Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме "Стихи о природе"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Позовская Галина Павловна

В данной методической разработке урока литературного чтения в 4 классе по теме "Стихи о природе" рассматриваются стихи К.Д. Бальмонта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stihi_o_prirode._balmont.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Стихи русских поэтов о природе в разные времена года».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: с применением информационных технологий, парной  работы

Дидактические цели:

  1. Образовательные: 
  • обобщить знания детей о стихах русских поэтах 19 века;
  • отрабатывать умения определять автора по строкам из его произведения;
  • совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;
  1. Развивающие: 
  • создавать условия для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать);
  • развивать речь у детей,  виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;
  • обогащать словарный запас учащихся.
  1. Воспитательные: 
  • создавать условия для воспитания таких качеств личности, как взаимопомощь, сопереживание, сочувствие;
  • показать значимость нравственной категории «человечность»;
  • формировать интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.
  • Формируемые УУД:
  • регулятивные – учиться работать по предложенному учителем плану;
  • познавательные – осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
  • коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация  с музыкальным сопровождением, карточки для  работы, портреты поэтов:  И.С. Никитина, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, Е.А.Баратынского, А.Н.Плещеева, А.С.Пушкина, С.А.Есенина, И.А.Бунина; книги русских поэтов; карточки со словами "рифма", "интонация", "поэзия","олицетворение", "метафора"; рисунки учащихся к произведениям русских поэтов; карточки со словами для речевой разминки;  смайлики настроений, толковый словарь русского языка С.И Ожегова, оценочный лист.

Организация рабочих мест: на столах  карточки – задания, оценочный лист; смайлики настроений;  учебник "Литературное чтение" (авт. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий)

                 

                                                         Ход урока:

I. Организационный момент.

 -  Все ли готовы к уроку? Передадим хорошее настроение своему соседу по парте- обмен смайликами.

- Как вы думаете, ребята, что нам пригодится для успешной работы на уроке?  (ответы учащихся:  знания, умение рассуждать, взаимовыручка и самооценка)

- Улыбнёмся друг другу. Желаю всем удачи на уроке литературного чтения.

 

II. Актуализация опорных знаний.  

  1. Возникновение проблемной ситуации.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Сегодня мы завершаем путешествие по  разделу «Поэтическая тетрадь». Давайте вспомним, что такое поэзия? (Ответы детей: Стихотворное  творчество;  стихи, написанные поэтами)

- Прочитайте предложения.

Поэзия летнего утра.
Поэзия зимнего дня.
Поэзия родной природы.

- Замените слово "поэзия" словом красота. Прочитайте предложения.

- Что вы теперь скажете о поэзии?

2. Работа со словарем

- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. «Поэзия» из словаря С.И.Ожегова: изящество и красота, возбуждающее чувство очарования.

-Известный педагог Василий Сухомлинский писал:

 «Кто был  глух к природе с детства, в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и просто человечность».

3. Сообщение темы урока

- Какая проблема вытекает из этого высказывания? (Проблема человечности, красоты)

- Как вы думаете, можно ли её решить? Кто нам её может помочь  решить?  (поэты)

- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Дети называют тему урока.

<Слайд 1>

 «Стихи русских поэтов о природе в разные времена года».

 <Слайд 2> (портреты поэтов)

   III. Постановка учебной задачи. 

  1. Цели и задачи урока

- Итак, сегодня мы вспомним стихи русских поэтов о природе, поговорим о  средствах и приёмах  лирического произведения, позволяющие развивать у нас чувства чуткого отношения к красоте родной природы, Родине.

IV. Обобщение знаний.

  1. Выявление познавательного интереса

-   В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем времена года… Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют времена года поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей. Сегодня на уроке мы вместе с поэтами, художниками и композиторами расскажем сказку о временах года.

- Музыка Свиридов «Метель». Сошлись как-то вместе четыре волшебника - живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; Сошлись и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: "Оно высоко в небе живет, много чудесного на своем веку повидало, пусть и рассудит нас".Согласилось солнышко быть судьей. Принялись живописцы за дело.

 <Слайд 3>-  Первой вызвалась написать картину Зимушка - Зима. "Только солнышко не должно глядеть на мою работу, - решила она. - Не должно видеть её, пока не закончу".

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день все разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.

- А теперь давайте послушаем, какой увидели поэты зимнюю природу.

 <Слайд 4>--Давайте вместе прочитаем.

-Скажите, это стихотворение? Почему? (рифма, интонация) вывешиваются слова

2. Выразительное чтение стихов наизусть

А какие у вас есть любимые стихи о зиме?

<Слайд 5>-- ( А.С.Пушкин«Вот север тучи нагоняя»)

Найдите в стихотворении олицетворение? Что такое олицетворение? Метафора?(  слова на доске)

<Слайд 6-7>-- С.А.Есенин «Белая берёза» »

-Найдите сравнения, эпитеты, олицетворение? (слово на доске)

<Слайд 8-9>-- Музыка П.И.Чайковский «Апрель»

 Приступил к работе другой художник - Весна-Красна. Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берез, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные сережки.

День за днём все наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала синие цветы подснежника, медуницы.

Все оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток. Первые пчелы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и на полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки. Пусть Солнышко поглядит да порадуется, как все оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?

- Каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене времен года. Наступило самое долгожданное время года - весна.

<Слайд 10-11> Учитель читает. Обмен впечатлениями. -Какие чувства вызывают у вас эти стихи?

-Какие  картины весны мы видим?

<Слайд 12-14> Чтение стихов учащимися. А.Плещеев «Уж тает снег…», И.Бунин «Прошли дожди». Обмен впечатлениями.- Найдите метафору в стих И.Бунина.

V.  Минутка отдыха. Музыка  Чайковский «Апрель»

  - Настала минутка отдыха. Представьте, что вы часть природы, также летите,  как снежинки, кружите, как листики и как дождик капаете по крышам.

<Слайд 15 >  Музыка Чайковский «Июнь».

3.Выявление читательского опыта.

 Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую картину бы ему нарисовать, и решило: "Возьму-ка я краски попроще, да это посочнее" Так и сделало. Сочной зеленью расписало лето весь лес; зеленой краской покрыло луга и горы. Только для речек и озер взяло выбрало ярко-синюю. Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши. В лесу под кустами рассадило много-много разных грибов

Весело зеленеют кусты. А до чего хороши на них ягодки - крупные, сладкие. А на сочных лугах затеяло Лето веселый сенокос: в душистые копны сена улеглись полевые цветы. Зеленые копны сена в лугах; золотые поля хлебов; румяные яблоки в саду: Хороша картина жаркого Лета! Можно её и Красному солнышку показывать.

<Слайд 16-19 >  -Послушаем стихи о лете.

-Какое настроение вызывают стихи? Как вы понимаете слова поэта «душистых опахал», «снотворный звон»?

<Слайд 20-21>   Музыка Чайковский «Октябрь».

- Для своей работы взяла Осень самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Березы и клены покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба. Потянулись на небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток: Улетают птицы в теплые страны. А звери по-своему, по-звериному, готовятся к холодам.

Спешит, торопится Осень, все новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем пестрый убор листвы. Невеселая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна осень своей работой, можно и её Красному Солнышку показывать.

- У кого из поэтов осень была любимым временем года?  (А.С.Пушкин)-  Как он её называл?(Унылая пора, очей очарованье…)

- Какие стихи об осени вы  приготовили?

<Слайд 22> 

Н.Рубцов «Сентябрь»  - Какое настроение вызывает стихотворение? Как поэт называет осень? (праздник на златогривых конях). Кто такие златогривые кони?

<Слайд 23-25> Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной». – О чём сожалеет поэт? Что его радует?

VI.  Работа в парах на карточках.

-Восстановить строки  стихотворения поэта, вставив подходящие эпитеты? Кто автор этих строк? (С.А.Есенин) . Проверка. Чтение четверостиший.

 

VII. Рефлексия деятельности (итог урока).  

1. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и товарища.

- Кто же выиграл в споре времён года? Никто не выиграл в этом споре. Так и трудятся по очереди четыре волшебника- живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. И у каждого из них по-своему все хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: Белый сверкающий снег или пестрый ковер весенних цветов, сочная зелень Лета или желтые, золотистые краски Осени?

А может быть все хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам - живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черед. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.

- Итак, каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене года.

-  Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё? Человек может быть счастлив только тогда, когда он живёт в гармонии с природой. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Любите природу и свою Родину!

- Что на уроке у вас хорошо получалось?( оценивание своей деятельности- оценочные листы)

- Над чем ещё надо поработать?

- Обратите внимание на выставку книг. Произведений русских поэтов о природе очень много. Я думаю, вы ещё не раз воспользуетесь лирическими произведениями и продолжите их чтение дома.

2. Работа со смайликами настроений.

- Покажите какое  сейчас у вас  настроение  и хочу поблагодарить всех за хорошую работу.

 

Оценочный лист

Работа на уроке литературного чтения

Баллы

1.

Выразительное чтение стихотворения

2.

Чтение наизусть

3.

Ответы на вопросы

4.

Карточки-задания

Всего

Оценочный лист

Работа на уроке литературного чтения

Баллы

1.

Выразительное чтение стихотворения

2.

Чтение наизусть

3.

Ответы на вопросы

4.

Карточки-задания

Всего

РИФМА

ИНТОНАЦИЯ

ПОЭЗИЯ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ЭПИТЕТ

МЕТАФОРА

Карточка- задание

Восстановите стихотворения поэта, вставляя подходящие эпитеты. Назовите  автора этих строк?

  1. Черёмуха (   ….                     ),

Развесившись, стоит,

А зелень (                                )

На солнышке горит.

  1. Загорелась зорька (                          )

В небе (                                            )

Полоса явилась (                        )

В своём блеске (                         ).

Карточка- задание

Восстановите стихотворения поэта, вставляя подходящие эпитеты. Назовите автора этих строк?

  1. Черёмуха (   ….                     ),

Развесившись, стоит,

А зелень (                                )

На солнышке горит.

  1. Загорелась зорька (                          )

В небе (                                            )

Полоса явилась (                        )

В своём блеске (                         ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....

Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс А Митта. Шар в окошке

Программа "Школа XXI века". Конспект и презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема: А Митта "Шар в окошке"....

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...