Открытый урок по чтению "Весенние воды. Ф.Тютчев" 4 класс школа 8 вида
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока "Весенние воды. Ф.Тютчев"в форме творческой мастерской по чтению для 4 класса школы 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ptitsina.docx | 26.59 КБ |
karachentsev_-_vesennie_vody.pptx | 968.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Чтение и развитие речи
Класс: 4 Б
Тема урока. Ф. И. Тютчев. Весенние воды.
Дата: 08.04.2019г
Цель: формировать и развивать исследовательские навыки учащихся через работу с поэтическим текстом.
Задачи: - знакомство обучающихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды»;
- обучение анализу стихотворного произведения;
- развитие активного словаря, образного и логического мышления.
- воспитание любви к природе и русской поэзии.
Планируемые результаты:
- Поиск информации заданной в тексте.
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
- Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
- Участие в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
- Монологические высказывания по предложенной теме и заданным вопросам.
Оборудование: мультимедийная презентация; таблица «картинный план и партитура чувств»; информационный лист «Выразительные средства языка»; муз.запись романса Д. Хворостовского «Весенние воды», «Веснянка»; репродукция картины П. Караченцева «Весенние воды»; карточки с распределением ролей и советами для работы в группе, выставка книг со стихами о весне, рисунки детей к прочитанным произведениям.
Структура урока:
-Организационный момент,
-проверка домашнего задания,
-введение в тему урока,
-целеполагание урока,
-погружение в тему урока,
-рефлексия,
- домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Улыбнитесь друг другу. Именно такое настроение нам понадобится сегодня на уроке. Ребята, какое время года у нас сейчас за окном? На столах у вас целая поляна с весенними первоцветами, прочитайте названия этих цветов: здесь есть подснежники, пролески, весенники, мать-и-мачеха, медуница. Сегодня Мы будем работать с вами в группах, вы будете брать карточки с определенными цветами и выполнять задания, которые на них написаны. Первыми возьмите карточки с ПОДСНЕЖНИКАМИ, на них вы прочитаете обязанности, которые каждый из вас будет выполнять во время работы в группе. (На каждом столе лежит список обязанностей внутри группы.)
Роли:
1 группа:
Организатор – Шокурев Вадим
Чтец – Ожогина Евгения
Докладчик – Макиевская Елена
Роли:
2 группа:
Организатор – Зенкова Диана
Чтец – Суганяк Дарья
Докладчик – Морозов Слава
Теперь возьмите карточки с ПРОЛЕСКАМИ, на них написаны правила работы в группе, которые вы должны соблюдать во время нашего урока.
Запомни и соблюдай
простые правила:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
II. Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, какое задание вы получили на предыдущем уроке чтения?
Дети: Мы получили задание нарисовать рисунки к прочитанным произведениям из раздела «В стране чудес». (выставка на доске)
Учитель: у нас получилась вот такая выставка рисунков. На перемене вы рассмотрели рисунки своих товарищей, а теперь обсудите в группе и примите решение, чей рисунок заслуживает особого внимания. Назовите авторов этих работ.
- Ребята, чьи фамилии были названы, выйдите, пожалуйста, к доске.
- Расскажите, почему вы изобразили именно героев этих произведений в своих рисунках. (Учащиеся высказывают своё мнение о героях на своих иллюстрациях).
- Ребята, как мы их поблагодарим? (Можно подарить аплодисменты.)
III. Артикуляционная разминка.
1) Работа со скороговоркой.
Летит скворец – зиме конец. (на обратной стороне доски)
- прослушать со слов учителя;
- повторить самостоятельно несколько раз;
- произнести вслух.
2) На столах у групп лежат карточки с ВЕСЕННИКАМИ и, на которых написаны примеры из букв и слогов: (среди этих букв зачеркните повторяющиеся буквы и соедините оставшиеся в слова)
Г+РУ+А+ЧИ-У = ГРАЧИ
РУМ+ЧЬ+М+И = РУЧЬИ
- Какие слова у вас получились?
- О каком времени года напомнили нам эти слова? (о Весне)
III. Введение в тему урока
1. Вводная беседа учителя
Учитель: А вы знаете, как раньше зазывали весну наши прабабушки и прадедушки?
Прослушивание весенних закличек (звучит аудиозапись)
Идёт весна,
Весна - красна,
Открывай ворота…
Учитель: Обратите внимание на колокольчики, которые лежат у вас на партах. Позвените ими.
