Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Одной из самых распространенных форм групповой работы, является работа в парах. Учителя успешно используют данную форму работы начиная уже с первых дней обучения детей в школе, стараясь приучить их к сотрудничеству и взаимодействию друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_v_parah_statya_1.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Одной из самых распространенных форм групповой работы, является работа в парах. Учителя успешно используют данную форму работы начиная уже с первых дней обучения детей в школе, стараясь приучить их к сотрудничеству и взаимодействию друг с другом. Однако в отличие от других форм учебного взаимодействия (например, групповой и индивидуальной), она меньше всего изучена; в литературе можно встретить лишь редкие эмпирические описания, не говоря уже об обобщенных технологических рекомендациях, как, например, книга В.В. Архиповой про коллективную организационную форму обучения.
Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий:
• личностных (в паре ученик необходимо самоопределяется относительно учебной задачи, относительно партнера, относительно своей и другой точки зрения, таким образом, учебная работа приобретает личностный смысл; осуществляя в паре роли учителя и ученика, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация);
• регулятивных (партнеры со-регулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат);
• познавательных (за счет интенсификации общения как мыследеятельности в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходит рефлексия способов познания, отбор наиболее адекватных задаче умственных действий);
• коммуникативных (развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми и толерантными).
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
К сожалению, в современной школе достаточно часто используют фронтальную форму организации учебной деятельности по типу «учитель - ученики»: ученики на уроке не взаимодействуют между собой непосредственно, так как учитель всегда выступает посредником между детьми. Обращение детей друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без помощи учителя встречаются редко, так как им запрещают разговаривать друг с другом, а взаимопомощь на уроке называют «подсказкой и списыванием». И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников. Фактически дети учатся рядом, но не вместе.
Использование групповой и парной работы способствует формированию у детей умения сотрудничать, слышать и слушать собеседника. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством учителя, а сотрудничество в группах, парах совместно работающих детей. Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения на уроках, так как они основаны на учебном сотрудничестве младших школьников между собой и работают без пошагового учительского руководства и контроля.
Систематическое использование данной формы работы способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий так как:
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
4. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
5. Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.
6. Ребята учатся общаться между собой, с учителями.
7. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Коммуникативные умения | |||||
Виды действий | Содержание действий | Возникающие проблемы | Критерии сформированности/оценки компонентов действий | Типовые задачи, диагностика | |
Взаимодействие | Коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации) | Эгоцентрическая позиция в межличностных отношениях. | 1. Строить понятные для партнера высказывания, т.е. владеть вербальными и невербальными средствами общения. 2. Понимать относительность оценок, выборов, совершаемые людьми. 3. Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения. 4. Уметь задавать вопросы. 5. Умение слушать собеседника. 6. Уметь позитивно относиться к процессу общения. | Методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.) | |
Кооперация | 1.Согласованность усилий по достижению общей цели. 2. Осуществление совместной деятельности | 1.Покорность (подчинение), без внутреннего согласия авторитету партнера. 2. Ярко выраженные индивидуалистические тенденции (упрямая настойчивость на своем мнении). | 1. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь. 2. Иметь навык конструктивного общения, взаимопонимания. 3. Уметь дружить, уступать, убеждать. 4. Уметь планировать общие способы работы | Задание «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская) | |
Интериоризация | Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания. | 1. Отрыв речи от реальной деятельности. 2. Преждевременный отрыв речи от ее исходной коммуникативной функции (совместная работа). | 1. Способность строить понятные для собеседника высказывания. 2. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. 3. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). | Задание «Дорога к дому» (модифициро-ванный вариант) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»
Работа в парах на уроке, виды парной работы....
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника
Выступление на городском конкурсе "Учитель года."...
Мастер-класс по теме : «Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника».
Выступление на конкурсе "Учитель года"...
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника
Участие в конкурсе "Учитель года"...
Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...
Игровые технологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий в работе учителя начальной школы.
Данная статья содержит практический игровой материал, который учитель может использовать на уроках и во внеурочной деятельности для формирования коммуникативных УУД у учеников 1-4 классов....
Статья "Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"
Одним из блоков универсальных учебных действий являются коммуникативные действия. Актуальность развития коммуникативных умений у младших школьников обусловлена возрастанием требований к коммуникационн...