Урок литературного чтения в 4классе. УМК «Гармония», авт. О.В.Кубасова. Тема: «Познавательный текст из сборника « Сто тысяч почему»
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

Вечеркова Наталья Петровна

В настоящее время стало очень важным умение работать с деловыми и научными текстами (текстами познавательного характера), так как мы вынуждены изучать инструкции к новым приборам, руководства по эксплуатации, рецепты. Для учащихся начальной школы самостоятельная работа с такими текстами сложна. Мы предлагаем способ работы с такими  текстами, который в результате будет представлен в виде памятки. Он смотивирует детей на дальнейшую работу с познавательными текстами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.rar8.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4классе

УМК «Гармония», авт. О.В.Кубасова

Тема: «Познавательный текст из сборника « Сто тысяч почему»

Цель: Освоение рационального  способа работы с текстами познавательного характера

Задачи:  создать условия для

  • овладения способом работы с познавательным текстом;
  • развития коммуникативных способностей;
  • мотивации детей на дальнейшую работу с познавательными текстами

Тип урока по дидактическим целям: приобретение новых знаний на основе уже имеющихся с привлечением догадки и интуиции и применение знаний в нестандартной ситуации.

Ι Организационный момент

Демонстрация  фрагмента мультфильма «Смешарики»

Я внимательно следила за вами, когда вы смотрели мультфильм, и поняла, что вы их любите смотреть. Верно?

- Чем занимались герои мультфильма? (читали)

- Кто из вас любит читать?

- Перед вами (Приложение 1) 2 мультгероя., узнаёте?(слайд 2) Назовите одним словом, что предпочитает читать Нюша. (художественную литературу). А что – Лосяш? (познавательную)

- Что читать труднее: познавательный или художественный текст? Почему? (незнакомые слова, надо напрягаться при чтении, обдумывать, запоминать)

ΙΙ Тема и цель урока

- Да, познавательные тексты читать труднее. Но тема урока как раз «Познавательный текст из сборника « Сто тысяч почему». Что делать?

- Покажу вам способ, как легче работать с познавательным текстом 

ΙΙΙ Актуализация опорных знаний

В сборнике много рассказов, но...

Чтобы узнать, о чем будет наш рассказ, общий друг Нюши и Лосяша Копатыч предлагает вам загадку, ведь он их так любит (слайд 3)

На это раз

Пойдёт рассказ

О той, что 7

Имеет глаз,

А может 6,

А может 5,

Что, впрочем,

Можно сосчитать.

О той, кто зиму

Сладко спал,

Забравшись

Осенью в подвал,

О той, кого на

Кухню нам

Весною притащил

Я сам.

О той, чьи странные

Глазки

Росли день ото дня.

О той, кто был

Знаком со мной,

Но не видал меня.

Подумайте немножко,

А вдруг это... (картошка)

- Кстати, Копатыч – растениевод, огородник. Что он может рассказать о картошке с точки зрения растениевода? А что может рассказать о картошке Лосяш с точки зрения историка? А Карыч с точки зрения филолога? А Совунья  как повар? А Пин как химик?

- Кстати, автор рассказа М. Ильин – химик (слайд 4) Вот он в своем рассказе пишет о картошке с точки зрения науки химии. Хотите узнать?

    ΙV Работа с текстом

Пришло время познакомиться с текстом при помощи особого рационального способа. Он заключается в том, что читать мы будем по частям. (Приложение 3) Возьмите  1 часть. Надо её так прочитать, чтобы она зазвучала, чтобы захотелось читать дальше.

- Кто сможет так прочитать 1 часть?

 Что такое картошка? Да ведь это все знают.

Нет, неправда, не все.

Вот вы, например: знаете ли вы, из чего картошка состоит?

- А что она напоминает? Не напоминает ли она беседу?

- Какой вопрос считаете главным? Ответ на какой вопрос вам интересен? (на 2)

-Предположите, о чем пойдет речь во 2 части(посоветуйтесь в парах)

- Обратите внимание на то, что 2 часть больше Кто сможет её прочитать?

Если не знаете, сделайте такой опыт.

Разотрите сырую картошку в кашицу, смешайте в баночке с водой, процедите сквозь тряпочку и дайте жидкости отстояться.

На дне баночки получится слой какого-то белого вещества.

Слейте воду, выложите осадок на промокательную бумагу и дайте ему высохнуть.

У вас получится белый порошок.

- Что представляет собой 2 часть?(опыт)

- Что такое опыт?

