Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия
Рассмотрена Утверждена
на заседании ПМК приказом директора
протокол № ______от № ___ от « 30 » августа 2019 г.
«____» мая 2019 г.
Рабочая программа
по литературному чтению на родном русском языке
для учащихся 1 класса
на 2019-2020 учебный год
Учителя: Кутельвас Л. Н.
Олейник О.В.
Сесюнина С.М.
Ячменева Н.Ю.
г.Урай
2019
Содержание.
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
3. Содержание учебного курса
4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования Программа предназначена для учащихся 1 класса.
Цель программы – познакомить с культурноисторическим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
- обеспечить литературное развитие младших школьников,
- раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями,
- выработать художественный вкус и формировать культуру чувств, общения.
Задачи программы:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
В учебном плане МБОУ Гимназия им. А. И. Яковлева на изучение предмета отводится 16,5 часов, из расчета: 0,5 часа в неделю.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1класс
Личностные результаты изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке».
Регулятивные:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
1) осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
2) понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
3) применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;
4) составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
5) вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
6) работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
7) полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
8) осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
9) формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»
ученик научится:
- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);
- различать жанры русского научного творчества
- понимать содержание прочитанного;
- эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
- находить и придумывать рифмы;
- определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
- отличать монолог от диалога;
- уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
- определять главную мысль литературного произведения;
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
- строить высказывания по образцу;
- формулировать несложные выводы;
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части;
- находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
- понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.
2.Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Секреты речи и текста (4 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Раздел 2. Устное народное творчество (6ч)
Осмысление поступков, характера и речи героя, составление характеристики героя, обсуждение мотивов поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознание духовно-нравственного смысла прочитанного произведения.
Малые фольклорные жанры. Структура жанров. Скороговорки: Чистоговорки. Тараторки. Кричалки. Пословицы. Поговорки. Считалки. Учись сочинять считалки. Сравнение жанров «Потешка» и «Скороговорка», Сравнение малых жанров народного творчества.
Раздел 3. Русские народные сказки (6,5ч)
Произведения устного народного творчества русские народные сказки, сказки современных писателей. История происхождения сказки. Героический защитник Родины в сказках. Структура жанра «Сказка». Коллективная творческая работа. Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки про животных. Пословицы и поговорки в русских народных сказках.
4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности |
Раздел 1. Секреты речи и текста | 4 | Секреты диалога: учатся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Учатся использовать стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). | |
Раздел 2. Устное народное творчество | 6 | Развивать умение понимать, чувствовать, воображать прочитанное. К-умение формулировать собственное мнение Л-развитие готовности к сотрудничеству, умение чувствовать, понимать, фантазировать П-умение проводить аналогии Р-умение организовать своё рабочее место | |
Раздел 3. Русские народные сказки. | 6,5 | Уметь определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц). Иметь представление об отличии поэтического текста от прозаического. Знать особенности русской народной сказки как литературного жанра. Выделять в сказке сюжет: завязка, кульминация, развязка. Уметь давать характеристику герою. Знать различия и уметь различать фольклорные произведения. Наблюдать за выразительными средствами в русских народных сказках. Сравнивать позицию автора и позицию героя. | |
Итого | 16,5 |
5. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Количество | Назначение, описание |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Стандарт основного общего образования по предмету | 1 | |
1.2 | Рабочая программа по учебному предмету | 1 | Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения для УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова» |
1.3 | «Деятельностный подход на уроках литературного чтения в условиях перехода на новые образовательные стандарты», Московский центр образования, 2010г., авт. Е.И.Матвеева, О.Б.Панкова, И.Е Патрикеева. | 1 | Пособие содержится комментарии к учебнику «Литературное чтение». Показано, как организовать учебные ситуации, в которых ученик находит новые способы действия, открывает новые средства решения учебных задач в соответствующие требованиям ФГОС НОО |
2. | Демонстрационные учебные пособия | ||
2.1 | Плакаты методические | Структура жанра сказка | |
3 | Экранно-звуковые пособия | ||
3.1 | ЦОРЫ: «Загадки»; Скороговорки: Чистоговорки. Тараторки. Кричалки. Пословицы. Поговорки. Считалки. | 1 | |
3.2 | Аудиозаписи, видеозаписи | - | |
4 | Технические средства обучения | ||
4.1 4.2 | Интерактивная доска Компьютер | 1 1 | В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 3 класса
рабочая программа...
Рабочая программа предмета Литературное чтение на родном русском языке, 1-4 классы
В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса
Рабочая программапо литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 17часовПримерная программа по литературному чтению, составлена на основе авторской программы Л. Ф. Климанов...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 2 класса (для детей с ТНР)
Эта программа поможет организовать преподавание учебного предмета "Литературное чтение на родном русском языке" предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке&quo...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опо...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса по программе "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»3- 5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...