- Что вам напоминает звук колокольчика?
Дети: Журчание ручейка, капель, щебет птиц.
Учитель: Давайте под музыку попытаемся передать эти звуки. (Звучит мелодия «Веснянка», дети звенят колокольчиками.)
Учитель: А вы знаете, как поэты, художники, композиторы передают свои впечатления о весне?
Дети: Поэты всё увиденное и услышанное ими глубоко переживают и передают свои чувства в стихах, художники передают свои чувства при помощи кисти и красок. На стихи поэтов композиторы сочиняют музыку, а задача певца-исполнителя передать эти чувства при помощи голоса и интонации.
2. Прослушивание музыкального произведения
Учитель: А сейчас, внимательно послушайте музыкальное произведение - романс на стихи Федора Тютчева и музыку Сергея Рахманинова в исполнении певца Дмитрия Хворостовского и постарайтесь запомнить, какие картины вы увидите в своём воображении.
(Прослушивание музыкальной записи – романса в исполнении Д.Хворостовского «Весенние воды» в сопровождении мультимедийной презентации на тему «Весна») (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
3. Вопросы после прослушивания
Учитель: Какие чувства вы испытываете?
- Какие картины вы нарисовали в своём воображении?
- На стихи, какого поэта прозвучало это музыкальное произведение?
IV. Целеполагание урока
Учитель: Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?
Дети: Фёдор Тютчев о весне и т.д.
(Звучат высказывания детей, затем учитель корректирует тему урока).
Тема урока: Образ весны в стихотворении Фёдора Тютчева «Весенние воды». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель: Определим задачи урока.
(дети высказывают свои мнения, учитель фиксирует задачи на доске.)
Задачи урока:
- Прочитать стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».
- Найти в тесте слова, при помощи которых поэт рисует картину весны.
- Составить словарь настроений произведения.
V. Погружение в тему урока
Работа с текстом
Учитель: Ф. И. Тютчев – мастер пейзажной лирики. Его стихи – это зарисовки различных времён года. Стихотворение «Весенние воды» было написано в Мюнхене в 1930 году. (портрет Тютчева Ф.И.)
1. Самостоятельное чтение стихотворения
Учитель: Приступаем к решению 1 задачи урока. Прослушайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды». Во время прослушивания вы можете следить по листочку и обратите внимание на слова, значение которых вам будет непонятно.
(Звучит аудиозапись)
2. Лексическая работа.
Учитель: Какие слова вам непонятны?
Брег – берег.
Гласят – говорят.
Гонцы – первые приносят весть.
Хоровод – род массовой игры, обычно состоящей в круговом движении с пением и плясками.
Толпиться - собираться, скапливаться.
3. Анализ текста стихотворения
Учитель: Приступаем к решению 2 задачи урока. Сейчас нам предстоит провести исследование текста и определить выразительные средства, при помощи которых поэт изображает весну.
Задания вам даны по группам: возьмите карточки с цветами МАТЬ-И-МАЧЕХИ и прочитайте задание для своей группы.
1 группа:
- Прочитайте первое четверостишие и найдите слова-действия, которые описывают всё происходящее в природе весной.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Проверка:
Дети: Поэт использует слова-действия. В одном только этом четверостишии их 7.
Учитель: - Скажите, почему берег реки назван «сонным»? (ответы детей)
- Какую картину помогают нарисовать слова-действия в этом четверостишии. (Дети: Вся природа просыпается, всё происходит стремительно, быстро, шумно.)
2 группа:
- Прочитайте первый и второй столбик стихотворения и определите, о каких «гонцах» идёт речь во втором четверостишие?
Кто такие «гонцы»? (гонец – это человек, посылаемый куда-то со срочным известием)
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт,
Мы, молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Проверка:
Учитель: - Так о каких гонцах идёт речь?
Дети: Гонцы – это воды, которые бегут вперед весны и сообщают всем о её приходе.
Учитель: - Автор сравнивает воды с гонцами, которые и сообщают всем вокруг о приходе весны. (Сравнение - воды как гонцы).
Дети: Учитель: Последнее четверостишие давайте обсудим вместе.
Учитель: Прочитаем 3 четверостишие.
Весна идёт, весна идёт,
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!...
Учитель: Как поэту удаётся передать впечатление нарастания победы весны?
Дети: Повтор слов («Весна идёт, весна идёт»).
Учитель: Какие слова помогают нам понять, что автор наделяет Весну качествами одушевлённого предмета?
