Статья "Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"
статья
Одним из блоков универсальных учебных действий являются коммуникативные действия. Актуальность развития коммуникативных умений у младших школьников обусловлена возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
В своей практике я использую различные формы работ, ориентированные на формирование коммуникативных УУД - работа вдвоем, в малой или большой группах (учащиеся учатся распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле, осуществлять взаимопроверку выполненной работы), работа по цепочке; освоение разных социальных ролей (ведущего и исполнителя).
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»
Введение
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Поэтому целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Большие возможности для этого предоставляет освоение учащимися универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты, т.е. создают условия для развития личности и ее самореализации. Именно поэтому планируемые образовательные результаты ФГОС НОО определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Одним из блоков универсальных учебных действий являются коммуникативные действия. Актуальность развития коммуникативных умений у младших школьников обусловлена возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
В своей практике я использую различные формы работ, ориентированные на формирование коммуникативных УУД - работа вдвоем, в малой или большой группах (учащиеся учатся распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле, осуществлять взаимопроверку выполненной работы), работа по цепочке; освоение разных социальных ролей (ведущего и исполнителя).
1. Работа в парах: виды, этапы и особенности обучения в начальной школе
1.1Роль и место групповой работы в учебной деятельности
Работу в парах использую в своей работе довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно, учатся общению. У них вырабатываются навыки совместной работы.
Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий:
- Личностных (в паре ученик необходимо само-определяется относительно учебной задачи, относительно партнера, относительно своей и другой точки зрения, таким образом учебная работа приобретает личностный смысл; осуществляя в паре роли учителя и ученика, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация)
- Регулятивных (партнеры со-регулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат)
- Познавательных (за счет интенсификации общения как мыследеятельности в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходит рефлексия способов познания, отбор наиболее адекватных задаче умственных действий)
- Коммуникативных (развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми и толерантными)
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
Для того, чтобы перевести ребенка в позицию учащегося, т.е. учащего самого себя с помощью учителя, учебника, сверстников и т.д. необходимо учить детей особой форме взаимодействия – учебному сотрудничеству.
1.2 Особенности работы пары «учитель-ученик»
Введение ребенка в отношения учебного сотрудничества начинается с освоения ролей «учитель-ученик». Учитель должен задать норму неимитационного действия: поставить учебную задачу, требующую от партнера-ученика поиска способов ее решения, стимулировать его к появлению вопросов о недостающих данных, ориентировать в пространстве поиска. Наиболее распространенными приемами, которые может использовать учитель, являются:
· задачи - «ловушки», различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя,
· задачи, не имеющие решения, воспитывающие не буквальное, не исполнительское отношение к заданию учителя,
· задания, позволяющие определить, способен ли ребенок ориентироваться на объективную возможность (или не возможность) действовать, или он склонен действовать неразумно, наугад,
· задания с недостающими данными, где ребенок должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных.
Одновременно учитель задает «культурную норму» взаимодействия: уточнение (парафраз) смысла высказывания ученика, проявляет уважение к его точке зрения, приводит аргументы, благодарит за работу. Все эти нормы, при постоянном их использовании учителем, будут непременно воспроизводиться детьми в их учебном общении друг с другом.
Не стоит думать, что можно сформировать у детей навыки работы в паре раз и навсегда. Дети растут, изменяются, меняется их отношение к себе, к окружающим людям, миру, развивается их мышление, усложняются задачи – и качество работы в паре также будет меняться: становиться более или (вдруг!) менее продуктивным, приносить больше или меньше удовлетворения ее участникам.
К работе в паре стоит обращаться неоднократно, особенно в тех случаях, когда учитель замечает трудности и низкую продуктивность взаимодействия учащихся в индивидуальной или групповой урочной и внеклассной работе. Именно в паре можно отработать и зафиксировать на уровне рефлексии наиболее эффективные приемы учебного сотрудничества, делового и личного общения.
1.3 Этапы работы в парах
Подготовительный этап
- Формирование пары
Способы:
Самый простой и естественный для школьного класса способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой.
Преимущества – не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия именно у этой пары.
Недостатки – опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей. Сложилось – будут хорошо работать, не сложилось – будут конфликты.
