Открытый урок по чтению "Весенние воды. Ф.Тютчев" 4 класс школа 8 вида
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект урока "Весенние воды. Ф.Тютчев"в форме творческой мастерской по чтению для 4 класса  школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ptitsina.docx26.59 КБ
Файл karachentsev_-_vesennie_vody.pptx968.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок:    Чтение и развитие речи

Класс:  4 Б

Тема урока. Ф. И. Тютчев. Весенние воды.

Дата: 08.04.2019г

Цель: формировать и развивать исследовательские навыки учащихся через работу с поэтическим текстом.

Задачи: - знакомство обучающихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды»;

- обучение анализу стихотворного  произведения;

-  развитие  активного  словаря, образного и логического мышления.

- воспитание любви к природе и русской поэзии.

Планируемые результаты:

  1. Поиск информации заданной в тексте.
  2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
  3. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
  4. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
  5. Монологические высказывания по предложенной теме и заданным вопросам.

Оборудование: мультимедийная презентация; таблица «картинный план и партитура чувств»; информационный лист «Выразительные средства языка»; муз.запись романса Д. Хворостовского «Весенние воды», «Веснянка»; репродукция картины П. Караченцева «Весенние воды»; карточки с распределением ролей и советами для работы в группе, выставка книг со стихами о весне, рисунки детей к прочитанным произведениям.

Структура урока:

-Организационный момент,

-проверка домашнего задания,

-введение в тему урока,

-целеполагание урока,

-погружение в тему урока,

-рефлексия,

- домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Именно такое настроение нам понадобится сегодня на уроке. Ребята, какое время года у нас сейчас за окном? На столах у вас целая поляна с весенними первоцветами, прочитайте названия этих цветов: здесь есть подснежники, пролески, весенники, мать-и-мачеха, медуница. Сегодня Мы будем работать с вами в группах, вы будете брать карточки с определенными цветами и выполнять задания, которые на них написаны. Первыми возьмите карточки  с ПОДСНЕЖНИКАМИ, на них вы прочитаете обязанности, которые каждый из вас будет выполнять во  время работы в группе. (На каждом столе лежит список обязанностей внутри группы.)

Роли:

1 группа:

Организатор – Шокурев Вадим

Чтец – Ожогина Евгения

Докладчик – Макиевская Елена

Роли:

2 группа:

Организатор – Зенкова Диана

Чтец – Суганяк Дарья

Докладчик – Морозов Слава

Теперь возьмите карточки с ПРОЛЕСКАМИ, на них написаны правила работы в группе, которые вы должны соблюдать во время нашего урока.

Запомни и соблюдай
простые правила:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

II. Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, какое задание вы получили на предыдущем уроке чтения?

Дети: Мы получили задание нарисовать рисунки к прочитанным  произведениям из раздела «В стране чудес».     (выставка на доске)

Учитель: у нас получилась вот такая выставка рисунков. На перемене вы рассмотрели рисунки своих товарищей, а теперь обсудите в группе и примите решение, чей рисунок заслуживает особого внимания. Назовите авторов этих работ.

- Ребята, чьи фамилии были названы, выйдите, пожалуйста, к доске.

- Расскажите, почему вы изобразили именно героев этих произведений в своих рисунках. (Учащиеся высказывают своё мнение о героях на  своих иллюстрациях).

- Ребята, как мы их поблагодарим? (Можно подарить аплодисменты.)

III. Артикуляционная разминка.

1) Работа со скороговоркой.

       Летит скворец – зиме конец.      (на обратной стороне доски)

- прослушать со слов учителя;

- повторить самостоятельно несколько раз;

- произнести вслух.

2) На столах у групп лежат  карточки с ВЕСЕННИКАМИ и, на  которых написаны примеры из букв и слогов: (среди этих букв зачеркните повторяющиеся буквы и соедините оставшиеся в слова)

Г+РУ+А+ЧИ-У = ГРАЧИ

РУМ+ЧЬ+М+И = РУЧЬИ

- Какие слова у вас получились?
- О каком времени года напомнили нам эти слова? (о Весне)

III. Введение в тему урока

1. Вводная беседа учителя

Учитель: А вы знаете, как раньше зазывали весну наши прабабушки и прадедушки?

Прослушивание весенних закличек (звучит аудиозапись)

Идёт весна,

Весна - красна,

Открывай ворота…

Учитель: Обратите внимание на колокольчики, которые лежат у вас на партах. Позвените ими.

