Литературный анализ стихотворения А. С. Пушкина "Зимний вечер"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Литературный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина "Зимний вечер" может быть использован на уроках по литературному чтению в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительно-выразительные средства | Пример – непонятные выражения для ребенка - объяснить |
I. Тропы (слова и выражения в переносном значении) | |
1. Эпитеты (образное определение) | Ветхая (лачужка), добрая (подружка), снежные (вихри), обветшалая (кровля) |
2. Метафора (слово, оборот в переносном значении) | Буря небо мглою кроет – небо темнеет, вдруг соломой зашумит солома шумит из-за порывов ветра |
3.Олицетворение (неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета) | Буря завоет, заплачет, зашумит - шум от порывов ветра |
4. Сравнение | То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя – звуки похожи то на плач ребенка, то на вой зверей |
II. Синтаксические фигуры речи | |
1. Анафора (повторы слов в начале стихотворных строк) | То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой… |
2. Риторические вопросы, восклицания, обращения (не требующий ответа) | Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. |
3. Антитеза (оборот, в котором резко противопоставлены противоположные понятия) | То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя…(противопоставление плача ребенка и воя зверя) То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. (противопоставление шума соломы и звуков издаваемых при постукивании в окно) |
4. Инверсия (расположение слов, нарушающее обычный порядок) | Буря мглою небо кроет… ………………синица Тихо за морем жила… ………………девица За водой поутру шла… |
III. Звукопись (повторение звуков) | |
1. Ассонанс (повторение гласных) | Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. |
2. Аллитерация (повторение согласных) | Буря мглою небо кроет Вихри снежные, крутя То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (раскатистый звук «Р», приглушенный глухой «Т» в сочетании со звонким «Д», глухие «К», «Х», взаимодействуя со звонкими «В», «З», передают завывание бури, а значит и внутреннее состояние человека, чувствующего себя тревожно, печально, одиноко) |
IV. Лексика | |
1. Высокая книжная лексика | Приумолкла, дремлешь, утомлена |
2. Устаревшая лексика | Кровля, лачужка, дитя, веретено. |
3. Просторечная лексика | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
Урок литературного чтения по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима" 3 класс УМК "Школа России"
План-конспект урока литературного чтения по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима" 3 класс УМК "Школа России"...
Литературное чтение План анализа стихотворения и литературного героя
План характеристики литературного героя 2-4 класс и план анализа стихотворения 3и4 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.
Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе (ПНШ) "Анализ стихотворений Ю.Мориц"Хвостики", "Букет".Поход в "Музейный дом"
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" 4 четверть.План урока составлен в соответствиис требованиями ФГОС....
Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Анализ стихотворения И.С. Никитина "Русь". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для анализа пройденного материала по стихотворению «Русь» Ивана Саввича Никитина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...
Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...