[14] Рабочая учебная программа по литературному чтению на родном (русском) языке УМК "Школа России" ФГОС
рабочая программа по чтению
Назначение предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке в начальной школе состоит в том,чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
«Рассмотрено» на заседании МО: протокол № ____ «____» ______2019г.
| «Согласовано» Зам. директора по УВР __________ С.А.Зигаева «____» _______ 2019 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ № 2» _____________Н.А.Вардия «____» _______ 2019 г. |
Рабочая программа
по литературному чтению на родном (русском) языке
1-4 класс
Срок реализации программы: 4 года
Учителя: Киселёва Н.Г.
Спичак О.А.
Балабанова Т.В.
Соловьёва А.А.
Учебники:
- Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская), М.:Просвещение, 2017
- Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. /(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л.А.Виноградская), М.:Просвещение, 2017
- Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. /(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская), М.:Просвещение, 2017
- Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. /(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская), М.:Просвещение, 2017
Количество часов в неделю: 1 час
2019 год
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа разработана в соответствии:
- Федеральным Законом от 03.08.2018 №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации",
- Федерального Закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 года №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.10.2017г № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
- Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 09.10.2017 №05-453 и от 24.1-.2017г.№05-475 «О направлении информации»;
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Предмет литературное чтение на русском языке в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения. Цели обучения литературному чтению на русском языке в основной школе:
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
- формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Литературное чтение на русском языке» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Литературное чтение на русском языке» в начальной школе, а именно – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке.
Сроки реализации программы: 4 года
Формы и методы, технологии обучения.
Для достижения поставленных в программе задач используются различные формы, методы, технологии обучения: урок повторения изученного материала, урок контроля знаний, комбинированный урок, урок закрепления полученных знаний, уроки-викторины. Формы обучения: беседа, дискуссия¸ работа в парах, работа в группах, проектная деятельность. В данной образовательной системе успешно реализуется технологии проблемно-диалогического обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Литературное чтение на русском языке» изучается с 1 класса. Предмет «Литературное чтение на родном русском языке» в 1 классе составляет 17 часов (1 час в неделю - 3-4 четверть, 2 класс-17 часов 3-4 четверть, 3 класс-17 часов 3-4 четверть, 4 класс-17 часов 3-4 четверть)
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;
- учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
- устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Предметные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- обогащать активный и потенциальный словарный запас, развивать культуру владения родным (русским) языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- формировать первоначальные научные знания о родном (русском) языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного (русского) языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной (русской) речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознавать значимость чтения на родном (русском) языке для личного развития; формировать представление о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формировать потребности в систематическом чтении на родном (русском) языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать отношение к родному (русскому) языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- овладевать учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- овладевать техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного (русского) языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся.
В результате изучения литературного чтения на русском языке на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных, которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание предмета «Родного (русского) языка и литературного чтения на русском языке», у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
Основные задачи реализация содержания предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
–основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности, не успешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач. Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
- понимание родной литературы как одной из основных национально - культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; – составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов) Выпускник научится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и вне учебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. Выпускник получит возможность научиться:
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) Выпускник научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); – отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов) Выпускник научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Выпускник получит возможность научиться:
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Умение говорить (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв., классиков детской русской литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (русские народные сказки; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Литературного чтения на русском языке»
1 класс (17 ч)
Мир общения. -1ч
Устная речь. Традиции и обычаи русского народа.
Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”,
“Какое слово задумано?”
Устное народное творчество. -4ч.
Потешки. Заклички. Поговорки. Пословицы1 ч.
Русские богатырские сказки. Сказка «Три богатыря» 1ч.
Сказка о царевне Несмеяне. 1ч.
Играем в загадки.-1ч.
Культура речи. -1ч.
Обычаи и традиции семьи.
Употребление различных слов приветствия в зависимости от адресата. -1ч.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
Старинные азбуки.-1ч.
Знакомство со старинными азбуками.
Текст. -4 ч.
Составление плана по готовому тексту.
Составление рассказа по картине.
Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Работа с деформированным текстом.
Занимательная азбука-2ч
Знакомимся с анаграммами. 1ч.
Знакомимся с фразеологизмами.1ч.
Прослушивание сказок и стихов о волшебных словах. – 2ч.
Сила волшебных слов.
Сценка «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Чудеса в стране Слов. -1ч.
Разгадывание ребусов.
2 класс
Любите книгу.
Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах. Монологическое высказывание «Моё отношение к книгам». Информация о возникновении книг в научно-энциклопедических словарях, в специальных справочниках.
Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст.
Книги из далёкого прошлого. Н Кончаловская «В монастырской келье…». Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.
Краски осени.
Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения.
Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Мир народной сказки.
Известные русские собиратели сказок.
Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке». Текст о лисе, на основе опорных слов, прочитанных в произведении. Выборочное и поисковое чтение.
Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русская народная «Заячья избушка». Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк». Русская народная сказка «Зимовье зверей». Русская народная сказка «У страха глаза велики». Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка «Лиса и журавль». Весёлый хоровод
Произведения устного народного творчества для детей.
Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине.
Здравствуй, матушка – зима
Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения.
Праздник рождества Христова. С. Черный. Рождественское. К. Фофанов. Еще те звезды не погасли… Рассказ о празднике. Загадки зимы. Весна, весна! И все ей радо!
Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения.
Весна в произведениях И. Никитина. Весна, А. Плещеева. Весна, И. Шмелева. Ах, весна! Т. Белозерова. Стихи русских поэтов о весне.
