Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке.
картотека по чтению (1 класс)

Маркова Марина Юрьевна

Предлагаю для работы рабочую программу для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_na_rodnom_russkom_yazyke.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

− Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

− ФГОС начального общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ от 06.10.2009 г. № 373);

− приказ Минобразования РФ № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» от 31 декабря 2015 г.;

− примерные программы начального общего образования по учебным предметам общеобразовательных учреждений. Литературное чтение.

Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирует ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.

Литературное чтение на родном (русском) языке как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту произведениями фольклора и художественными произведениями русских классиков способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Произведения русских писателей, входящие в круг чтения детей, развивает у учащихся умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения на родном (русском) языке является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе являются:

– понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

–  осознание значимости чтения на родном языке для личного развития;

– развитие диалогической и монологической речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Для достижения поставленных целей изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе необходимо решение следующих задач:

– развивать умение использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать специфику и содержание различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

– воспитывать осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

– способствовать достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, овладению техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных  и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

В системе предметов начального цикла литературному чтению на родном (русском) языке отводится особая роль, поскольку он не только предмет обучения, но и мощное средство воспитания и развития ребёнка. Родная (русская) литература имеет в своем арсенале огромный потенциал духовных ценностей. Язык художественного произведения, художественное слово, изобразительно-выразительные средства художественной речи выступают в качестве общекультурной среды для школьников. Воспитывающий потенциал литературы позволяет сформировать у младших школьников базовые нормы гражданской и духовно-нравственной культуры.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Литературное чтение на родном (русском) языке способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях русской народной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты русский писателей и поэтов. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как созвучных словах, находящихся в конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности.

На уроках литературного чтения на родном (русском) языке продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, учащиеся задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения на родном (русском) языке, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 1 классе учебным планом МОУ «ЦО «Тавла» - СОШ №17» отводится 16 часов. Изучение начинается с 1 полугодия, 1 час в 2 недели.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Одним из результатов обучения литературному чтению на родном (русском) языке является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя, как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения учебного предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в начальной школе являются:

− формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

− формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

− овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Метапредметными результатами освоения учебного предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в начальной школе являются:

–  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

–  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

− овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; освоение умений осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

− овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

− готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;  стремление излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметными результатами освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе являются:

– понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

– осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

– использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

– достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

– осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности.

Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух.

Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным (в случае необходимости) подчеркиванием случаев расхождения произношения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания.

Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью. Чтение по ролям, чтение по цепочке. Чтение про себя коротких фрагментов текста.

Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.

Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.

Литературоведческая пропедевтика.

Малые фольклорные жанры. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения (пословицы, колыбельные песни, загадки, небылицы).

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение, сказка. Практическое различение.

Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство со стихотворными произведениями русских поэтов.

Средства выражения авторского отношения к изображаемому: название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки.

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Элементы творческой деятельности учащихся.

Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса – нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств – мимики, движений, жестов (чтение вслух пословиц, колыбельных песен, загадок, небылиц).

Чтение по ролям отрывков из прозаических авторских произведений.

Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (пословиц, колыбельных песен, загадок, небылиц).

Круг чтения.

Малые жанры фольклора. Русские малые фольклорные жанры (пословицы о родном крае, колыбельная песня «Уж ты, Котенька, Коток», потешки про дождик и солнышко, загадки о временах года, небылица «Лает кошка из лукошка»).

Русские народные сказки. «Бобовое зернышко», «Гуси-Лебеди».

Поэзия. Стихи о Родине: Г. А. Ладонщиков «С добрым утром!», В. Н. Орлов «Здравствуй, Родина моя», В. А. Степанов «Что мы Родиной зовём», Савватий «Азбуковное учение» (в переводе).

Проза. К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Л. Н. Толстой «Филиппок», «Два товарища», М. М. Пришвин «Ёж», В. А. Осеева «Хорошее», «На катке», «Три товарища».

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате  изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» на  уровне  начального  общего образования  у  учащихся  к концу 1 класса будут  сформированы  следующие знания, умения и навыки.

Ученик научится:

– осознавать малые фольклорные жанры как кладезь богатства родного русского языка;

– узнавать и сравнивать различные произведения малых жанров;

– читать произведения плавно, целыми словами;

– отгадывать загадки на основе ключевых слов текста загадки, сочинять загадки, небылицы;

– отвечать на вопросы по содержанию текста художественного произведения, называть героев произведения и причины совершаемых ими поступков (обсуждать прочитанное);

– пересказывать произведение подробно на основе картинного плана или по памяти;

– осознавать понятие «родина», иметь представления о проявлении любви к Родине в стихотворных произведениях;

– находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины созданные им;

– наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать  ритмический рисунок разных стихотворений;

– выразительно читать произведение;

– слушать текст в чтении учителя; на слух определять известную и неизвестную информацию; находить нужную информацию в соответствии с заданием;

– определять тему произведения и главную мысль; соотносить содержание произведения с пословицами;

– совершенствовать монологическую речь;

– использовать приемы интонационного объединения слов в предложения; демонстрировать интонацию (мелодику) в конце повествовательного предложения (понижение), интонацию повышения на смысловом центре вопроса;

– читать по ролям, отражая характер героя произведения; участвовать в работе группы, обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения;

– прогнозировать содержание произведения по заглавию;

– определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

– осознавать значение книги для прошлого, настоящего и будущего.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

1.

