Рабочая программа по информатике 2 класс Школа 21 века ФГОС
рабочая программа по информатике (2 класс) по теме
Рабочая программа 2 класс по информатике составлена с учетом ФГОС второго поколения по программе Школа 21 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_2_klass_dlya_menya_raspechatana.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
- Базисного учебного плана;
- «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
- «Примерных программ начального общего образования»;
- авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.
- Инструктивно-методическим письмом Департамента образования и молодежной политики Белгородской области Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании в начальных классах в 2012 - 2013 учебном году».
Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.
Обучение информатики в начальной школе – это объективная необходимость.
На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной речи как способа общения.
В рабочей программе нашли отражение цели, изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования (2011 г.). Они направлены на реализацию качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели массовой начальной школы:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально - ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
- знакомство с базовой системой понятий информатики;
- развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
- освоениезнаний, составляющих основу информационной культуры;
- овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В данный УМК входят:
Учебник «Информатика» 2 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова.,2012 г.
Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 2 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак.,2012г.
Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова.
Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.
Содержание программы
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
2 класс (35 ч)
Виды информации. Человек и компьютер (8 часов)
Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).
В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; пример звуковой информации.
Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры.
Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)
Приёмники информации: люди и животные – приемники различных видов информации (на примерах).
Радио и телефон: радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон – средство связи и общения.
Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и графической.
Тестирование по теме «Виды информации. Человек и компьютер».
Учащиеся должны понимать:
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
знать:
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.
Кодирование информации (9 часов)
Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).
Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.
Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма.
Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование.
Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.
Разговорный и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.
Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах).
Тестирование по теме «Кодирование информации».
Учащиеся должны понимать:
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
знать:
- что данные – это закодированная информация;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
уметь:
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.
Числовая информация (7 часов)
Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация - это форма представления информации и способ кодирования информации.
Время и числовая информация: число как способ представления информации о времени, даты, календарь, текущая дата.
Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.
Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование.
Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.
Память компьютера: электронная лампа, ламповая память.
Контрольная работа по теме «Числовая информация и компьютер».
Учащиеся должны знать:
- что данные – это закодированная информация;
- что информацию можно представить числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами;
- кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер).
Данные и компьютер (8 часов)
Текст и текстовая информация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл.
Текст и его смысл: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.
Передача текстовой информации: почта, средства доставки писем, электронная почта.
Обработка текстовой информации: текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст.
Контрольная работа по теме «Текстовая информация».
Учащиеся должны понимать:
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
знать:
- что данные – это закодированная информация;
- что информацию можно представить текстом;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде текста;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте в виде текста;
- работать с текстами на экране компьютера.
Резерв 3 часа.
Тематический план учебного курса
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал (контрольные работы, экскурсии, практические работы, тесты, диагностические работы и т.д.) |
1 четверть | 9 | Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер» |
2 четверть | 7 | Контрольная работа по теме «Кодирование информации» |
3 четверть | 10 | Контрольная работа по теме «Числовая информация и компьютер» |
4 четверть | 9 | Контрольная работа по теме «Текстовая информация» |
Итого | 35 |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Виды информации. Человек и компьютер | 8 |
2 | Кодирование информации | 9 |
3 | Числовая информация и компьютер | 7 |
4 | Данные и компьютер | 8 |
5 | Закрепление (резерв) | 2 |
Всего | 35 |
Календарно – тематическое планирование
Условные обозначения:урок ознакомления с новым материалом – УОНМ; комбинированный урок – КУ; урок повторения и обобщения знаний – УОПЗ; урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ. Фронтальная работа –ФР, беседа – Б, игры - И
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Основные термины и понятия | Стр. учебника | Тип урока, формы контроля | Домашнее задание | |
по плану | фактически | ||||||
1 четверть (9 ч) | |||||||
Виды информации. Человек и компьютер (8 ч.) | |||||||
1 | 03.09. | Человек и информация. Органы чувств. | Информация виды информации Органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа. | 6-10, 3-6 | УОНМ Б, ФР | № 7 с. 5 | |
