Внеклассное мероприятие в 4 классе "Чудесные открытия в творчестве А.А.Фета"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Сценарий внеклассного мероприятия в 4 классе по творчеству А.А.Фета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_urok_fet.docx24.09 КБ
Файл urok_fet.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 4 классе

«Чудесные открытия в творчестве А.А.Фета»

Слайд 1

Приветствие.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь ваш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит!

Мотивация к действию.

Чтение в технике «Прыжки» (в это время раздать таблицы «Карточка открытий»)

Форма урока: Урок-исследование.

Нам предстоит выявить особенности творчества еще одного русского поэта. Но прежде чем мы начнем этот разговор, давайте проведем мозговой штурм и вспомним уже известных нам авторов и особенности их творчества (Пушкин, Жуковский, Лермонтов) (кластер с фото)

Узнать фамилию нового автора нам поможет корректурная проба.

Инструкция:

Третий ряд подчеркивает букву «Т»

Второй ряд обводит букву «Е»

Первый ряд зачеркивает букву «Ф»

На выполнение задания дается одна минута.

Выписать буквы на доске, начиная с первого ряда.

Давайте прочитаем фамилию, которая у нас получилась (Фет)

Открывается карточка с фото

Можем ли мы сейчас что-то сказать об особенности его творчества? (Нет)

Эта проблема станет темой нашего урока. «Чудесные открытия в творчестве А.А.Фета»

Слайд 2

Слайд 3

Цель: выявление особенностей творчества А.А.Фета

Для достижения этой цели нам предстоит решить следующие учебные задачи:

  • Совершенствование умения анализировать поэтический текст
  • Развитие умения эмоционально откликаться на художественное слово
  • Развитие познавательной активности, творческого воображения и речи

При изучении творчества писателей мы всегда говорим об их биографии.

Самостоятельная работа.

Стр.226 читают статью до слов «более всего».

Записывают в карточку «Я узнал, что…»

Читают, у кого что получилось. Учитель обобщает ответы.

Для того чтобы собрать корзину идей по направлению творчества А.А.Фета, посмотрите на следующий слайд.

Слайд 4

Как вы думаете, о чем писал Фет? (о природе). А как называются картины природы в литературе? (пейзаж).

Стихотворения о природе – это пейзажная лирика.

Посмотрите внимательно на эти пейзажи. Какая еще особенность в них прослеживается? (времена года).

Ученик: Афанасий Фет известен нам, прежде всего, как чудесный мастер пейзажа. Строки его поэзии удивительным образом передают красоты природы, запечатленной в разные времена года и дня. Его стихотворения, чрезвычайно образные и живописные, заставляют каждого читателя увидеть перед своим внутренним взором пейзажи полей, лесов, виды радуги, облачных небес и восходящего солнца.
Некоторые строки Фета вошли в сокровищницу отечественной поэзии и знакомы практически каждому.

Работа с учебником.

Стр. 226 коллективное чтение стихотворения «Чудная картина»

Слайд 5

Для того чтобы лучше разобраться в содержании стихотворения давайте обратим внимание на особенности его построения.

Работа по рядам.

Первый ряд определяет количество предложений в тексте. (одно) - №1 в таблице

Второй ряд называет предметный ряд.

Третий ряд называют прилагательные.

Вопрос для всех.

О каком времени года говорится в стихотворении? (зима) - №2 в таблице

Какая часть речи отсутствует в стихотворении? (глагол)

Записать в таблицу №3 - Нет глаголов.

Но отсутствие глаголов не делает картину стихотворения неподвижной. Найдите существительное, которое помогает понять, что все живет и находится в движении. (Бег)

Обратите внимание на второе четверостишье. Какой звук чаще всего там встречается? (звук «С»). Это средство художественной выразительности называется Аллитерация. (Записывают в таблицу №4).

Как вы думаете, для чего автор использует данный прием? (это придает легкость строке и передает ощущение света).

В работе с лирическими произведениями мы обращаем внимание на рифмы. Определите вид рифмовки во втором четверостишье. (Перекрестная). (Записывают в таблицу №5)

Так же во всех стихотворениях присутствует ритм (чередование ударных и безударных слогов). Давайте рассмотрим первую строку первого четверостишья. (Учитель рисует схему, отхлопывает ритм). Данный ритм относится к стихотворному размеру, который называется Хорей. (Записывают в таблицу №6).

Литература всегда имеет связи с другими областями искусства. Рассмотрим это на примере Литература и живопись. Как удалось поэту передать широту и простор изображенной картины?

Ученик:

«Белая   равнина» – это то, что человек видит перед собой.

«Полная луна», « свет небес высоких» – и свой взгляд мы переносим вверх, пространство расширяется до безоблачного неба.