Дети: Слова «весна идёт».
Физминутка «Весна». (ВИДЕО)
Учитель: Теперь мы готовы перейти к решению нашей третьей задачи: составить словарь настроений произведения, т.е. понять, какое настроение передает нам автор в каждом четверостишии.
- Организаторы групп возьмите карточки с цветами МЕДУНИЦЫ.
4. Составление словаря настроений.
1) Работа с таблицей в группе
- Рассмотрите таблицу.
- Прослушайте ещё раз стихотворение по четверостишиям. (аудиозапись)
- Выразите словами чувства, какие вы испытываете при чтении.
- Запишите эти слова в таблицу.
Картинный план | Словарь настроений |
Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят… | Радость, бодрое настроение |
Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт, Мы, молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд!» | Радость, восторг |
Весна идёт, весна идёт, И тихих, тёплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!... | Нарастание радости |
Слова-помощники: радость, удивление, восторг, бодрость, разочарование, веселье, грусть, тоска, печаль, спокойствие, негодование, отчаяние.
2) Фронтальная проверка составления словаря настроений.
Учащиеся зачитывают строки четверостишия и объясняют, какие чувства они испытывают.
Учитель: общее настроение стихотворения – радостное.
Учитель: Найдите рифмующиеся слова в четверостишиях. (дети называют рифмующиеся строки).
Они находятся в соседних строчках или через строчку?
Дети: Они находятся через строчку.
Учитель: Как называется такая рифма?
Дети: Перекрёстная.
Соотнесение строчек стихотворения с репродукцией картины П. Караченцева «весенние воды»
Учитель: Замечательно! Мы рассмотрели с вами стихотворение, а теперь давайте рассмотрим репродукцию картины П. Караченцева «Весенние воды».
- Какое явление природы изобразил художник?
Дети: Художник изобразил половодье.
Учитель: Какие строки из стихотворения подходят к этой репродукции?
Дети:
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
VI. Рефлексия
Учитель: Решены ли поставленные задачи урока.
(Учащиеся возвращаются к задачам урока и высказывают своё мнение)
Учитель: - Итак, мы с вами побывали в поэтической мастерской поэта, прочитали стихотворение: о чем же оно? (ответы детей)
- Тютчев писал о радостных чувствах, которые переполняют человека каждую весну.
1. Составление буриме.
А хотите сами написать своё стихотворение? Возьмите карточки - КАПЕЛЬКИ.
- Попробуйте создать свой образ весны. Сочините буриме.
1 группа:
……тишина
……весна
2 группа:
…….лучами
……ручьями
2. Проверка творческих работ
РЕЗЕРВ.
1 группа. Представьте, что вы художники и вам нужно нарисовать картину к этому стихотворению.
Какие краски вы бы использовали, чтобы нарисовать эти картины? Аргументируйте свой ответ.
2 группа. Представьте, что вы композиторы, и вам нужно музыкально оформить это произведение.
Какая получится у вас музыка?
Какие инструменты будут звучать?
VII. Эмоциональная рефлексия
- Вам понравился урок? Как вы думаете, мы хорошо сегодня поработали? Ответить на этот вопрос нам поможет таблица – это карточки СОЛНЫШКИ.
О | П | П | Т | У | У | У | Л | И | В | В | Ч | Н | А | А | А | О |
Из таблицы вычеркиваются повторяющиеся буквы, а из остальных составляется слово. (ОТЛИЧНО).
VIII. Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрацию (по желанию)
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе школы VIII вида "Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога"
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе школы VIII вида "Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога"...
Конспект открытого урока по математике для 2-го класса школы глухих по теме "Задачи на увеличение числа несколько раз"
Конспект открытого урока по математике для 2-го класса школы глухих....
Конспект открытого урока по изобразительному искусству во 2 классе школы I вида Тема: Лепка животного (кошка) в легко изображаемом движении
Конспект открытого урока по изобразительному искусству во 2 классе школы I вида Тема: Лепка животного (кошка) в легко изображаемом движении...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе (Школа 2100)
Предмет: русский язык Класс: 4-аУМК: «Школа 2100». ...
Открытый урок по математике. Тема:"Задача".1 класс. "Школа 2100"
Урок разработан к УМК "Школа 2100". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: технология деятельностного метода, проблемно-диалогического метода и метода самооценки. Формы работы...
Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»
ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Школа России"по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы." с самоанализом
Открытый урок по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы". Конспект и самоанализ урока....