Урок литературного чтения К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4klass_paustovskiy_korzina_s_elovymi_shishkami.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению 4 класс.
Тема: К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»
Урок №1
Цели:
- Познакомить с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», помочь детям понять смысл произведения, показать, как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя, о чём может рассказать.
- Развитие умения видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир; развитие памяти, мышления, воображения.
- Воспитание любви к музыке, литературе.
Оборудование: книги по чтению, портреты К.Г.Паустовского, Э.Грига, Слова на карточках для словарной работы, тест, тетради по чтению.
Ход урока.
- Организация класса. Постановка учебной задачи.
(Учащиеся читают наизусть)
***
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей…
***
Торопитесь всё отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Тёплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть.
- То, что прозвучало в этих строках, касается всех нас. Автор этих стихов даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящён этот урок чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.
- Но прежде чем говорить о них, мы должны вспомнить то, что читали на предыдущем уроке.
- Повторение изученного.
- Над каким произведением мы работали?
- На столах у вас лежат листочки с тестами. Это тест проверяет, как вы поняли содержание рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков». Прочитайте каждое задание и выберите правильный ответ. На это задание даётся 3/ . Проверьте тест. (на доске ключ)
- Введение в тему.
- Слово о композиторе.
- Переходим к теме нашего урока.
(Рассказывает подготовленный ученик) (на доске появляется портрет Э. Грига)
- Эдвард Григ родился 15 июня 1843г. В городе Бергене в семье дипломата. Первой учительницей музыки для Эдварда стала его мать, получившая хорошее музыкальное образование. Когда Григу исполнилось 15 лет он поступил в Лейпцигскую консерваторию и обучался в ней до 20 лет, а затем стажировался в Копенгагене у датского композитора Н.Гаде. Здесь же Григ познакомился с Г.Х.Андерсеном, на стихи которого написал несколько романсов.
Композитор положил в основу своего творчества народные мотивы норвежской музыки.
Осенью, когда ему было23 года Григ вернулся в Норвегию и поселился в Кристиании (ныне Осло). В столице Норвегии Григ выступал в качестве общественного деятеля, он основал музыкальное общество и Музыкальную академию, которая явилась первым профессиональным музыкальным учебным заведением в Норвегии. В 25 лет Эдвард создал фортепианный концерт, который назвали гимном Норвегии.
4 сентября 1907г. Григ скончался.
- Вводная беседа.
- Ребята, не кажется ли вам странным, что прежде чем начать читать произведение, мы рассказали вам о великом композиторе?
- Прочитайте имя автора. (на доске появляется портрет писателя.)
- Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию к нему на с.49. О чём будет рассказ? (Предположение детей)
- Несмотря на такое название - «Корзина с еловыми шишками», рассказ о другом. Дело в том, что К.Г.Паустовский писал не только о природе. Он встречался со многими известными людьми: писателями, поэтами, художниками, музыкантами. Часто описывал случаи из их жизни. С одной такой историей мы сегодня познакомимся. Эта история введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора, пианиста Эдварда Грига.
- Словарная работа.
- Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов.
(на карточках записаны слова и их значение)
Берген – город в Норвегии.
Ничтожная часть – маленькая часть.
Кованые – обитые железом.
Портьеры – плотные тяжёлые занавески для окон или дверей.
Ботфорты – высокие сапоги.
Благоухание – аромат, приятный запах.
Парча, шёлк, бархат, фетр – виды тканей.
Шпоры – металлическая дужка с колёсиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.
Шпага – колющее оружие с прямым длинным клином.
Аккорд – сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство.
- Восприятие произведения.
1.Чтение 1-й части рассказа с.47-50. Эту часть читает подготовленный ученик.
- С какими героями мы встретились в первой части рассказа? Как вы думаете, о чём пойдёт речь дальше?
2. Чтение 2-й части с.50-52. Читает подготовленный ученик.
Продолжает чтение учитель.