«И блестящий снег» - наш взгляд скользит вниз.  

«И саней далеких одинокий бег» – и взгляд устремляется снова вдаль и останавливается на темной движущейся точке.

Таким образом достигается целостное восприятие пейзажа.

Для завершения работы над этим стихотворением рассмотрим еще одну связь литературы с искусством – Литература и музыка. Соединив это в единое целое, исполнение стихотворения может прозвучать в виде мелодекламации. 

Слайд 5 музыка

Ученик читает стихотворение под музыку.

Разминка для глаз

Работа с учебником.

В творчестве А.А.Фета мы выявили особенность пейзажной лирики, связанную с временами года.

Стр.227 коллективное чтение стихотворения «Весенний дождь»

Слайд 6

Словарная работа.

Фет пишет о весеннем дожде, а каким еще бывает дождь? (грибной, проливной, холодный, летний, осенний и т.д.).

Давайте проведем анализ этого стихотворения.

Первый ряд составляет предметный ряд.

Второй ряд находит глаголы.

Третий ряд считает количество предложений в тексте. (три) - №1 в таблице

Вопрос для всех.

О каком времени года говорится в стихотворении? (весна) - №2 в таблице

Стихотворение называется «Весенний дождь». Встречается ли слово «дождь» в тексте? (нет).

Записывают в таблицу №3 – Нет слова «дождь».

А как автор называет дождь? (что-то). Для чего он это делает? (вносит ощущение нераскрытой тайны). Как называется этот художественный прием? (олицетворение) - №4 в таблице

Народная примета: воробьи купаются в пыли – к дождю.

Давайте определим рифму данного стихотворения. (Перекрестная). Записывают в таблицу №5

Учитель отхлопывает ритмический рисунок, называет стихотворный размер. (Ямб). Записывают в таблицу №6

Ученик читает стихотворение наизусть

Литература и музыка (релаксация)

Слайд 6 музыка

Литература и живопись. Картина Ф.Васильева «Мокрый луг».

Слайд 7

Какие изменения может внести весенний дождь в природу? (Свежесть, обновление и т.д.).

Мнемотехника.

Давайте посмотрим, что может помочь выучить стихотворение наизусть?

Слайд 8

Коллективное чтение таблицы.

Рефлексия (Подведение итогов по карточке) (сравнительный анализ)

Какие же чудесные открытия, связанные с творчеством А.А.Фета, мы сделали?

…..

Слайд 9

Коллективное чтение

И пока святым искусством радуется свет

Будет дорог нежным чувствам вдохновенный Фет!

Коллективное чтение со слайда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие в 4 классе Учитель Ларичева О.В.

Слайд 2

«Чудесные открытия в творчестве А.А.Фета» Урок-исследование

Слайд 3

Цель урока: Выявить особенности творчества А.А.Фета Задачи: Совершенствовать умение анализировать поэтический текст Развить навык эмоционально откликаться на художественное слово Научиться видеть связь литературы с другими видами искусства

Слайд 5

«ЧУДНАЯ КАРТИНА»

Слайд 6

«ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ»

Слайд 9

И пока святым искусствам Радуется свет, Будет дорог нежным чувствам Вдохновенный Фет. К.М.Фофанов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Шаукат Галиев и его творчество" на татарском языке

3 класста әдәби уку дәресеннән класстан тыш уку дәресенә план-конспект Максат: укучыларда шигърият белән кызыксыну тәрбияләү...

внеклассное мероприятие по чтению (устное народное творчество. Фольклор).

внеклассное мероприятие с участием родителей, которое расширеяет кругозор детей об истории и быте русского народа.Это мероприятие закрепляет знания учащихся о жанрах устного народного творчества....

Творчество А.А. Фета

Климанова. "  Школа  России"....

Внеклассное мероприятие по литературному чтению, посвящённое творчеству К.И. Чуковского. 3 класс

Закрепить знания о творчестве К.И. Чуковского в виде конкурсной программы. Формировать навыки осознанного выразительного чтения, развивать речь, воображение, мышление, интеллектуальные, познавательные...

Внеклассное мероприятие по математике «Открытие недели математики»

Внеклассное мероприятие по математике «Открытие недели математики»...

Конспект внеклассного мероприятия по теме «Устное народное творчество»

Внеклассное мероприятие по  теме «Устное народное творчество». Игра-путешествие....

Внеклассное мероприятие для 4 класса, посвящённое творчеству С.А.Есенина.

Данное внеклассное мероприятие посвящено творчеству С. А. Есенина.Цели мероприятия:-формировать у учащихся представление о поэзии С. А. Есенина и её художественном своеобразии, знакомить с биографией...