Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме "Стихи о природе"
методическая разработка по чтению (4 класс)
В данной методической разработке урока литературного чтения в 4 классе по теме "Стихи о природе" рассматриваются стихи К.Д. Бальмонта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihi_o_prirode._balmont.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Стихи русских поэтов о природе в разные времена года».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: с применением информационных технологий, парной работы
Дидактические цели:
- Образовательные:
- обобщить знания детей о стихах русских поэтах 19 века;
- отрабатывать умения определять автора по строкам из его произведения;
- совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;
- Развивающие:
- создавать условия для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать);
- развивать речь у детей, виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;
- обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитательные:
- создавать условия для воспитания таких качеств личности, как взаимопомощь, сопереживание, сочувствие;
- показать значимость нравственной категории «человечность»;
- формировать интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.
- Формируемые УУД:
- регулятивные – учиться работать по предложенному учителем плану;
- познавательные – осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
- коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация с музыкальным сопровождением, карточки для работы, портреты поэтов: И.С. Никитина, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, Е.А.Баратынского, А.Н.Плещеева, А.С.Пушкина, С.А.Есенина, И.А.Бунина; книги русских поэтов; карточки со словами "рифма", "интонация", "поэзия","олицетворение", "метафора"; рисунки учащихся к произведениям русских поэтов; карточки со словами для речевой разминки; смайлики настроений, толковый словарь русского языка С.И Ожегова, оценочный лист.
Организация рабочих мест: на столах карточки – задания, оценочный лист; смайлики настроений; учебник "Литературное чтение" (авт. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий)
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Все ли готовы к уроку? Передадим хорошее настроение своему соседу по парте- обмен смайликами.
- Как вы думаете, ребята, что нам пригодится для успешной работы на уроке? (ответы учащихся: знания, умение рассуждать, взаимовыручка и самооценка)
- Улыбнёмся друг другу. Желаю всем удачи на уроке литературного чтения.
II. Актуализация опорных знаний.
- Возникновение проблемной ситуации.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Сегодня мы завершаем путешествие по разделу «Поэтическая тетрадь». Давайте вспомним, что такое поэзия? (Ответы детей: Стихотворное творчество; стихи, написанные поэтами)
- Прочитайте предложения.
Поэзия летнего утра.
Поэзия зимнего дня.
Поэзия родной природы.
- Замените слово "поэзия" словом красота. Прочитайте предложения.
- Что вы теперь скажете о поэзии?
2. Работа со словарем
- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. «Поэзия» из словаря С.И.Ожегова: изящество и красота, возбуждающее чувство очарования.
-Известный педагог Василий Сухомлинский писал:
«Кто был глух к природе с детства, в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и просто человечность».
3. Сообщение темы урока
- Какая проблема вытекает из этого высказывания? (Проблема человечности, красоты)
- Как вы думаете, можно ли её решить? Кто нам её может помочь решить? (поэты)
- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Дети называют тему урока.
<Слайд 1>
«Стихи русских поэтов о природе в разные времена года».
<Слайд 2> (портреты поэтов)
III. Постановка учебной задачи.
- Цели и задачи урока
- Итак, сегодня мы вспомним стихи русских поэтов о природе, поговорим о средствах и приёмах лирического произведения, позволяющие развивать у нас чувства чуткого отношения к красоте родной природы, Родине.
IV. Обобщение знаний.
- Выявление познавательного интереса
- В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем времена года… Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют времена года поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей. Сегодня на уроке мы вместе с поэтами, художниками и композиторами расскажем сказку о временах года.
- Музыка Свиридов «Метель». Сошлись как-то вместе четыре волшебника - живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; Сошлись и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: "Оно высоко в небе живет, много чудесного на своем веку повидало, пусть и рассудит нас".Согласилось солнышко быть судьей. Принялись живописцы за дело.
<Слайд 3>- Первой вызвалась написать картину Зимушка - Зима. "Только солнышко не должно глядеть на мою работу, - решила она. - Не должно видеть её, пока не закончу".
Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день все разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.
- А теперь давайте послушаем, какой увидели поэты зимнюю природу.
<Слайд 4>--Давайте вместе прочитаем.
-Скажите, это стихотворение? Почему? (рифма, интонация) вывешиваются слова
2. Выразительное чтение стихов наизусть
А какие у вас есть любимые стихи о зиме?
<Слайд 5>-- ( А.С.Пушкин«Вот север тучи нагоняя»)
Найдите в стихотворении олицетворение? Что такое олицетворение? Метафора?( слова на доске)
<Слайд 6-7>-- С.А.Есенин «Белая берёза» »
-Найдите сравнения, эпитеты, олицетворение? (слово на доске)
<Слайд 8-9>-- Музыка П.И.Чайковский «Апрель»
Приступил к работе другой художник - Весна-Красна. Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берез, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные сережки.
День за днём все наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала синие цветы подснежника, медуницы.
Все оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток. Первые пчелы и бабочки летят на цветы.
А сколько птиц в лесу и на полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки. Пусть Солнышко поглядит да порадуется, как все оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?
- Каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене времен года. Наступило самое долгожданное время года - весна.