- Какое настроение появилось у вас после знакомства с этим произведением.
(Учащиеся пользуются словарём «настроения» Н.шк.1997г. №2 с.37)
- Что особенного понравилось?
- Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку. (с.51-52)
- А теперь найдите и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку.(56)
- Что заметили.? (Сходство. Они подумали об одном и том же)
- Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии.
- Подведение итогов.
- Музыка – прекрасный вид искусства. Паустовский в своём поэтическом рассказе «Корзина с еловыми шишками» ещё раз подтверждает это.
- Домашнее задание.
1.Прочитать рассказ «Корзина с еловыми шишками». С.47-58
2.На выбор: а) выписать в тетрадь для чтения слова, описывающие музыку;
б) подготовить пересказ 1-й части текста.
(Домашнее задание записано на листочках со словарной работой)
Тест на понимание содержания рассказа Б.С.Житкова «Как я ловил человечков»
- 1.Это произведение:
а) рассказ;
б) повесть;
в) сказка.
2.Автор этого произведения:
а) К.Паустовский;
б) Б.Житков;
в) П.Бажов.
3. Имя главного героя:
а) Вова;
б) Витя;
в) Боря.
4. У кого жил мальчик?
а) у сестры;
б) у бабушки;
в) у тёти.
5. Где, по мнению мальчика, жили человечки?
а) в ночнике;
б) на пароходике;
в) на полке.
- Что сделал мальчик?
а) заболел;
б) разобрал дорогую вещь;
в) поймал человечков.
- Как поступил мальчик?
а) хорошо, потому что был настойчив в достижении цели
и узнал то, что хотел;
б) плохо, потому что обманывал и испортил дорогую
памятную вещь.
Ключ к тесту:
- 1-а, 2-б, 3-в, 4-б, 5-б – по одному баллу за правильный ответ.
- б – 2 балла за правильный ответ.
- б – 3 балла за правильный ответ.
9-10 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 4-6 баллов – «3».
Тема: К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»
Урок №2
Цели:
- Расширить знания детей о творчестве К.Г.Паустовского. Учить анализировать поступки героев, видеть прекрасное, замечать, понимать окружающий мир.
- Развивать творческое воображение через слово, развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.
- Воспитывать интерес к литературе, музыке, окружающему миру.
Ход урока.
- Организация класса.
- Речевая разминка.
В гости к лету.
Мы идём лесной тропинкой,
А куда – не знаем сами.
За малиной?
За малиной!
За грибами?
За грибами!
Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.
Может, мы идём за солнцем?
Что же! Может, и за солнцем!
Может, белка попадётся,
Может, ёжик ждёт нас где-то…
Мы идём гурьбой весёлой
Ясным утром
В гости к лету! (В.Викторов)
- Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».
- Прочитайте медленно.
- Прочитайте с ускорением, выразительно.
- Ребята, а вы любите гулять в лесу?
- Что вас там привлекает?
- О чём вы думаете или мечтаете?
- Жизнь и творчество К.Г.Паустовского.
- Назовите писателей, которые очень любили природу, много писали о ней.
- Послушайте о жизни и творчестве К.Г.Паустовского.
(Рассказывает ученик)
Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892г.
- В каком веке? (XIX)
Родился в Москве в семье железнодорожника. Отец постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учёбу репетиторством.
Первый небольшой рассказ «На воде» он написал в последний год учёбы в гимназии. По окончании гимназии учился в Киевском университете, затем перевёлся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учёбу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде.
После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитаться. Он работал на металлургическом заводе в Юзовске, на котельном заводе а Таганроге, был рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге Константин Георгиевич начал писать свой первый роман «Романтики». Позже он стал профессиональным писателем. Много путешествовал, наблюдал за природой. Особое место в его творчестве занимал Мещерский край, где Паустовский жил один или с друзьями –писателями.
(читает учитель)
- О любимой им Мещере Константин Георгиевич писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда. Средней России - и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: «Мещерская сторона», «Исаак Левитан», «Повесть о лесах», «Летние дни», «Наедине с осенью».»