2 | 10.09. | Виды информации в зависимости от органов восприятия. | Звук. Звуковая информация. | 11-14, 7-12 | УОНМ Б, ФР | № 5 с. 9 | |
3 | 17.09. | Информация звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная. | Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная. | 11-14, 7-12 | КУ Б, ФР | № 10 с. 11 | |
4 | 24.09. | Источники информации | Источники и сигналы информации. | 15-19, 13-17 | КУ Б, ФР | № 8 с. 16 | |
5 | 01.10. | Приемники информации. | Приемники информации. | 20-23, 18-21 | КУ Б, ФР | № 5 с. 20 | |
6 | 08.10. | Компьютер – инструмент для работы с информацией | Компьютер – инструмент для работы с информацией. | 24-27, 22-24 | КУ Б, ФР, И | № 4 с. 24 | |
7 | 15.10. | Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | 28-29, 25-26 | УОПЗ | № 5 с. 26 | ||
8 | 22.10. | Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | 55-58 | УПОКЗ | |||
Кодирование информации (9 ч.) | |||||||
9 | 29.10. | Носители информации и их виды. | Носитель информации, носитель письменной информации. | 30-35, 27-30 | УОНМ Б, ФР | № 9 с. 29 | |
2 четверть (7 ч) | |||||||
10 | 12.11. | Кодирование. Способы кодирования. | Звуковое и письменное кодирование информации. | 36-39, 31-34 | УОНМ Б, ФР | № 7 с. 33 | |
11 | 19.11. | Алфавит и кодирование информации. | Алфавит - письменное кодирование звуковой информации. | 40-42, 35-37 | УОНМ Б, ФР | № 7 с. 36 | |
12 | 26.11. | Алфавитная письменность. | Английский алфавит и славянская азбуки - письменное кодирование звуковой информации. | 43-46, 38-41 | УОНМ Б, ФР | № 8 с. 41 | |
13 | 03.12. | Письменные источники информации. | Письменные источники информации. | 47-49, 42-44 | УОНМ Б, ФР | № 7 с. 43 | |
14 | 10.12. | Язык – средство общения между людьми. Естественные и компьютерные языки. | Языки мира. Компьютерный язык. | 50-52, 45-48 | УОПЗ Б, ФР | № 7 с. 47 | |
15 | 17.12. | Текстовая и графическая информация. | Письменное и устное сообщение – различные тексты, различные формы представления информации. | 53-57, 49-51 | УОНМ Б, ФР | № 5 с. 50 | |
16 | 24.12. | Контрольная работа по теме «Кодирование информации» | 59-62 | УПОКЗ | |||
3 четверть (10 ч) | |||||||
17 | 31.12. | Повторение по теме «Кодирование информации» | 58-59, 52-54 | УОПЗ Б, ФР | № 2 с. 53 | ||
Числовая информация и компьютер (7 ч.) | |||||||
18 | 14.01. | Числовая информация. | Числовая информация, число, цифра, четное и нечетное число, количество, номер, порядковый номер. | 60-65, 3-5 | УОНМ Б, ФР | № 6 с. 4 | |
19 | 21.01. | Время и числовая информация. | Числовая информация, время, дата, календарь, секунда, минута, час, сутки, день, дни недели, месяц, год, текущая дата, текущее время, форма записи даты, форма записи времени | 66-70, 6-8 | УОНМ Б, ФР | № 8 с. 8 | |
20 | 28.01. | Кодирование с помощью числа. Декодирование. Таблица соответствия. | Кодирование и декодирование. Таблица соответствия (кодовая таблица). Числовое кодирование. | 71-74, 9-11 | УОНМ Б, ФР | № 4 с. 10 | |
21 | 04.02. | Двоичное кодирование. | Двоичное кодирование. | 75-77, 12-14 | УОНМ Б, ФР | № 5 с. 13 | |
22 | 11.02. | Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер. | Устройства для счета: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер | 78-80, 15-18 | УОНМ Б, ФР | № 7 с. 17 | |
23 | 18.02. | Контрольная работа по теме «Числовая информация и компьютер». | 25, 43-46 | УПОКЗ | |||
24 | 25.02. | Повторение по теме «Числовая информация и компьютер» | 81-82, 19-21 | УОПЗ Б, ФР | № 4 с. 21 | ||
Данные и компьютер (9 ч. ) + 3 ч. Резерв | |||||||
25 | 04.03. | Данные | Текст, текстовая информация, слово, смысл, предложение. | 83-86, 22-24 | № 7 с. 23 | ||
26 | 11.03. | Текст и его смысл. | Текст смысл шрифт многозначные слова многозначные числа. | 87-91, 26-28 | № 7 с. 27 | ||
4 четверть (8 ч) | |||||||
27 | 18.03. | Память компьютера. | Память компьютера электронное устройство внешняя память внутренняя память магнитный диск | 92-94, 29-31 | УОНМ Б, ФР | № 5 с. 30 | |
28 | 01.04. | Способы передачи данных. | Передача информации, электронная почта, носители информации. | 95-97, 32-35 | УОНМ Б, ФР | № 8 с. 35 | |
29 | 08.04. | Компьютер и обработка данных. | Обработка информации обработка данных. Хранение информации. | 98-102, 36-38 | УОНМ Б, ФР | № 5 с. 37 | |
30 | 15.04. | Повторение по теме «Текстовая информация» | 103-104, 39-40 | УОПЗ Б, ФР | № 4 с. 40 | ||
31 | 22.04. | Контрольная работа по теме «Текстовая информация». | 41, 47-49 | УПОКЗ | |||
32 | 29.04. | Закрепление изученного. | УОПЗ Б, ФР | ||||
33 | 06.05. | Защита проектов учащихся. | КУ | ||||
34 | 13.05. | Защита проектов учащихся. | КУ | ||||
35 | 20.05 | Защита проектов учащихся. |
Литература
Учебник:
1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: Учебник для второго класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 175 с.
2. Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н.Информатика: Рабочая тетрадь для второго класса: ч.1, 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. Информатика: Учебник для четвертого класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 239 с.
Методические пособия для учителя:
1. Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 319 с.
2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 228 с.
3. Аверкин Ю.А., Матвеева Н.В., Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 477 с.
Дополнительная литература:
1. Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)
Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...
Рабочая программа для 1 класса Школа России" ФГОС
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, Содержит все нормативные документы, Раб...
Рабочие программы для 1 класса "Школа 2100" ФГОС
Рабочие программы составлены в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями Примерной основной образ...
Рабочие программы для 1 класса "Школа 2100" ФГОС
Рабочие программы составлены в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями Примерной основной образ...
Рабочие программы для 1 класса "Школа России" ФГОС
Рабочие программы по математике, русскому языку (письмо), литературному чтению (обучение грамоте), технологии, окружающему миру, ИЗО, музыке. Каждая программа содержит сведения о контрольных работах, ...
Рабочая программа по математике1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...
Рабочая программа по музыке1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...