Больший опыт может быть получен детьми в парах сменного состава. Способы образования таких пар могут быть разными в зависимости от целей и фантазии учителя:
- можно образовывать пары в назывном порядке, в зависимости от конкретных воспитательных или учебных целей. Можно предложить детям пересесть так, как обозначено на схеме класса, заранее подготовленной учителем.
- детьми хорошо воспринимается способ, основанный на жеребьевке или случайности (найдите пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, ответ к своей загадке, вытащите из мешочка номер и т.д.)
- еще варианты: ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние ("Эскалатор");
ученики первого варианта с первого ряда переходят на второй ряд, со второго – на третий, а с третьего ряда идут на первый ряд;
Состав пар:
Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения (высокий - средний, средний - низкий).
Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом.
Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации.
Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на публичное выяснение причин, позвольте ему работать отдельно, но вернитесь к этой проблеме на следующих уроках;
Может встретиться ученик, с которым никто не хочет работать в паре. Учителю стоит поработать с ним самому, а в дальнейшем предусмотреть его включение в этот вид работы через отдельные поручения («Миша, послушай Олега, он правильно объясняет? Олег, проверь Васину карточку, он все нашел?»)
- Особенности подготовки учащихся к работе в парах.
2.1.Формирование у детей умения ориентироваться в пространстве класса.
Для того чтобы быстро образовать пары по разным основаниям, дети должны хорошо освоиться в пространстве класса.
Работа в паре потребует от партнеров приспособить свое личное пространство для полноценного взаимодействия с партнером. Договоритесь с детьми, как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как расположить на парте свои принадлежности, чтобы не мешать друг другу.
2.2.Развитие навыка работы в условиях шума
Одновременная работа в классе 10-15 пар детей, конечно, вызовет шум. Научите детей:
- Работать в условиях шума.
Упражнение: раздайте каждому карточку со скороговорками. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою – мальчикам. Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.
- Регулировать уровень шума.
Упражнение: договоритесь с детьми, что если во время работы вы два раза хлопните в ладоши (или позвоните в колокольчик), и тогда все начнут говорить громче, на три хлопка (звонка) – все замолчат, на два – попробуют говорить так, чтобы слышал только партнер.
2.3. Установление контакта и настрой на совместную работу
Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:
«Зеркало» - один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями;
«Попугай» - один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;
«Мостик» - пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;
«Равновесие» - участники удерживают равновесие стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину рук.
«Разминка пальчиков» - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:
желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный)
и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).
2.4. Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.
Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Для того, чтобы договориться, понять друг друга, дети будут невольно стараться строить речевое высказывание так, чтобы быть понятым.
Полезные упражнения:
- На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, правилом, и т. д. Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.
- Собирание картинки по словесной инструкции. У одного ученика в паре имеется карточка с нарисованным сюжетом (или рисунок из геометрических фигур), а у его партнера – ее разрезные части. Задача первого – руководить так, чтобы партнер как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов. Затем дети меняются ролями или партнерами.
2.5.Этикет, или правила работы в паре
Еще одна трудность связана с неразвитостью у части детей, особенно первоклассников, способности к децентрации. Они не могут воспринять мнение, отличное от собственного и путают совпадение мнений и личную приязнь. Согласованность может быть достигнута на первых порах за счет введения соответствующего «этикета», правил вежливого спора:
- высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»
- послушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль и спроси: «Я правильно понял?»
- если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь? Это можно доказать?»
Для формирования уважительного отношения к собеседнику, выращивания стремления понимать и поддерживать друг друга, с самого начала необходимо ввести и неуклонно использовать ритуалы работы в паре. Для начала достаточно трех:
- Обозначение готовности пары к работе (это может быть знак из двух соединенных поднятых рук);
- применение детьми речевой формулы уточнения понимания собеседника (парафраз, или уточнение «Я правильно понял, ты… имел в виду»);
- обязательное высказывание взаимной довлетворенности /неудовлетворенности участников по окончании работы.
По мере развития форм парной работы могут быть введены правила, касающиеся способов работы, приемов достижения согласия, правил аргументации и т.д.
Алгоритм обучения учащихся работе в паре
1. Постановка цели работы перед учащимися.
2. Распределение ролей.
(Рассказчик и слушатель)
3. Образец . ( У доски 2 ученика демонстрируют работу.)
4.Самостоятельная работа учащихся. Пересказ в парах
5. Самоанализ
-Что получилось?
-Когда было легко?
-Когда было трудно?
