Конспект урока литературного чтения К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k.g._paustovskiy_korzina_s_elovymi_shishkami.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
Ход урока
- Организационный момент.
- Сегодня на уроке постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы и язык классической музыки.
- Создания проблемной ситуации.
- Наш урок я хотела бы начать красивыми и мудрыми словами. Внимательно послушайте их.
«…Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей…
Торопитесь все отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть».
- Автор этих строк дает совет всем людям о том, как правильно пройти свой жизненный путь. Каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожил свою жизнь известный талантливый писатель, которому будет посвящен этот урок литературного чтения. О ком будет идти речь, вы узнаете, выполнив задание на нетбуке.
- Соотнесите имена известных писателей с названиями произведений, авторами которых они являются.
- Имя какого писателя у вас осталось? (К.Г. Паустовский)
- Актуализация знаний.
- Сегодня мы пролистаем некоторые страницы альбома творческой жизни К.Г. Паустовского.
Слайд 1. Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве. Его отец служил в управлении железных дорог. С самого детства он приохотил маленького сына к «путешествиям» по карте. Когда, К.Г. Паустовский вырос, он смог воплотить детские мечты: много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Последние годы жизни писатель провёл в Тарусе, маленьком городке на берегу Оки, в скромном одноэтажном доме над обрывом.
Слайд 2. Мы можем совершить заочную экскурсию по уютному дому К.Г. Паустовского, в стенах которого появились на свет многие известные рассказы писателя. Свой первый рассказ К.Г. Паустовский опубликовал будучи еще гимназистом, но к литературе вернулся лишь через 10 лет. За это время он сменил не одну профессию, разъезжая по стране: был учителем, матросом, рабочим.
Слайд 3. К.Г. Паустовский умел находить красоту в самой обычной жизни. «Я живу в одном маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с её плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветёт между берёз и сосен черёмуха…». Его всегда интересовали люди творческого труда. Он создал произведения, посвященные художникам, поэтам, композиторам.
- Какие произведения этого автора вы знаете? Назовите их.
Слайд 4. На этом слайде представлены лишь немногие из книг К.Г. Паустовского.
- Многие из вас сделали рисунки к рассказам писателя.
Выставка рисунков
- Можно ли сказать, что К. Г. Паустовский писал только о природе? (К. Паустовский мечтал собрать книгу биографий знаменитых людей).
Слайд 5. - Да, вы совершенно правы, и доказательством этому служит рассказ К.Г. Паустовского, с которым вы познакомились дома.
- Как называется этот рассказ? («Корзина с еловыми шишками»).
- Словарная разминка.
- Открываем учебник на с. 5. Прежде чем начнем чтение текста, выполним словарную разминку.
На доске слова для чтения. (Читаем про себя, шепотом, по слогам и целиком)
Раз-рас-та-ет-ся
Вы-ва-ли-ва-лись
Во-сем-над-цать
Че-ло-ве-чес-ко-го
Глу-бо-чай-шей
Бла-гос-ло-вен-но
Сим-фо-ни-чес-ку-ю
- Вторичное чтение текста.
- Где разворачиваются события рассказа? (В городе Берген, Норвегия) Слайд 6.
- Найдите в тексте описание природы этого края. (с.5)
Назовите главных героев рассказа? (Композитор Эдвард Григ и дочь лесника – Дагни Педерсен). Слайд 7.
- Прочитайте отрывок, в котором описывается момент их встречи (с.5-7)? (Чтение по ролям)
- Почему Э. Григ относится к девочке с пониманием и любовью?
- Что он обещает девочке?
- Почему подарок Дагни сможет получить только через 10 лет?
- А ещё, ребята, у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э. Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К. Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.
- Найдите в тексте строки, в которых описано место, где жил и творил композитор (Выборочное чтение). (с.8)
- Почему в комнате не было ничего, кроме дивана?
- Почему был оставлен диван?
- Что являлось предметом роскоши в комнате? (рояль)
Рояль - (фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, в результате чего рояль имеет крыловидную форму и более громоздок, чем пианино. Однако рояль звучит лучше и громче, чем пианино.
- Посмотрите, как мастерски передаёт автор звучание рояля великого композитора. Зачитайте строки, описывающие звучание. (с.8)
- Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык, писал К. Паустовский.
