РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по чтению (1 класс)

Ерусланова Снежана Валихановна

Аннотация

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Литературное чтение на родном языке»

1 класс

                                                                                                                                       Составитель:

учитель начальных классов высшей

квалификационной категории

Снежана Валихановна Ерусланова

г. Югорск

2019 г.

Содержание программы:

стр.

Аннотация

3

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета                    

4

2.

Содержание учебного предмета

6

3.

Тематическое планирование

7

Аннотация

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, читательский кругозор при этом преимущественно  расширяется за счет знакомства младших школьников с произведениями писателей и поэтов родного края.

Цель обучения литературному чтению на родном (русском) языке: приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений.

 Задачи:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
  • воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран;
  • овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения.

На изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в 1 классе отводится 0,5 часа в неделю (16,5 часов в год).

  1. Планируемые результаты обучения и освоение учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;

– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность);

– первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к учебному материалу;

– мотивации к успешности учебной деятельности;

– основы для эмоционального переживания художественного текста;

– любви к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества;

– умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

– умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя за счет целенаправленного развития произвольности психических процессов;

– принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений;

– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать цель и смысл выполняемых заданий;

– понимать важность планирования своей деятельности;

– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

– осуществлять первоначальный контроль своих действий

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– читать тексты и понимать их фактическое содержание;

– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

– выделять события, видеть их последовательность в произведении;

Обучающийся получит возможность научиться:

– выделять в тексте основные части;

– выполнять логические действия (анализ, сравнение);

– воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

– принимать участие в обсуждении прочитанного.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую роль игровой деятельности.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

– читать доступные для данного возраста произведения; понимать фактическое содержание текстов, выделять в них основные части;

– пересказывать небольшие по объему тексты;

– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

– оценивать героя литературного произведения по его поступкам;

– понимать изобразительную природу художественного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;

– определять главную мысль литературного произведения;

– отвечать на вопросы по содержанию текста;

– соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

– строить высказывание по заданному образцу.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

– отличать художественные книги от научно-популярных;

– определять автора книги и ее название;

– называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;

Обучающийся получит возможность научиться:

– участвовать в организации выставки книг в классе;

– объяснять назначение художественных книг;

– выбирать книги для самостоятельного чтения.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

- сопоставлять небольшие по объему тексты;

– понимать следующие понятия: автор, текст, тема художественного произведения, «картинный» план;

Обучающийся получит возможность научиться:

– находить рифму и чувствовать ритм стихотворения;

– видеть реальное и фантастическое в художественном тексте;

– видеть в художественном произведении поступок героя как проявление его характера, понимать смысл нравственного урока произведения.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

– подбирать иллюстрации к литературному произведению;

– создавать рисунки, иллюстрации к произведениям;

– выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– читать по ролям – выражать чувства, передавать настроение при чтении;

– передавать эмоциональное содержание художественных текстов.

  1. Содержание учебного предмета

Книги – мои друзья С. Маршак «Новому читателю», С. Михалков «Как бы жили мы без книг?», В. Осеева «Мама принесла Тане новую книгу»;

Устное народное творчество Малые произведения устного народного творчества; Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух», «Пузырь, Соломинка и Лапоть»;

Здравствуй, сказка! С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят»; Л. Пантелеев «Две лягушки»; С. Михалкова «Сами виноваты»;

О братьях наших меньших  И. Токмакова «Лягушки»; Е. Благинина «Котенок»; И. Токмакова «Разговор синицы и дятла»;

Я и мои друзья А. Барто «Сонечка»; Э. Шим «Брат и младшая сестра»; Е. Пермяк «Самое страшное»; В. Осеева «Хорошее»; Е. Благинина «Паровоз, паровоз…», М. Пляцковский «Солнышко на память» (сказка);

Край родной П. Воронько «Лучше нет родного края», Стихотворение В. Берестова «Моя Родина», Стихотворение Михаила Матусовского «С чего начинается Родина», А. Плещеев «Весна».

  1. Тематическое планирование

Название раздела (темы)

Характеристика деятельности учащихся

Книги – мои друзья (3 часа)

Объяснять смысл высказывания: «Читая книгу, мы ведем разговор с писателем и героями его произведений», слов обложка, автор, каталог.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Читать  выразительно.

Отвечать на вопросы; рассматривать выставку книг (сборников сказок, рассказов, загадок, произведений С. Михалкова; читать отрывок из стихотворения С. Михалкова «Как бы жили мы без книг.

Читать  рассказ В. Осеевой «Мама принесла Тане новую книгу». Ответы на вопросы.

Устное народное творчество (3 часа)

Ознакомятся с произведениями малых фольклорных жанров – пословицей, поговоркой, загадкой, считалкой; развивать интерес к произведениям народного творчества, отгадывать загадки.

Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать  сказку.

Здравствуй, сказка! (3 часа)

Ознакомятся со сказкой. Читать выразительно, отвечать на вопросы. Рисовать курочку.

Ознакомятся со сказкой. Читать выразительно, отвечать на вопросы. Находить непонятные и незнакомые слова в сказке. Отвечать на вопросы. Выразительно читать сказку С. Михалкова «Сами виноваты». Инсценировать сказку. Обмениваться  мнениями.

О братьях наших меньших (3 часа)

Читать произведение. Разыгрывать диалог по произведению И. Токмаковой «Лягушки». Отвечать на вопросы. Выразительно читать стихотворение. Составлять рассказ о котенке по произведению Е. Благининой «Котенок».Выразительно читать стихотворение. Отвечать на вопросы. Читать по ролям. Высказывать своё мнение.

Я и мои друзья (3 часа)

Обмениваться мнениями. Отвечать на вопросы; объяснять значений слов счастливый человек, дружба, друг. Читать по ролям стихотворение А. Барто «Сонечка», рассказ Э.Шима «Брат и младшая сестра».Выразительно читать вслух и по слогам, целыми словами, обозначая интонационно конец предложения. Объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание. Описывать характер героев. Сравнивать ситуации и поступки героев в текстах, давать оценку поступкам: хорошо, плохо, можно, нельзя. Читать сказку М. Пляцковского «Солнышко на память»; объяснение смысла пословицы Доброе слово лучше мягкого пирога. Отвечать на вопросы; обмениваться мнениями. Читать стихотворение  Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!». Инсценировать стихотворение Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!».

Край родной (1,5 часа)

Рассказывать о своей малой Родине; рассматривать иллюстрации. Выразительно читать. Рассматривать иллюстрации к произведениям о Родине. Отвечать на вопросы.Выразительно читать. Рассматривать иллюстрации к произведениям о Родине. Отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...