<Слайд 10-11> Учитель читает. Обмен впечатлениями. -Какие чувства вызывают у вас эти стихи?
-Какие картины весны мы видим?
<Слайд 12-14> Чтение стихов учащимися. А.Плещеев «Уж тает снег…», И.Бунин «Прошли дожди». Обмен впечатлениями.- Найдите метафору в стих И.Бунина.
V. Минутка отдыха. Музыка Чайковский «Апрель»
- Настала минутка отдыха. Представьте, что вы часть природы, также летите, как снежинки, кружите, как листики и как дождик капаете по крышам.
<Слайд 15 > Музыка Чайковский «Июнь».
3.Выявление читательского опыта.
Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую картину бы ему нарисовать, и решило: "Возьму-ка я краски попроще, да это посочнее" Так и сделало. Сочной зеленью расписало лето весь лес; зеленой краской покрыло луга и горы. Только для речек и озер взяло выбрало ярко-синюю. Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши. В лесу под кустами рассадило много-много разных грибов
Весело зеленеют кусты. А до чего хороши на них ягодки - крупные, сладкие. А на сочных лугах затеяло Лето веселый сенокос: в душистые копны сена улеглись полевые цветы. Зеленые копны сена в лугах; золотые поля хлебов; румяные яблоки в саду: Хороша картина жаркого Лета! Можно её и Красному солнышку показывать.
<Слайд 16-19 > -Послушаем стихи о лете.
-Какое настроение вызывают стихи? Как вы понимаете слова поэта «душистых опахал», «снотворный звон»?
<Слайд 20-21> Музыка Чайковский «Октябрь».
- Для своей работы взяла Осень самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Березы и клены покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба. Потянулись на небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток: Улетают птицы в теплые страны. А звери по-своему, по-звериному, готовятся к холодам.
Спешит, торопится Осень, все новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем пестрый убор листвы. Невеселая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна осень своей работой, можно и её Красному Солнышку показывать.
- У кого из поэтов осень была любимым временем года? (А.С.Пушкин)- Как он её называл?(Унылая пора, очей очарованье…)
- Какие стихи об осени вы приготовили?
<Слайд 22>
Н.Рубцов «Сентябрь» - Какое настроение вызывает стихотворение? Как поэт называет осень? (праздник на златогривых конях). Кто такие златогривые кони?
<Слайд 23-25> Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной». – О чём сожалеет поэт? Что его радует?
VI. Работа в парах на карточках.
-Восстановить строки стихотворения поэта, вставив подходящие эпитеты? Кто автор этих строк? (С.А.Есенин) . Проверка. Чтение четверостиший.
VII. Рефлексия деятельности (итог урока).
1. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и товарища.
- Кто же выиграл в споре времён года? Никто не выиграл в этом споре. Так и трудятся по очереди четыре волшебника- живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. И у каждого из них по-своему все хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: Белый сверкающий снег или пестрый ковер весенних цветов, сочная зелень Лета или желтые, золотистые краски Осени?
А может быть все хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам - живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черед. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.
- Итак, каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене года.
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё? Человек может быть счастлив только тогда, когда он живёт в гармонии с природой. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Любите природу и свою Родину!
- Что на уроке у вас хорошо получалось?( оценивание своей деятельности- оценочные листы)
- Над чем ещё надо поработать?
- Обратите внимание на выставку книг. Произведений русских поэтов о природе очень много. Я думаю, вы ещё не раз воспользуетесь лирическими произведениями и продолжите их чтение дома.
2. Работа со смайликами настроений.
- Покажите какое сейчас у вас настроение и хочу поблагодарить всех за хорошую работу.
Оценочный лист
Работа на уроке литературного чтения | Баллы | |
1. | Выразительное чтение стихотворения | |
2. | Чтение наизусть | |
3. | Ответы на вопросы | |
4. | Карточки-задания | |
Всего |
Оценочный лист
Работа на уроке литературного чтения | Баллы | |
1. | Выразительное чтение стихотворения | |
2. | Чтение наизусть | |
3. | Ответы на вопросы | |
4. | Карточки-задания | |
Всего |
РИФМА
ИНТОНАЦИЯ
ПОЭЗИЯ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ЭПИТЕТ
МЕТАФОРА
Карточка- задание
Восстановите стихотворения поэта, вставляя подходящие эпитеты. Назовите автора этих строк?
- Черёмуха ( …. ),
Развесившись, стоит,
А зелень ( )
На солнышке горит.
- Загорелась зорька ( )
В небе ( )
Полоса явилась ( )
В своём блеске ( ).
Карточка- задание
Восстановите стихотворения поэта, вставляя подходящие эпитеты. Назовите автора этих строк?
- Черёмуха ( …. ),
Развесившись, стоит,
А зелень ( )
На солнышке горит.
- Загорелась зорька ( )
В небе ( )
Полоса явилась ( )
В своём блеске ( ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс. Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг;
Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг; ...
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс УМК Перспектива по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза к, короткий хвост"
Технологическая карта урока в соответствии ФГОС, презентация, материал к уроку....
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"
Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс А Митта. Шар в окошке
Программа "Школа XXI века". Конспект и презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема: А Митта "Шар в окошке"....
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""
В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...