Урок литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема урока: И.А. Крылов "Кукушка и петух"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок учителя начальных классов
МОУ СОШ №12
Михеевой Лилии Ивановны
Тема: Иван Андреевич Крылов «Кукушка и петух».
Цели:
- Продолжить знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова
- Расширять представление учеников о басне
- Учить детей находить скрытый смысл, заключённый в басне
- Развивать мышление, речь учащихся.
Ход урока
- Орг. момент
На доске выставлены портреты писателей.
- Кто в этом ряду выделяется? Почему?
- Значит, о ком писателе пойдёт речь на уроке?
- Сегодня на уроке мы вспомним изученные ранее басни И. А. Крылова
познакомимся с новой басней
научимся находить скрытый смысл, заключённый в басне.
- Подготовка к первичному восприятию
На доске портрет Крылова и слова поэт, писатель, баснописец.
- Имеем ли мы право сказать, что он поэт? писатель? баснописец?
- Под какой именно ролью известен Крылов?
- Кто такой баснописец?
- Давайте вспомним, что такое басня? (басня - это короткий, чаще стихотворный, нравоучительный рассказ, в скрытой форме изображающий людей и их поступки)
- И. А. Крылов в своих баснях изображал характеры через образы различных животных, а порой и всяческих вещей. Давайте вспомним басни, с которыми мы знакомились ранее.
На доске иллюстрации басен (четыре). Необходимо соотнести мораль и иллюстрацию, вспомнить название басни.
-Что такое мораль? (главный смысл басни, поучительный вывод)
Показать иллюстрацию памятника Крылову в Летнем саду.
- Есть в Санкт – Петербурге в Летнем саду необычный памятник. На постаменте его – животные: волк и лисица, ягнёнок и ворона.
- Кому же поставлен этот памятник? Почему?
- Доброе, и в то же время строгое лицо, умный и внимательный взгляд. В руках – книга. На постаменте высечены слова: И. А. Крылову. Этот памятник создан на народные деньги. Так народ выразил благодарность автору за его произведения. Крылов жил более 200 лет назад. Давайте представим себя в доме, Крыловых. Когда Крылов был в вашем возрасте, его отец был военным. Семья часто переезжала. В доме не было роскошной мебели, но был сундучок с книгами: сказки, стихи и небольшая старенькая книжечка. Её Крылов любил больше всех. С удовольствием он читал произведения, где героями были птицы и звери, а говорили они как люди и поступали как люди. В этих произведениях высмеивались пороки.
- Что такое пороки? (недостатки)
- Это были «Басни Эзопа». Эзоп – это автор. Басни были хороши, Крылов с удовольствием весело смеялся над хвастунами и лентяями, болтунами и льстецами. Особенно ему нравился язык – меткий, точный. Крылов запомнил басни на всю жизнь. Крылов стал взрослым человеком. Он уже сам пишет басни. Он известный баснописец. Часто бывает на городских площадях, улицах. Что-то внимательно слушает, записывает. А через несколько дней появляется новая басня. Возможно, так и появилась басня, которую мы прочитаем сегодня.
- Давайте вместе попробуем узнать заглавие басни, с которой познакомимся сегодня?
- С какими героями мы уже встречались в этом ряду?
- Кто остался? Скажите название басни. Давайте проверим.
- Прочитайте заглавие на доске. Почему в заглавии все слова с большой буквы? (это главные герои)
- Вспомним, как выглядит кукушка? (неброская, неяркая, коричневато-серого цвета)
- Чем она интересна? (лесная перелётная птица, обычно не вьющая своего гнезда и кладущая свои яйца в чужое гнездо)
- Что интересного вы о ней знаете? ( Хотя она плохая мать, но она хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.)
- Как она поёт? (слушаем пение кукушки)
- Как выглядит петух? Кто слышал, как поёт петух? Красиво ли он поёт?
- Какую же птицу в природе мы называем лучшим певцом? (слушаем пение соловья)
- Первичное восприятие
- Проверка первичного восприятия.
- Понравилась ли басня?
- Словарная работа
Кум - крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери.
Куманёк – уменьшительно - ласкательное
Райская птичка – поёт так хорошо, что можно так петь только в раю
Не боясь греха - ничего
- Вторичное восприятие текста
- Вы сейчас прочитаете про себя и подумаете, какая интонация присутствует в разговоре кукушки и петуха? (чтение про себя)
- Анализ произведения
- Какая интонация присутствует в разговоре кукушки и петуха? (льстивая)
-Что такое лесть, лицемерие? (угодливое восхваление)
- О чём именно ведётся разговор? (смысла нет, из пустого в порожнее)
- Как кукушка обращается к петуху? Найдите эти слова в тексте.
- С пением какой птицы она сравнивает пение петуха?
- Как петух называет кукушку? Найдите эти слова в тексте.
- Какими словами он характеризует пение кукушки, её голос? Найдите и прочитайте эти отрывки в тексте?
- Как случилось, что воробей стал участником разговора? (случась)
-Что сказал воробей о голосах кукушки и петуха?
- Как вы относитесь к такому ответу воробья?
- Как вы думаете, почему он так сказал?
- А нужна ли кукушке и петуху воробьиная правда?
- Почему Крылов выбрал именно воробья?
- В каких строчках содержится мораль басни? Зачитайте.
- Что общего в характерах главных героев? Они отрицательные герои?
- Какие пороки людей высмеиваются в этой басне? (неумеренная и неоправданная похвала друг друга)
- А вы сталкивались с такими ситуациями в жизни?
На доске написаны пословицы:
Не хвали в очи, не брани за глаза. ( в глаза одно, а на стороне – другое)
Как друг друга ни хвали, а лучше не станет. ( подходит по смыслу)
Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. ( невозможно найти в других то, о чём ты не имеешь понятия)
- Прочитайте. Найдите ту пословицу, которая больше других подходит к этой басне. Обоснуйте свой ответ. Сформулируйте своими словами смысл каждой пословицы.
- Выразительное чтение
- Давайте подумаем, как мы будем читать эту басню.
- Какие роли есть в этой басне? Если поставить басню на сцене театра, как спектакль, чьи слова пропадут для зрителя?
- Подумаем, как будем читать слова кукушки? петуха? воробья?
- Мораль читаем вместе.
Оценивание сразу!
- Обобщение
- Что мы вспомнили? С чем познакомились? Чему научились?
- Какова же мораль этой басни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...