Конспект урока по литературному чтению "Тема раскаяния в рассказе А. Гайдара "Совесть""
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Данный конспект можно использовать и на уроках внеклассного чтения.Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы:
- чтение с остановками;
- обращение к личному опыту учащихся;
- прогнозирование по названию;
- кластер;
- верные-неверные утверждения
- использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 291.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по рассказу А.П. Гайдара «Совесть»
Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.
Задачи урока:
- воспитывать честность, чувство долга, отзывчивость, сердечность
- показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
- формировать коммуникативные навыки;
- развивать интерес к чтению
Тип урока: изучение нового
Оборудование: демонстрационный материал, текст рассказа, мультимедийный проектор
Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо
Приёмы:
- чтение с остановками;
- обращение к личному опыту учащихся;
- прогнозирование по названию;
- кластер;
- верные-неверные утверждения
- использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД
- умение извлекать информацию из текста
- умение на основе анализа объектов делать выводы
- умение обобщать и классифицировать по признакам
- умение делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные УУД
- умение слушать и понимать других
- умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
- умение оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
- умение определять цель деятельности на уроке
- умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
Личностные УУД
- формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
Ход занятия
I Орг. момент (приветствие гостей)
II Актуализация знаний
В начале урока мне хочется предоставить слово ….(ученик читает стихотворение С.В. Михалкова «Аркадий Гайдар»
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат…..……
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин - ……..
-Ребята, посмотрите на выставку и портрет писателя. Вы уже догадались, что сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями Аркадия Петровича Гайдара.
- Знакомство с жизнью писателя
Аркадий Петрович Гайдар.
- Оказывается, это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков. Это был очень хороший и чудесный человеком. Он прожил на свете всего 37 лет, но это была жизнь, до конца отданная людям.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года в небольшом городе Льгове. А. Гайдар очень любил жизнь и во имя лучшей жизни, он - 14-летний мальчишка ушёл добровольцем на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину. В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в партизанском отряде.
Однажды Гайдар с товарищем ушел в разведку. На пути они наткнулись на фашистскую засаду. Гайдар шёл впереди. Он успел только предупредить товарищей и пал, сражённый вражеской пулей. Он погиб, чтобы жили другие, погиб с оружием в руках. Он был отличным бойцом и верным товарищем.
Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов Гайдара. С некоторыми его произведениями мы уже знакомы.
2. На выставке у нас книги Гайдара (выставка книг представлена у доски). -Какие произведения мы читали?
III. Первичное восприятие текста
–Сегодня мы познакомимся с рассказом «Совесть». Рассказ очень маленький, но писатель сумел очень многое в нём рассказать.
– Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный или поучительный?
-Давайте поближе познакомимся со словом «СОВЕСТЬ». И обратимся за помощью к предложенным вариантам.
Я буду зачитывать вслух, а вы мне показываете “да” или “нет”. А я буду ставить – или +
(на доске приготовлены распечатанные слова, учитель ставит + или-)
Это слово СОВЕСТЬ связано:
– с растениями ( – )
– с животными ( – )
– с игрушками ( – )
– с человеком ( + )
Это слово можно:
– потрогать ( – )
– подержать в руках ( – )
– изготовить ( – )
– почувствовать ( + )
ВЫВОД: мы теперь знаем, что это слово связано с человеком, и его можно почувствовать, но КАК?
Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ “Совесть”
- Чтение с остановками
Нина Карнаухова не приготовила урока по математике и решила не идти в школу.
- почему она не пошла в школу?
-как выдумаете, об этом действительно никто не узнает?
-девочка не пошла в школу-это решит проблему с математикой?
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Словарная работа
болтается – ходит без причины, бездельничает
украдкой – тихо, незаметно
-как вы считаете, Нина понимает, что делает что-то не так? (да, ведь пошла украдкой)
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
Словарная работа
наткнулась – неожиданно увидела
доверчивые глаза – верит, в них нет обмана
смекнула – догадалась
-какое настроение было у Нины? (хорошее)
-кого она встретила? (Малыша)
-каким был мальчик, которого встретила Нина?
-что могла Нина подумать про малыша?
-как вы думаете, это так или нет?
-попробуйте предположить, почему же малыш был не в школе?
ВЫВОД: Нина понимает, что делает плохо и считает, что так, наверное, делают все.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась.
-почему она назвала его «несчастным прогульщиком»? (судила по себе)
-почему малыш не пошёл в школу?
-это уважительная причина?
-почему Нина нахмурилась? (не ожидала такого ответа)
Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
-какой всё же девочкой была Нина? (доброй, ведь она не бросила малыша)
– почему Нина оставила книги под кустом? (было стыдно)
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала.
Словарная работа
Вышмыгнула- выбежала
-почему Нина Карнаухова заплакала?
Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.
-могут ли петь птицы слишком хорошо? это как?
- что чувствовала Нина? (Ей было стыдно)
Найдите в тексте, какие чувства испытала Нина в конце рассказа?
(И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть. )
- Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (было больно, обидно, стыдно)
- почему кругом цветы, поют птицы, а девочке плохо?
– Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш)
– Так что такое СОВЕСТЬ? (Это стыд)
– За что? (За свои поступки)
– Перед кем? (Перед окружающими людьми)
- В толковом словаре Серге́я Ива́новича Óжегова даётся следующее определение:
«Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми»
– Что нужно делать для того, чтобы твоя совесть была спокойна (Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью, уважать старших).
– Считаете ли вы, что СОВЕСТЬ может изменить человека?
– Что может подсказать СОВЕСТЬ? (как правильно поступать)
ВЫВОД: Мир чудесен. Человек должен соответствовать этому чудесному миру! Это можно сделать только тогда, когда человек совершает хорошие и добрые поступки.
- Давайте попробуем воссоздать (смоделировать) картину чудесной природы (моделирование картины природы)
ВЫВОД: Человек, у которого чистая совесть, человек, который совершает хорошие и добрые поступки, всегда будет соответствовать чудесному миру.
IV Работа с текстом
Задание: (работа в парах)
С учётом того, что с ней произошло, простройте маршрут следующего дня.
V Рефлексия
Чтение плаката:
«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
- Верно ли это?
- Я желаю, чтобы вы всегда жили по совести, чтобы вам никогда не было стыдно за ваши поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/25/picture-131334-1351181661.jpg)
Конспект урока по литературному чтению.Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы
Тема: Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы Цель урока – формирование у детей общего понятия о типах текстов на основе произведений Л.Н. Толстого «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда дев...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац
Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/14/picture-315831-1381775496.jpg)
Конспект урока по литературному чтению по программе Л. В. Занкова 2 классШуточный рассказ: серьезная проблема »
Цель урока: Посмотреть, как Д.Родари, автор рассказа « Сакала-пакала» затрагивает в шуточной форме серьезную проблему взаимоотношений взрослых и детей, детей и родителей....
Конспект урока по литературному чтению по программе М. П. Воюшиной, на тему «Рассказ Н.Н. Носова «Фантазеры»
Данный урок разработан по технологии развития критического мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/16/picture-1031291-1523878892.jpg)
Конспект урока по литературному чтению Чарушин "Страшный рассказ", 2 класс
Чарушин "Страшный рассказ", конспект урока, 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-1204544-1578561700.jpg)
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Рассказ Куприна "Слон""
Цели деятельности учителя: создание условия для обучения работы с текстом, c использованием творческих заданий, формирование умения составлять творческий пересказ от лица героя, эмоционально благоприя...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-396460-1391333501.jpg)
Конспект урока по литературному чтению «Школа России»Тема урока: «Сравнение рассказа и стихотворения. В.Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». Нравственно-этические представления.
Цель урока: учиться чувству сопереживания, добра, справедливости.Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читатьпроизведение, отражая его настроение;высказывать свое мнение о прочитанном...