Русский язык – родной язык русского народа.

1 ч

Русские малые фольклорные жанры (пословицы о родном крае, колыбельная песня «Уж ты, Котенька, Коток», потешки про дождик и солнышко, загадки о временах года, небылица «Лает кошка из лукошка»).

Осознавать малые фольклорные жанры как кладезь богатства родного русского языка. Уметь узнавать и сравнивать различные произведения малых жанров. Читать произведения плавно, целыми словами, при повторении – читать выразительно. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов текста загадки, сочинять загадки, небылицы.

02.09-06.09

2.

Сказка – мудрость русского народа.

1 ч

Русские народные сказки «Бобовое зернышко»,

 «Гуси-Лебеди».

Иметь представления об особенностях национального этикета и общения людей. Отвечать на вопросы по содержанию сказок. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана или по памяти.

16.09-20.09

3.

Сказки авторские и народные.

1 ч

«Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».

Читать известные сказки. Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке. Соотносить книги и рисунки, книги и текст. Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем.

30.09-04.10

4.

Произведения народного творчества.

1 ч

Русские народные песенки. Небылицы.

Принимать учебную задачу урока. Читать и сочинять небылицы. Рисовать рисунки к русским народным песням. Объяснять смысл слов.

14.10-18.10

5.

«Что мы Родиной зовем».

1 ч

Стихи о Родине

Г. А. Ладонщиков

«С добрым утром!»

В. Н. Орлов

«Здравствуй, Родина моя»

В. А. Степанов

«Что мы Родиной зовём»

Осознавать понятие «родина», иметь представления о проявлении любви к Родине в стихотворных произведениях. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать  ритмический рисунок разных стихотворений. Выразительно читать понравившееся стихотворение.

04.11-08.11

6.

Книги, по которым учились наши предки.

1 ч

Савватий «Азбуковное учение» (в переводе),

Л. Н. Толстой «Филиппок»

Осознавать значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Слушать текст в чтении учителя; на слух определять известную и неизвестную информацию. Обсуждать прочитанное. Находить нужную информацию в соответствии с заданием.

18.11-22.11

7.

«Сам погибай, а товарища выручай».

1 ч

Л. Н. Толстой «Два товарища»

Определять тему произведения и главную мысль. Совершенствовать монологическую речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения). Соотносить содержание произведения с пословицами.

02.12-06.12

8.

«Худо тому, кто добра не делает никому».

1 ч

В. А. Осеева «Хорошее», «На катке»

Использовать приемы интонационного объединения слов в предложения. Демонстрировать интонацию (мелодику) в конце повествовательного предложения (понижение), интонацию повышения на смысловом центре вопроса.

16.12-20.12

9.

«Вместе тесно, а врозь скучно».

1 ч

К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»;

В. Осеева «Три товарища»

Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Участвовать в работе группы, обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения.

13.01-17.01

10.

Ребятам о зверятах.

1 ч

М. М. Пришвин «Ёж»

Прогнозировать содержание произведения по заглавию. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

27.01-31.01

11.

Рассказы для детей.

1 ч

 Л. Н. Толстой «Косточка». В. А. Осеева «Кто наказал его?».

На основе названия текста определять его содержание. Читать текст самостоятельно. Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием. Назвать героев произведения. Находить и называть понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух. Выбрать возможный для чтения по ролям отрывок текста самостоятельно. Разыграть фрагмент текста по ролям.

10.02-14.02

12.

Волшебный мир детства.

1 ч

Сказки К. Чуковского.

Читать известные сказки. Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке. Соотносить книги и рисунки, книги и текст. Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем.

02.03-06.03

13.

Я и мои друзья.

1 ч

Стихи, рассказы Н. Носова, В. Драгунского.

Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Сравнивать рассказ и стихотворение (что общее и чем различаются). Определять героев произведения. Распределять роли. Разыгрывать диалог.

16.03-20.03

14.

О братьях наших меньших.

1 ч

Рассказы В. Бианки.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

06.04-10.04

15.

Природа и человек.

1 ч

Стихи и рассказы: С. Романовский, А. Плещеев.

Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Сравнивать рассказ и стихотворение (что общее и чем различаются). Определять героев произведения. Распределять роли.

20.04-24.04

16.

И в шутку и всерьёз.

1 ч

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, О. Дриза, О. Григорьева.

Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение.

04.05-08.05

18.05-22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования  по русскому языку, соответствующей Фе...

Рабочая программа по курсу" Литературное чтение на родном ( русском) языке

Данный курс направлен на достижение предметных результатов в предметной области « Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке», включающих понимание роли чтения, использование...

Рабочая программа по курсу" Литературное чтение на родном ( русском) языке

в данном материале представлено структуирование рабочей программы по курсу " Литературное чтение на родном( русском ) языке и календарно-тематическое планирование данного курса из расчета 1 ч в н...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса   на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-п...

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 класс

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 классСоставлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Алексан...

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 класс

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 классСоставлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ № 3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Алекса...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 2 класса

Данная рабочая программа разработана для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России» НОО, и рассматривает работу по учебнику «Литературное чтение 2 класс» Л.Ф. Климано...