Работа в парах как средство формирования коммуникативных УУД на уроках обучения грамоте.
статья по чтению (1 класс)

Пышкина Елена Сергеевна

В статье описаны методы и приемы работы в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnaya_forma_raboty_-_kopiya.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Работа в парах как средство формирования коммуникативных УУД на уроках обучения грамоте.

Цель: познакомить с методами и приёмами организации работы в паре на уроках обучения грамоте в начальной школе.

Задачи:

  1. Дать краткую характеристику коммуникативным УУД.
  2. Обосновать необходимость работы в парах на уроках в начальной школе.
  3. Познакомить с видами групповой работы.

План мастер-класса:

  1. Характеристика коммуникативных УУД.
  2. Виды групповой работы.
  3. Организация парной работы.

Ход мастер-класса.

  1. Характеристика коммуникативных УУД.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

 

Видами коммуникативных УУД являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -  определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов –сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий;
  • умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Ученик начальной школы должен научиться:

  • разговаривать с людьми,
  • согласовывать с ними свои интересы для выполнения совместных дел;
  • уметь распределять и выполнять разные роли в процессе совместной деятельности,
  • уметь вырабатывать и принимать коллективные решения,
  • уважительно относиться к позиции другого,
  • идти на взаимные уступки для достижения общей цели,
  • предотвращать и преодолевать конфликты.

Развитие коммуникативных УУД может идти через групповые и парные формы работы.

  1. Виды групповой работы.

Рассмотрим подробнее виды парной работы.

Работа в парах или группах – форма организации деятельности обучающихся на уроке, которая необходима, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность, сплочённость класса; дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт; более точно оценивают свои возможности; формируется умение решать конфликтные ситуации, слушать собеседника, эмоционально сопереживать. 

Одной из самых распространенных форм групповой работы, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству.

А.С. Границкая выделяет три вида пар: статическая (пара постоянного состава), динамическая (пара сменного состава), вариационная.

В статической паре работа ведётся в режиме «взаимообучения»; «взаимоконтроль». Формируется она по желанию учащихся. В этой паре сидящие за одной партой ученики постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, контролировать. Статистическая пара является эффективным механизмом, обеспечивающим регулярное общение учащихся друг с другом на уроке, повышающим их речевую и мыслительную активность. Смена партнеров в статистической паре создаёт предпосылки для перехода к работе в динамической и вариационной парах.

В динамической паре работа ведётся в режиме «коллективного взаимодействия», общее задание делится между членами микрогруппы. В микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних парт. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров, каждый получает отдельный вопрос и опрашивает каждого. Такой порядок позволяет каждому опросить каждого и каждому ответить каждому – это основной механизм работы в динамической паре.

В вариационной паре работа ведётся в режиме «обработка разнообразных материалов». Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения. В вариационной паре работа ведётся в три такта.

1 такт – работа с рядом сидящим. Каждый спрашивает соседа устно по всей карточке. Партнеры задают вопросы друг другу, сравнивают ответы с записью на обороте. Проверяющий следит за ходом решения по записи на обороте карточки. После взаимопроверки и взаимообучения партнеры меняются карточками. Поворот к новому партнеру.

2 такт – работа с учеником, сидящим за соседней партой. Проверяющий работает по карточке, по которой только что был проверен сам. На обороте имеется запись ответов на вопросы или ход решения задач или примеров. После завершения работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнеру.

3 такт – работа с прежним партнером, но по новой карточке. Работа завершена, как только вернулась своя карточка.

Младшие школьники постепенно включаются в работу в парах, приучаются к самостоятельной деятельности, к пониманию того, что учеба – это настоящий труд, требующий максимальных усилий, таланта и творчества. Именно в коллективной работе они начинают понимать значимость каждого ученика своего класса, учатся говорить, отвечать, доказывать, слышать друг друга и помогать себе и другим преодолевать трудности, которые появляются на пути познания. Ребёнок может делать то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее.

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах. Групповая форма организации работы имеет немало достоинств: повышается учебная и познавательная мотивация; снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; улучшается психологический климат в классе.

Важную роль в организации урока играет побуждающий диалог. Он приводит к созданию различных ситуаций на уроке:

1. Созданием «ситуации успеха» достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

2. Ситуация «интеллектуального разрыва». В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может).

3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ.

Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию.

Этапы обучения сотрудничеству

1 этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания. Основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности.

2 этап: парная работа: работа «хором»; по операциям; деление элементов материала. Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение.

3этап: групповая работа.

Систематическое и методически правильное применение работы в парах и группах в начальной школе развивает способности ученика самостоятельно добывать знания в процессе обучения, совершенствует процессы восприятия, осмысления, понимания информации, тренирует способности к само- и взаимооценке.

  1. Организация парной работы.

Теперь рассмотрим на практике разные виды работ в паре.

Детям можно предложить разные виды заданий:

  • разучивание,
  • пересказ,
  •  составление плана,
  •  объяснение,
  •  обмен опытом,
  •  сочинение,
  •  решение задач,
  •  проверка техники чтения,
  •  вычислений,
  •  письменных работ.
  •  проверка знаний таблицы умножения, компонентов действий, формул, алгоритмов.

Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:

  • «Разминка пальчиков» — соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).
  •  «Зеркало» — один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями;
  • «Попугай» — один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;
  • «Мостик» — пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;

В период обучения грамоте проводим следующие виды парной работы:

- найди на картинке все слова, в которых встречается звук (А);

- составь звуковые схемы слов;

- соотнеси слова – картинку-схему;

- чтение слогов, слов, предложений, текстов;

- составление схем предложений;

- чтение текстов по ролям;

- чтение стихотворений наизусть;

- определение последовательности событий (в рассказе, сказке..) по иллюстрациям;  

- работа со словарями, энциклопедиями;

- создание проектов (На что похожа буква, составь словарь на одну букву)

- сочинение загадок;

- контроль чтения произведений;

- игры с мячом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра как средство развития познавательногго интереса на уроках обучения грамоте

Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте будет эффективнее при следующих педагогических условиях:1)...

Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...

Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Одной из самых распространенных форм групповой работы, является работа в парах. Учителя успешно используют данную форму работы начиная уже с первых дней обучения детей в школе, стараясь приучить их к ...

Технология игрового обучения как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка в начальной и средней школе

Материал представляет опыт работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках  английского языка в начальной и средней школе....

Статья "Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"

Одним из блоков универсальных учебных действий являются коммуникативные действия. Актуальность развития коммуникативных умений у младших школьников обусловлена возрастанием требований к коммуникационн...