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал корреспондентом и писал рассказы.
Умер Константин Георгиевич в Москве 14 июля 1968года (ему было74 года).
- Проверка домашнего задания.
- Над каким произведением К.Г.Паустовского начали работу на прошлом уроке?
- Назовите главных героев рассказа.
- Кто дома ещё раз прочитал этот рассказ? А почему дома нужно было повторно прочитать рассказ? (Чтобы лучше понять, о чём он, представить картины, которые возникают при чтении, представить героев боле точно.)
- Кто выписал в тетрадь для чтения слова, описывающие музыку? Записать их на доске.
- (Вывод): Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии
- Музыка – прекрасный вид искусства. Паустовский в своём поэтическом рассказе «Корзина с еловыми шишками» ещё раз подтверждает это.
(дополнительный вопрос)
- Что делал в лесу композитор Э.Григ?
- Пересказ 1-й части.
(3 ученика выполняют тест. Они отсутствовали на первом уроке)
- Работа над содержанием текста.
- Как познакомились герои произведения? Перечитайте их диалог.
- Что в разговоре самое главное? (Григ придумал сделать девочке подарок)
- Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?
- Писатель прямо не отвечает на этот вопрос в рассказе, но намекает на ответ. Пофантазируйте, глядя на иллюстрацию в учебнике, попробуйте вычитать за отдельными ключевыми, главными словами текста.
(подчёркнутые слова на скрытой доске)
- Дагни понравилась Григу.
(Она мала, но трудолюбива, тащит домой тяжёлую корзину с шишками.
Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках.
Она мила, красива: у неё большие, как у куклы, глаза с зелёными зрачками, тихий от смущения голос.
Она чуткая: она нежно думает о старом дедушке и сочувствует ему.)
- Главное, что могло понравиться Григу, наверное, в том, что девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.
- Что надеялась получить в подарок Дагни?
- Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением?
(ответы детей)
- Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный - духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.
- Сколько лет тогда будет Дагни? (18)
- Чем закончилась встреча Грига с девочкой?
- По какой причине Дагни уехала из дома? Где она оказалась?
(Ей исполнилось 18 лет, отец отправил её погостить к сестре, чтобы посмотреть как устроен свет, как живут люди и немного повеселиться. Она оказалась в театре.)
- Как она догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвящена ей? Только ли потому, что было названо её имя?
(Она услышала в музыке песни рожков, шум её моря. Это была её родина.)
- Согласитесь ли вы с тем, что всё произошедшее на концерте можно назвать самым напряжённым моментом рассказа? Объясните.
(Да, так как она услышала свой подарок – музыку.)
- Итог урока.
- Как вы поняли: счастливый или нет конец у этого рассказа?
- Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку великого композитора?
(«Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек»…)
- Скажите коротко, о чём прочитанный рассказ?
(О красоте природы, о прекрасных людях, о чудесных подарках – духовных. О музыке, театре, литературе – о видах искусства, которые учат видеть прекрасное.)
- Задание на дом:
1.Задания из учебника –
2.Подготовить рассказ о композиторе Э.Грига из рассказа «Корзина с еловыми шишками».
3.Найти в тексте и выписать в тетрадь эпитеты и олицетворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Среди произведений литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоционал...
урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Урок литературного чтения в 4 классе по программе Школа России К.Г. Паустовский "Корзина с еловими шишкми." Представлены коспект урока, презентация, тест для проверни домашнего задания...
Урок литературного чтения К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Цели урока: обучающая:· обучать образному восприятию музыки в тексте писателя, умению подчин...
Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
· Цели урока: Познакомить с произведением,· Работать над развитием речи.· Развивать умение пер...
Презентация к уроку литературного чтения "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Данная презентация содержит материалы к основным моментам урока...
Конспект урока литературного чтения К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»....
Технологическая карта урока литературного чтения К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)....