Конспект урока по литературному чтению "Тема раскаяния в рассказе А. Гайдара "Совесть""
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Данный конспект можно использовать и на уроках внеклассного чтения.Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы:
- чтение с остановками;
- обращение к личному опыту учащихся;
- прогнозирование по названию;
- кластер;
- верные-неверные утверждения
- использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 291.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по рассказу А.П. Гайдара «Совесть»
Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.
Задачи урока:
- воспитывать честность, чувство долга, отзывчивость, сердечность
- показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
- формировать коммуникативные навыки;
- развивать интерес к чтению
Тип урока: изучение нового
Оборудование: демонстрационный материал, текст рассказа, мультимедийный проектор
Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо
Приёмы:
- чтение с остановками;
- обращение к личному опыту учащихся;
- прогнозирование по названию;
- кластер;
- верные-неверные утверждения
- использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД
- умение извлекать информацию из текста
- умение на основе анализа объектов делать выводы
- умение обобщать и классифицировать по признакам
- умение делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные УУД
- умение слушать и понимать других
- умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
- умение оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
- умение определять цель деятельности на уроке
- умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
Личностные УУД
- формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
Ход занятия
I Орг. момент (приветствие гостей)
II Актуализация знаний
В начале урока мне хочется предоставить слово ….(ученик читает стихотворение С.В. Михалкова «Аркадий Гайдар»
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат…..……
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин - ……..
-Ребята, посмотрите на выставку и портрет писателя. Вы уже догадались, что сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями Аркадия Петровича Гайдара.
- Знакомство с жизнью писателя
Аркадий Петрович Гайдар.
- Оказывается, это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков. Это был очень хороший и чудесный человеком. Он прожил на свете всего 37 лет, но это была жизнь, до конца отданная людям.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года в небольшом городе Льгове. А. Гайдар очень любил жизнь и во имя лучшей жизни, он - 14-летний мальчишка ушёл добровольцем на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину. В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в партизанском отряде.
Однажды Гайдар с товарищем ушел в разведку. На пути они наткнулись на фашистскую засаду. Гайдар шёл впереди. Он успел только предупредить товарищей и пал, сражённый вражеской пулей. Он погиб, чтобы жили другие, погиб с оружием в руках. Он был отличным бойцом и верным товарищем.
Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов Гайдара. С некоторыми его произведениями мы уже знакомы.
2. На выставке у нас книги Гайдара (выставка книг представлена у доски). -Какие произведения мы читали?
III. Первичное восприятие текста
–Сегодня мы познакомимся с рассказом «Совесть». Рассказ очень маленький, но писатель сумел очень многое в нём рассказать.
– Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный или поучительный?
-Давайте поближе познакомимся со словом «СОВЕСТЬ». И обратимся за помощью к предложенным вариантам.
Я буду зачитывать вслух, а вы мне показываете “да” или “нет”. А я буду ставить – или +
(на доске приготовлены распечатанные слова, учитель ставит + или-)
Это слово СОВЕСТЬ связано:
– с растениями ( – )
– с животными ( – )
– с игрушками ( – )
– с человеком ( + )
Это слово можно:
– потрогать ( – )
– подержать в руках ( – )
– изготовить ( – )
– почувствовать ( + )
ВЫВОД: мы теперь знаем, что это слово связано с человеком, и его можно почувствовать, но КАК?
Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ “Совесть”
- Чтение с остановками
Нина Карнаухова не приготовила урока по математике и решила не идти в школу.
- почему она не пошла в школу?
-как выдумаете, об этом действительно никто не узнает?
-девочка не пошла в школу-это решит проблему с математикой?
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Словарная работа
болтается – ходит без причины, бездельничает
украдкой – тихо, незаметно
-как вы считаете, Нина понимает, что делает что-то не так? (да, ведь пошла украдкой)
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
Словарная работа
наткнулась – неожиданно увидела
доверчивые глаза – верит, в них нет обмана
смекнула – догадалась
-какое настроение было у Нины? (хорошее)
-кого она встретила? (Малыша)
-каким был мальчик, которого встретила Нина?
-что могла Нина подумать про малыша?
-как вы думаете, это так или нет?
-попробуйте предположить, почему же малыш был не в школе?
ВЫВОД: Нина понимает, что делает плохо и считает, что так, наверное, делают все.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась.
-почему она назвала его «несчастным прогульщиком»? (судила по себе)
-почему малыш не пошёл в школу?
-это уважительная причина?
-почему Нина нахмурилась? (не ожидала такого ответа)
Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
-какой всё же девочкой была Нина? (доброй, ведь она не бросила малыша)
– почему Нина оставила книги под кустом? (было стыдно)
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала.
Словарная работа
Вышмыгнула- выбежала
-почему Нина Карнаухова заплакала?
Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.
-могут ли петь птицы слишком хорошо? это как?
- что чувствовала Нина? (Ей было стыдно)
Найдите в тексте, какие чувства испытала Нина в конце рассказа?
(И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть. )
- Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (было больно, обидно, стыдно)
- почему кругом цветы, поют птицы, а девочке плохо?
– Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш)
– Так что такое СОВЕСТЬ? (Это стыд)
– За что? (За свои поступки)
– Перед кем? (Перед окружающими людьми)
- В толковом словаре Серге́я Ива́новича Óжегова даётся следующее определение:
«Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми»
– Что нужно делать для того, чтобы твоя совесть была спокойна (Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью, уважать старших).
– Считаете ли вы, что СОВЕСТЬ может изменить человека?
– Что может подсказать СОВЕСТЬ? (как правильно поступать)
ВЫВОД: Мир чудесен. Человек должен соответствовать этому чудесному миру! Это можно сделать только тогда, когда человек совершает хорошие и добрые поступки.
- Давайте попробуем воссоздать (смоделировать) картину чудесной природы (моделирование картины природы)
ВЫВОД: Человек, у которого чистая совесть, человек, который совершает хорошие и добрые поступки, всегда будет соответствовать чудесному миру.
IV Работа с текстом
Задание: (работа в парах)
С учётом того, что с ней произошло, простройте маршрут следующего дня.
V Рефлексия
Чтение плаката:
«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
- Верно ли это?
- Я желаю, чтобы вы всегда жили по совести, чтобы вам никогда не было стыдно за ваши поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению.Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы
Тема: Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы Цель урока – формирование у детей общего понятия о типах текстов на основе произведений Л.Н. Толстого «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда дев...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац
Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....
Конспект урока по литературному чтению по программе Л. В. Занкова 2 классШуточный рассказ: серьезная проблема »
Цель урока: Посмотреть, как Д.Родари, автор рассказа « Сакала-пакала» затрагивает в шуточной форме серьезную проблему взаимоотношений взрослых и детей, детей и родителей....
Конспект урока по литературному чтению по программе М. П. Воюшиной, на тему «Рассказ Н.Н. Носова «Фантазеры»
Данный урок разработан по технологии развития критического мышления...
Конспект урока по литературному чтению Чарушин "Страшный рассказ", 2 класс
Чарушин "Страшный рассказ", конспект урока, 2 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Рассказ Куприна "Слон""
Цели деятельности учителя: создание условия для обучения работы с текстом, c использованием творческих заданий, формирование умения составлять творческий пересказ от лица героя, эмоционально благоприя...
Конспект урока по литературному чтению «Школа России»Тема урока: «Сравнение рассказа и стихотворения. В.Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». Нравственно-этические представления.
Цель урока: учиться чувству сопереживания, добра, справедливости.Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читатьпроизведение, отражая его настроение;высказывать свое мнение о прочитанном...