6. Выступление перед классом 1-2 пар учащихся по желанию
1.4 Виды работы в паре
Главное преимущество парной работы в том, что она дает возможность мыслить, говорить и действовать каждому ученику на уроке.
Планируя работу в парах, учитель предварительно должен ответить на несколько вопросов:
- для чего мне нужна работа в парах?
- какое место она занимает в изучении данной темы и на данном уроке?
- какие результаты я хочу получить?
Далее, в зависимости от ответов на эти вопросы, можно выбрать подходящий вид парной работы.
В наиболее полном виде варианты работы в постоянных и сменных парах изучены и представлены в технологии парного обучения. Основные виды работы в паре.
Дети, работая парами:
- решают, составляют задачи,
- ищут наиболее рациональный способ решения;
-составляют план произведения, инсценируют;
-готовят коллективный пересказ,
-пишут продолжение рассказа;
-разгадывают кроссворды, головоломки
-составляют схемы предложений, слов
-работают с карточками
-проводят взаимопроверку
1.5 Рефлексия работы в паре
…чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал?
С.Л. Рубинштейн
Суть рефлексии с психологической точки зрения сводится к отстранению от опыта, к выходу за рамки осуществляемых действий, в направление познания на самого себя или регуляцию деятельности. Таким образом, рефлексия является непременным условием становления младшего школьника субъектом учебной деятельности.
Первый шаг на этом пути – осознание ребенком и речевое обозначение позиций «я - знающий» и «я - незнающий».
Задача этапа рефлексии работы в паре заключается в том, чтобы пара и отдельный ученик озвучили свои представления о произошедшем событии.
В наиболее полном виде уровни и позиции рефлексии представлены в следующей таблице:
Уровни | Процесс (содержание) | Способ | Результат |
Интеллектуальный | Какую задачу я решал? | Каким образом я действовал? | Какой результат получил? |
Коммуникативный | Как мы взаимодействовали? | Какие способы мы использовали? | Какого результата мы достигли? |
Личностный | Что я делал? | Как я действовал? | Какого результата достиг? |
Парная форма позволяет детям обсуждать, задавать друг другу вопросы именно в зоне их ближайшего развития, при условии, когда учитель предоставил им опоры для коммуникации (вопросы, памятки и др.)
Приемы развития рефлексии у младших школьников:
- устное обсуждение,
- рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока (дня, недели, месяца);
- вербальное описание чувств и ощущений, протекающих в различных образовательных ситуациях;
- письменное анкетирование,
- использование игры-метафоры, где в иносказательной форме ученик рассказывает о себе и своей группе, выслушивает рассказы других участников о нем.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Что нового ты узнал?
- Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи ?
- Какие знания, понадобятся тебе в будущем?
- Благодаря каким инструментам ты нашел решение?
- Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, и т.д.)?
- Ты доволен работой своего партнера?
- Как ты думаешь, он доволен твоей работой в паре?
- Какие приемы вы использовали, чтобы прийти к согласию?
- В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
- За что бы ты себя похвалил?
- Что изменил бы в своих действиях?
- Что тебе понравилось больше всего?
И т.д.
В ходе рефлексии надо стремиться к тому, чтобы дети не только отмечали сложности, но и одновременно способы их решения, именно такая рефлексия является конструктивной.
Заключение
В чем же заключаются положительные моменты парной работы?
1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.
3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.
5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
Литература
1. Е.В. Бунеева, М.А.Яковлева Русский язык 4 класс. Методические рекомендации для учителя- Москва Баласс 2012.
2. Зебзеева И.С. Организация урока по методике коллективного взаимного обучения http://pervoklassnik.resobr.ru/archive/year/articles/3179/
3. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах.
4. Парная технология обучения / Парная технология обучения. Начальная школа. http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=5375
5. Плигин А.А. Рефлексия как психологический феномен и проблемы ее развития у школьников.
http://www.pligin.ru/articles/pligin_refleksia2009.htm
6. Цукерман Г.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству.
http://www.voppsy.ru/issues/1993/932/932035.htm
7. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»
Работа в парах на уроке, виды парной работы....
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника
Выступление на городском конкурсе "Учитель года."...
Мастер-класс по теме : «Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника».
Выступление на конкурсе "Учитель года"...
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника
Участие в конкурсе "Учитель года"...
«Хороводные игры как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Мастер класс «Хороводные игры как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников",Познакомить с возможностями использов...
Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....