- Что вам напоминает звук колокольчика?

Дети: Журчание ручейка, капель, щебет птиц.

Учитель: Давайте под музыку попытаемся передать эти звуки. (Звучит мелодия «Веснянка», дети звенят колокольчиками.)

Учитель: А вы знаете, как поэты, художники, композиторы передают свои впечатления о весне?  

Дети: Поэты всё увиденное и услышанное ими глубоко переживают и передают свои чувства в стихах, художники передают свои чувства при помощи кисти и красок. На стихи поэтов композиторы сочиняют музыку, а задача певца-исполнителя передать эти чувства при помощи голоса и интонации.

2. Прослушивание музыкального произведения

Учитель: А сейчас, внимательно послушайте музыкальное произведение - романс на стихи Федора Тютчева и музыку Сергея Рахманинова в исполнении певца Дмитрия Хворостовского и постарайтесь запомнить, какие картины вы увидите в своём воображении.

(Прослушивание музыкальной записи – романса в исполнении Д.Хворостовского «Весенние воды» в сопровождении мультимедийной презентации на тему «Весна»)              (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

3. Вопросы после прослушивания

Учитель: Какие чувства вы испытываете?

- Какие картины вы нарисовали в своём воображении?

- На стихи, какого поэта прозвучало это музыкальное произведение?

IV. Целеполагание урока

Учитель: Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Дети: Фёдор Тютчев о весне и т.д.

(Звучат высказывания детей, затем учитель корректирует тему урока).

Тема урока: Образ весны в стихотворении Фёдора Тютчева «Весенние воды». (Учитель записывает тему урока на доске.)      

Учитель: Определим задачи урока.

(дети высказывают свои мнения, учитель фиксирует задачи на доске.)

Задачи урока:

  1. Прочитать стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».
  2. Найти в тесте слова, при помощи которых поэт рисует картину весны.
  3. Составить словарь настроений произведения.

V. Погружение в тему урока

Работа с текстом

Учитель: Ф. И. Тютчев – мастер пейзажной лирики. Его стихи – это зарисовки различных времён года. Стихотворение «Весенние воды» было написано в Мюнхене в 1930 году.                  (портрет Тютчева Ф.И.)

1. Самостоятельное чтение стихотворения

Учитель: Приступаем к решению 1 задачи урока. Прослушайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды». Во время прослушивания вы можете следить по  листочку и обратите внимание на слова, значение которых вам будет непонятно.

(Звучит аудиозапись)

2. Лексическая работа.

Учитель: Какие слова вам непонятны?

Брег – берег.

Гласят – говорят.

Гонцы – первые приносят весть.

Хоровод – род массовой игры, обычно состоящей в круговом движении с пением и плясками.

Толпиться - собираться, скапливаться.

3. Анализ текста стихотворения

Учитель: Приступаем к решению 2 задачи урока. Сейчас нам предстоит провести исследование текста и определить выразительные средства, при помощи которых поэт изображает весну.

Задания вам даны по группам: возьмите карточки с цветами МАТЬ-И-МАЧЕХИ и прочитайте задание для своей группы.

1 группа:

- Прочитайте первое четверостишие  и найдите слова-действия, которые описывают всё происходящее в природе весной.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят

Проверка:

Дети:  Поэт использует слова-действия. В одном только этом четверостишии их 7.

Учитель: - Скажите, почему берег реки назван «сонным»? (ответы детей)

- Какую картину помогают нарисовать слова-действия в этом четверостишии. (Дети: Вся природа просыпается, всё происходит стремительно, быстро, шумно.)

2 группа:

- Прочитайте первый и второй столбик стихотворения и определите, о каких «гонцах» идёт речь во втором четверостишие?

Кто такие «гонцы»? (гонец – это человек, посылаемый куда-то со срочным известием)

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт,

Мы, молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Проверка:

Учитель:  - Так о  каких гонцах идёт речь?

Дети: Гонцы – это воды, которые бегут вперед весны и сообщают всем о её приходе.

Учитель: - Автор сравнивает воды с гонцами, которые и сообщают всем вокруг о приходе весны. (Сравнение - воды как гонцы).

Дети: Учитель: Последнее четверостишие давайте обсудим вместе.

Учитель: Прочитаем 3 четверостишие.

Весна идёт, весна идёт,

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!...

Учитель: Как поэту удаётся передать впечатление нарастания победы весны?

Дети: Повтор слов («Весна идёт, весна идёт»).

