III. Объяснение нового материала с попутным закреплением (32 мин) | Сегодня мы прочитаем стихотворения еще одного очень известного поэта, который много писал для детей. И вы знакомы с ним. Но я не буду сама называть его фамилию, а предоставлю вам возможность самим назвать его. Для этого, я раздам каждому из вас карточки. Вы видите табличку с буквами. Некоторые буквы там повторяются. Ваша задача зачеркнуть все повторяющиеся буквы и тогда вы получите фамилию писателя.
Так какая же фамилия у вас получилась? Верно! Кто помнит, а как зовут Михалкова? (показ портрета) А с каким его последним произведением мы познакомились? Один известный французский писатель А. де Сент-Экзюпери сказал: «…все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Сергей Владимирович Михалков, несмотря на то, что был взрослым человеком, в душе всегда оставался ребёнком. Наверное, поэтому его стихи так нравятся маленьким слушателям. А как же ему это удавалось? Оказывается, у поэта был свой секрет. Ребята, а у вас есть свои секреты? А что такое секрет?
Действительно, ребята. Секрет - это то, что держится в тайне, скрывается от других. Вы хотите узнать, какую тайну держит в секрете Сергей Владимирович Михалков? Тогда давайте прочитаем его стихотворение. Откройте учебники на стр. 32. Ребята, сейчас я прочитаю это стихотворение, а вы внимательно слушайте и следите по книге. Не забывайте обращать внимание на интонацию, паузы. Можете делать себе пометки карандашом. Учитель читает стихотворение «Мой секрет».
О какой «удивительной Стране» идёт речь? Какими ещё словами называет поэт эту Страну?
Как вы понимаете слова: ФАНТАЗИЯ -
ПРОКАЗЫ -
ЗАТЕЯ -
ДЕРЖАВА -
Ребята, а кто обычно живёт в Стране Фантазий?
Почему стихотворение названо «Мой секрет»?
Раскрывает ли нам секрет С. Михалков? Найдите ответ в тексте.
А давайте сами попробуем раскрыть его тайну. Найдите в тексте строчки, где говорится, что брал с собой в дорогу автор, когда отправлялся в удивительную Страну Фантазий.
Что обозначает слово багаж?
Как эти обычные вещи помогали автору попасть в Страну Фантазий и Проказ и озорных Затей?
Верно, ребята! Именно так автору удавалось возвращаться в страну Детства. Прочитайте про себя четыре первых четверостишья и подумайте, какое настроение было у автора?
А почему у него такое настроение?
Найдите слова из текста, подтверждающие ваш ответ.
Дочитайте текст до конца. Изменилось ли настроение писателя? Почему?
Как мы будем читать эту часть стихотворения? А сейчас, ребята, я даю вам минутку на то, чтобы вы подготовили выразительное чтение этого стихотворения. Давайте начнем. Помните, что вначале мы читаем с сожалением, а затем – с уверенностью, надеждой и радостью.
Итак, ребята, сейчас мы с вами побывали в поэтической Стране Фантазий, созданной С. Михалковым. Как, по - вашему, существует ли такая Страна Фантазия? Где она находится?
Ребята, а сейчас посмотрите на доску. Вам нужно выбрать положительные качества, которые должны быть у человека Качества на доске: Смелость, трусость, лень, трудолюбие, сила воли.
Отлично! Человек должен быть смелым, трудолюбивым и иметь силу воли. А что такое сила воли?
Сила воли - это черта характера человека, в зависимости от уровня которой человек может управлять своими поступками. И сейчас мы узнаем, как воспитывать в себе силу воли. Жил на свете один человек, который неустанно работал над собой. Это Сергей Михалков. Он посвящал вам, дети, все свое творчество и мечтал, чтобы и вы поступали также. Ребята, сейчас я прочитаю это стихотворение, а вы внимательно слушайте и следите по книге. Не забывайте обращать внимание на интонацию, паузы. Можете делать себе пометки карандашом. Учитель читает стихотворение «Сила воли». Ребята, о ком или, о чем это стихотворение?
Почему он борется с этим чувством?
А как вы думаете, сумеет ли мальчик преодолеть свой страх?
Найдите в тексте и прочитайте, как герой боролся со своим страхом?
Нравится ли вам герой этого стихотворения? Почему? Похож ли он на вас? Прочитайте это стихотворение самостоятельно. А теперь прочитаем стихотворение выразительно. Ребята, а приходилось ли вам воспитывать в себе силу воли? Если да, то расскажите в каких случаях. |
Выполняют задание. ы | м | я | р | и | з | ю | е | х | ш | ъ | а | с | ш | л | ы | б | с | ъ | к | д | я | о | р | б | д | з | в | е | ю |
Михалков.
Сергей Владимирович.
«Новогодняя быль». Слушают учителя.
Да/нет. Секрет - это что-то личное, сокровенное, то что знаешь только ты.
Да.
Слушают учителя, следят по книге.
Страна Фантазия. Страна Проказ и озорных Затей, Держава Детства.
Это мечта; нечто надуманное, неправдоподобное. Это какие -то шалости, проделки.
Это задуманное дело, замысел. Независимое самостоятельное государство. Дети.
Потому что у автора есть свой секрет - это страна Детства. Нет, не раскрывает. Но свой секрет я не открою вам…
Зачитывают из текста: Мне стоит лишь собрать багаж! А долго ли собрать Бумагу, ручку, карандаш И общую тетрадь? Багаж - это вещи, разные вещи пассажиров.
Когда Михалков начинал писать стихи, то он мысленно возвращался в своё детство.
Грустное, печальное, беспокойное.
Когда люди взрослеют, то они навсегда прощаются со страной Детства. От этого автора грустно. Находят ответ в тексте.
Да. Он мог вернуться в эту страну. С радостью, с надеждой.
Читают про себя.
Читают стихотворение по очереди.
Да, существует. Она находится у нас в мечтах.
Выходят к доске, выбирают положительные качества: смелость, трудолюбие, сила воли.
Сила воли - это терпение, старание, мужество, целеустремленность, упрямство. Слушают учителя.
Слушают учителя, следят по книге.
О мальчике, который боится спать в темноте, но борется с этим чувством.
Потому что, если всего бояться, то можно стать трусом, а он этого не хочет.
Да, потому что он борется со своим страхом, воспитывает в себе силу воли.
Находят в тексте, зачитывают.
Высказывания учеников.
Читают самостоятельно. 1-3 ученика читают выразительно.
Высказывания учеников. |