- Действительно, музыка, созданная Э. Григом прекрасна! Он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека. Музыка – это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами.
- Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
- Вторичное чтение текста.
- А что представлял Э. Григ, когда писал музыку для Дагни (с.9)? (выборочное чтение)
- Какой литературный приём использует автор? (Сравнение. Он сравнивает Дагни с солнцем)
- Что помогло Григу написать музыку? (Красота окружающей природы)
- Каким слушателям Григ отдавал предпочтение? Почему? Прочитайте эти строки. (Это были благодарные слушатели.)
- Первичная проверка понимания.
- А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд.
- На партах лежат карточки с заданиями.
1. Составить рассказ «Что произошло с Дагни?» (можно подтвердить свой ответ словами из текста).
- Какая стала Дагни? Опишите её.
- Куда любила ходить Дагни?
- Куда Дагни нужно было отправиться по настоянию тетушки Магды?
- Какие эмоции вызывало у неё посещение театра?
2. Составить рассказ «Как Дагни слушала музыку?» (можно подтвердить свой ответ словами из текста).
- Какие эмоции вызвала у Дагни музыка?
- Что представляла Дагни, слушая музыку? (Представляла встречу с Э.Григом. Жалела, что не может поблагодарить его за подарок. Она только теперь поняла, кем был тот человек, которого она повстречала в лесу. Только теперь она догадалась, какой подарок имел в виду Григ)
- Как она слушала музыку?
3. Составить рассказ «Как звучала музыка?» (можно подтвердить свой ответ словами из текста).
- Как звучала музыка?
- Какие слова использует автор для описания музыки? (Мелодия росла, подымалась, бушевала, неслась, как ветер, срывала листки, качала траву, била в лицо… Музыка уже не пела, она уже звала. Музыка была живая).
- Да, действительно, автор одушевляет музыку, наделяет её человеческими качествами. Паустовского можно по праву назвать мастером олицетворений!
- Понравился ли ей подарок?
- Хотели бы вы получить такой подарок?
- Первичное закрепление.
- А теперь давайте вспомним содержание рассказа.
- Где проводил осень Э. Григ? (в лесах около Бергена)
- Кем была Дагни Педерсон? (дочь лесника)
- Как Григ объяснил девочке, почему он сможет подарить ей свой подарок только через 10 лет? (он делает подарки для взрослых)
- Какой подарок решил сделать Григ девочке? (написать музыкальную пьесу)
- Зачем отправил отец Дагни к тетушке Магде? (посмотреть свет и повеселиться)
- Какое платье надела Дагни в театр? (черное)
- Какую музыку слушала Дагни впервые в жизни? (симфоническую)
- Какие слова услышала девушка со сцены? (что Э.Григ посвятил музыку ей)
- Посмотрите на иллюстрации к рассказу. Подумайте и попробуйте расположить картинки в том порядке, в котором события развивались в тексте.
- Рефлексия.
Слайд 8. «Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря…»
- Прочитайте слова.
- Кого мы называем волшебниками? Почему?
- Кого из рассказа «Корзина с еловыми шишками» можно назвать волшебниками?
(Паустовский называет Грига волшебником потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы).
- Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!
- Второй волшебник – это К. Г. Паустовский, которому мы должны быть благодарны за то, что он так мастерски сумел описать звучание музыки и рассказать нам о композиторе из Норвегии.
- Произведения этих двух мастеров бессмертны. Обычно людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте и мы поаплодируем этим двум великим мастерам.
- А какое настроение вызвали у вас эти два великих произведения: Музыка Э. Грига и рассказ К. Паустовского?
- Поаплодируйте, если вам понравился рассказ.
- Домашнее задание.
С. 5-8 (читать, пересказывать)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Среди произведений литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоционал...
урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Урок литературного чтения в 4 классе по программе Школа России К.Г. Паустовский "Корзина с еловими шишкми." Представлены коспект урока, презентация, тест для проверни домашнего задания...
Урок литературного чтения К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Цели урока: обучающая:· обучать образному восприятию музыки в тексте писателя, умению подчин...
Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
· Цели урока: Познакомить с произведением,· Работать над развитием речи.· Развивать умение пер...
Презентация к уроку литературного чтения "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Данная презентация содержит материалы к основным моментам урока...
Урок литературного чтения К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» 4 класс
Урок литературного чтения УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока литературного чтения К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)....