РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по чтению (1 класс)
Аннотация
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Литературное чтение на родном языке»
1 класс
Составитель:
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
Снежана Валихановна Ерусланова
г. Югорск
2019 г.
Содержание программы: | стр. | |
Аннотация | 3 | |
1. | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 4 |
2. | Содержание учебного предмета | 6 |
3. | Тематическое планирование | 7 |
Аннотация
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, читательский кругозор при этом преимущественно расширяется за счет знакомства младших школьников с произведениями писателей и поэтов родного края.
Цель обучения литературному чтению на родном (русском) языке: приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений.
Задачи:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
- формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
- воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран;
- овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения.
На изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в 1 классе отводится 0,5 часа в неделю (16,5 часов в год).
- Планируемые результаты обучения и освоение учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;
– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность);
– первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к учебному материалу;
– мотивации к успешности учебной деятельности;
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– любви к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества;
– умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
– умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя за счет целенаправленного развития произвольности психических процессов;
– принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений;
– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– понимать важность планирования своей деятельности;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
– читать тексты и понимать их фактическое содержание;
– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении;
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять в тексте основные части;
– выполнять логические действия (анализ, сравнение);
– воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– принимать участие в обсуждении прочитанного.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую роль игровой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
– читать доступные для данного возраста произведения; понимать фактическое содержание текстов, выделять в них основные части;
– пересказывать небольшие по объему тексты;
– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
– оценивать героя литературного произведения по его поступкам;
– понимать изобразительную природу художественного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
– определять главную мысль литературного произведения;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
– строить высказывание по заданному образцу.
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
– отличать художественные книги от научно-популярных;
– определять автора книги и ее название;
– называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;
Обучающийся получит возможность научиться:
– участвовать в организации выставки книг в классе;
– объяснять назначение художественных книг;
– выбирать книги для самостоятельного чтения.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
- сопоставлять небольшие по объему тексты;
– понимать следующие понятия: автор, текст, тема художественного произведения, «картинный» план;
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить рифму и чувствовать ритм стихотворения;
– видеть реальное и фантастическое в художественном тексте;
– видеть в художественном произведении поступок героя как проявление его характера, понимать смысл нравственного урока произведения.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
– подбирать иллюстрации к литературному произведению;
– создавать рисунки, иллюстрации к произведениям;
– выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– читать по ролям – выражать чувства, передавать настроение при чтении;
– передавать эмоциональное содержание художественных текстов.
Книги – мои друзья С. Маршак «Новому читателю», С. Михалков «Как бы жили мы без книг?», В. Осеева «Мама принесла Тане новую книгу»;
Устное народное творчество Малые произведения устного народного творчества; Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух», «Пузырь, Соломинка и Лапоть»;
Здравствуй, сказка! С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят»; Л. Пантелеев «Две лягушки»; С. Михалкова «Сами виноваты»;
О братьях наших меньших И. Токмакова «Лягушки»; Е. Благинина «Котенок»; И. Токмакова «Разговор синицы и дятла»;
Я и мои друзья А. Барто «Сонечка»; Э. Шим «Брат и младшая сестра»; Е. Пермяк «Самое страшное»; В. Осеева «Хорошее»; Е. Благинина «Паровоз, паровоз…», М. Пляцковский «Солнышко на память» (сказка);
Край родной П. Воронько «Лучше нет родного края», Стихотворение В. Берестова «Моя Родина», Стихотворение Михаила Матусовского «С чего начинается Родина», А. Плещеев «Весна».
- Тематическое планирование
Название раздела (темы) | Характеристика деятельности учащихся |
Книги – мои друзья (3 часа) | Объяснять смысл высказывания: «Читая книгу, мы ведем разговор с писателем и героями его произведений», слов обложка, автор, каталог. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Читать выразительно. Отвечать на вопросы; рассматривать выставку книг (сборников сказок, рассказов, загадок, произведений С. Михалкова; читать отрывок из стихотворения С. Михалкова «Как бы жили мы без книг. Читать рассказ В. Осеевой «Мама принесла Тане новую книгу». Ответы на вопросы. |
Устное народное творчество (3 часа) | Ознакомятся с произведениями малых фольклорных жанров – пословицей, поговоркой, загадкой, считалкой; развивать интерес к произведениям народного творчества, отгадывать загадки. Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать сказку. |
Здравствуй, сказка! (3 часа) | Ознакомятся со сказкой. Читать выразительно, отвечать на вопросы. Рисовать курочку. Ознакомятся со сказкой. Читать выразительно, отвечать на вопросы. Находить непонятные и незнакомые слова в сказке. Отвечать на вопросы. Выразительно читать сказку С. Михалкова «Сами виноваты». Инсценировать сказку. Обмениваться мнениями. |
О братьях наших меньших (3 часа) | Читать произведение. Разыгрывать диалог по произведению И. Токмаковой «Лягушки». Отвечать на вопросы. Выразительно читать стихотворение. Составлять рассказ о котенке по произведению Е. Благининой «Котенок».Выразительно читать стихотворение. Отвечать на вопросы. Читать по ролям. Высказывать своё мнение. |
Я и мои друзья (3 часа) | Обмениваться мнениями. Отвечать на вопросы; объяснять значений слов счастливый человек, дружба, друг. Читать по ролям стихотворение А. Барто «Сонечка», рассказ Э.Шима «Брат и младшая сестра».Выразительно читать вслух и по слогам, целыми словами, обозначая интонационно конец предложения. Объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание. Описывать характер героев. Сравнивать ситуации и поступки героев в текстах, давать оценку поступкам: хорошо, плохо, можно, нельзя. Читать сказку М. Пляцковского «Солнышко на память»; объяснение смысла пословицы Доброе слово лучше мягкого пирога. Отвечать на вопросы; обмениваться мнениями. Читать стихотворение Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!». Инсценировать стихотворение Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!». |
Край родной (1,5 часа) | Рассказывать о своей малой Родине; рассматривать иллюстрации. Выразительно читать. Рассматривать иллюстрации к произведениям о Родине. Отвечать на вопросы.Выразительно читать. Рассматривать иллюстрации к произведениям о Родине. Отвечать на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...