Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке.
картотека по чтению (1 класс)
Предлагаю для работы рабочую программу для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_na_rodnom_russkom_yazyke.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
− ФГОС начального общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ от 06.10.2009 г. № 373);
− приказ Минобразования РФ № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» от 31 декабря 2015 г.;
− примерные программы начального общего образования по учебным предметам общеобразовательных учреждений. Литературное чтение.
Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирует ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.
Литературное чтение на родном (русском) языке как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту произведениями фольклора и художественными произведениями русских классиков способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Произведения русских писателей, входящие в круг чтения детей, развивает у учащихся умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения на родном (русском) языке является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе являются:
– понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
– осознание значимости чтения на родном языке для личного развития;
– развитие диалогической и монологической речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Для достижения поставленных целей изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе необходимо решение следующих задач:
– развивать умение использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать специфику и содержание различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
– воспитывать осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
– способствовать достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, овладению техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
В системе предметов начального цикла литературному чтению на родном (русском) языке отводится особая роль, поскольку он не только предмет обучения, но и мощное средство воспитания и развития ребёнка. Родная (русская) литература имеет в своем арсенале огромный потенциал духовных ценностей. Язык художественного произведения, художественное слово, изобразительно-выразительные средства художественной речи выступают в качестве общекультурной среды для школьников. Воспитывающий потенциал литературы позволяет сформировать у младших школьников базовые нормы гражданской и духовно-нравственной культуры.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Литературное чтение на родном (русском) языке способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях русской народной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты русский писателей и поэтов. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как созвучных словах, находящихся в конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности.
На уроках литературного чтения на родном (русском) языке продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, учащиеся задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения на родном (русском) языке, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 1 классе учебным планом МОУ «ЦО «Тавла» - СОШ №17» отводится 16 часов. Изучение начинается с 1 полугодия, 1 час в 2 недели.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Одним из результатов обучения литературному чтению на родном (русском) языке является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя, как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения учебного предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в начальной школе являются:
− формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
− формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
− овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Метапредметными результатами освоения учебного предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в начальной школе являются:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
− овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; освоение умений осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
− овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
− готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; стремление излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметными результатами освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе являются:
– понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
– осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
– использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
– достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
– осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности.
Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух.
Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным (в случае необходимости) подчеркиванием случаев расхождения произношения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания.
Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью. Чтение по ролям, чтение по цепочке. Чтение про себя коротких фрагментов текста.
Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.
Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.
Литературоведческая пропедевтика.
Малые фольклорные жанры. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения (пословицы, колыбельные песни, загадки, небылицы).
Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение, сказка. Практическое различение.
Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.
Знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство со стихотворными произведениями русских поэтов.
Средства выражения авторского отношения к изображаемому: название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки.
Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.
Элементы творческой деятельности учащихся.
Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса – нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств – мимики, движений, жестов (чтение вслух пословиц, колыбельных песен, загадок, небылиц).
Чтение по ролям отрывков из прозаических авторских произведений.
Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (пословиц, колыбельных песен, загадок, небылиц).
Круг чтения.
Малые жанры фольклора. Русские малые фольклорные жанры (пословицы о родном крае, колыбельная песня «Уж ты, Котенька, Коток», потешки про дождик и солнышко, загадки о временах года, небылица «Лает кошка из лукошка»).
Русские народные сказки. «Бобовое зернышко», «Гуси-Лебеди».
Поэзия. Стихи о Родине: Г. А. Ладонщиков «С добрым утром!», В. Н. Орлов «Здравствуй, Родина моя», В. А. Степанов «Что мы Родиной зовём», Савватий «Азбуковное учение» (в переводе).
Проза. К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Л. Н. Толстой «Филиппок», «Два товарища», М. М. Пришвин «Ёж», В. А. Осеева «Хорошее», «На катке», «Три товарища».
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» на уровне начального общего образования у учащихся к концу 1 класса будут сформированы следующие знания, умения и навыки.
Ученик научится:
– осознавать малые фольклорные жанры как кладезь богатства родного русского языка;
– узнавать и сравнивать различные произведения малых жанров;
– читать произведения плавно, целыми словами;
– отгадывать загадки на основе ключевых слов текста загадки, сочинять загадки, небылицы;
– отвечать на вопросы по содержанию текста художественного произведения, называть героев произведения и причины совершаемых ими поступков (обсуждать прочитанное);
– пересказывать произведение подробно на основе картинного плана или по памяти;
– осознавать понятие «родина», иметь представления о проявлении любви к Родине в стихотворных произведениях;
– находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины созданные им;
– наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений;
– выразительно читать произведение;
– слушать текст в чтении учителя; на слух определять известную и неизвестную информацию; находить нужную информацию в соответствии с заданием;
– определять тему произведения и главную мысль; соотносить содержание произведения с пословицами;
– совершенствовать монологическую речь;
– использовать приемы интонационного объединения слов в предложения; демонстрировать интонацию (мелодику) в конце повествовательного предложения (понижение), интонацию повышения на смысловом центре вопроса;
– читать по ролям, отражая характер героя произведения; участвовать в работе группы, обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения;
– прогнозировать содержание произведения по заглавию;
– определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).
