Конспект урока литературного чтения в 4 классе. А. П. Чехов "Мальчики".
методическая разработка по чтению (4 класс)
Урок содержит задания для групповой работы, синквейн. Знание содержания текста проверяется в ходе игры "Интервью".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока А. П. Чехов "Мальчики" . | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
Тема. А.П.Чехов. «Мальчики».
Тип урока. Урок общеметодологической направленности
Вид урока: урок-игра.
Цели урока: создать условия для анализа художественного произведения, сравнительной характеристики героев, формулирования главной мысли произведения.
Задачи урока:
Образовательные: продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.
Развивающие: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, произвольную память; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: умение раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, определять тему и главную мысль произведения;
Метапредметные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке;
Познавательные: умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов; выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: умение читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, выборочно); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность /неудовлетворенность своей работой на уроке.
Личностные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении
Коммуникативные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.
Оборудование: карточки для работы в группах, учебники, тетради, ПК, проектор, экран, презентация к уроку, доска.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1.Орг. момент. | Я приглашаю вас сегодня в увлекательное путешествие по миру художественной литературы. | Проверка готовности к уроку. | Психологический настрой. |
2. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока. | Эпитетами к уроку сегодня станут высказывания двух замечательных людей. «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать». Иван Бунин «Двигаться, дышать, парить, плыть, получать то, что даришь, исследовать, путешествовать – это и значит ЖИТЬ.» (Ганс Кристиан Андерсен) - Что вы можете сказать об этих цитатах? В чём связь высказываний с предстоящим уроком? Определите тему урока. | Читают по желанию учащихся. - Слова русского поэта и датского сказочника призывают нас путешествовать. Рассказ Чехова «Мальчики» тоже о мечте мальчиков отправиться в путешествие. Чехов «Мальчики». | Формулирование темы урока. Мотивация учебной деятельности. |
3. Целеполагание. | -Предположите, что еще нам предстоит сделать сегодня для того, чтобы разобраться в описанных событиях? Предлагаю на сегодняшний урок стать экспертами. -Экспертные группы, приступаем к расследованию происшествия. | Понять мотивы поступков героев. | Формулирование учебной задачи. |
4. Проверка домашнего задания. | Игра «Интервью». Представьте себя журналистами газеты, которые узнали о происшествии. Они приехали в имение Королевых, чтобы написать статью. Поработайте в парах. Вопрос-ответ, освещающий события, может быть обращён к любому герою произведения. | Задают вопросы по содержанию и дают ответы от имени героев рассказа. | Поиск необходимой информации. Работа в парах. Анализ и оценка |
5. Актуализация опорных знаний. | Давайте восстановим в памяти события, описанные в рассказе. 1 Побег. 2. Странное поведение ребят. | Составляют план в правильной последовательности. -Первому приезду все были рады. По возвращению мальчиков , сестры и мама плакали, Володя рыдал и лежал с тряпкой на голове, папаша ругался, и только Чечевицын был горд совершенным. | |
6. Физминутка. | -А сейчас, внимание на экран. -Почему физминутка зимняя? | Выполняют движения электронной презентацией. События происходили зимой. | |
7.Планирование учебной деятельности. 8. Практическая и творческая деятельность учащихся. Работа с текстом. | - Продолжим работу в группах. Задания группам (Приложение 1) | Работают над предложенными заданиями, выступают с выводами по работе. 1 группа прослеживает маршрут детей, зачитывает, что они приготовили к путешествию. Вывод: путешествие было обречено на провал. Ребята переоценили свои силы. 2 и 3 группа проводят сравнительный анализ главных героев. Вывод: несмотря на большие различия во внешности и характерах, мальчиков объединяет тяга к путешествиям, желание рисковать и быть победителями. 4 группа анализирует отношение взрослых к детям. Вывод: детей любят и уважают в семьях. И сам автор относится к их поступку с иронией и пониманием. В этом все мальчики. | Работа по плану. Проговаривать последовательность действий. Умение ориентироваться в учебнике. Проводить сравнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков. Делать выводы в результате совместной работы. |
9. Подведение итогов урока. | -Если бы Антон Павлович составлял синквейн к своему произведению, каким бы он мог стать? Давайте пофантазируем. | Мальчики. Мечтательные, целеустремлённые. Планируют, спорят, убегают. Все мальчики хотят побеждать. Путешественники! | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
10. Домашнее задание. | -Что бы вы предложили для домашней работы? | По выбору учащихся: Отзыв о произведении, иллюстрацию, продолжение рассказа «20 лет спустя» | |
11. Рефлексия. | - Достигли ли мы целей, поставленных на уроке? С какими мыслями о прочитанном вы уходите с урока? | Оценка собственной деятельности. |
Приложение 1.
Задание 1 группе.
Проследите по карте маршрут запланированного путешествия.
Зачитайте, что было подготовлено мальчиками для побега.
Выскажите свою точку зрения: могло ли это путешествие быть успешным, или оно обречено на провал?
Вывод экспертизы: ________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 2 группе.
Прочитайте, что говорится в тексте о Володе Королёве и его друге Чечевицыне в начале, в середине и в конце рассказа. Сравните героев по плану: внешность, поведение, мысли, отношение к семье, отношение к товаришу. Подтвердите предположения словами из текста. Предположите, почему мальчики сбежали? Повторят ли они ещё свой побег?
План | Володя Королёв | Чечевицын |
внешность | ||
поведение | ||
мысли | ||
отношение к семье | ||
отношение к товаришу |
Предположение экспертизы:_______________________________________
________________________________________________________________
Задание3 группе.
Проанализируйте, как Антон Павлович Чехов изображает родителей Володи и Чечевицына? Подумайте, как родители относятся к своим детям? Подтвердите свои мысли словами из текста. Предположите, почему родители не стали наказывать детей?
План | Родители Королёвых | Родители Чечевицыных |
Культура поведения | ||
Отношение к детям | ||
Отношение к побегу детей |
Вывод экспертизы:_____________________________________________________________________________________
Задание 4 группе.
Вспомните рассказ Михаила Михайловича Зощенко «Великие путешественники». Что в рассказах общего?
Как авторы относятся к своим героям?
Отношение пап к проступку | Отношение авторов к героям |
Вспомните, как были наказаны дети | Почему рассказы так названы? |
Жанр рассказов:________________________________ |
Вывод экспертизы: _________________________________________________
__________________________________________________________________
Синквейн.
Мальчики.
1. Загадочные, целеустремленные.
2. Мечтают, переживают, хотят путешествовать.
3. Все мальчики ищут приключения.
4. Фантазёры!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование уроков литературного чтения в 4классе УМК "Школа России"(Л.Климанова,В.Горецкий
Уроки литературного чтения распланированы на год) включая внеклассное чтение: УМК "Школа России" ....
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
Урок литературного чтения в 4классе. УМК «Гармония», авт. О.В.Кубасова. Тема: «Познавательный текст из сборника « Сто тысяч почему»
В настоящее время стало очень важным умение работать с деловыми и научными текстами (текстами познавательного характера), так как мы вынуждены изучать инструкции к новым приборам, руководства по экспл...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) в рамках УМК "Перспективная начальная школа"на уроках литературного чтения 1-4класс
Приемы формирования УУД на материале УМК "ПНШ" для 1,2,3,4 класса...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...