когда еще не былАлександром Сергеевичем, а был маленьким мальчиком Сашенькой. Пушкин всегда с добром вспоминал двух женщин своего раннего детства - бабушку Марию Алексеевну и няню.

2. Рассказ учителя о няне Пушкина

- Кто знает, как звали няню поэта? (Арина Родионовна)

- Арина Родионовна - с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки. Для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей. Она знала много русских народных сказок. Няня рассказывала об обычаях русского народа,пела Пушкину народные песни. Поэт услышал от нее много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.Няня привила поэту любовь к народному творчеству.

- Но, кем же была няня Пушкина? Арина Родионовна - крепостная крестьянка. Она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым. Пушкин писал о своей любимой няне:

Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговоры, прибаутки.

Небылицы, былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

3. Рассказ учителя о писателе в ссылке

- В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу простого народа. Обсуждал смело царское правительство и горячо верил в то, что свобода придет. Царю это не нравилось, и он решил наказать поэта. Зимой 1825 года царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское под Псковом. Няня поехала вместе с ним. В эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей. Няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время.Там Пушкину пришлось прожить 2 года. В ссылке Пушкин много писал, создал более 100 произведений. И все же ему было грустно одному, очень грустно. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Но рядом с ним была его старая, бесконечно добрая, няня Арина Родионовна. С ней он вел вечерами беседы, слушал ее песни, сказки, читал ей свои стихи.

4.Работа над стихотворением А.С. Пушкина «Зимний вечер»

1) Первичное усвоение новых знаний. Чтение стихотворения учителем.

- Стихотворение «Зимний вечер» посвящалось крепостной, старой няне Арине Родионовне. С ней поэт, уже будучи взрослым, когда попадал в имение, проводил много одиноких вечеров. Один из таких зимних вечеров описан в этом стихотворении, которое было написано в 1825 году. Сегодня мы познакомимся с этим стихотворением.

- Во время прослушивания определите, от чьего имени ведется рассказ.

(Учитель читает стихотворение)

2) Проверка первичного восприятия стихотворения

- Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

- От чьего имени ведется рассказ?

- Какое настроение у рассказчика?

3) Словарно - лексическая работа

- В стихотворении встретились устаревшие и непонятные для вас слова. Давайте попробуем вместе объяснить их смысл.

а) устаревшие слова:

Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.

Ветхая лачужка - небольшая, старенькая избушка.

Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.

Кроет - покрывает.

б) природное явление:

Буря - ненастье с сильным разрушительным ветром.

Мгла - непрозрачный воздух от тумана, сумерек, тьмы.

Вихрь - порывистое, круговое, движение ветра.

5.Слушание романса «Зимний вечер»

- В 1832 году один лицейский товарищ Пушкина Михаил Лукьянович Яковлев положил стихи на музыку. М. Л. Яковлев не был профессиональным композитором, но получился красивый романс.(Звучит запись романса)

- Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?

6. Беседа по картине Н.Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина»
- На этой картине художник Николай Николаевич Ге изобразил момент пребывания Пушкина в селе Михайловском.
- Кого вы видите на картине? (Пушкина, няню и друга)
- К Пушкину как раз приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин. Друзья общаются, а няня сидит за столом. Она занята вязанием и, в то же время, внимательно слушает Александра Сергеевича, который что-то читает своему другу. Но такие счастливые приезды друзей были очень редки. Няня была единственной собеседницей поэта: именно ей он читал свои произведения, которые сочинил, пребывая в ссылке в Михайловском.

VI. Закрепление полученных знаний. Первичное закрепление.

1. Самостоятельное чтение текста

- Читая, выделяйте в каждой строчке наиболее важное, на ваш взгляд, слово, при чтении его будете выделять голосом, т.е. расставьте логические ударения.

(Дети работают самостоятельно)

2. Обсуждение прочитанного

- Какое время суток описано в стихотворении?

- Как вы поняли, что это был вечер?

- Какая погода была в тот вечер?

- С чем сравнивает поэт завывание ветра?

- Поэт не только употребляет эти сравнения. Он использует прием, который в литературе называется аллитерация или звукопись, т.е. сочетание в словах таких звуков, которые передают определенный звук.

3. Физкультминутка для глаз

4. Повторное чтение текста с обсуждением (по частям)

1) Чтение и обсуждение 1-ой части

- Как вы понимаете содержание первой строчки?

- Что такое «мгла»?

- А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.

(Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;

С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;

С путником: «То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит».)

- Как вы думаете, зачем автор сравнивает природное явление с людьми, с животными, то есть с живыми существами?

(Чтобы читатель мог лучше представить картину ненастного зимнего вечера.)

- Когда автор литературных произведений сравнивает людей, явления природы, с чем-либо или с кем-либо, то такой приём в литературе называется сравнением.

- Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:

(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;

(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;

(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.

- Какая погода описывается в начале стихотворения? (Ненастная)

- Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя.Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства)

- Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? (Природа тоже, как живое

существо, сочувствует героям произведения)

2) Чтение и обсуждение 2-ой части

- О ком говорит автор во 2-ой части? К кому он обращается? (К няне)

- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню.

(«Моя старушка», «Мой друг»)

- Какое настроение у автора? (Грустное)

- Какими словами в тексте автор передаёт это настроение?

(«Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).

- В этом стихотворении показана вся боль и тоска, все переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. Ведь он находится в ссылке, вдали от друзей и родных.

3) Чтение и обсуждение 3-ей части

- Найдите слова, в которых отражается настроение автора.

(«Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей»)

- Найдите слова, с которыми поэт обращается к няне.

(«Добрая подружка»)

- С какой просьбой он обращается к няне?

(«Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»)

- Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом?

(Чтобы поднять настроение:«Сердцу будет веселей»)

4) Чтение и обсуждение 4-ой части

- Сейчас вы прочитаете последнюю часть текста и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или оно осталось прежним.

- Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность?

(Повторяются строчки)

- Как вы думаете, зачем Пушкин это сделал?

(Повтором он усиливает настроение от злой бури, хочет избавиться от печального чувства).

- Сравните первую часть с последней: одинаковые ли они по настроению?

(Во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей». Этим он показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом.Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: теплые, задумчивые, нежные, ласковые.)

- Как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение?

(Спокойным, напевным, с чувством грусти.)

5. Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка.Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой!Раз-два, раз-два!

Прямо спину все держите и под ноги не смотрите!

Раз-два, раз-два!

Руки дружно разведите - раз-два, раз-два!

Друг на друга посмотрите  - раз-два, раз-два!

Опустите руки вниз - и за парту все садись!

VII. Обобщение и систематизация знаний

1. Обобщающая беседа

- Как вы думаете, для чего автор написал это стихотворение?

(Чтобы рассказать о своих чувствах.Чтобы поделиться с читателем своими переживаниями.)

- Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека. Как мы называем стихотворения о чувствах человека? (Лирическими).

2. Слушание произведения Петра Ильича Чайковского «У камелька»

1) Беседа по вопросам

- Ребята, мы уже познакомились с музыкальным произведением на стихи Пушкина, написанным его другом. Кто этот друг?

(Михаил Лукьянович Яковлев)

2)Слушание произведения П.И. Чайковского «У камелька»

- Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена Года. Январь». Называется это произведение  «У камелька».

- А кто из вас знает, что такое камелёк?

- Камелёк - это небольшой камин, очаг для обогревания.

- Постарайтесь внимательно прослушать произведение, лучше будет это сделать с закрытыми глазами.Представьте холодный зимний вечер. За окнами воет буря, непогода, а в помещении горит огонёк и согревает своим теплом душу человека, который сидит у этого камелька.

(Дети слушают произведение)

3) Беседа о прослушанном произведении

(Прослушав произведение, дети обмениваются впечатлениями о характере музыкального произведения и делают вывод, что рассказать о своём настроении и чувствах можно и при помощи музыки)

3. Выразительное чтение стихотворения учениками

1) Самостоятельное чтение стихотворение

(Дети читаютстихотворение про себя, готовятся к выразительному чтению)

2) Выразительное чтение стихотворения

(Дети читают вслух по желанию, 2-3 человека)

VIII. Итог урока

1. Заключительное слово учителя

- В ссылке, куда отправил писателя царь, Пушкин прожил 2 года. Там, в Михайловском, он жил со своей любимой няней. Очень тяжело переживали Пушкин и Арина Родионовна расставанье. Много стихотворений Пушкин ей посвятил.В последний раз Пушкин видел няню через год после ссылки. Через год Арина Родионовна умерла. Это произошло в 1828 году, было ей 70 лет.

2. Обобщающая беседа по вопросам

- С каким произведением поэта познакомились? («Зимний вечер»)

- Что же нового мы сегодня узнали о жизни и творчестве Пушкина?

- С какими музыкальными произведениями мы познакомились?

3. Повторение значения новых слов

- На уроке мы узнали устаревшие слова, познакомились с новыми понятиями и словами. Перед вами лежат карточки, на которых написаны слова, вы должны объяснить смысл этих слов. Будем работать  в группах.

(Веретено,лачужка, кровля, буря, мгла, вихрь, камелёк, аллитерация, сравнение)

IX. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение «Зимний вечер» по желанию.

2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

Литературный анализ стихотворения А. С. Пушкина "Зимний вечер"

Литературный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина "Зимний вечер" может быть использован на уроках по литературному чтению в начальной школе....

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...

Урок по литературному чтению. 3 класс. А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

Урок по литературному чтению. 3 класс.  А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера....