Конспект урока по литературному чтению.Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы
методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме
Тема: Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы Цель урока – формирование у детей общего понятия о типах текстов на основе произведений Л.Н. Толстого «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»
Формирование универсальных учебных действий:
• Регулятивные (умение ставить цель, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения, различать способ и результат действий • Познавательные (самостоятельный поиск необходимой информации, умение рассуждать, делать выводы)
• Коммуникативные (учитывать разные мнения, формировать собственное мнение, умение работать в парах) • Предметные (совершенствование умения определять тип текста, продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого) Валеологические рекомендации:
• Создание благоприятного микроклимата в классе • Смена видов деятельности • Учет психофизиологических особенностей обучающихся
Оборудование к уроку: • Раздаточный материал • Презентация к уроку
Технология: исследовательские методы в обучении, элементы исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы
Цель урока – формирование у детей общего понятия о типах текстов на основе произведений Л.Н. Толстого «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»
Формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные (умение ставить цель, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения, различать способ и результат действий
Познавательные (самостоятельный поиск необходимой информации, умение рассуждать, делать выводы)
Коммуникативные (учитывать разные мнения, формировать собственное мнение, умение работать в парах)
Предметные (совершенствование умения определять тип текста, продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого)
Валеологические рекомендации:
Создание благоприятного микроклимата в классе
Смена видов деятельности
Учет психофизиологических особенностей обучающихся
Оборудование к уроку:
Раздаточный материал
Презентация к уроку
Технология: исследовательские методы в обучении, элементы исследования
Ход урока
I Организационный момент
Создание эмоционального настроя
- Сегодня мы проведем урок литературного чтения.
- Давайте соединим наши ладошки. Пусть ваше тепло и добро побежит по пальчикам и доберется до самых сердечек.
- Теплее стало на душе, радостнее. Настроение улучшилось.
- Давайте с хорошим настроением проведем урок.
- Сегодня мы будем работать в парах. Какие правила нужно вспомнить при работе в группе?
- Уважайте друг друга слушайте ответы детей до конца, когда пара готова соединяем ручки в замочки и поднимаем.
II. Речевая разминка
- Начнем с речевой разминки
Чтение по рядам: тихо, громко, с вопросительной интонацией, весело
III. Постановка цели урока
Дети отгадывают шифровку
Дети отвечают (Лев Николаевич Толстой)
- Сегодня мы будем работать над рассказами Л.Н. Толстого. Но сначала вспомним, что знаем о жизни этого автора.
IV. Повторение
(Опорные карточки, по которым дети вспоминают о жизни Л.Н.Толстого)
1829 ГОД - родился Л.Н. Толстой
1910 ГОД - умер, прожив 82 года
ЛИТЕРАТУРА – ВСЮ ЖИЗНЬ ПОСВЯТИЛ ЛИТЕРАТУРЕ
Ясная Поляна - открыта школа для бедных детей
(Постепенно появляется опорное слово, затем ответ)
Дополнения учителя:
- почти 200 лет назад
- его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений 90 томов.
- в то время, когда жил Л.Н. Толстой было еще мало школ. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Толстой открыл в Ясной поляне школу, написал учебник и сам учил детей.
- произведения из «Азбуки» Толстого мы уже читали и сейчас вспомним:
Дети выходят с карточками и для класса читают отрывки.
Карточка 1. - Что ты делаешь, Миша? А Миша и говорит: - Это я. Батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будите, чтобы вас из этой лоханки кормить. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним. «Старый дед и внучек» |
Карточка 2. Школа была за селом у церкви. Когда этот мальчик шел по слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим воротам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Мальчик бросился бежать, собаки за ним. Мальчик стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты, постреленок, один бежишь?» Мальчик ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал к школе. На крыльце никого нет. А в школе, слышно, гудят голоса ребят. На него нашел страх.. «Филиппок» |
Карточка 3. На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду. Но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать на перегонки в открытом море. «Акула» |
Карточка 4. Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода. Весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала. Делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются. «Прыжок» |
V. Подготовительная работа
- Как одним словом можно назвать все отрывки? (Текст)
- Давайте вспомним, что мы знаем о тексте. В этом нам поможет статья, после изучения который, вы дополните предложения. Задание выполняем в парах. Выполнение данной работы, вы оцените сами.