3 класс
Книги – мои друзья
Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга.
Наставления детям Владимира Мономаха. Б. Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров». Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии.
Жизнь дана на добрые дела
Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову.
В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. М. Зощенко. Не надо врать. Притчи.
Волшебная сказка
Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.
Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко».Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью».
Картины русской природы
Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.
Н. Некрасов. Славная осень. М. Пришвин. Осинкам холодно. Ф. Тютчев. Листья.
Картины родной природы
Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.
С. Есенин. С добрым утром! О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум.
4класс
Книга в мировой культуре
Основные понятия раздела. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.
Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. О книгах.
Истоки литературного творчества
Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов.
Библия – главная священная книга христиан. Былины. Особенности былинных текстов.
Славянский миф. Особенности мифа.
О Родине, о подвигах, о славе
Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском.
В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Д. Донской. Куликовская битва. Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Творческий проект на тему «Нам не нужна война».
Раздел 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
1 класс | ||
1. | Мир общения. Устная речь. Традиции и обычаи русского народа. | 1ч. |
2. | Устное народное творчество. Потешки. Заклички. Поговорки. Пословицы. | 1ч |
3. | Русские богатырские сказки. | 1ч |
4. | Сказка о царевне Несмеяне. (Составление текста по вопросам учителя) | 1ч |
5. | Играем в загадки. | 1ч |
6 | Культура речи. Обычаи и традиции семьи. | 1ч |
7. | Употребление различных слов приветствия в зависимости от адресата. | 1ч |
8 | Старинные азбуки. | 1ч |
9. | Текст. Составление рассказа по картине. | 1ч |
10 | Составление рассказа по сюжетным картинкам. | 1ч |
11 | Работа с деформированным текстом. | 1ч |
12 | Занимательная азбука. Знакомимся с анаграммами | 1ч |
13 | Занимательная азбука. Знакомимся с фразеологизмами. | 1ч |
14-15 | Прослушивание сказок и стихов о волшебных словах. Сценка «Когда слова теряют свою волшебную силу». | 2ч |
16-17 | Чудеса в стране слов. Разгадывание ребусов. | 2ч. |
Итого: | 17 часов | |
2 класс | ||
Любите книгу – 3 часа. | ||
1. | Книги из далекого прошлого. Книги из пергамента. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси. |
1ч. |
2. | Н. Кончаловская. В монастырской келье… | 1ч. |
3. | Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. |
1ч. |
| Краски осени – 2 часа |
|
4. | Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. | 1ч. |
5. | Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки. |
1ч. |
| Мир народной сказки – 6 часов |
|
6. | Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ сказки по серии иллюстраций. |
1ч. |
7. | Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк». Рассказывание сказки на основе картинного плана и рисунков. Восстановление сказки на основе рисунков. |
1ч. |
8. | Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение по ролям. | 1ч. |
9. | Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки. |
1ч. |
10. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Анализ сказки. |
1ч. |
11. | Русская народная сказка « Лиса и журавль». Инсценирование сказки. | 1ч. |
| Веселый хоровод – 2 часа |
|
12. | Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине. | 1ч. |
13. | Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. | 1ч. |
| Здравствуй, матушка – зима! – 2 часа |
|
14. | Праздник рождества Христова. С. Черный. Рождественское. К. Фофанов. Еще те звезды не погасли… Рассказ о празднике. |
1ч. |
15. | Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. | 1ч. |
| Весна, весна! И все ей радо!- 2 часа |
|
16. | Весна в произведениях И. Никитина. Весна, А. Плещеева. Весна, И. Шмелева. |
1ч. |
17. | Стихи русских поэтов о весне. | 1ч. |
| 3 класс |
|
| Книги – мои друзья – 3 часа |
|
1. | Вводный урок. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. | 1ч. |
2. | Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1ч. |
3. | Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии. | 1ч. |
| Жизнь дана на добрые дела – 3 часа |
|
4. | В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. | 1ч. |
5. | М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. | 1ч. |
6. | Притчи. | 1ч. |
| Волшебная сказка – 5 часов |
|
7. | Русская народная сказка «Иван – Царевич и серый волк». Особенности волшебной сказки. | 1ч. |
8. | Русская народная сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки. | 1ч. |
9. | Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки. | 1ч. |
10. | Русская народная сказка « Белая уточка». Смысл сказки. | 1ч. |
11. | Русская народная сказка «По щучьему веленью». Инсценирование | 1ч. |
| Картины русской природы – 6 часов |
|
12. | Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение. | 1ч. |
13. | М. Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа. | 1ч. |
14. | Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа. | 1ч. |
15. | С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения. | 1ч. |
16. | О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. | 1ч. |
17. | Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1ч. |
| 4 класс |
|
| Книга в мировой культуре - 4 часа |
|
1-2. | Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. | 2ч. |
3-4. | М. Горький. О книгах. | 2ч. |
| Истоки литературного творчества - 5 часа |
|
5-6. | Библия – главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого завета). | 2ч. |
7 | Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры. | 1ч. |
8-9. | Славянский миф. Особенности мифа. | 2ч. |
| О Родине, о подвигах, о славе - 8 часов |
|
10-11. | А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. | 2ч. |
12-13. | Д. Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Д. Донском. | 2ч. |
14-15. | Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. | 2ч. |
16-17. | Творческий проект на тему «Нам не нужна война». | 2ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 1 класса. Программа рассчитана на 2 часа в месяц....
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 3 класса
рабочая программа...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетическ...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русскому языку 2 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
программа...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 4 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса по программе "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»3- 5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...