Учитель: Какие слова помогают нам понять, что автор наделяет Весну качествами одушевлённого предмета?

Дети: Слова  «весна идёт».

Физминутка «Весна».  (ВИДЕО)

Учитель: Теперь мы готовы перейти к решению нашей третьей задачи:  составить словарь настроений произведения, т.е. понять, какое настроение передает нам автор в каждом четверостишии.

- Организаторы групп возьмите карточки с цветами МЕДУНИЦЫ.

4. Составление словаря настроений.

1) Работа с таблицей в группе

  1. Рассмотрите таблицу.
  2. Прослушайте ещё раз стихотворение по четверостишиям. (аудиозапись)
  3. Выразите словами чувства, какие вы испытываете при чтении.
  4. Запишите эти слова в таблицу.

        

Картинный план

Словарь настроений

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Радость, бодрое настроение

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт,

Мы, молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Радость, восторг

Весна идёт, весна идёт,

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!...

Нарастание радости

Слова-помощники: радость, удивление, восторг, бодрость, разочарование, веселье, грусть, тоска, печаль, спокойствие, негодование, отчаяние.

2) Фронтальная проверка составления словаря настроений.

Учащиеся зачитывают строки четверостишия и объясняют, какие чувства они испытывают.

Учитель: общее настроение стихотворения – радостное.

Учитель: Найдите рифмующиеся слова в четверостишиях.  (дети называют рифмующиеся строки).

Они находятся в соседних строчках или через строчку?

Дети: Они находятся через строчку.

Учитель: Как называется такая рифма?

Дети: Перекрёстная.

Соотнесение строчек стихотворения с репродукцией картины П. Караченцева «весенние воды»

Учитель: Замечательно! Мы рассмотрели с вами стихотворение, а теперь давайте рассмотрим репродукцию картины П. Караченцева  «Весенние воды».

- Какое явление природы изобразил художник?

Дети: Художник изобразил половодье.

Учитель: Какие строки из стихотворения подходят к этой репродукции?

Дети:

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

VI. Рефлексия

Учитель: Решены ли поставленные задачи урока.

(Учащиеся возвращаются к задачам урока и высказывают своё мнение)

Учитель: - Итак, мы с вами побывали в поэтической мастерской поэта, прочитали стихотворение: о чем же оно? (ответы детей)

- Тютчев писал о радостных чувствах, которые переполняют человека каждую весну.

1. Составление буриме.

А хотите сами написать своё стихотворение? Возьмите карточки - КАПЕЛЬКИ.

- Попробуйте создать свой образ весны. Сочините буриме.

1 группа:

……тишина

……весна

2 группа:

…….лучами

……ручьями

               

2. Проверка творческих работ

РЕЗЕРВ.

1 группа. Представьте, что вы художники и вам нужно нарисовать картину к этому стихотворению.

Какие краски вы бы использовали, чтобы нарисовать эти картины?  Аргументируйте свой ответ.

2 группа. Представьте, что вы композиторы, и вам нужно музыкально оформить это произведение.

Какая получится у вас музыка?

Какие инструменты будут звучать?

VII. Эмоциональная рефлексия

- Вам понравился урок? Как вы думаете, мы хорошо сегодня поработали? Ответить на этот вопрос нам поможет таблица – это карточки СОЛНЫШКИ.

О

П

П

Т

У

У

У

Л

И

В

В

Ч

Н

А

А

А

О

Из таблицы вычеркиваются повторяющиеся буквы, а из остальных составляется слово. (ОТЛИЧНО).

VIII. Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрацию (по желанию)

        Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе школы VIII вида "Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога"

Конспект открытого урока по  русскому языку во 2 классе школы VIII вида "Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога"...

Конспект открытого урока по изобразительному искусству во 2 классе школы I вида Тема: Лепка животного (кошка) в легко изображаемом движении

Конспект  открытого урока по изобразительному искусству  во 2 классе школы I вида  Тема: Лепка животного (кошка) в легко изображаемом движении...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе (Школа 2100)

Предмет: русский язык                         Класс: 4-аУМК: «Школа 2100». ...

Открытый урок по математике. Тема:"Задача".1 класс. "Школа 2100"

Урок разработан к УМК "Школа 2100". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: технология деятельностного метода, проблемно-диалогического метода и метода самооценки. Формы работы...

Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»   Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Школа России"по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы." с самоанализом

Открытый урок по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы". Конспект и самоанализ урока....