Закончи предложения:
Текст – это …..
Тема (текста) – это то, о чем…
Основная мысль (текста)-самое….
Части (текста): 1)
2)
3)
5. В тексте есть …………..слова.
- Кто готов, поднимите руки.
- Проверим выполнения задания.(С выставлением оценки)
VI. Разминка для глаз.
Спираль
VII. Работа по теме урока.
- Какие типы текстов вы знаете? Упражнение в определении типа текста.
Три текста для трех колонок. Работа в парах.
1 текст
«Однажды зимой Лида кормила кроликов. Под сеном она нашла мерзлого мышонка, мороз превратил малютку в льдинку. Девочка стала греть находку своим дыханием. Вдруг мышонок шевельнулся. Лида поняла: малыш ожил!»
(повествовательный текст)
2 текст
«На ветке сидит воробушек. Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, вверху на крыльях – белая полоска. Щечки у него почти беленькие, а под шейкой черное пятно, как галстук»
(Текст – описание)
3 текст
«В тени деревьев спрятался ландыш. Мы любим этот цветок. Почему?
Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Ландыш очень красив и имеет нежный запах. Из этого цветка делают лекарство для сердечных больных»
(текст-рассуждение)
- По каким признакам определили?
ПОВЕСТВОВАНИЕ – отвечает на вопросы: что случилось? Что произошло? Состоит из трех частей. Можно представить серию картинок.
ОПИСАНИЕ – дано описание животных, явлений природы и т.д. Можно задать вопрос КАКОЙ? И представить одну картинку.
РАССУЖДЕНИЕ – рассуждать значит доказывать. Объясняет причину явлений, событий. Можно поставить вопрос ПОЧЕМУ?
Чтение были «Лев и собачка»
Беседа после чтения.
- К какому типу текстов относится этот рассказ? Докажите
- Какие чувства он у вас вызвал?
- Как лев относился к собачке?
- Как жилось ей со львом?
- Что случилось с собачкой?
- Как вы думаете, почему лев умер?
- Какие рисунки можно нарисовать к этому рассказу? Словесное рисование.
Вывод: текст-повествование.
- Перечитайте рассказ «Какая бывает роса на траве». Обратите внимание на слова, которые выбирает автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.
- Почему этот рассказ можно назвать описанием, т.е. словесным изображением.
- Как писатель называет капли росы, с чем сравнивает?
- Прочитайте, как автор описывает, каков листок с росой внутри?
- С чем еще можно сравнить росу? (Искры, каменья, жемчуг, стеклышки, слезинки…)
- Подумайте , с какой целью Толстой написал его (чтобы что-то сообщить, доказать, передать свою радость, восхищение при виде необычной красоты, привлечь наше внимание).
- Сколько рисунков можно нарисовать к этому произведению? Какие?
Динамическая пауза
Чтение рассказа «Куда девается вода из моря?»
- Куда девается вода из моря?
- Как это явление называется в природе?
- Как вы считаете, это текст рассуждение или описание? Докажите.
IX. Рефлексия
Блиц-подведение итогов.
Что нового узнали?
Что понравилось?
X. Домашнее задание по выбору
Пересказ по выбору
Сочинить по выбору текст описание, рассуждение, описание
XI. Орг. Конец урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка"для чувашских школ 4 класс
Развёрнутый план-конспект урока составлен по литературному чтению (4 класс чувашских школ) на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка". Цель урока: формирование умения осмысленного чтения литературных произве...
План-конспект урока по литературному чтению по произведению Л.Н.Толстого "Прыжок"
Приём "Чтение с остановками"(технология РКМЧП)...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Конспект урока по литературному чтению по программе "Школа России" для 3 класса...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Л.Н. Толстой "Детство"
Л.Н. Толстой "Детство"...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Л.Н. Толстой "Детство"
Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс Л.Н. Толстой "Детство", презентация....
Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»
Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»...
Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему «Лев Николаевич Толстой - детям» (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)
Технологическая карта урока литературного чтенияТема: Лев Николаевич Толстой – детямЦели деятельности учителя: Знакомство с произведениями Л.Н. Толстого, биографией писателя...