– осознавать значение книги для прошлого, настоящего и будущего.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Дата | |
план | факт | |||||
1. | Русский язык – родной язык русского народа. | 1 ч | Русские малые фольклорные жанры (пословицы о родном крае, колыбельная песня «Уж ты, Котенька, Коток», потешки про дождик и солнышко, загадки о временах года, небылица «Лает кошка из лукошка»). | Осознавать малые фольклорные жанры как кладезь богатства родного русского языка. Уметь узнавать и сравнивать различные произведения малых жанров. Читать произведения плавно, целыми словами, при повторении – читать выразительно. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов текста загадки, сочинять загадки, небылицы. | 02.09-06.09 | |
2. | Сказка – мудрость русского народа. | 1 ч | Русские народные сказки «Бобовое зернышко», «Гуси-Лебеди». | Иметь представления об особенностях национального этикета и общения людей. Отвечать на вопросы по содержанию сказок. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана или по памяти. | 16.09-20.09 | |
3. | Сказки авторские и народные. | 1 ч | «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». | Читать известные сказки. Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке. Соотносить книги и рисунки, книги и текст. Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем. | 30.09-04.10 | |
4. | Произведения народного творчества. | 1 ч | Русские народные песенки. Небылицы. | Принимать учебную задачу урока. Читать и сочинять небылицы. Рисовать рисунки к русским народным песням. Объяснять смысл слов. | 14.10-18.10 | |
5. | «Что мы Родиной зовем». | 1 ч | Стихи о Родине Г. А. Ладонщиков «С добрым утром!» В. Н. Орлов «Здравствуй, Родина моя» В. А. Степанов «Что мы Родиной зовём» | Осознавать понятие «родина», иметь представления о проявлении любви к Родине в стихотворных произведениях. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Выразительно читать понравившееся стихотворение. | 04.11-08.11 | |
6. | Книги, по которым учились наши предки. | 1 ч | Савватий «Азбуковное учение» (в переводе), Л. Н. Толстой «Филиппок» | Осознавать значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Слушать текст в чтении учителя; на слух определять известную и неизвестную информацию. Обсуждать прочитанное. Находить нужную информацию в соответствии с заданием. | 18.11-22.11 | |
7. | «Сам погибай, а товарища выручай». | 1 ч | Л. Н. Толстой «Два товарища» | Определять тему произведения и главную мысль. Совершенствовать монологическую речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения). Соотносить содержание произведения с пословицами. | 02.12-06.12 | |
8. | «Худо тому, кто добра не делает никому». | 1 ч | В. А. Осеева «Хорошее», «На катке» | Использовать приемы интонационного объединения слов в предложения. Демонстрировать интонацию (мелодику) в конце повествовательного предложения (понижение), интонацию повышения на смысловом центре вопроса. | 16.12-20.12 | |
9. | «Вместе тесно, а врозь скучно». | 1 ч | К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»; В. Осеева «Три товарища» | Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Участвовать в работе группы, обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. | 13.01-17.01 | |
10. | Ребятам о зверятах. | 1 ч | М. М. Пришвин «Ёж» | Прогнозировать содержание произведения по заглавию. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). | 27.01-31.01 | |
11. | Рассказы для детей. | 1 ч | Л. Н. Толстой «Косточка». В. А. Осеева «Кто наказал его?». | На основе названия текста определять его содержание. Читать текст самостоятельно. Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием. Назвать героев произведения. Находить и называть понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух. Выбрать возможный для чтения по ролям отрывок текста самостоятельно. Разыграть фрагмент текста по ролям. | 10.02-14.02 | |
12. | Волшебный мир детства. | 1 ч | Сказки К. Чуковского. | Читать известные сказки. Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке. Соотносить книги и рисунки, книги и текст. Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем. | 02.03-06.03 | |
13. | Я и мои друзья. | 1 ч | Стихи, рассказы Н. Носова, В. Драгунского. | Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Сравнивать рассказ и стихотворение (что общее и чем различаются). Определять героев произведения. Распределять роли. Разыгрывать диалог. | 16.03-20.03 | |
14. | О братьях наших меньших. | 1 ч | Рассказы В. Бианки. | Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. | 06.04-10.04 | |
15. | Природа и человек. | 1 ч | Стихи и рассказы: С. Романовский, А. Плещеев. | Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Сравнивать рассказ и стихотворение (что общее и чем различаются). Определять героев произведения. Распределять роли. | 20.04-24.04 | |
16. | И в шутку и всерьёз. | 1 ч | Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, О. Дриза, О. Григорьева. | Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. | 04.05-08.05 18.05-22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Фе...
Рабочая программа по курсу" Литературное чтение на родном ( русском) языке
Данный курс направлен на достижение предметных результатов в предметной области « Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке», включающих понимание роли чтения, использование...
Рабочая программа по курсу" Литературное чтение на родном ( русском) языке
в данном материале представлено структуирование рабочей программы по курсу " Литературное чтение на родном( русском ) языке и календарно-тематическое планирование данного курса из расчета 1 ч в н...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-п...
Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 класс
Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 классСоставлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Алексан...
Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 класс
Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 классСоставлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ № 3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Алекса...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 2 класса
Данная рабочая программа разработана для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России» НОО, и рассматривает работу по учебнику «Литературное чтение 2 класс» Л.Ф. Климано...