Слово «опыт» имеет 2 значения (слайд 5).

- Этот опыт очень лёгкий, вы сможете повторить дома этот опыт самостоятельно?

- Какие слова помогают действовать?(глаголы) Зачитайте эти слова по порядку.

-Предположите, что будет в 3 части.

- Проверим предположения чтением. Кто сможет прочитать 3 часть?

Что это такое?

Это крахмал, или картофельная мука, как говорят хозяйки.

- Можно сказать, что мы ответили на вопрос, который задан в 1 части?

- Из чего состоит картошка?

- Ребята, вы можете определить тип речи данного текста? (рассуждение)

-  Из скольки частей состоит рассуждение? (из 3)

- Зачем в таком случае нам 4 часть? Предположите, о чём будет говориться в ней, зачем она?

Крахмала в картошке много. Но почему мы его обыкновенно не видим?

А потому, что в картошке зёрна крахмала спрятаны, как на складе, в маленькие кладовые – клеточки.

- Верно предположили? Так для чего нам 4 часть?

-Иногда познавательные тексты заканчиваются вопросом, проблемой, которые увлекают в дальнейшие исследования. Это и есть 4 часть в тексте-рассуждении.

- Что понадобится вам для дальнейшего исследования (микроскоп) Что предполагаете увидеть (клеточки-кладовые, зерна крахмала) (слайд 6)

- А если нет микроскопа? Можно воспользоваться умными книгами. Учебник «Литературное чтение» - умная книга. Сравните свой получившийся из 4 частей текст с текстом на странице 60

- Прочитайте заголовки следующих текстов. Что они представляют из себя? (вопросы) Каждый ответ рождает новый вопрос. И так 100 тысяч почему. И все ответы вы найдёте в познавательной литературе.

- Мы с вами прочитали познавательный текст особым способом. И вам несколько советов от Смешариков в  виде памятки (слайд 7) (дети по очереди читают по 1 совету от каждого мульгероя) (Приложение 2)

- Что же вы узнали про чтение познавательного текста?

 – А мой вам совет: используйте эту памятку на всех уроках, где есть познавательные тексты и в 4, и в5 классах.

- Проверим, как работает новый способ чтения.

V Самостоятельная работа (групповая работа)

-Вашему вниманию предоставлены познавательные тексты. Это рецепты от Карыча и Совуньи (слайд 8) Небольшие инструкции-загадки: что можно получить из крахмала. Ваша задача: прочитать текст и угадать конечный продукт. В конце на специально оставленном месте написать отгадку. Работайте в группах по 4 человека. (Приложение5)

Текст 1

Где можно использовать крахмал?  Конечно, в приготовлении пищи. Ведь давно известно, что крахмал придаёт густоту.

Приготовь кое-что из моих рецептов.

Возьми малину, вымой её и брось в кипящую воду.

Добавь сахар по вкусу.

Раствори в холодной воде крахмал и тонкой струёй медленно влей раствор в кипящую малину.

Закипело? Остуди.

У тебя получится густой и сладкий   кисель.

Текст 2

Знаешь ли ты, что сваренный в воде крахмал превращается в клей? Эти клеящие свойства используют все доктора и наша Совунья.

Раствори в холодной воде крахмал и, постоянно помешивая, дай закипеть.

Теперь остуди и полученную густую массу добавь в воду. Хорошо раствори.

Прополощи в этом растворе ткань. Слегка отожми её и дай высохнуть.

Если ткань разгладить теплым утюгом, получится аккуратный накрахмаленный халат.

Надевай его и принимай больных.

VΙ Итог

 Вы теперь знаете, что можно получить из крахмала. Вы закрепили умение читать познавательный текст. Способ сработал.

- Вы овладели новым способом чтения познавательного текста?

- Зачем вам это умение?

- Появилось ли желание читать познавательную литературу как Лосяш?

- Как работалось на уроке, отметьте в анкете (Приложение 4)

- А Смешарики своими улыбками ставят вам вот такую оценку (слайд 9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой УМК «Гармония» Тема: В.Ю. Драгунский «Кот в сапогах»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цель: Формирование приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности. Развитие интерес...

Урок литературного чтения 2 класс умк "Гармония" по теме "С. Маршак «Жадина», О. Григорьев «Яма», Э. Успенский «Разгром»"

Урок получения новых знаний, на котором используется не только презентация но и мультфильм к стихотворению "Разгром"...

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе по учебнику О. В. Кубасовой

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе по учебнику О. В. Кубасовой...